Оказание психокоррекционной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.
статья по теме
Модель психологического сопровождения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosh_1_statya_koldaevoy_o.v.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Оказание психокоррекционной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому
Английский литератор Э. Хаббард сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Данное высказывание в полной мере справедливо в отношении любого ребёнка, вне зависимости от особенностей его психофизического здоровья и благополучия.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся на дому, лежит в плоскости одного из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике, а именно в плоскости коррекционной педагогики и должно быть направлено на подготовку детей к самостоятельной и активной жизни. Основная нагрузка в реализации данной цели всецело ложится на плечи как педагогов, осуществляющих обучение, так и родителей, поскольку дети, ограниченные рамками домашнего обучения, испытывают определённый дефицит общения и ограниченность социальных связей и возможностей межличностного взаимодействия. Сами же родители в 84% случаев (по результатам обследований) сами находятся в состоянии психотравмы и испытывают затруднения в понимании и осознании своей роли в оказании помощи ребёнку на этапе его обучения и развития.
Именно поэтому я считаю, что одним из приоритетных направлений психологического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся на дому, является сопровождение их родителей, как полноправных субъектов образовательного процесса. Данное сопровождение должно быть многогранным, всеобъемлющим, коррегирующим понимание каждым из родителей проблем ребёнка, оптимизирующим самосознание родителей, включающим в себя следующие аспекты:
- гармонизация внутрисемейных отношений в рамках «ребёнок-родитель», «родитель-родитель».
- обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
- формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.
Практика работы с семьями, имеющими ребёнка с ОВЗ, показывает, что процесс адекватного понимания родителями проблем ребёнка (специфики его заболевания, особенностей адаптации, прогноза развития и обучения, будущего трудоустройства и личной жизни) может быть возможным исключительно в случае успешной нейтрализации и снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента определения у их ребёнка нарушений развития. Сама же адекватность понимания проблемы возникает лишь в случае перевода родительского восприятия с эмоционального уровня на рациональный. Снижение напряжённости переживаний родителей я добиваюсь путём переключения их сознания с предмета переживаний («Почему это случилось в моей семье», «Мой ребёнок не такой как все») непосредственно на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы. С этой целью родители с первых дней обучения включены в коррекционно-развивающую работу с ребёнком. Это даёт им возможность полноправного личного участия в формировании его будущего и позволяет проявлять свой внутренний потенциал, повышает самооценку, одновременно снижая эмоциональное напряжение. Неоценимую практическую помощь в решении данной проблемы мне оказывает авторский цикл тренинговых занятий «Путь к себе», разработанный для родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Работа с родителями осуществляется в смешанной группе, но с учётом материнской и отцовской позиций. Взаимодействие с отцами направлено, в первую очередь, на поддержку и развитие у отца ребёнка потребности к сохранению семьи, формирование ответственности за содержание и обеспечение ребёнка; щадящее отношение к переживаниям отца, снижение уровня травмированности; развитие стремления к оказанию помощи матери, понимание её трудностей; привлечение к общению с ребёнком. Работа с матерью направлена на снятие напряжённости в контактах с ребёнком и социумом; обсуждение проблем конкретной семьи как проблем, существующих во многих семья
Модель оказания психокоррекционной помощи, реализуемая в нашей школе, состоит из следующих этапов:
- Изучение личностных особенностей родителей, включающее в себя:
— исследование личностных особенностей родителей и определение доминирующего психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный);
— определение интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик способности к адаптации в стрессовой ситуации;
— определение уровня тревожности, предрасположенности к неврозу и психопатии;
— всесторонний анализ внутрисемейных отношений, включающий в себя определение уровня интегрированности семьи;
— установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений; определение модели семейного воспитания;
— изучение динамики детско-родительских отношений на различных этапах коррекционного воздействия.
- Изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребёнка с отклонениями в развитии.
Для реализации данного этапа могут быть использованы методики СМИЛ, опросник Кеттелла, методика Эйдемиллера, анкета «Психологический тип родителя Ткачёва, тест Люшера, тест опросник родительского отношения ОРО, методика PARY, анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии В. В. Ткачёва, методика «Лесенка для родителей», методика Рене Жиля.
По результатам диагностического этапа составляется карта наблюдений.
Проведение треннинговых занятий с родителями с целью оказания адресной психокоррекционной помощи.
При реализации данной модели необходимо помнить о том, что диагностика должна осуществляться на всех этапах работы, включая и коррекционные занятия, быть неотъемлемой частью непосредственного взаимодействия психолога с родителями.
Источник
Методические рекомендации «Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ»
Елисеева Наталья Александровна
Методические рекомендации «Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ»
Содержание психолого-педагогической и психокоррекционной помощи семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, носит комплексный характер.Оно определяется:
— целью (помощь родителям в формировании готовности к эффективному взаимодействию со своими детьми);
— содержанием (состоящим на внедрении педагогических, психологических и медицинских знаний);
— методами коррекции (обучающие игры, анализ ситуаций, арттерапия и пр.);
— профессиональным составом специалистов, привлекаемых к работе (педагоги, психологи, логопеды, медицинские работники).
Реализация комплексного подхода к осуществлению психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, имеющих недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Разнообразные формы и методы обучения в государственных образовательных учреждениях (в частности в дошкольном учреждении, далее ДОУ, работа с детьми, имеющими недостатки развития, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка. Работа с семьей становится одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
К работе с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии, следует подходить с гуманистической позиции, ориентировать родителей на опережающую подготовку к жизни, вырабатывать у них умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Наиболее эффективная модель взаимодействия семьи и педагогов ДОУ – сотрудничество, партнерство, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Установление таких отношений предусматривает некую поэтапность.
Первый этап – изучение проблем ресурсов семьи, ее стрессовый фактор, внутрисемейной атмосферы, отношения родителей к своим детям, моделей воспитания в семье, психологического портрета родителей, а также определяется вероятность «прогноз» развития семьи: благоприятный или неблагоприятный.
Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей, имеющих проблемы в развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф).
В процедуре изучения эмоционально-личностной сферы детей и их взаимоотношений с родителями применяют экспериментальные диагностические методики:
— методика «Фильм-тест» (Р. Жиль);
— методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд);
Далее рассмотрим методику «Два дома» подробнее.
Цель методики: изучение общения ребенка с членами своей семьи.
Описание методики: на горизонтально расположенном листе бумаги психолог рисует два дома. Слева – ровный красный дом, справа – неровный черный дом, со съехавшей крышей. Оба дома состоят из нескольких этажей и трех квартир на каждом этаже.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой два дома. Видишь (указывает на красный дом, этот дом построен специально для тебя. Дом очень красивый и в нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». Психолог записывает его имя в клетку, которую указал ребенок. Далее спрашивает ребенка о том, кто будет жить вместе с ним («А кого ты хочешь взять с собой в домик? Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом!»). Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и спрашивает, кто этот человек.
Когда ребенок поселит всех, психолог замечает: «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому то жить. Кого ты поселишь в него?» При этом говорить о том, что второй дом «черный и плохой» запрещено.
Оценка результатов: в первую очередь обращают внимание на то, всех ли членов семьи ребенок размещает в «своем» доме. Если он кого-то «забывает» или переселяет в «плохой» дом, то это свидетельствует о неоднозначном или негативном отношении ребенка к этому члену семьи. При этом оценивают быстроту ответа. Если в семье гармоничные отношения и ребенок любим, то он располагает в «своем» домике всех близких.
— рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», кинетический рисунок семьи;
— методика «Лесенка для детей» (В. В. Ткачева).
Экспериментальное изучение личностных особенностей, внутрисемейных отношений и воспитательскихпозиций родителей может включать следующий диагностический инструментарий:
— анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);
— социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);
— тест-опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);
— методика «Анализ семейных взаимоотношений» — АСВ (Э. Г. Эйдемиллер);
— методика «История жизни с проблемным ребенком» (В. В. Ткачева).
Психологическое заключение содержит рекомендации психокоррекционных занятий у психолога образовательного учреждения. Родителям могут рекомендовать пролонгированное консультирование у психолога с дальнейшим посещением индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий.
Второй этап – установление между педагогами ДОУ и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Важно заинтересовать родителей работой, которая предполагается с ними проводиться, сформировать у них положительный образ ребенка.
Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им специальных знаний.
Четвертый этап – совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
К организационным формам, которые используют в ДОУ для осуществления непрерывной связи с семьями воспитанников,относят: коллективные, индивидуальные формы и наглядную стендовую информацию.
Коллективные формы работы с семьями:
1)Родительские собрания: родителям говорят о целях и задачах, стоящих перед специалистами учреждения, по развитию и коррекции нарушенных функций у детей. Им объясняют, что успешность этого процесса обеспечивают семья и ДОУ, разделяя ответственность за развитие детей между собой.
2)Дни открытых дверей: возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях.
3)Открытые занятия для родителей: организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по обучению и воспитания детей, методикой обучения, требованиями педагогов и специалистов.
4)Клубная работа: привлечение родителей к взаимодействию с учреждением и их обучение навыкам коррекционной работы с детьми.
5)Родительский лекторий: форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, помогающая вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Лучший лектор – сам педагог. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций.
6)Конференция: форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в году, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.
7)Вечер вопросов и ответов: проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношения с ними. Приглашаются специалисты.
8) Педагогическая дискуссия (диспут): форма повышения педагогической культуры. Позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем. Готовиться нужно заранее, познакомиться с темой, основными вопросами, литературой. Необходимо ввести спор, выслушать все выступления, сделать вывод. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного воспитания (например, «Инклюзия – за и против»).
9) Организация дней рождений,участие в проведении детских праздников и досуговых мероприятий: участие родителей наполняет этот процесс атмосферой домашнего уюта и родительского тепла.
Индивидуальные формы работы с семьями:
1)Индивидуальные беседы и консультации специалистов: основную нагрузку несет психолог, подобные мероприятия позволяют найти ответы специалиста на волнующие всех вопросы.
2)Выполнение домашних заданий с детьми: родители привлекаются к участию в коррекционно-развивающем процессе.
3)Открытые индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: способствуют повышению психолого-педагогической грамотности родителей.
Формы наглядной информации:
1)Информационные стенды для родителей: для систематического ознакомления родителей с содержанием коррекционно-образовательной и воспитательной работы.
2)Тематические стенды для родителей: информация об особенностях психического развития детей.
3) «Настольная» информация. Силами педагогического коллектива и под руководством психолога могут создаваться рукописные журналы.
4) Тематические выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей: родителям демонстрируют успехи детей, а также показывается как, даже при тяжелом недуге ребенка, можно развивать у него творческие способности.
Таким образом, существует большое количество методик, как психологических, так и педагогических, позволяющих выявить в процессе комплексного обследования специфику личностных и межличностных нарушений в отношениях между членами семьи. Это дает нам возможность определить систему коррекционных видов помощи семье.
Сочетание всех форм организационной работы с семьями воспитанников ДОУ позволяет:
— привлечь родителей к взаимодействию со специалистами; сформировать у них мотивацию к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами с целью получения наиболее полной информации о ребенке и путях его развития;
— повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, сообщить им информацию о том, как заниматься с ребенком дома и как его развивать вне стен специального дошкольного учреждения;
— вовлечь родителей в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.
Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка — это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.
Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо — дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.
Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития — как умственного, так и физического. Между.
Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.
Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 — 11 лет: 2007 г. р. — 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.
Источник