Меню

Методы управления физическим здоровьем

основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой
статья на тему

основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой

Скачать:

Вложение Размер
основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой 16.76 КБ

Предварительный просмотр:

основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта

Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом. Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровы, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Как система методов медицинских наблюдений В. к. является разделом спортивной медицины.

Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля (или врачами-терапевтами) в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях. В Госкомспорте специальный медико-биологический отдел организует совместно с органами здравоохранения В. к. среди ведущих спортсменов страны и над группами спортивного резерва. Общее руководство В. к. при занятиях физической культурой и спортом возложено на Министерство здравоохранения

Врачебный контроль включает: 1) врачебное освидетельствование: 2) врачебно-педагогические наблюдения; 3) врачебно-спортивную консультацию; 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований; 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов; 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые. Методика обследования (краткая или углубленная) и его периодичность определяются контингентом занимающихся (их возрастом, полом, спортивной квалификацией) и характером занятий (учебная программы, оздоровительная и лечебная физкультура, спортивная тренировка).

Обследование по краткой методике проводят среди лиц, занимающихся по обязательной программе физического воспитания в учебных заведениях, в группах общей физической подготовки, в физкультурных коллективах предприятий, организаций, а также среди начинающих физкультурников и спортсменов. Обследование проводят врачи — специалисты по В. к., врачи — терапевты районных поликлиник, здравпунктов предприятий, организаций, учебных заведений, медпунктов стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений. При необходимости к обследованию могут быть привлечены врачи-специалисты различного профиля (при обследовании женщин обязателен осмотр гинеколога). Периодичность обследования — не реже 1 раза в год. При этом обследование учащихся и студентов приурочивают к началу учебного года. Повторные обследования в течение года проводят по показаниям, перед соревнованиями и при появлении жалоб. Обследование по углубленной методике проводят врачебно-физкультурные диспансеры и врачи добровольных спортивных обществ в процессе диспансерного наблюдения за высококвалифицированными спортсменами и учащимися детских и юношеских спортивных школ. Периодичность обследования 2—3 раза в год.

При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине. Обследование по краткой методике включает: сбор анамнестических данных (с учетом представляемой обследуемым выписки из амбулаторной карты поликлиники), физикальное обследование, измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой (см. Физическая работоспособность). При обследовании лиц среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физической подготовки, дополнительно проводят электрокардиографическое исследование, биохимический анализ крови. Кроме того, для определения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и выявления признаков скрытой патологии применяют функциональные пробы с дозированными нагрузками: приседания, степ-тест (подъем и спуск по двухступенчатой лестнице), бег на месте или по движущейся дорожке, применение велоэргометра. До и после физической нагрузки подсчитывают пульс, измеряют АД, снимают электрокардиограмму.

На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовкой. Им разрешены занятия по полной учебной программе, сдача норм ГТО, занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку. Они занимаются по той же программе, но с некоторым ограничением (в начальный период) и более постепенным нарастанием нагрузок; вопрос об участии в соревнованиях в каждом конкретном случае решается индивидуально. В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки. Групповые занятия для таких лиц могут проводиться только по специальной программе лечебной физической культуры, по показаниям — занятия по индивидуальной программе в поликлинике или врачебно-физкультурном диспансере: при этом учитывают характер и стадию заболевания, уровень физической подготовки обследуемого, его возраст и пол.

Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к. Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности (см. Тренировка). Результаты врачебно-педагогических наблюдений служат основой для управления тренировочным процессом (в соответствии с состоянием здоровья, функциональной подготовленностью организма спортсмена), для проведения мероприятий по восстановлению и повышению работоспособности.

Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом, проводит врач — специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта (в соответствии с состоянием здоровья, физического развития и уровнем физической подготовки). Тренеры, преподаватели и спортсмены получают консультацию по вопросам режима тренировки, объема и характера тренировочных нагрузок и др. Ответы на все вопросы могут быть получены только на основе данных врачебного освидетельствования и врачебно-педагогических наблюдений (для спортсменов).

Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий. Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера. Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации.

Гигиеническое воспитание направлено на пропаганду здорового образа жизни. Врач поликлиники или амбулатории в своей профессиональной деятельности способствует развитию физической культуры, разъясняя населению роль рационального режима дня, включающего регулярные занятия физкультурой (см. Зарядка, Бег оздоровительный) и спортом, а также элементы закаливания.

Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований (размещение участников, их питание и др.). На международных и всесоюзных соревнованиях проводят также контроль на допинг (см. Допинги), а для женщин — на половую принадлежность.

При проведении соревнований врач является заместителем главного судьи соревнований. Все распоряжения врача, касающиеся вопросов охраны здоровья участников, обязательны для судей и организаторов соревнований .

Источник

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Кулкаева Г.У.

магистрант “Almaty Management University”

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Аннотация

Система здравоохранения, как государственный институт, в недостаточной степени фокусирует свое внимание на главном объекте своей деятельности – человеке. Человек не только может быть объектом диагностики и лечения, но и сам может принимать активное участие в улучшении своего здоровья, в лечении с помощью использования методов управления собственным здоровьем.

Ключевые слова: здоровье, управление здоровьем

Kulkaeva G.U.

undergraduate of “Almaty Management University”

METHODS OF MANAGEMENT OWN HEALTH CARE

Abstract

The health care system, as a state institution, insufficiently focuses on the main subject of its activities – man. Man can not only be the object of diagnosis and treatment, but he can take an active part in improving their health, in the treatment by the use of their own health management.

Keywords: health, health management

Методы управления собственным здоровьем – это механизмы, которые побуждают человека принять решение управлять своим здоровьем, а затем помогают реализовать процесс управления. В соответствии с этим определением, методы управления здоровьем мы будем классифицировать следующим образом:

  • методы управления здоровьем, ориентированные на мотивацию населения управлять своим здоровьем: пропаганда здорового образа жизни, изменение отношения к своему здоровью, создание благоприятной атмосферы в больничных организациях для поддержки населения, которое желает управлять своим здоровьем;
  • методы управления здоровьем, ориентированные на организацию процесса управления заболеваниями. То есть эти методы уже направлены на организацию процесса лечения, а не пропаганды. Рассмотрим подробно каждую группу методов управления собственным здоровьем.

Государственные органы власти отвечают реализацию методов, применяемых при создании условий, мотивации и возможностей населения для принятия решения по управлению собственным здоровьем.

Методы управления здоровьем базируются на качественной медицинской помощи, которая, в свою очередь, основывается на использовании современных медицинских технологий организации и предоставления лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных услуг, безопасность и эффективность которых подтверждена принципами доказательной медицины.

Также методом развития управления собственным здоровьем являются меры по повышению качества и обеспеченности равного доступа к медицинским услугам в объеме, который гарантируется населению государством [1].

Одним из методов управления собственным здоровьем является – Программа управления заболеванием (далее – ПУЗ), которое внедряется в РК для трансформации доказательств в клиническую практику, улучшения координации между поставщиками услуг и пациентами, обеспечения комплексности медицинской помощи. ПУЗ – это концепция снижения затрат здравоохранения и улучшения качества жизни лиц с хроническими заболеваниями путем предотвращения или минимизации последствий заболевания с помощью интегрированной помощи.

Вместе с тем, ПУЗ – это система скоординированных медицинских вмешательств и коммуникаций для определенных групп пациентов с состояниями, где можно прилагать усилия по самопомощи/самоменеджменту. Такая программа дает возможность отдельным лицам вместе с другими поставщиками медицинских услуг управлять своим заболеванием и предотвращать осложнения. ПУЗ является методом улучшения помощи для лиц с хроническими состояниями. Люди с хроническими заболеваниями обычно используют больше медицинских услуг, которые часто не скоординированы между поставщиками медицинских услуг, создавая возможности для чрезмерного или недостаточного использования медицинской помощи.

Целью использования данного метода управления собственным здоровьем, является изменение менталитета пациентов, улучшения качества жизни лиц с хроническими заболеваниями путем предотвращения или минимизации последствий заболевания через интеграцию медицинской помощи и взаимодействия медицинских работников, а также снижения затрат на здравоохранение.

В качестве первого шага внедрения этого метода управления собственным здоровьем, определяется группа населения, которые участвует в реализации ПУЗ, определяются четкие критерии для участников. Программы по управлению заболеваниями сосредотачивают внимание на таких хронических и затратных состояниях, как астма, сахарный диабет, застойная сердечная недостаточность, гипертензия и другие.

Медицинские работники в рамках программы по управлению заболеваниями имеют решающее значение, как для предоставления качественной медицинской помощи, так и для обучения пациентов об их заболевании и как лучше управлять их состояниями.

Самоменеджмент/самопомощь в системе терминологии метода ПУЗ – это активное участие больных в процессе лечения. Цель самоменеджмента – минимизировать воздействие хронического заболевания на состояние здоровья и жизнедеятельность.

Обучение пациентов самопомощи является неотъемлемой частью ПУЗ. Поддержка самопомощи основана на совместном подходе, ориентированном на пациенте для поддержания и повышения активности больного, его обучение, расширение его полномочий и возможностей. Поддержка самопомощи расширяет роль медицинских работников от традиционного предоставления информации и обучения пациентов до оказания им помощи в обретении уверенности в себе и выборе действий, ведущих к более эффективной самопомощи и улучшения результатов лечения.

Кроме того, пациентов обеспечивают обучающим материалом, которые могут быть представлены буклетами, брошюрами, памятками, алгоритмами. Если требуется ведение дневника самонаблюдения или чек-листа, необходимо пациента обучить ведению записей, производить некоторые процедуры. Например, использование глюкометра, измерение артериального давления, подсчитывания пульса и т.д.

Участникам ПУЗ может понадобиться дополнительная поддержка в соблюдении режима лечения. Консультирование, приемы на дому, круглосуточные информационно-справочные службы и системы напоминания о приеме используются для поддержки пациентов, управляющих своим состоянием.

Для успешной реализации ПУЗ потребность в большем количестве врачей и медицинских сестер совершенно очевидна и необходимо ведение пациентов с участием мультидисциплинарных (многопрофильных) команд, регулярно взаимодействующих по вопросам лечения определённой группы пациентов и участвующих в лечении на длительной основе. Важно четко распределить обязанности и функции внутри мультидисциплинарной команды. Необходимо, чтобы лечение мультидисциплинарной командой объединяло специалистов и создавало оптимальное сотрудничество между ними и пациентом.

В состав мультидисциплинарных команд входят: врачи-терапевты, врачи-кардиологи, диетологи, клинические фармакологи, физиотерапевты, реабилитологи, фельдшера, медицинские сестра. Основные задачи, которые входят в компетенцию многопрофильных команд включают в себя следующее:

  • основное лечение или клиническое управление;
  • планирование лечения;
  • поддержка самоконтроля;
  • самопомощь и консультирование в изменении образа жизни;
  • постоянное наблюдение либо индивидуальное, либо по телефону, либо через Интернет.

Медицинские специалисты должны использовать информационные и коммутационные системы для того, чтобы поддерживать пациентов с хроническими заболеваниями. Как правило в результате реализации рассматриваемого метода управления собственным здоровьем ждут следующих результатов:

  • улучшено здоровье пациентов, увеличение использования эффективных лекарственных препаратов, имеющих научно-доказанную эффективность и улучшение самоменеджмента, что существенно повлияет на снижение числа обострений и осложнений;
  • сокращение избыточного использования ресурсов здравоохранения с помощью поддерживающего подхода, приемлемого для пациентов;
  • повышено сотрудничество между специалистами различного профиля и учреждениями разного уровня, которые традиционно действовали порознь;
  • повышена солидарная ответственность пациентов и профилактика здорового образа жизни.

Таким образом, нами рассмотрены основные методы управления собственным здоровьем. Изучены функции и задачи государственных органов системы здравоохранения при реализации методов управления здоровьем. Также был изучен метод ПУЗ, как наиболее эффективный метод управления собственным здоровьем населения больных ХНЗ. Метод ПУЗ можно использовать и для здорового населения, в качестве профилактики заболеваний и управления группами риска.

Источник

Читайте также:  Цель работы как воспитателя здоровье детям
Adblock
detector