Методы гигиенических исследований.
Лекция 1
. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.
Содержание учебного материала:
1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека
2. Задачи и методы гигиены
3. Основные периоды развития гигиены.
4.Профилактика, виды профилактики
5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.
1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.
Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных отраслей: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических учреждений и т.д.
Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.
2. Задачи гигиены:
Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.
ДРУГАЯ ЗАДАЧА – это разработка средств и способов , направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития , повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий.
Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.
Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» — дом, «логос» — наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения.
Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.
Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.
Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.
Методы гигиенических исследований.
Выделяют 2 группы методов: методы, с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.
Лабораторные исследования включают:
физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).
Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.
Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).
Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).
Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.
Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.
Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.
Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.
Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.
4. Становление гигиены как науки. Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи
5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены
Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.
Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.
Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»
На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).
Источник
Что за наука «Социальная гигиена»
Защитой общественного здоровья населения занимается специальная медико-биологическая наука – социальная гигиена. Она разрабатывает специальные предложения и правила, обеспечивающие повышение здоровья населения и улучшения качества медицинской помощи.
О чем наука
Научная дисциплина о социальной гигиене изучает закономерности общественного здоровья и системы здравоохранения. Для этого исследуется влияние социальных и экономических факторов на здоровье социальных и национальных групп населения:
- уровень заболеваемости по профессиям и возрастам;
- демографические процессы в разных регионах;
- условия труда;
- уровень смертности;
- бытовые условия граждан и уровень бытовой гигиены;
- экологическая обстановка в конкретных регионах;
- физическое развитие возрастных групп населения;
- причины инвалидизации граждан;
- проблемы раннего старения;
- проблемы организации здравоохранения.
На основе изученной информации специалисты в ходе проведения социально-гигиенических исследований разрабатывают рекомендации для национального здравоохранения.
В РФ система здравоохранения и советская наука об общественной гигиене и санитарии, которая показала преимущества перед медициной ведущих стран мира, была основана Н.А. Семашко и З.П. Соловьевым в начале 20-х годов прошлого века. В современных условиях наука о социальной гигиене и системе здравоохранения РФ играет большую роль в профилактике различных заболеваний, в том числе и инфекционных, и снижении смертности населения страны, организации такой медицинской помощи различным группам населения, которая обеспечивала бы эффективную защиту здоровья и жизни граждан. Ученые разрабатывают рекомендации для улучшения социальной среды населения с помощью санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих устранению негативных для здоровья человека факторов социальной среды.
Предмет и объект
Предметом науки о социальной гигиене и системе здравоохранения являются закономерности взаимодействия факторов природной и социальной среды на здоровье людей. В ходе изучения этих закономерностей выявляются негативные воздействия внешней среды человека, разрушающие его здоровье.
Объектами исследования социальной гигиены являются сам человек и среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность. Исследование здоровья людей и поддержания ими гигиены ведется по следующим направлениям:
- в социальных группах;
- в популяции;
- в профессиональных сообществах;
- по регионам;
- по возрастным группам.
Среда обитания человека изучается в зависимости от происхождения внешних факторов воздействия на общественное здоровье людей и делится на:
Негативные факторы внешней среды, связанные с гигиеной делятся на ряд групп:
- физические;
- химические;
- биологические;
- социально-бытовые.
В ходе изучения научные эксперты по гигиене используются специальные методики, позволяющие выявлять проблемы сохранения здоровой нации.
Изучаемые проблемы
Наука о гигиене и санитарии, основанная в советскую эпоху, изучает круг проблем, связанных с сохранением здоровья населения РФ. К научной проблематике относятся следующие проблемы социальной гигиены:
- зависимость здоровья трудоспособного населения от гигиены производственных факторов и условий труда;
- виды общей заболеваемости населения и связь их появления с внешней средой;
- причины распространения инфекций и степень подверженности заражению населения;
- профессиональные заболевания, связанные с временной потерей трудоспособности.
Наука общественной гигиены изучает:
- проблемы социальной среды, влияющие на здоровье нации;
- организацию быта, труда, особенностей жилищных условий, правильного питания; организацию отдыха, занятий физкультурой и спортом.
Отдельно в гигиене и санитарии изучаются проблемы медицинской помощи населению, ее объем и качество. Изучают проблематику профилактической помощи городскому и сельскому населению в рамках проведения всеобщей диспансеризации, лечебно-профилактической помощи и стационарного лечения.
Тщательно изучаются проблемы родовспоможения. Целью данной научной деятельности является разработка рекомендаций по организации роддомов и женских консультаций так, чтобы уровень детской смертности во время рождения и в первый год жизни детей неуклонно снижались.
Изучаются проблемы охраны труда на предприятиях, в том числе и с вредным производством. Уделяется внимание организации работы медицинских учреждений разного профиля, подготовке врачей и медицинского персонала с учетом нормативов медицинского обслуживания населения РФ.
Цели и задачи
Целью науки общественной гигиены и системы здравоохранения является общественное здоровье российской нации. Достигается она с помощью профилактических мероприятий, позволяющих избежать массового развития опасных заболеваний, укрепления здоровья, продления активного и трудоспособного периода жизни человека, создания соответствующих производственных и бытовых условий жизни, организации массовой системы здравоохранения, обеспечивающей проведение лечебно-профилактических мероприятий для всего населения страны.
Конечной целью науки о социальной гигиене и санитарии является здоровье нации, которая достигается с помощью решения этой наукой конкретных задач:
- всестороннего изучения природных и социальных факторов среды обитания человека;
- наблюдение за тем, как эти факторы влияют на здоровье человека;
- изучение взаимодействия человека со средой, в которой он живет;
- прогнозирование возможных эпидемий и санитарно-эпидемиологической ситуации в стране и на этом фоне составление прогноза о состоянии общественного здоровья;
- научное обоснование и разработка правил санитарии и гигиены, способствующих профилактике и предупреждению развития опасных заболеваний различной этиологии.
Решая эти задачи и достигая свой цели – продления жизни людей, социальная санитарно-гигиеническая наука способствует росту количества человеческой популяции за счет увеличения рождаемости здоровых детей, снижения детской смертности, производственного и бытового травматизма. В конечном итоге продляется не только продолжительность жизни населения в РФ, но и срок активной жизнедеятельности каждого человека.
Методы исследования
Социальная гигиена использует комплексные методики исследования, имеющие профилактическую направленность. Целью методов исследования является предупреждение или ослабление воздействия вредных факторов внешней среды на физиологию и самочувствие людей различного возраста, социальных групп и профессий.
Особенность научной методики науки о санитарно-гигиенических нормативах состоит в том, что они не только устраняют или уменьшают воздействие негативных для здоровья факторов с помощью прямого лечения, но и позволяют предупредить действие опасных факторов. Для этого разрабатывается комплекс научно-обоснованных мероприятий административного, юридического, технического и иного характера, который дополняет медицинские рекомендации и методики.
Заключение
Благодаря созданию и развитию науки о социальной гигиене удалось в мировом масштабе продлить продолжительность жизни человека. В СССР, когда закладывались Н.А. Семашко основы советского здравоохранения, социальная гигиена смогла охватить все население, что обеспечило снижение роста тяжелых заболеваний, в том числе и инфекционных, и продление срока жизни людей.
В современной России система здравоохранения, которая основана на фундаментальных принципах социальной гигиены, позволила избежать высокой смертности из-за эпидемии коронавируса, которая сегодня наблюдается в развитых странах мира.
Источник