Меню

Методы поддержания здоровья у детей

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровячек»

Московская область

Ленинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства».

_________________________________________________________________

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ,

р.п. Дрожжино, ул. Южная, д.11, к. 1.

«Д/с № 22 «Город детства»

Программа

по сохранению и укреплению здоровья дошкольников


Актуальность программы

Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.

Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную и стала одним из направлений государственной политики.

Вся работа, производимая в рамках программы по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни дошкольников, должна проводиться комплексно, целенаправленно и систематично.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре­деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель­ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Возможность постоян­ного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здо­рового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

В результате этого в детском саду была разработана программа «Здоровячек» и приложения к ней — методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

  • физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий;
  • библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений;
  • в каждой возрастной группе имеются спортивные центры, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
  • в ДОУ работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре;
  • оснащены кабинеты педагога – психолога, учителя – логопеда для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Концепция программы

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включающая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Основные принципы программы:

  1. Принцип научности– подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности– участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Цель программы:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.

Основными направлениями программы «Здоровячек» являются:

  1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
  2. Воспитательно-образовательное направление.
  3. Лечебно-профилактическое направление.
  4. Мониторинг реализации программы.

Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:

  1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Условия реализации программы:

— соответствие кабинетов нормам СанПиН;

— соответствие мебели в группах нормам СанПиН;

— соответствие физкультурного зала нормам СанПиН;

-организация качественного питания;

-наличие квалифицированных специалистов: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре;

-оснащённость кабинетов специалистов.

  1. Воспитательно-образовательное направление

Задача: Организация рациональной двигательной активности детей

Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

  • повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
  • совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
  • повышению физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития;
  • повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Читайте также:  Здоровье девиз название лагеря

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
  2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
  4. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков, с использованием классических методов и современных технологий.
  5. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Формы организации двигательной активности в ДОУ:

  • физические занятия в зале и на спортивной площадке
  • утренняя гимнастика
  • физкультминутки
  • оздоровительно- игровые, динамические часы, часы двигательного творчества на прогулках и в спортивных центрах в группах
  • оздоровительный бег
  • физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”
  • индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

— выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ

— преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливо­сти как наиболее ценного оздоровительного качества;

— использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях.

Задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% — от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

  1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
  2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:

  • режимные моменты;
  • тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных);
  • физкультурные занятия;
  • закаливающие процедуры после дневного сна;
  • организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал);

Формы работы с родителями:

  • ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников
  • тематические родительские собрания
  • совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)
  • консультации специалистов (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)

Задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.

Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

— фронтальные занятия с детьми по базисным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

— создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

— организацию игровой деятельности детей;

— индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога-психолога, учителя-логопеда.

— Важное значение имеет сформированность взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Педагоги используют кинезиологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:

  • пальчиковая гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;

Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:

  • обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

— анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

— ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

— гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;

— постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

— использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);

— создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

Читайте также:  Проект путешествие за здоровьем младшая группа

— психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации);

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на преду­преждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

  • диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности де­тей, использование проективных методик;
  • ин­дивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;
  • индивидуальные беседы педагога-психолога с воспитанниками;
  • обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
  • подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
  • обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
  • организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
  • формирование культуры общения детей;
  • проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;
  • музыкально-оздоровительная работа (предполагает использование на занятиях, следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки-распевки, дыхательная и артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапия)

Для достижения цели в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  1. Нормализация негативного состояния детей.
  2. Десенсибилизация страхов, снижение тревожности.
  3. Развитие уверенности у детей.
  4. Формирование навыков общения со взрослыми и детьми.
  5. Коррекция поведения с помощью сказкотерапии, формирование адекватных форм поведения.

Результативность работы по программам отслеживается диагностикой.

В ходе диагностики используются диагностические методы:

Опрос воспитателей и родителей по анкетам:

  1. «Выявление тревожного ребёнка»,
  2. «Признаки агрессивности»
  3. Тест тревожности
  4. Рисуночный метод.

Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двига­тельное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации пе­регружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскован­ность — важное условие для становления естественной речи и правильных те­лодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены.

Примеры релаксационных упражнений

III. Лечебно-профилактическое направление

Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.

Профилактическо-оздоровительная работа в нашем ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприяти­ям:

— осуществлять проветривание помещения, в которых пре­бывают дети, в соответствии с графиком;

— дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;

— не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;

— для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;

— 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, по­душек, одеял);

— 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом — стирка, зимой — чистка снегом);

— правильно осуществлять подбор и расстановку комнатных растений;

— своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;

— соблюдать правила применения и хранения моющих средств;

— во время карантинных мероприятий строго придерживаться санэпидрежима.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

  • плановые оздоровительные мероприятия (фито- и витаминотерапия);
  • закаливающие мероприятия;
  • нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;
  • профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.

Примерный годовой план оздоровительно-профилактической работы

— Обследование детей по скрининг – программе

Проведение углубленного осмотра детей совместно с детской поликлиникой.

— Комплексная оценка состояния здоровья детей.

— Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости детей:

Закаливающие мероприятия

Одним из основных направлений оздоровления детей является исполь­зование комплекса закаливающих мероприятий.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

Необходимо осуществлять единый подход к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

— контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воз­душные ванны), которые способствуют развитию и совершен­ствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирую­щей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от боль­шей или меньшей двигательной активности детей и их числа;

Читайте также:  Здоровье по латинскому языку

— босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;

— циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффек­том;

Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики

К ним относятся дыхательная гим­настика, упражнения для профилактики близорукости, плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные упражнения, способствую­щие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и по­вышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных мероприятий.

Дыхательная гимнастика: Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базо­вых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — един­ственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медлен­ное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработ­ке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вен­тиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успо­каивает и способствует концентрации внимания.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, нако­нец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется поло­жить одну его руку на грудь, другую — на живот (сверху зафиксировать их рука­ми взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля полноты ды­хательных движений.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к само­массажу и другим упражнениям, способствующим повышению психической ак­тивности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потен­циала.

Комплекс дыхательных упражнений

Массаж и самомассаж: Механизм действия массажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах. Массаж в области применения оказывает механическое воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей (крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания.

Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Литература с комплексами упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

Ожидаемые результаты программы «Здоровячек»

  • снижение уровня заболеваемости;
  • закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.
  • формирование навыков здорового образа жизни.
  • улучшение физического развития детей (рост, масса тела).
  • улучшение показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, координации, гибкости)
  • стабилизация психоэмоционального состояния у детей:

-десенсибилизация страхов, снижение тревожности.

-развитие уверенности у детей.

-формирование навыков общения со взрослыми и детьми.

-коррекция поведения с помощью сказкотерапии, формирование адекватных форм поведения.

  • синхронизация работы полушарий головного мозга.
  • развитие мышления, памяти, внимания, речи.
  • нормализация артикуляционной моторики, нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
  • укрепление мелкой моторики рук, развитие координаций движений.
  • нормализация речевого дыхания и, связанная с ним, плавность речи.
  • развитие умения изменять высоту и силу голоса.

Источник

Adblock
detector