Меню

Методы оценки физического здоровья школьников

Методы оценки физического здоровья школьников

Методы оценки здоровья школьников

Уровень функционального состояния основных систем организма проводится с помощью морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье). Для оценки индексов применяется формализованная бальная система (С.В.Хрущев, 1995).

Индекс Кетле. Данный индекс позволяет вычислить степень соответствия массы тела и роста, определить избыток или недостаток массы тела человека.

Инвентарь: ростомер и электронные весы.

Ростомер представляет собой укрепленную на подставке вертикальную линейку с подвижной планкой, откидным сидением для измерения роста стоя. На вертикальной линейке имеется две шкалы: светлая шкала используется для измерения показателя «рост стоя», отчет ведется от площадки подставки. Подвижная горизонтальная планка свободно перемещается по вертикальной линейке. Показания роста следует считывать по нижнему краю планки.

Методика измерения. Обследуемый человек становится босыми ногами на площадку ростомера, выпрямляет осанку, касается вертикальной линейки ростомера пятками, ягодицами и спиной. Наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны находиться на горизонтальной линии. Затем горизонтальную планку опускают на темя и слегка прижимают, чтобы преодолеть упругое сопротивление волос. Отсчет ведется по шкале с точностью до 0,5 см.

Вес тела определяется взвешиванием на электронных весах. Исследуемый человек без обуви встает на середину площади весов. Точность измерения должна быть на уровне 50 г.

Индекс Кетле определяется по формуле:

ИК = Вес / Рост, г/см.

Индекс Робинсона представляет собой показатель резерва сердечно-сосудистой системы — двойное произведение. Характеризует систолическую работу сердца, основываясь на закономерности формирования «экономизации функции сердечно-сосудистой системы» в покое.

Инвентарь: секундомер и электронный тонометр.

Методика измерения. Частота сердечных сокращений измеряется за первые 10 с первой минуты, а затем полученное число умножается на 6. Артериальное давление измеряется с помощью электронного тонометра.

Индекс Робинсона определяется по формуле:

ИР = ЧСС x АДс / 100, усл.ед., где

ЧСС — частота сердечных сокращений в мин, с;

АДс — систолическое артериальное давление, мм. рт. ст.

Индекс Руфье свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по которому можно судить о физических возможностях ребёнка.

Методика проведения. После отдыха в положении «сидя» у обследуемого регистрируют пульс за 15 с. (Р1) и предлагают выполнить 30 глубоких приседаний за 45с., выбрасывая руки вперед; затем он тотчас садится, и вновь регистрируется пульс за первые 15 с. (Р2) и последние 15 с. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

4 ( P 1+ P 2+ P 3)-200 /10

Индекс мощности Шаповаловой характеризует развитие силовой и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.

Методика измерения. Подъемы (сгибания) туловища в сед, проводятся из исходного положения «лежа на спине», ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, напарник удерживает ступни. Необходимо выполнить за 60 с. максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п. Исследуемый, опуская тело в и.п., должен касаться ковра или мата последовательно: сначала лопатками, затем затылком, потом локтями.

(Вес тела (г) /рост (см)) × (количество наклонов за 1 мин / 60)

Индекс Скибински характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.

Инвентарь: спирометр и электронные весы.

1. Подсчитать частоту сердечных сокращений за одну минуту в покое.

2. Необходимо обработать мундштук спирометра раствором антисептика. Подвижную шкалу прибора необходимо установить на ноль. Для измерения жизненной емкости легких нужно сделать максимально глубокий вдох, а затем, зажав нос, в течение 4-6 с. выдыхать воздух через мундштук спирометра с равномерной скоростью до максимального глубокого выдоха. Измерение повторяют три раза с интервалами не менее 30 секунд, лучший результат вносится в протокол.

3. Сделать максимальный вдох и задержать дыхание максимально долго, данные занести в протокол.

(ЖЕЛ мл ×время задержанного дыхания на вдохе (с)) / ЧСС уд/мин, где

ЧСС — частота сердечных сокращений в мин.,

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

Методика «Таблицы Шульте»

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.

Назначение теста: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

С помощью этого теста можно вычислить показатели (по А.Ю.Козыревой):

· эффективность работы (ЭР)

ЭР = (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/ 5, где Т i – время работы с i -той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах)

5 баллов — 30 и меньше; 4 балла — 31-35; 3 балла — 36-45; 2 балла — 46-55; 1 балл -56 и более.

· степень врабатываемости (ВР)

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

· психическая устойчивость (ПУ)

Результат меньше 1,0 хорошая психическая устойчивость, чем выше показатель, тем хуже психическая устойчивость.

Карта методики САН

Класс _______ Возраст ________

1. Самочувствие хорошее

2. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

6. Хорошее настроение

22. Желание отдохнуть

27. Соображать трудно

29. Полный надежд

Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.

Читайте также:  День здоровья для дошкольников по станциям

Обработка и интерпретация данных.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют о неблагоприятном состоянии.

Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Определение тотальных признаков физического развития

Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического антропометра. Измерение проводят спереди. Голова обследуемого находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости.

Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15 — 20 см и подводится к наиболее высокой точке головы, при этом инструмент находится в строго вертикальном положении. Точность измерения — до 0,5 см.

Массу тела (вес) определяют при помощи медицинских весов. Обследуемый стоит на середине весовой площадки, при этом входить и сходить с нее он должен при неподвижно закрепленном коромысле весов. Точность измерения — 100 гр.

Оценка физического развития

При оценке физического развития ребенка в соответствующей полу и возрасту таблице находят его рост, затем строго по горизонтально строке – диапазон «нормы» массы тела для данного роста. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие.

Выделяются следующие варианты физического развития:

1. Нормальное физическое развитие – масса тела в пределах нормальных вариантов (от M-1σ до M+1σ относительно конкретного роста).

2. Дефицит массы тела — масса тела меньше значений минимального предела «нормы» относительно роста (меньше M-1σ).

3. Избыток массы тела — масса тела больше значений максимального предела «нормы» относительно роста (больше M+1σ).

4. Низкий рост варианты роста меньше минимальных, указанных в таблице (меньше M-2σ).

Методика выполнения тестовых упражнений для оценки физической подготовленности

Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса). В весе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются.

Тест «Подъем туловища за 30 или 60 секунд» (для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнять, рационально распределяя усилия, а 30 или 60 секунд (с 11 лет) максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола локтями, лопатками и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.

Тест «Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед, и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате (толстом ковре) или мягком грунтовом покрытии (можно использовать песочную яму). Участнику дается три попытки. В зачет идет только лучший результат.

Источник

«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»

«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»

Актуальность. Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно — абсолютная ценность общества. А его здоровье-гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого — недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

Читайте также:  Классный час посвященный дню здоровья презентация

Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связанно с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.

Цель работы: изучить физического гармоничного развития обучающихся 5-9- классов

Задачи работы:

  • Познакомиться с литературой и методами исследования физического развития школьников
  • Оценить показатели физического здоровья школьников (на примере обучающихся 7-классов
  • Определить полученные показатели в соответствия возрастным нормами.
  • Сформулировать выводы по результатам исследования
  • Дать рекомендации .

Объектом нашего исследования стало физическое здоровье подростков с углубленным изучением экологии

Глава 1. Здоровье человека

1.1. Здоровый образ жизни школьника

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

1.2. Причины, влияющие на здоровья школьника

Здоровье — понятие комплексное. Признаками здоровья являются:

— устойчивость к действию повреждающих факторов;

— показатели роста и развития;

— функциональное состояние и резервные возможности организма;

— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

От чего зависит здоровья человека?

  • от социально-экономического положения детей,
  • качества питания, медицинского обслуживания системы оздоровительных учреждений
  • от экологической обстановки в местах их проживания.

Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья. Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя про человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.

1.3. Антропометрические измерения человека

Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и

антропометрические исследования. Антропометрия – совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков.

1) Соматометрические – длина и масса тела, диаметры (окружности);

2) Физиометрические (функциональные) – жизненная емкость легких

(ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;5

3) Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата

(форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие

мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Каждый школьник, определив собственные показатели физического развития, заносит их в тетрадь в виде таблицы:

человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития и др.

Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов:

наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью

удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению

ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.

Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.

К объективным показателям функционального состояния здоровья относят

морфологические (рост, масса тела) и функциональные ЧСС (частота сердечныхсокращений), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), частота дыхания, мышечная сила, температура тела).

К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят

самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).

Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние

организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять

Читайте также:  Вавилов е н укрепляйте здоровье дети 1986

отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений).

1.4. Социальное и физическое здоровье

Социальное здоровье

Социальное здоровье человека наряду сфизическим и психическим является основой здоровья любого человека. Существует несколько вариантов его определения. Первый, подразумевает способность человека взаимодействовать с другими представителями общества, умение находить себе друзей и поддерживать с ними доверительные отношения. Во втором, случаи понимают здоровье общества в целом, как совокупность здоровья каждого индивидуума, составляющего это общество.

Социальное здоровье человека очень сильно влияет на нашу жизнь. Те, кто хорошо интегрированы в общество, как правило, живут дольше и быстрее восстанавливаются от болезней и депрессий. Доказано, что социальная изоляция является пусковым механизмом для возникновения многих болезней. Именно плохая адаптация, неумение наладиться хорошие отношения с другими людьми, подрывает в человеке веру в свои силы и отсутствием желания что-либо менять в своей жизни.

Физическое здоровье

Физическое здоровье – это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции. Кроме того, в совокупности с психическим и социальным здоровьем физическое состояние дает представление о таком важном понятии, как общее здоровье. Существует разные методики оценки состояния физического здоровья человека. Одни из них можно провести дома самостоятельно, другие же, более сложные – только при помощи медицинского работника. Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.

Глава 2. Методика исследования

2.1. Правила выполнения антропометрических измерений

1. Измерение роста (длины тела)

1.1. Установить обследуемого (без обуви и головного убора) на

платформу ростомера в положение «прямо». При этом обследуемый стоит,

выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,

межлопаточной областью и затылком.

1.2. Произвести измерение длины тела по верхней точке головы.

1.3. Результат записать в таблицу.

2. Измерение массы тела

2.1. Установить обследуемого (без верхней одежды и обуви) на напольные

2.2. Произвести измерение массы тела.

3. Результат записать в таблицу.

3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)

3.1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого.

При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и

пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента

накладывается спереди по среднегрудинной точке).

3.2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе

измерения лента должна плотно прилегать к телу).

3.3. Результат записать в таблицу.

4. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)

4.1. Подготовить обследуемого к измерению. (Для этого обследуемый

делает несколько спокойных дыхательных движений).

4.2. Произвести измерение ЖЕЛ. (Для этого обследуемый максимально

вдыхает и сразу максимально выдыхает в спирометр).

4.3. Повторить измерения еще дважды и определить среднее значение

4.4. Результат (среднее значение) записать в таблицу.

5. Определение уровня гармоничности физического развития.

5.1. Сравнить данные таблицы с таблицами возрастно-половых

стандартов (Приложение 1).

5.2. Для каждого обследуемого определить соответствие каждого

измеренного показателя (длина, масса, ОГК и ЖЕЛ) номеру «коридора»

5.3. Сделать вывод о гармоничности физического развития по следующим

  • развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между

любыми двумя из показателей не превышает 1;

  • развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;
  • если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое

внимание на физическое развитие – группа риска состояния

5.4. При необходимости дать рекомендации о проведении лечебно-

2.2.Определение индекса Кетле( индекс массы тела)

Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о не гармоничном развитии.

Индекс Кетле

Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:

Индекс Кетле

Вес (кг)

Рост 2 (м)

2.3.Определение индекса Робинсона

Индекс Робинсона= ЧСС (уд/мин) X АДсист. (мм рт. ст.) / 100

характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы ;

2.4. Определение индекса Шаповаловой

Масса тела (г)/ длина тела (см) x КП/60,

где КП — количество подъёмов за 60 с, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.

2.5. Определение индекса Руфье

Индекс Руфье = 4х(Р1 + Р2 + Р3) — 200)/10 где -Р1 пульс за 15 с в покое, Р2 — пульс первые 15с сразу после нагрузки, Р3-пульс за последние 15с первой минуты восстановления. 4,200 и 10-постоянные коэффициенты . Индекс Руфье характеризует функциональные возмож системы дыхания,устойчивость организма к гипоксии и волевые качества. Характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

2.6. Определение индекса Скибинского

Индекс Скибинского=ЖЕЛ(мл)x проба Штанге (с)/ЧСС(уд/мин)

Он характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.

Источник

Adblock
detector