Меню

Методы оздоровления состояние здоровья детей

Статья «Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях»
статья по теме

Скачать:

Вложение Размер
Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях 66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Журавушка», г. Лянтор

Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях

За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах; ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее светомерцающее, электронно-лучевое, «метало — звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов); значительное ограничение двигательной активности; социальная напряженность в обществе. Однако, одной из причин ухудшения состояния здоровья детей является невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.

Именно в дошкольном периоде идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим, поэтому важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исходя из этого, нами разработан и внедрен комплекс мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение их заболеваемости.

Целью нашей работы является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников основ здорового образа жизни и ответственного отношения к сохранению собственного здоровья.

Реализация данной цели предполагает решение таких задач, как:

  • создание материально-технической базы в дошкольном учреждении для осуществления оздоровительной деятельности;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни у участников процесса;
  • включение в образовательный процесс коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Для решения цели и задач нами разработаны и апробированы формы и методы оздоровления детей с указанием содержания, возрастных групп, периодичностью выполнения, ответственных и сроков выполнения по следующим разделам:

  • оптимизация режима;
  • организация двигательного режима;
  • гигиенические и водные процедуры;
  • световоздушные ванны;
  • охрана психического здоровья;
  • профилактика заболеваемости;
  • оздоровление фитонцидами, ароматерапия;
  • закаливание с учетом состояния здоровья ребенка;
  • лечебно-оздоровительная работа;
  • работа с детьми, имеющими нарушение осанки, плоскостопие;
  • реабилитационная терапия после перенесенного заболевания;
  • работа с «трудными детьми».

В детском саду разработаны и применяются три режима дня по всем возрастным группам: режим дня в зимний период, осенне — весенний режим дня, летний режим дня. Оптимальный режим дня имеет первостепенное значение и является сам по себе оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала – покой и движение. Каждое оздоровительное мероприятие с детьми проводится не по принуждению, а с их желанием и интересом, с учетом возрастных особенностей.

Одним из способов оздоровления являются закаливание и профилактика простудных заболеваний. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. В детском саду используется целый комплекс закаливающих процедур. Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику проводит инструктор по физической культуре. После зарядки дети проходят в умывальную комнату, где проводится процедура обливания ног водой [1, с.23].Ноги обливаются холодной водой (начальная температура воды 35 — 33 градуса, постепенно температура воды снижается до 25 — 20 градусов), затем дети по фланелевым дорожкам идут в группу и двигаются произвольно под веселую музыку до полного согревания и высыхания ног (танцы, прыжки, бег). При этом, важно отметить, что даже если ребенку в данный момент нельзя обливать ноги водой, он вместе со всеми проходит в умывальную комнату, как все проходит всю процедуру, кроме обливания водой. Это делается для того, чтобы организм реагировал на процедуру на рефлекторном уровне.

После занятий и прогулки проводится следующий блок оздоровительных процедур: придя с улицы, дети моют руки, пьют отвар из целебных трав (ромашка, крапива), затем усаживаются на ковер и проводится несколько упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н., упражнений Су-Джок. Для этого используется вспомогательное оборудование: ленточки, шарики, летающие перышки, бабочки на ниточках для дыхательной гимнастики, колючие шарики и пружинки для Су-Джок терапии.

Следующий большой блок закаливания проводится после сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в кроватках, далее небольшую гимнастику на ковре в спальне, затем проходят по колючим дорожкам с использованием разнообразной цветовой гаммы и природного материала: пуговиц, пластмассовых крышек, косичек из веревки, рельефных фигурок из дерева [4, с.149], по тазам с водой контрастной температуры: холодная – горячая – холодная и по фланелевым дорожкам проходят на ковер и выполняют под контролем младшего воспитателя упражнения, согревающие стопы. Конечная температура холодной воды 18 градусов, горячей 40. Далее дети выходят в коридор на пробежку без препятствий или с препятствиями, под музыку бегут змейкой, идут по канату, прыгают с кочки на кочку, подлезают под дугу, перепрыгивают через кубы. Возвращаясь в группу, дети садятся на ковер «по-турецки», где воспитатель проводит комплекс дыхательной гимнастики, точечного массажа, ауриколотерапии [2, с.37], лечение голосом, звуком, пальчиковой гимнастики и Су-Джока [5, с.3]. Далее дети проходят в умывальную комнату, где умываются прохладной водой: смачивают шею, грудь, руки от плеча, а затем растираются насухо полотенцем. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, широко используются словесные игры, стихотворения, приговорки [3, с.47]. Основным принципом закаливания является постепенное расширение зоны действия и увеличение времени проведения процедуры.

Одним из нетрадиционных способов оздоровления детей являются ароматерапия, фитотерапия. В системе проводится ароматерапия эфирными маслами пихты, сосны, лимона, эвкалипта, лаванды, можжевельника в осенне-весенний период, так как они обладают антивирусными свойствами. Для создания в группе положительной психоэмоциональной обстановки используются ароматические масла грейпфрута, апельсина, мандарина, лимона – эти масла прекрасно балансируют нервную систему, устраняют беспокойство, депрессию и приносят спокойствие и ясность, поднимают настроение у детей и взрослых. Аромакулоны, наполненные 2-3 каплями аромамасел дети с удовольствием носят в детском саду. В игровой форме применяются аромалампы в виде «бабочек», «сказочного лебедя», «веселого дельфинчика» в сочетании с разноцветными фонтанчиками и музыкальным сопровождением. Уникальным является комплексное воздействие лекарственных растений за счет содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ. В этом случае используются сборы трав, обладающие противовоспалительными, бактерицидными, успокаивающими действиями. Во время дневного сна детям предлагаются травяные «подушечки» наполненные лавандой, можжевельником, хмелем для расслабления и повышения сопротивляемости организма стрессовым ситуациям. Особенно востребованными они становятся в период адаптации детей к дошкольному учреждению, так как улучшают сон, благоприятно сказываются на состоянии нервной системы, увеличивают продолжительность сна. Ароматерапия и фитотерапия проводится с учетом медицинских показаний врачей городской больницы, по согласованию с врачом МБДОУ, под медицинским контролем и с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

В целях охраны психического здоровья широко используется музыкотерапия . Музыкотерапия — это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, и используют ее в качестве фона для непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности.

Помимо использования форм и методов оздоровления необходимо у ребенка вызвать интерес к собственному здоровью, желание его укрепить. Воспитание здорового образа жизни проходит успешно, если ребенок будет:

  • понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия;
  • знать и соблюдать правила личной гигиены;
  • понимать необходимость соблюдения режима дня;
  • придерживаться правил здорового питания;
  • понимать значение двигательной активности для развития здорового организма;
  • знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
  • использовать основные природные факторы, укрепляющие здоровье;
  • знать, как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе доврачебную помощь;
  • понимать, что некоторые привычки представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
  • знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
  • уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
  • быть осторожным в общении с незнакомыми взрослыми людьми обоего пола, избегая возможных экстремальных ситуаций;
  • уметь взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (комната, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.

В связи с этим в ДОУ используются следующие направления работы воспитания потребности в здоровом образе жизни:

  • развитие представлений о строении собственного тела назначении органов;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

Для успешной реализации задач оздоровления с детьми разработано перспективное планирование на учебный год непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию представлений и навыков здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей воспитанников; подобран практический материал: конспекты образовательной деятельности «Я и мое здоровье» для разных возрастных групп; перечень бесед; перечень творческих игр; перечень дидактических, развивающих игр и упражнений; материал для чтения детям (здоровый образ жизни в рифмах, пословицы и поговорки).

Для качественной оценки эффективности оздоровительной работы приняты следующие методы отслеживания результатов работы:

  • первичный анамнез состояния здоровья воспитанников;
  • диагностика физического состояния дошкольников (тестирование развития основных видов движения) (2-3 раза в год);
  • медико-педагогический контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями (3 раза в год в каждой возрастной группе);
  • оценка культуры здоровья детей дошкольного возраста) (2 раза в год);
  • контроль за организацией оздоровительной работы;
  • оценка эффективности оздоровления детей.

В процессе внедрения программы оздоровления, на основании данных мониторинга были отмечены положительные результаты: дети окрепли, стали более выносливыми, регулярные нагрузки циклического характера позволили добиться снижения заболеваемости во всех возрастных группах, уменьшения количества пропусков по болезни. По итогам оценки культуры здоровья дошкольников наблюдается повышение уровня знаний, умений, навыков. В ходе анкетирования и интервьюирования выяснилось, что родители стали больше уделять внимания оздоровлению не только детей, но и собственному здоровью. Увеличивается количество семей, посещающих физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжную базу, культурно-массовые мероприятия.

  1. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48 с.
  2. Голомидова С.Е. Закаливание детей дошкольного возраста. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. — 96 с.
  3. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96 с.
  4. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.

Источник

Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста

юля полехина
Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием — 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению основными культурно — гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, — как говорил великий философ Аристотель, — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти. Ведь совсем не зря А.Шварценеггер говорит: «Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений.

Здоровый ребенок как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т. е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.

К нетрадиционным формам (методам) оздоровления относятся:

Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников: «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.

Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» — хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.

При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение.

Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма.

Массаж –это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).

Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является самомассаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.

Также к нетрадиционным методам оздоровления относится:

Гимнастика для глаз, музыкотерапия (сон под музыку, пение, аутотренинг и психогимнастика — это лечение искусством (лепка, рисование пальцами, рисование сухими листьями и т. д., снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги, сказкотерапия -это воспитание и лечение сказкой, русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. ; игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц можно применять такие игры,как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки, песочная терапия – игротерапия (игры с песком, игропластика включает в себя пальчиковую гимнастику, релаксация и т. д.

Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения не только развлечет детей, но и будет способствовать формированию представлений об окружающем мире.

Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определение здоровью. (участники высказывают свое мнение.)

Таким образом,можно сделать вывод: здоровье — это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.

Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а также повышение его потенциала.

Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, дыхательную гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер — класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Источник

Читайте также:  Пескоструй вред для здоровья
Adblock
detector