Меню

Методы социально гигиенических исследований здоровья

Методы гигиенических исследований.

Лекция 1

. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.

Содержание учебного материала:

1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека

2. Задачи и методы гигиены

3. Основные периоды развития гигиены.

4.Профилактика, виды профилактики

5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.

1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных отраслей: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических учреждений и т.д.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.

2. Задачи гигиены:

Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.

ДРУГАЯ ЗАДАЧА – это разработка средств и способов , направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития , повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий.

Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.

Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» — дом, «логос» — наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения.

Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.

Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.

Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.

Читайте также:  Польза для здоровья гиревой спорт

Методы гигиенических исследований.

Выделяют 2 группы методов: методы, с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.

Лабораторные исследования включают:

физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).

Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.

Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).

Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.

Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.

Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.

Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.

Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.

4. Становление гигиены как науки. Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи

5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

Читайте также:  Индукционная плита опасность для здоровья человека

Источник

Что за наука «Социальная гигиена»

Защитой общественного здоровья населения занимается специальная медико-биологическая наука – социальная гигиена. Она разрабатывает специальные предложения и правила, обеспечивающие повышение здоровья населения и улучшения качества медицинской помощи.

О чем наука

Научная дисциплина о социальной гигиене изучает закономерности общественного здоровья и системы здравоохранения. Для этого исследуется влияние социальных и экономических факторов на здоровье социальных и национальных групп населения:

  • уровень заболеваемости по профессиям и возрастам;
  • демографические процессы в разных регионах;
  • условия труда;
  • уровень смертности;
  • бытовые условия граждан и уровень бытовой гигиены;
  • экологическая обстановка в конкретных регионах;
  • физическое развитие возрастных групп населения;
  • причины инвалидизации граждан;
  • проблемы раннего старения;
  • проблемы организации здравоохранения.

На основе изученной информации специалисты в ходе проведения социально-гигиенических исследований разрабатывают рекомендации для национального здравоохранения.

В РФ система здравоохранения и советская наука об общественной гигиене и санитарии, которая показала преимущества перед медициной ведущих стран мира, была основана Н.А. Семашко и З.П. Соловьевым в начале 20-х годов прошлого века. В современных условиях наука о социальной гигиене и системе здравоохранения РФ играет большую роль в профилактике различных заболеваний, в том числе и инфекционных, и снижении смертности населения страны, организации такой медицинской помощи различным группам населения, которая обеспечивала бы эффективную защиту здоровья и жизни граждан. Ученые разрабатывают рекомендации для улучшения социальной среды населения с помощью санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих устранению негативных для здоровья человека факторов социальной среды.

Предмет и объект

Предметом науки о социальной гигиене и системе здравоохранения являются закономерности взаимодействия факторов природной и социальной среды на здоровье людей. В ходе изучения этих закономерностей выявляются негативные воздействия внешней среды человека, разрушающие его здоровье.

Объектами исследования социальной гигиены являются сам человек и среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность. Исследование здоровья людей и поддержания ими гигиены ведется по следующим направлениям:

  • в социальных группах;
  • в популяции;
  • в профессиональных сообществах;
  • по регионам;
  • по возрастным группам.

Среда обитания человека изучается в зависимости от происхождения внешних факторов воздействия на общественное здоровье людей и делится на:

Негативные факторы внешней среды, связанные с гигиеной делятся на ряд групп:

  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • социально-бытовые.

В ходе изучения научные эксперты по гигиене используются специальные методики, позволяющие выявлять проблемы сохранения здоровой нации.

Изучаемые проблемы

Наука о гигиене и санитарии, основанная в советскую эпоху, изучает круг проблем, связанных с сохранением здоровья населения РФ. К научной проблематике относятся следующие проблемы социальной гигиены:

  • зависимость здоровья трудоспособного населения от гигиены производственных факторов и условий труда;
  • виды общей заболеваемости населения и связь их появления с внешней средой;
  • причины распространения инфекций и степень подверженности заражению населения;
  • профессиональные заболевания, связанные с временной потерей трудоспособности.

Наука общественной гигиены изучает:

  • проблемы социальной среды, влияющие на здоровье нации;
  • организацию быта, труда, особенностей жилищных условий, правильного питания; организацию отдыха, занятий физкультурой и спортом.
Читайте также:  Вред опасный для здоровья это

Отдельно в гигиене и санитарии изучаются проблемы медицинской помощи населению, ее объем и качество. Изучают проблематику профилактической помощи городскому и сельскому населению в рамках проведения всеобщей диспансеризации, лечебно-профилактической помощи и стационарного лечения.

Тщательно изучаются проблемы родовспоможения. Целью данной научной деятельности является разработка рекомендаций по организации роддомов и женских консультаций так, чтобы уровень детской смертности во время рождения и в первый год жизни детей неуклонно снижались.

Изучаются проблемы охраны труда на предприятиях, в том числе и с вредным производством. Уделяется внимание организации работы медицинских учреждений разного профиля, подготовке врачей и медицинского персонала с учетом нормативов медицинского обслуживания населения РФ.

Цели и задачи

Целью науки общественной гигиены и системы здравоохранения является общественное здоровье российской нации. Достигается она с помощью профилактических мероприятий, позволяющих избежать массового развития опасных заболеваний, укрепления здоровья, продления активного и трудоспособного периода жизни человека, создания соответствующих производственных и бытовых условий жизни, организации массовой системы здравоохранения, обеспечивающей проведение лечебно-профилактических мероприятий для всего населения страны.


Конечной целью науки о социальной гигиене и санитарии является здоровье нации, которая достигается с помощью решения этой наукой конкретных задач:

  • всестороннего изучения природных и социальных факторов среды обитания человека;
  • наблюдение за тем, как эти факторы влияют на здоровье человека;
  • изучение взаимодействия человека со средой, в которой он живет;
  • прогнозирование возможных эпидемий и санитарно-эпидемиологической ситуации в стране и на этом фоне составление прогноза о состоянии общественного здоровья;
  • научное обоснование и разработка правил санитарии и гигиены, способствующих профилактике и предупреждению развития опасных заболеваний различной этиологии.

Решая эти задачи и достигая свой цели – продления жизни людей, социальная санитарно-гигиеническая наука способствует росту количества человеческой популяции за счет увеличения рождаемости здоровых детей, снижения детской смертности, производственного и бытового травматизма. В конечном итоге продляется не только продолжительность жизни населения в РФ, но и срок активной жизнедеятельности каждого человека.

Методы исследования

Социальная гигиена использует комплексные методики исследования, имеющие профилактическую направленность. Целью методов исследования является предупреждение или ослабление воздействия вредных факторов внешней среды на физиологию и самочувствие людей различного возраста, социальных групп и профессий.

Особенность научной методики науки о санитарно-гигиенических нормативах состоит в том, что они не только устраняют или уменьшают воздействие негативных для здоровья факторов с помощью прямого лечения, но и позволяют предупредить действие опасных факторов. Для этого разрабатывается комплекс научно-обоснованных мероприятий административного, юридического, технического и иного характера, который дополняет медицинские рекомендации и методики.

Заключение

Благодаря созданию и развитию науки о социальной гигиене удалось в мировом масштабе продлить продолжительность жизни человека. В СССР, когда закладывались Н.А. Семашко основы советского здравоохранения, социальная гигиена смогла охватить все население, что обеспечило снижение роста тяжелых заболеваний, в том числе и инфекционных, и продление срока жизни людей.

В современной России система здравоохранения, которая основана на фундаментальных принципах социальной гигиены, позволила избежать высокой смертности из-за эпидемии коронавируса, которая сегодня наблюдается в развитых странах мира.

Источник

Adblock
detector