Меню

Методы средства гигиенического воспитания охране здоровья населения

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни

Принципы гигиенического обучения и воспитания

Гигиеническое обучение и воспитание является обязательным разделом работы каждого медицинского работника. Оно включено в план-график их работы из расчета 4 часа в месяц. Кроме медицинских профилактических услуг (диспансеризации) условиях детской поликлиники осуществляется санитарное просвещение, т.е. пропаганда медицинских и гигиенических знаний путем организации и проведения мероприятий, с целью сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и их осложнений.

Принципами организации гигиенического обучения и воспитания в соответствии с Концепцией сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения и воспитания от 30.07.1997г. являются:

ü государственный характер;

ü участие всех медицинских работников;

ü участие других организаций и населения;

ü наличие специальных органов и учреждений гигиенического обучения и воспитания;

ü общедоступность и целенаправленность;

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни

Методы Средства
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, информационное выступление по радио, вечер вопросов и ответов, громкое чтение и др.
Печатный Памятка, листовка, статья в газете, доска вопросов и ответов, лозунг, книга, брошюра, стенная санитарная печать и др.
Наглядный Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии и др.
Смешанный Телевидение, кинофильмы, выставки (стационарные и передвижные), уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей ёмкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый, большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседапредполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Вечер вопросов и ответов требует предварительной подготовки и хорошей организованности. Население заранее оповещается о проведении такого вечера, заранее собираются вопросы от населения.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека. Например: памятка больному, страдающему сахарным диабетом, памятка по контрацепции и др.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна и содержать конкретную информацию.

Плакаты – массовое средство санитарного просвещения. над которым работают ученые, художники, педагоги и др.

Применяя различные средства гигиенического обученияи воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

ü 5% — лекция;

ü 10% — чтение;

ü 20% — аудиовизуальные средства;

ü 30% — использование наглядных пособий;

ü 50% — обсуждение в группах;

ü 70% — обучение практикой действия;

ü 90% — выступление в роли обучающего.

К наиболее современным формам работы по гигиеническому обучению населения могут быть отнесены конференции, праздники здоровья, телефон доверия, школы здоровья, различного рода тренинги и др.

Источник

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Гигиеническое воспитание и обучение населения. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

Гигиеническое воспитание – обучение населения – санитарное просвещение, является одним из главных направлений профилактической медицины и проводится в большей или меньшей степени во всех странах мира.

ВОЗ трактует – это специальная область медицинской науки и здравоохранения, которая формирует знания и поведение, направленные на обеспечение здоровья человека, коллектива, общества.

Задачи санитарного просвещения – убедить человека:

1. Принимать решения, направленные на улучшение индивидуального и коллективного здоровья и условий окружающей среды.

2. Научиться здоровому образу жизни и соблюдать его.

3. Использовать находящиеся в его распоряжении службы здравоохранения.

По данным ВОЗ здоровье населения зависит более чем на 50% (47-55%) от образа и условий жизни. Ведущая роль – от образа жизни. Образ жизни непосредственно влияет на здоровье, тогда как, социальные условия опосредованно, через образ жизни – деятельность, поведение, психологическую обстановку и другие проявления образа жизни.

ЗОЖ (здоровый образ жизни)– это повседневное поведение людей, направленное на улучшение и сохранение здоровья, повышение защитных сил организма, и в конечном итоге продолжительности жизни, полноценное выполнение человеком его социальных функций.

Особенно важной стороной образа жизни является медицинская активность – поведение человека по отношению к своему здоровью, выполнение медицинских рекомендаций, гигиеническая и медицинская грамотность.

Гигиеническое воспитание – это средство охраны и улучшения здоровья, a не просто пассивное знание гигиенических правил.С его помощью здоровье должно формироваться с детства. Важно выработать гигиенически и медицински грамотную и прочную психологическую установку на рациональное, способствующее здоровью поведение, на активное формирование ЗОЖ.

Читайте также:  Банка для вашего здоровья

Необходимо изменить общественное мнение, добиться перехода от привычного, зачастую не правильного отношения к ЗОЖ, формирование которого должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, досуга, питания, физическую активность, личную гигиену, отказот вредных привычек, психологическую, сексуальную и экологическую грамотность, формирование здоровой семьи, т.е. в снижении и нивелировании факторов риска.

Убеждение здесь мало эффективно. Усилия медиков, на которых сейчас возлагается основная обязанность по формированию ЗОЖ у населения, хотя и играют значительную роль в гигиеническом воспитании человека, являются малоперспективными,т.к. задача эта межведомственная.В решении ее должны участвовать государство, общественные организации. Это важнейшее и обязательное условие формирование ЗОЖ.

Во многих индустриально развитых странах успех в жизни во многом определяется состояние здоровья человека и его заболевание всегда связано с большими материальными затратами.

Культ моложавости и здоровья стал неотъемлемой частью бытия граждан многих стран. Результаты известны – десятки миллионов рядовых американцев расстались с вредными привычками (врачей в США, Германии, Англии, Швеции уже не встретишь курящими), внесли коррективы в рациональное питание, приступили к систематическим занятиям физической культурой. В итоге – снижение показателей смертности, увеличение средней продолжительности жизни до 75-80 лет.

A в нашем обществе приоритет принадлежит больному человеку: общественные фонды распределяются прежде всего среди больных. Инициатива депутата Госдумы о дополнительном 3-х дневном отпуске тем, кто не болел в течении года и не уходил на больничный лист.

Россияне в современных условиях недостаточно ориентированы на укрепление своего здоровья. На сегодня

12% жителей России регулярно занимаются оздоровлением, физической культурой и спортом, что значительно меньше, чем в большинстве развитых стран мира. В России насчитывается > 30 млн. человек злоупотребляющих спиртными напитками,

> 2млн. регулярно принимают наркотики, более 45% или 65 млн. – курильщики.

В решении вопросов охраны здоровья населения особая роль отводится средним медицинским работникам. Неотъемлемой составной частью их деятельности, частью специальной, становится сегодня формирование ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья через ЗОЖ, переориентация с преимущественно лечебной на лечебно-профилактическую деятельность.

По данным немецких ученых, потенциал поведения в профилактике: сердечно-сосудистых заболеваний составляет 60-80%, сахарного диабета – 50-80%.

Наше население не знает, что значит вести ЗОЖ в социальном и личностном плане.Человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. К сожалению, нет моды на здоровье.Многие люди всем своим образом жизни и поведением идут не к здоровью, a от него, т.е. к болезни..

Перестройку в сознании людей, в их отношении к здоровью, медицинским работникам надо начать с себя.Средние медицинские работники не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением должны агитировать за то, что входит в понятие ЗОЖ.

Исследования показывают, что только 22,9% (против 32,5% у членов семьи) занимаются утренней гимнастикой, 50,4% — регулярно употребляют алкоголь, 25% своевременно обращаются за медицинской помощью, остальные занимаются самолечением.

Пропаганду ЗОЖ необходимо осуществлять по 2 главным тематическим направлениям.

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья (гигиена труда, отдыха, питания, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, закаливание, гигиена жилища, быта, личная гигиена, сексуальная культура, демографическая культура, медицинская активность и др.)

2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье (борьба с пьянством, курением, наркоманией и токсикоманией, самолечением, знахарством, увлечением альтернативной медициной).

Получение медицинских и гигиенических знаний зависит от методов и средств гигиенического воспитания.

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Методы по виду передачи информации:

1. Метод устной пропаганды.

2. Метод печатной пропаганды.

3. Метод изобразительной пропаганды.

Метод устной пропаганды – его средства: беседы, дискуссии, курсовые занятия, телепередачи.

Метод печатной пропаганды – средства: книги, брошюры, сан.бюллетени, памятки, плакаты, листовки, лозунги.

Метод изобразительной пропаганды – средства: выставки, демонстрационный материал, слайды, диафильмы, технические устройства.

Формы гигиенического воспитания:

1. Индивидуального воздействия: индивидуальная беседа, индивидуальное консультирование, индивидуальный инструктаж.

2. Воздействия на группу лиц: беседа, беседа за круглым столом, дискуссия, клубы здоровья, игра, курсовое гигиеническое обучение.

Читайте также:  Сколько проживу по состоянию здоровья

3. Массовой коммуникации: лекция, радиопередача, демонстрация фильмов, использование печатных изданий.

Вопросы к занятию №5

Гигиеническое воспитание и обучение населения. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

1. Гигиеническое воспитание, обучение – санитарное просвещение. Задачи санитарного просвещения.

2. Образ жизни и его влияние на здоровье.

3. ЗОЖ – задача межведомственная.

4. Роль медицинских работников в решении вопросов охраны здоровья населения.

5. Направления пропаганды ЗОЖ.

6. Методы, формы, средства гигиенического воспитания населения.

Источник

Гигиеническое воспитание населения

Гигиеническое воспитание населения

Скачать:

Вложение Размер
gigienich_vospitanie_naseleniya.docx 17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

снижение распространенности курения;

улучшение качества питания;

увеличение физической активности;

смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

профилактическое консультирование отдельных пациентов;

профилактическое консультирование групповое;

профилактические медицинские осмотры;

профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:

Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.

Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов.

ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.

Все средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетенъ состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

• определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья .

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Источник

Adblock
detector