Способы педагогической поддержки воспитанников
Екатерина Симоненко
Способы педагогической поддержки воспитанников
Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя,веры в свои силы:
• способ радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• способ “увлечения весельем” — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
• способ поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;
• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.
III. Способы поддержкифизического здоровья ребенка:
• метод “оптимального режима жизни”;
• метод “постепенности” — приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
• метод физических упражнений и занятия спортом;
• метод рекреации — обеспечение спокойного отдыха организма;
• метод массажа и самомассажа — физического оздоровления путем растирания участков тела.
IV. Способы педагогической поддержкипсихического здоровья ребенка:
• метод “угашения отрицательных переживаний” — способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие — угашение отрицательных эмоций;
• метод “устранения плохих привычек”;
• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
• метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Способы, связанные с поддержкойэмоционально-нравственной сферы ребенка:
• метод “увлечения добрым делом”;
• метод “увлечения героическим” — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
• метод традиции — творческое использование положительного опыта;
• метод “увлечения красивым” — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;
• метод “увлечения загадочным” — возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
• метод личного примера — способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Способыукрепления чувства ответственности:
• метод доверия — развивается вера в свои силы;
• метод просьбы — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
• метод беседы-размышления — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
• метод лекции — воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
• метод поручения — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения
3. Способы,с помощью которых укрепляется воля ребенка:
• метод “сомнения” — этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
• метод “достижения согласия с самим собой” — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
• метод “достижения гармонии с окружающим” — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas — здоровье) мышления.
VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.
1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способовработы целям и полученному результату:
• метод коллективного анализа деятельности, размышления;
• метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей:
• метод “мозгового штурма” — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
• метод “сократовской беседы” — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
• метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
Организация эффективного взаимодействия с родителями как одно из условий психолого-педагогической поддержки семьи Проблема эффективного взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в.
Конспект итогового занятия в Центре игровой поддержки ребенка «Путешествие на поезде» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.
Конкурс «Мисс Лето -2015» Визитка с группой поддержки. 3 класс. b]Визитка конкурса «Мисс Лето» [/b] (Выходят с разных сторон мальчики, сталкиваются плечами) Артём С. : Не толкись! (дерутся). Смотри.
Мастер-класс «Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей» Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека,.
Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.
Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М. Монтессори Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к.
Перспективный план работы Центра игровой поддержки ребенка Тема. Осень. Знакомимся и изучаем друг друга Цели и задачи. Формирование и закрепление знаний о себе как “Я”, “других людях”, правил социального.
Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников» ПРОЕКТ Тема. Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников в познавательной.
Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности детей в изодеятельности. Слайд 1-тема… Слайд 2 текст из ФГОС о развитии инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.
Способы поддержки детской инициативы (применение современных образовательных технологий) В данный момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель — «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно,.
Источник
Практический семинар «Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании»
1. Выступление психолога
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и создание условий для успешного развития и саморазвития школьника.
Методы педагогической защиты
Методы педагогической защиты классный руководитель использует в своей работе, когда ребенок не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, или он не знает, как с ней справиться,
Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты от природных явлений и материальных объектов общества.
- Обучающие методы: метод лекции, семинара; метод тренинга; метод практического занятия.
- Метод прямой защиты от опасности — природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами; уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.).
Методы педагогической защиты от людей — методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):
- метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
- метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
- метод “параллельного действия” (например, использование актива школьников в разрешении конфликта);
- метод “правила и закона” (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в классном коллективе в соответствии с законами как средствами защиты их прав, достоинства; совместная выработка этих законов и следование им);
- метод “торможения” (не запрещение, а приостановка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
- метод “мажора” (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей) и др.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- метод “угашения переживаний” (успокоение путем беседы-рационализации — превращения обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки );
- метод “прямого действия” (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя);
- метод рефлексивного анализа (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
- метод “переключения” — включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, “гру- шу” в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие — нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению глобальными общечеловеческими — прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);
- метод “возбуждения оптимизма” (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.
Методы педагогической поддержки
Методы педагогической поддержки используются классным руководителем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
- Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом самосовершенствования.
- Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, ее деятельностная сторона.
- Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
- метод “увлечения весельем” — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
- метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Методы поддержки физического здоровья ребенка:
- метод “оптимального режима жизни”;
- метод “постепенности” — приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
- метод физических упражнений и занятия спортом;
- метод рекреации — обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод массажа и самомассажа — физического оздоровления путем растирания участков тела.
Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- метод “угашения отрицательных переживаний” — способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие — угашение отрицательных эмоций;
- метод “устранения плохих привычек”;
- метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
- метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
- метод “увлечения добрым делом”;
- метод “увлечения героическим” — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
- метод традиции — творческое использование положительного опыта;
- метод “увлечения красивым” — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;
- метод “увлечения загадочным” — возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
- метод личного примера — способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Методы укрепления чувства ответственности:
- метод доверия — развивается вера в свои силы;
- метод просьбы — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод беседы-размышления — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
- метод лекции — воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
- метод поручения — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- метод напоминания;
- метод “сомнения” — этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод “достижения согласия с самим собой” — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
- метод “достижения гармонии с окружающим” — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas — здоровье) мышления.
Методы педагогической поддержки развития способностей.
1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод коллективного анализа деятельности, размышления;
- метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод “мозгового штурма” — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
- метод “сократовской беседы” — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
- метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
- метод “задачной формы организации учебно-воспитательного процесса” — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение задачи путем использования новых способов ее решения;
- метод “деловой игры” — при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
- метод развития интуиции (игры “Почувствуй состояние другого”, “Кто стоит за дверью”, “Холодно-горячо”, “В какой руке?” и т.д.);
- метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
3. Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод “творческого выполнения задач”;
- метод игры — творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения — регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод “создания воспитывающих ситуаций” — ситуаций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — “активное слушание”, “прием на работу”, тренинг по этикету, “Кораблекрушение”, “Необитаемый остров” и т.д.);
- метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
- метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);
- метод “предоставления дополнительных полномочий”;
- метод критики;
- метод “ролевой игры” (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
- метод самодиагностики — обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
- метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
- метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
- метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
- метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
- метод самоконтроля;
- метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.
Задание для работы в группах
1 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные методы педагогической защиты, поддержки. (заполните 3 столбец таблицы)
2 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные прямые способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).
3 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные превентивные способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).
(Возможный вариант заполненной таблицы в приложении1)
Трудные для ребенка ситуации
Проблемы
Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации
Превентивные