Меню

Методы оценки здоровья учащегося

Урок-практикум: «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»

Разделы: ОБЖ

Цели:

— воспитание ответственности за своё здоровье;
— освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего здоровья;
— формирование приверженности здоровому образу жизни.

Задачи:

— ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;
— обучение способам оценки своего физического здоровья.

Учебные вопросы:

1.Оценка и самооценка здоровья.
2.Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.
3.Заключение.

Образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развития познавательных интересов, коллективного обучения.

Методы: индивидуальной работы, объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный, практических действий.

Деятельность преподавателя: устное изложение, демонстрация видеоматериала. Комментирование, организация исследований и экспериментов, подведение итогов, проведение рефлексии.

Деятельность учащихся: восприятие аудиовизуальной информации, ответы на вопросы, участие в исследованиях и экспериментах, самостоятельная работа по проведению расчётов, функциональных проб и антропометрических показателей, сравнение результатов с критериями, выполнение упражнений физкультминуток.

Материально-техническое обеспечение: оборудование для демонстрации мультимедийных материалов, сфигмоманометр, портативный спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы напольные, хронометр.

Ожидаемые результаты: овладение экспресс-диагностическими методами оценки здоровья; определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весо-ростовых и росто-весовых показателей, индекса массы тела, показателей гармоничности и пропорциональности тела.

I. Вступление

Всемирно известный в ХХ веке хирург Николай Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье” утверждал, что “Здоровье – это резервные мощности клеток, органов, целого организма”. Я думаю трудно с ним не согласиться. Он ввёл такое понятие как “количество здоровья”, которое можно определить как сумму “резервных мощностей” основных функциональных систем.

Возьмём к примеру сердце (при PS в 75 уд. в мин. производит 100 000 сокращений в сутки и перекачивает до 175 млн. литров крови в течении жизни). Это мышечный орган, выполняющий механическую работу, и его мощность можно подсчитать в м\сек, ваттах, л.с., в любых единицах, приведённых в учебнике физики. Мы поступим проще. Возьмём такую характеристику сердца как МОК – минутный обьём крови. Это обьём крови, которое сердце перекачивает за одну минуту. Предположим, что в состоянии покоя оно перекачивает 4 литра крови в минуту. При энергичной физической работе – до 20 литров. Значит “коэффициент резерва” равен 20 : 4 = 5. Сердце даёт 4 литра в минуту и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм в покое, т.е. создать нормальное насыщение кислородом крови. Но более того: оно может дать 20 литров в минуту и способно обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжёлую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом.

“Суммарные резервные мощности” являются не только важнейшей характеристикой состояния здоровья как такового, они не менее важны для определения отношения организма к болезни. Представим себе первого человека с МОК в 20 литров максимальной мощности сердца. Случилось так, что человек заболел простудным заболеванием. Температура тела – 39 – 40 градусов. В такой ситуации потребление кислорода тканями возрастает вдвое. Но организму это нипочём, сердце может выдержать и трёхкратную нагрузку. А что будет с детренированным сердцем у которого МОК при мах работе 6 литров? Его ткани начнут задыхаться: сердце не в состоянии доставить удвоенный обьём крови. Что произойдёт? Болезнь будет протекать гораздо тяжелее, появятся осложнения со стороны других органов и т.д. Или пример со старостью. С возрастом все функции слабеют. Резервные мощности уменьшаются. Хорошо, когда эти резервы есть, а если их нет?

Молодое поколение считает, что им ещё рано морочить голову мыслями о будущих болезнях. Но … время к сожалению быстротечно. Здоровье приятно, но если оно постоянно, то действует закон адаптации – его перестают замечать.

II. Оценка и самооценка здоровья

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:

-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;

-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;

-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;

-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.

В современных системах воспитания и обучения к сожалению не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Говоря современным языком, мы пока ещё очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья. Мы же сегодня на уроке в какой-то степени постараемся восполнить этот пробел.

III. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья

Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и дыхательная. Попробуем с помощью практических методов научиться оценивать их состояние и резервные возможности. Сначала рассмотрим функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Экспресс-метод определения ЧСС:

Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.

Критерии ЧСС в состоянии покоя:

-Для мужчин:

  • Реже 55 – отлично;
  • Реже 65 – хорошо;
  • 65 – 75 – посредственно;
  • Выше 75 – плохо.

-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.

Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.

Читайте также:  День здоровья как подписать грамоту

Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст.
Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.

Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.

-учащение пульса на 50-70%;

-увеличение систолического АД на 15-20%;

-снижение диастолического АД на 20-30%.

У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.

Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.

Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;

Отличный показатель – 1 минута и более.

Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):

Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;

-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.

Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.

Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.

Формулы оценки веса.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):
Является наиболее простым методом определения веса.

-при росте 155-165 см минус 100;

-при росте 165-175 см минус 105;

-при росте свыше 175 см минус 110.

Индекс массы тела (показатель Кетле):

Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

Рост (м) х Рост (м)

25-30 – ожирение 1 степени;

30-40 – ожирение 2 степени;

Более 40 – ожирение 3 степени.

Идеальный показатель – 22.

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

1. Показатели осанки:

Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

-Норма – 1 и более;

— 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

— 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:

Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

Рассчитывается следующим образом:

К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.

Оценка индекса К:

— 35 — 24 – истощение;

— менее 37 – достаточная упитанность;

— более 40 – повышенная упитанность;

— 45 – 54 – ожирение.

Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

Рассчитывается по следующей формуле:

К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.

Критерии индекса К:

— 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

— менее 50 – узкогрудость (астеническая);

— более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

— 10 и менее – крепкое телосложение;

35 и более – очень слабое.

Измерение окружности плеча:

Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

Формула для определения степени развития мускулатуры:

(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.

— 12 и более – атлетическая мускулатура.

Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем

организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

IV. Заключение

Изученные сегодня методы самооценки физического здоровья позволят вам в дальнейшем выявлять меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия, а это как известно является залогом счастливой и продолжительной жизни.

Читайте также:  Польза йошты для здоровья

Демонстрация видеофильма “Бизнес и здоровье”.

Источник

Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся
материал на тему

Комплексный мониторинг

состояния здоровья учащихся

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnyy_monitoring_zdorovya_obuchayushchihsya.doc 108.5 КБ

Предварительный просмотр:

состояния здоровья учащихся.

Методика мониторинга позволяет отслеживать динамику показателей каждого ученика, класса, используя при этом доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение. В зависимости от результатов создаются группы детей и определяются направления работы по выявленным проблемам. Это необходимо для принятия научно-обоснованных управленческих решений по планированию и прогнозированию процесса обучения в школе, который в соответствии с Законом «Об образовании» должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и подростков. Информационные технологии позволяют оперативно проанализировать причины неудач и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В ежегодном обследовании принимают участие только определенные возрастные группы учащихся, «кризисные» по тем или иным причинам. В эти группы входят учащиеся:

а) 1-х классов – период адаптации к школе;

б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;

в) 9–11-х классов – выпускники.

Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье выделяются две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:

В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:

В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.

Цель: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность оздоровительной работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.

  • сбор и накопление фактического материала о состоянии здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, разработка планов работы администрации и коллектива школы;
  • оценка состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
  • анализ результатов медицинских исследований для выявления отклонений в здоровье учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений;
  • осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
  • своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
  • предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
  • оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;

Психолого-педагогические и дидактические функции мониторинга:

  • обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы;
  • формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности;
  • формирование педагогической среды единомышленников, готовых из субъектов стать объектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.

Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:

  • здоровье учащихся и учителей;
  • содержание и результаты обучения;
  • технологии обучения;
  • социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;
  • уровень воспитанности учащихся.

Методы сбора и обработки информации:

  • экспертный опрос;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • посещение уроков;
  • контроль знаний, умений и навыков;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • самооценка.

Физическое здоровье учащихся

Критериями физического здоровья принято считать данные ученика, занесенные в медицинские документы после осмотра ребенка врачами-специалистами, указывающими на группу здоровья, а также резистентность, т.е. устойчивость к заболеваниям, которую мы определяем, анализируя пропуски по болезни и условно подразделяя на следующие уровни:

– 1-й уровень (высокий) – от 0 до 15 пропусков (дней) по болезни за триместр,

– 2-й уровень (допустимый) – от 16 до 30 пропусков (дней),

– 3-й уровень (тревожный) – от 31 до 45 пропусков (дней),

– 4-й уровень (критический) – от 46 до 60 пропусков (дней).

Показатели физической подготовленности в соответствии со стандартами образования по предмету «Физическая культура» измеряются трижды в год согласно плану мониторинга. По параметрам функциональной и физической подготовленности определены критический и тревожный (низкий и ниже среднего), достаточный (средний), оптимальный (выше среднего, высокий) уровни. Анализ результатов позволяет сравнить фактические и расчетные показатели, дать им качественную и количественную оценку, проследить за их динамикой.

Социальное здоровье учащегося образовано совокупностью ценностей, имеющих в настоящий момент большую значимость для всего общества, коллектива школы и конкретных учащихся. Критериями сформированности социального компонента являются уровень воспитанности, социальный статус в коллективе и обученность школьников.

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, допустимый, тревожный, критический. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой. Следует учитывать, что при выведении оценки уровня воспитанности необходимо использовать весь педагогический инструментарий привлечения ученика к самооценке. Сочетание самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. Уровень воспитанности определяется с помощью специального теста. Оценка результатов теста проводится по 5-балльной системе:

1 – у меня другая позиция.

По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. Затем полученные оценки суммируются и делятся на 6. Средний балл является определением уровня воспитанности.

5–4,5 – высокий уровень;

4,4–4 – допустимый уровень;

3,9–2,9 – тревожный уровень;

2,8–2 – критический уровень.

Высокий – ярко проявляются показатели воспитанности (долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный уровень).

Допустимый – средне проявляются показатели воспитанности.

Тревожный – слабо проявляются показатели воспитанности.

Критический – не проявляются показатели воспитанности.

Следующий критерий – обученность школьников. При оценке этого критерия используются следующие требования:

  • ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (учет развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.);
  • использование оценки как обратной связи, позволяющей учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;
  • использование для оценивания знаний разнообразных видов контроля;
  • применение при оценивании знаний развернутой содержательной оценки (наряду с выставленным баллом дается характеристика успехов ученика);
  • включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу, работу одноклассников.

Кроме того, при оценивании необходимы эмоциональная включенность учителя, отсутствие равнодушия, создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации.

Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости школьников, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение ребят, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Другим показателем остается процент качества знаний школьников (на 4 и 5). Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы учащихся является показатель СОК – степень обученности класса (формула К.Симонова):

где k5 – количество полученных в результате тестирования пятерок;

k4 – количество четверок;

kЗ – количество троек;

N – количество учащихся в классе.

Использование данной формулы учителем, а также независимым экспертом при проведении контроля позволяет сравнить результаты оценивания.

Обработка результатов по трем показателям проводится с помощью построения гистограмм, диаграмм, графиков и т.д. При этом учитель совместно с администратором отслеживает закономерности «спадов» и «взлетов» обученности школьников по группам.

Кроме того, в школе используется следующая методика определения уровня обученности учащихся:

1-й уровень – учащиеся имеют базовую подготовку и выполняют задания высокого уровня (на оценки «4» и «5»);

2-й уровень – имеют базовую подготовку и выполняют задания повышенного уровня (50% учебных предметов на оценки «3» и «4»);

3-й уровень – имеют только базовую подготовку (80–100% учебных предметов на оценку «3»);

4-й уровень – не имеют базовой подготовки (по основным предметам имеется оценка «2»).

Уровень качества знаний:

1-й уровень – у 90–100% 5 по базовым предметам;

2-й уровень – у 75–89% 4 по базовым предметам;

3-й уровень – у 50–74% 3 по базовым предметам;

4-й уровень – у больше чем 74% 3 по базовым предметам.

Под психологическим компонентом понимается результат деятельности педагогического коллектива, направленный на целостное развитие учащихся. В качестве диагностических критериев и показателей рассматриваются индивидуально-психологические особенности каждого ученика для оценки их сегодняшнего состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций по следующим направлениям: мотивация к здоровью и ЗОЖ, психоэмоциональное состояние и уровень психического развития.

Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого-педагогической проблемой остается формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья, ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают:

  • развитие природных возможностей;
  • сохранение здоровья в младшем школьном возрасте;
  • обеспечение интенсивного физического и социального созревания в подростковом возрасте;
  • самосовершенствование и социально-психологическую адаптацию в старших классах.

В процессе личностно ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика, используемая не для оценки имеющихся способностей обучающихся или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания школьников на развитие их самых разных возможностей, т.е. на мотивацию ЗОЖ.

Выделяются 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у школьника:

1-й – оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию и аргументированно это доказывает;

2-й – допустимый – отражает положительное отношение учащегося к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;

3-й – тревожный – ученик признает необходимость ведения здорового образа жизни, но как второстепенное положение;

4-й – критический – мотивация ЗОЖ у школьника не сформирована.

В качестве используемых диагностических процедур обучающимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Почему необходимо вести ЗОЖ?».

Отслеживание умений ЗОЖ проводится в соответствии со следующими направлениями здоровьеориентированной деятельности школы:

1) обучение на основе здоровьеориентированных принципов организации учебной деятельности;

2) коррекция затруднений адаптации к условиям обучения в школе;

3) формирование ценностей здоровья и навыков здорового образа жизни;

4) профилактика вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков и пр.);

5) социально-психологическая адаптация и реабилитация детей и подростков;

6) физкультурно-оздоровительная и спортивная работа;

7) профессиональная ориентация и профотбор.

Умения ЗОЖ рассматриваются в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка вести здоровый образ жизни, используя четыре уровня:

1. Оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к собственному здоровью, негативно – к вредным привычкам не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей.

2. Допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с отсутствием вредных привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер.

3. Тревожный – понимание необходимости ведения ЗОЖ не сочетается с навыками собственной жизнедеятельности; употребление алкоголя или табакокурение носят эпизодический характер.

4. Критический – отсутствие навыков ЗОЖ.

Психоэмоциональное состояние отслеживается психологом с помощью ряда методик и процедур:

  • М етодика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы) является производной от цветового теста М. Люшера и позволяет определить состояние нервно-психического благополучия ребенка.
  • Методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера- Ю.Л.Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
  • Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность , фрустрация , агрессивность , ригидность .

В работе также используются: опросник САН, тест Р.Мейли, тест «Классификация» (методика Гольдштейна-Выготского-Зейгарник), ГИТ, ШТУР, тест Р. Амтхауэра, тест «Прогрессивные матрицы Равена», тест-опросник Л. Шмишека на выявление акцентуаций, тест школьной тревожности Филлипса, методика «Социометрия», методика Н.П. Н.Капустина, таблицы Л.Шульте и другие.

Источник

Adblock
detector