Меню

Методы оценки здоровья личности

2.5. Методы исследования и оценки уровня здоровья

На практике исследование и оценка здоровья человека, чаще всего, осуществляется в таких традиционных направлениях, как анализ заболеваемости, тестирование отдельных физиологических реакций, контроль антропометрических показателей и использование результатов контрольных упражнений.

Для адекватной многофакторной оценки состояния здоровья, перспективно применение модельного подхода, который во многом позволяет систематизировать направления научных исследований и прогнозировать возможные тенденции изменения динамики состояния человека.

Согласно теории функциональных систем исследование и оценку здоровья человека необходимо осуществлять в соответствии с результативными «системоквантами». Такой подход позволяет определить физиологическую цену каждого результативного отрезка человека, контролировать изменение физиологических функций в процессе его трудовой деятельности, объективно выявлять психоэмоциональное напряжение, утомление, смену настроения и т. д.

С учетом физиологических закономерностей, проявляющихся в зависимости от степени развития физического качества общей выносливости (экономизация функций и расширение физиологических резервов) разработана экспресс-система оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко. Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и на основе расчета индексов позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергопотенциала.

На сегодняшний день для оценки уровня здоровья организма наиболее адекватной представляется концепция адаптации организма, на основе которой возможен контроль рабочего состояния данной функции в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома, который может проявиться задолго до возникновения заболевания как такового.

Одним из перспективных направлений в оценке здоровья является использование полипараметрических методов. Характерной особенностью данной разновидности методов является наличие функционально-диагностических методов с полиграфической регистрацией физиологических функций, матричным описанием состояния организма на основе унифицированного набора параметров физиологических функций и с использованием визуализированных графических методов анализа многомерных данных.

Группа методов нетрадиционной медицины, в основе которых лежит определение электропроводности в точках акупунктуры, получила название «электропунктурная диагностика» (ЭПД). Достоинство метода ЭПД состоит в сочетании современных научных достижений медицины, биологии, квантовой физики, информационных технологий и оргтехники, с одной стороны, и многовекового практического опыта, с другой.

Методы ЭПД по своим задачам разделяются на два основных направления: диагностика состояния точек акупунктуры и меридианная диагностика.

2.6. Методы исследования и оценки функционального состояния

Для оценки функционального состояния человека используются тесты и функциональные пробы.

Тест – это измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Функциональная проба – это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения его функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Функциональные пробы условно можно разделить на простые и сложные.

К простым пробам относятся пробы, выполнение которых не требует специальных приспособлений и большой затраты времени (приседания, прыжки, бег на месте). Они делятся на три группы: одномоментные, двухмоментные и комбинированные.

Сложные пробы выполняются с помощью специальных приспособлений и аппаратов (велоэргометр, тредбан и т.д.).

Наиболее простыми и информативными функциональными пробами в практике работы со студентами являются:

для оценки сердечно-сосудистой системы – проба Мартинэ, проба ГЦОЛИФКа;

для оценки дыхательной системы – проба Генчи, проба Штанге;

для оценки вегетативной нервной системы – ортостатическая проба, клино-ортостотическая проба.

Проба Мартинэ – функциональная проба с 20-ю приседаниями, выполняемые за 30 секунд. Методика проведения пробы предполагает, что у обследуемого, в положении сидя, подсчитывают пульс. Затем в течение 30 секунд выполняются двадцать глубоких приседаний, при каждом приседании руки следует поднимать вперед до уровня плеч. После выполнения нагрузки обследуемый быстро садится на свое место и сразу же у него подсчитывается пульс за 10 секунд

Во время проведения пробы необходимо следить за сохранением стандартных условий выполнения нагрузки и за внешними признаками состояния обследуемого.

Читайте также:  Крепкое здоровье человека зависит от чего

Оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы по результатам измерения ЧСС предполагает следующую градацию:

хорошая (увеличение ЧСС от исходной на 70-75%);

удовлетворительная (увеличение ЧСС от исходной на 76-100%);

неудовлетворительная (увеличение ЧСС от исходной свыше 100%).

Проба ГЦОЛИФКа – проба, разработанная в Государственном центральном ордена Ленина институте физкультуры, широко применяется для массового обследования физкультурников. Данная проба предполагает выполнение 60 подскоков на высоту 4-5 см на протяжении 30 секунд. Показатели ЧСС измеряются перед выполнением пробы и сразу после ее окончания. Все исследования после нагрузки необходимо проводить в течение первых 50 секунд. Начиная с 50-й секунды после нагрузки, пульс подсчитывают каждые 10 секунд до возвращения его к исходному показателю.

Качество пробы оценивается по реакции пульса, а также по длительности восстановительного процесса.

Хорошей реакцией считается умеренное учащение пульса (до 50%) и быстрое восстановление всех показателей – на 1-2-й минуте.

Удовлетворительной реакцией считают более значительное учащение пульса (до 75-80%), более медленное возвращение отдельных показателей к исходному уровню (на 2-3-й минуте).

Неудовлетворительная реакция характеризуется значительным учащением пульса (до 100% и больше), медленным возвращением всех показателей к исходному уровню (более 3 минут).

Проба Штанге – проба с задержкой дыхания на высоте вдоха. Проба выполняется следующим образом. Испытуемый в положении стоя делает пробный вдох, затем полностью выдыхает воздух и после полного (но не предельного) вдоха задерживает дыхание (зажимает нос). В момент начала задержки дыхания включается секундомер, это первая фиксация времени. Вторая фиксация времени происходит при невозможности дольше задерживать дыхание.

Проба Генчи – проба с задержкой дыхания на выдохе. Проба выполняется также после пробного вдоха и выдоха. Сделав вдох, испытуемый делает спокойный глубокий (но не предельно возможный) выдох и задерживает дыхание (зажимает нос). С момента задержки дыхания включается секундомер, который останавливается при первом вдохе.

При проведении проб с задержкой дыхания не следует задерживать дыхание «через силу». Длительность времени задержки дыхания и его оценка определяется периодом, в течение которого испытуемый спокойно, без волевого напряжения может воздерживаться от вентиляции легких.

Градации оценок проб с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе:

Источник

Оценка состояния здоровья

Данная работа посвящена изучению методик, помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.

Выбранная тема является актуальной, глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что понимается под здоровьем? В каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить?

Автор постарался собрать теоретический материал о здоровье, его видах, признаках. Автору удалось найти и изучить литературу о методах, позволяющих оценить состояние здоровья, и провести диагностику состояния здоровья членов своей семьи.

Скачать:

Вложение Размер
otsenka_sostoyaniya_zdorovya_kostyleva_a._7a_1.docx 430.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»

город Дзержинск, Нижегородская область

IX городская научно-практическая конференция

Оценка состояния здоровья

Автор работы: Костылева Александра

Дмитриевна, ученица 7 «А» класса

Руководитель: Дубровина Наталья Викторовна,

учитель биологии высшей категории

Введение _______________________________________________ 3

Обзор литературы ________________________________________ 5

Методика проведения исследования _________________________ 7

Результаты исследований и их обсуждение __________________ 10

Выводы и рекомендации _________________________________ 14

Литература _____________________________________________ 15

Приложение _____________________________________________ 16

Если ты достаточно разумен, то

стоит позаботиться о своем здоровье,

ибо здоровье — это не все, но без здоровья

Глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. К таковым можно отнести:

  • ухудшение экологической ситуации, истощение ресурсов и ухудшение их качества;
  • демографический взрыв и перенаселение в ряде развивающихся стран;
  • недостаток продовольствия и его низкое качестве, голод и недоедание;
  • урбанизация и растущий уровень факторов стресса.

Глобальная проблема состояния здоровья сегодня конкретизируется по ряду следующих аспектов :

  • высокая детская смертность и небольшая продолжительность жизни (до 60 лет);
  • высокая детская смертность от недоедания и болезней, которые могут быть предотвращены;
  • растущая динамика смертности от так называемых «болезней цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания легких и т.д.) и заболеваний с неинфекционной этиологией (рак, диабет и т.д.): более 36 млн человек ежегодно;
  • зависимость смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, признанной самой частой причиной смертности людей за Земле, от уровня доходов населения: свыше 80% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения;
  • растущая смертность от инфекционных заболеваний;
  • быстрое распространение СПИДа;
  • высокая смертность от эпидемии инфекционных заболеваний;
  • увеличение числа психических заболеваний (например, шизофрении);
  • рост числа суицидов (особенно, в развитых странах и странах с переходной экономикой);
  • появление новых смертоносных инфекций (лихорадка Эбола, MERS, короновирус).

Среди причин глобальной проблемы здоровья и продолжительности жизни людей на планете, помимо уже названных выше, стоит отметить:

  • недоступность национальных систем здравоохранения для 1 млрд жителей Земли;
  • низкий уровень развития медицины и фармацевтики в развивающихся странах;
  • проблемы в сфере социально-экономических факторов и условий, определяющих жизненный уровень и состояние здоровья людей (условия жизни, труда и быта; реальная заработная плата; продолжительность рабочего дня; степень интенсивности труда; степень занятости; уровень и характер питания; жилищные условия; состояние и доступность медицинских услуг);
  • высокие цены на лекарственные препараты и лечение в ряде стран;
  • коммерческая, а не гуманистическая ориентация фармацевтических компаний;
  • слабая социальная политика и политика в области здравоохранения в ряде стран;
  • табакокурение, алкоголизм и наркомания;
  • ожирение в результате питания дешевыми высококалорийными продуктами (фаст-фуд) и влияния вредных пищевых добавок (ингредиенты с индексом «Е»);
  • распространение гиподинамии [2].

Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что такое здоровье? Как определить, в каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить.

Цель работы: изучение методик помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.

  1. Исследовать теоретический материал: понятие «здоровье», виды здоровья; компоненты состояния здоровья; критерии и признаки здоровья; методы, позволяющие оценить состояние здоровья.
  2. Провести диагностику состояния членов своей семьи по методикам:
  1. Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов (по формуле Р.М. Баевского);
  2. Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавторы);
  3. Самооценка состояния здоровья (по В.П. Войтенко);
  4. Качество нашей жизни (тест);
  5. Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста.
  6. Сделать вывод по полученным данным о состоянии здоровья моей семьи.

Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ) [3].

Здоровье — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде [4].

Здоровье также определяется как:

— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.

По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь [5].

Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман,1987) [1].

Основные виды Здоровья:

1. Физическое здоровье.

Естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов.

2. Нравственное здоровье.

Определяется моральными принципами. Отличительными чертами морального здоровья человека являются: отношение к труду, отказ от вредных привычек (курение, наркотики, алкоголь), которые противоречат нормальному образу жизни.

3. Психологическое здоровье.

Зависит от состояния головного мозга.. Характеризуется уровнем и качеством внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств, умением здраво оценивать разные жизненные ситуации ( как сложные, так и простые), и в критических ситуациях.

Психическое здоровье человека составляет основу его социальной деятельности и жизнедеятельности организма. Как утверждают ученые, физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны.

О состоянии психического здоровья можно судить по двум признакам: первый – отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений (неврозов), причиной которых обычно являются длительные отрицательные эмоции, а также психологические стрессы, возникающие либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды, либо в связи с информационной перегрузкой; второй – наличие резервов психических возможностей, благодаря которым

человек может преодолеть неожиданные стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях.

Здесь определяющим фактором является, то насколько мы уверены в себе, как мы определили свой жизненный путь, как мы можем ответить на простые вопросы: Цель в жизни? Во что мы верим? Что хотим в своей жизни?

5.Социальное здоровье — это как мы ведем себя в обществе.

Это умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях, уметь контролировать эмоции, не поддаваться на провокации.

Перепады настроения, депрессии, или всплески эйфории от каких-то приятных моментов в жизни, пессимизм — все это оказывает влияние на наше здоровье [6].

Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально — психологическому.

Соматический компонент подразумевает совершенство регуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию

к окружающей среде.

Социально — психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев, 1996).

Главные критерии здоровья : сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.

Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Функциональное состояние организма, резервные возможности

основных физиологических систем.

3. Уровень неспецифической резистентности иммунологической защиты.

4. Уровень морально — волевых и ценностно-мотивационных установок.

5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.

6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья). Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, состояние предболезни, болезнь [1].

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследование проводилось в январе 2020 года. Объектом исследования стал сам автор данной работы и его семья.

1. Оценивание состояния здоровья с использованием различных подходов . Определение коэффициента здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского [1].

Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,

Методом измерения определяем рост, массу тела, частоту сердечных сокращений,

систолическое и диастолическое давление в покое, определяем коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:

КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –

где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,

САД — систолическое артериальное давление,

ДАД — диастолическое артериальное давление,

В — возраст в годах,

М — масса тела в кг,

П — пол (мужской — 1, женский — 2),

Полученные данные сравниваем с данными таблицей 1, делаем вывод.

Оценка функционального состояния системы кровообращения

Источник

Adblock
detector