Меню

Методы определения количества здоровья

3.2. Характеристика методик оценки показателей здоровья

3.2.1. Методики оценки физического развития

Физическое развитие — процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями физического развития. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице замеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Исследования физического развития проводятся с использованием антропометрических методик:

соматометрических — длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

физиометрических — жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила;

соматоскопических — форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т. д.

Комплексная оценка физического развития включает:

определение с помощью центильных таблиц группы физического развития (I гр. — здоровые дети, II гр. — «группа риска», III гр. — дети со значительными отклонениями физического развития);

определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы тела, массы тела, соответствующей норме [13].

3.2.2. Методы количественной оценки здоровья

Наиболее доступными из современных методов количественной оценки здоровья, предлагаемых известными учеными, являются: определение «количества здоровья» по Н.М. Амосову, под которым понимается уровень функциональных возможностей (резервов) организма в процентах от нормы и экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, демонстрирующая безопасный уровень физического здоровья при отсутствии болезней.

Определение «количества здоровья» по Амосову

«Количество здоровья» определяется подсчетом среднеарифметической величины от ряда (не менее пяти) функциональных проб, показатели которых сопоставляются с нормой (100% от должных величин для данного возраста). Так, если у обследуемого пульс в покое лежа должен составлять в норме не более 66 уд./мин, а в день наблюдения он равнялся 72 уд./мин. то уровень этого показателя составит лишь 92% от нормы, т.е. на 8% хуже должного. После перехода в вертикальное положение пульс равнялся 86 уд./мин, т.е. возрос на 19,44% вместо 15% нормального увеличения, что составит 77,3% нормы. Найдя таким же способом еще 4-5 подобных показателей, сложив их и разделив полученную сумму на число используемых показателей, мы и получим «количество здоровья», Проведя указанные замеры, например, перед началом физкультурно-спортивных занятий, как по общефизической, так и по специальной подготовке, мы можем оценить оздоровительный и тренировочный эффект, выражающийся в изменении «количества здоровья» [13].

Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко

Методика использует показатели индекса массы тела, отношение ЖЕЛ к массе тела, силы кисти к массе тела, время восстановления ЧСС после нагрузки и т. д. По шкале в баллах с проранжированными значениями индексов испытуемого относят к одной из пяти групп: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья.

Показатели и функциональные уровни здоровья

Источник

2.5. Методы исследования и оценки уровня здоровья

На практике исследование и оценка здоровья человека, чаще всего, осуществляется в таких традиционных направлениях, как анализ заболеваемости, тестирование отдельных физиологических реакций, контроль антропометрических показателей и использование результатов контрольных упражнений.

Для адекватной многофакторной оценки состояния здоровья, перспективно применение модельного подхода, который во многом позволяет систематизировать направления научных исследований и прогнозировать возможные тенденции изменения динамики состояния человека.

Согласно теории функциональных систем исследование и оценку здоровья человека необходимо осуществлять в соответствии с результативными «системоквантами». Такой подход позволяет определить физиологическую цену каждого результативного отрезка человека, контролировать изменение физиологических функций в процессе его трудовой деятельности, объективно выявлять психоэмоциональное напряжение, утомление, смену настроения и т. д.

С учетом физиологических закономерностей, проявляющихся в зависимости от степени развития физического качества общей выносливости (экономизация функций и расширение физиологических резервов) разработана экспресс-система оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко. Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и на основе расчета индексов позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергопотенциала.

Читайте также:  Мокрица супер растение для здоровья красоты

На сегодняшний день для оценки уровня здоровья организма наиболее адекватной представляется концепция адаптации организма, на основе которой возможен контроль рабочего состояния данной функции в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома, который может проявиться задолго до возникновения заболевания как такового.

Одним из перспективных направлений в оценке здоровья является использование полипараметрических методов. Характерной особенностью данной разновидности методов является наличие функционально-диагностических методов с полиграфической регистрацией физиологических функций, матричным описанием состояния организма на основе унифицированного набора параметров физиологических функций и с использованием визуализированных графических методов анализа многомерных данных.

Группа методов нетрадиционной медицины, в основе которых лежит определение электропроводности в точках акупунктуры, получила название «электропунктурная диагностика» (ЭПД). Достоинство метода ЭПД состоит в сочетании современных научных достижений медицины, биологии, квантовой физики, информационных технологий и оргтехники, с одной стороны, и многовекового практического опыта, с другой.

Методы ЭПД по своим задачам разделяются на два основных направления: диагностика состояния точек акупунктуры и меридианная диагностика.

2.6. Методы исследования и оценки функционального состояния

Для оценки функционального состояния человека используются тесты и функциональные пробы.

Тест – это измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Функциональная проба – это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения его функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Функциональные пробы условно можно разделить на простые и сложные.

К простым пробам относятся пробы, выполнение которых не требует специальных приспособлений и большой затраты времени (приседания, прыжки, бег на месте). Они делятся на три группы: одномоментные, двухмоментные и комбинированные.

Сложные пробы выполняются с помощью специальных приспособлений и аппаратов (велоэргометр, тредбан и т.д.).

Наиболее простыми и информативными функциональными пробами в практике работы со студентами являются:

для оценки сердечно-сосудистой системы – проба Мартинэ, проба ГЦОЛИФКа;

для оценки дыхательной системы – проба Генчи, проба Штанге;

для оценки вегетативной нервной системы – ортостатическая проба, клино-ортостотическая проба.

Проба Мартинэ – функциональная проба с 20-ю приседаниями, выполняемые за 30 секунд. Методика проведения пробы предполагает, что у обследуемого, в положении сидя, подсчитывают пульс. Затем в течение 30 секунд выполняются двадцать глубоких приседаний, при каждом приседании руки следует поднимать вперед до уровня плеч. После выполнения нагрузки обследуемый быстро садится на свое место и сразу же у него подсчитывается пульс за 10 секунд

Во время проведения пробы необходимо следить за сохранением стандартных условий выполнения нагрузки и за внешними признаками состояния обследуемого.

Оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы по результатам измерения ЧСС предполагает следующую градацию:

хорошая (увеличение ЧСС от исходной на 70-75%);

удовлетворительная (увеличение ЧСС от исходной на 76-100%);

неудовлетворительная (увеличение ЧСС от исходной свыше 100%).

Проба ГЦОЛИФКа – проба, разработанная в Государственном центральном ордена Ленина институте физкультуры, широко применяется для массового обследования физкультурников. Данная проба предполагает выполнение 60 подскоков на высоту 4-5 см на протяжении 30 секунд. Показатели ЧСС измеряются перед выполнением пробы и сразу после ее окончания. Все исследования после нагрузки необходимо проводить в течение первых 50 секунд. Начиная с 50-й секунды после нагрузки, пульс подсчитывают каждые 10 секунд до возвращения его к исходному показателю.

Качество пробы оценивается по реакции пульса, а также по длительности восстановительного процесса.

Хорошей реакцией считается умеренное учащение пульса (до 50%) и быстрое восстановление всех показателей – на 1-2-й минуте.

Удовлетворительной реакцией считают более значительное учащение пульса (до 75-80%), более медленное возвращение отдельных показателей к исходному уровню (на 2-3-й минуте).

Неудовлетворительная реакция характеризуется значительным учащением пульса (до 100% и больше), медленным возвращением всех показателей к исходному уровню (более 3 минут).

Проба Штанге – проба с задержкой дыхания на высоте вдоха. Проба выполняется следующим образом. Испытуемый в положении стоя делает пробный вдох, затем полностью выдыхает воздух и после полного (но не предельного) вдоха задерживает дыхание (зажимает нос). В момент начала задержки дыхания включается секундомер, это первая фиксация времени. Вторая фиксация времени происходит при невозможности дольше задерживать дыхание.

Читайте также:  Мандалы для привлечения здоровья

Проба Генчи – проба с задержкой дыхания на выдохе. Проба выполняется также после пробного вдоха и выдоха. Сделав вдох, испытуемый делает спокойный глубокий (но не предельно возможный) выдох и задерживает дыхание (зажимает нос). С момента задержки дыхания включается секундомер, который останавливается при первом вдохе.

При проведении проб с задержкой дыхания не следует задерживать дыхание «через силу». Длительность времени задержки дыхания и его оценка определяется периодом, в течение которого испытуемый спокойно, без волевого напряжения может воздерживаться от вентиляции легких.

Градации оценок проб с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе:

Источник

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье является сложной категорией и представляет собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (ус­ловия его существования, тренировки, ведущие мотивы его жизнедеятельности и мироощущение в целом). Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике. В современном обществе сло­жилось противоречие между накопленным научно-технологическим и теоретическим потенциалом физиче­ской культуры и уровнем его освоения отдельными людьми. Необходимо рассматривать здоровье человека как самостоятельную социально-медицинскую категорию, которой можно управлять и сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована определенными критериями.

Традиционные методы оценки здоровья человека основываются преимущественно на качественных характеристиках духовного, физического и социального благополучия, а в качестве средств для такой оцен­ки используются, главным образом, различные модификации анкет. В физиологии труда и спорта широко используются методы регистрации отдельных функций и систем с оценкой функционального состояния все­го организма. Проблема измерения уровня здоровья стала особенно актуальной в связи с проблемой выживания, как отдельного человека, так и общества в целом[1-3,5-8]. Традиционные методы оценки эффек­тивности разрабатываемых оздоровительных программ физической подготовки, основанные на статистиче­ском анализе заболеваемости или на результатах выполнения различных контрольных упражнений, представляются недостаточно эффективными и практически непригодными для количественной оценки здоро­вья обследуемых. Решение данной задачи невозможно без разработки теории и практики количественной оценки здоровья. Причем, существенным моментом является освоение технологии измерения и оценки здо­ровья не только врачами и тренерами, но и отдельным человеком (спортсменом).

Количественное измерение здоровья возможно при решении следующих задач:

выявление наиболее профессионально значимых качеств и свойств организма, обеспечивающих оптимальное функционирование каждого из компонентов деятельности человека, а также набор соответст­вующих тестов из различных областей для их количественного измерения и оценки;

разработка математического аппарата обработки обширной информации (ее объективной и субъ­ективной составляющих) по результатам комплексного тестирования измеряемых качеств и свойств орга­низма.

Создание соответствующего математического аппарата является основной и достаточно сложной проблемой. Прежде всего, это разнородность информации, поступающей в результате тестирования. Часть информации носит объективный характер (результаты измерения соответствующими приборами), а часть- субъективный характер (результаты тестов, представленные, например, по 3 — или 4 — балльной шкале). Нахождение интегральной характеристики возможно путем использования теории нечетких множеств и ме­тода лингвистической переменной [4]. Ниже приводится в сокращенном виде технология интегральной (ко­личественной) оценки здоровья.

Под комплексным показателем здоровья Z понимается числовая безразмерная неотрицательная величина, изменяющаяся в диапазоне [0; 1] и принимающая значения:

1 – у абсолютно здорового, тренированного среднестатистического человека, систематически зани­мающегося физкультурой и спортом;

0,5 – у практически здорового нетренированного среднестатистического человека, не занимающего­ся физкультурой и спортом;

0 – у нездорового человека, находящегося на грани риска.

Показатель здоровья – составной показатель, являющийся функцией ряда параметров, прямо или косвенно определяющих здоровье человека. При необходимости возможно использование другой шкалы (например, пятибалльной или стобалльной). Переход к другой шкале производится путем умножения пока­зателя здоровья на постоянную величину. Исходные параметры, определяющие здоровье, могут быть под­разделены:

на глобальные и локальные – по степени влияния на общее состояние здоровья;

на объективные и субъективные – по характеру информации, их определяющей.

Глобальными мы будем называть параметры X = (Х1,Х2,…,Хn), выход которых за определенныеграницы приводит к полной потере здоровья. Выход за границы одного локального показателя приводит к частичной потере здоровья. Глобальными могут быть как простые, так и комплексные параметры, завися­щие от нескольких локальных параметров:

Для определения показателя состояния здоровья необходимы следующие исходные данные:

Читайте также:  Послушай чтение одноклассника расскажи как сохранить свое здоровье

перечень глобальных и локальных параметров, определяющих показатель здоровья;

локальные параметры, объединенные в группы, каждой из которых должен быть сопоставлен ком­плексный глобальный параметр. Каждому из локальных параметров должен быть присвоен весовой коэф­фициент, определяющий вклад локального параметра в комплексный глобальный параметр;

для субъективных параметров, определяемых по лингвистической шкале (например, «хорошо», «удовлетворительно», «сильные боли», «незначительные нарушения сна» и т.п.), должны быть заданы списки их лингвистических значений, а также соответствующие им числовые значения в диапазоне [0; 1];

для каждого объективного параметра (локального х и глобального X) должны быть заданы 3 значе­ния (на уровнях 1; 0,5; 0).

Поскольку разные параметры измеряются по различным шкалам в разных единицах и изменяются в различных диапазонах, целесообразно привести их к однотипным безразмерным нормированным перемен­ным (глобальным Y и локальным у) путем операции нормирования.

Критерии. Целью вычисления критериев являются ограничения параметров в диапазоне [0; 1]. Кри­терии Кi являются нелинейными гладкими функциями нормированных параметров. Критерии принимают значения:

0 – при нулевом или отрицательных значениях приведенного параметра;

0,5 – при значении приведенного параметра, равном 0,5;

1 – при значениях приведенного параметра, равных или превышающих 1.

Как и параметры, определяющие состояние здоровья, критерии могут быть локальными и глобаль­ными. Итоговый показатель здоровья вычисляется как функция от глобальных критериев. Для субъектив­ных параметров критерии совпадают с их числовыми значениями, измеренными по числовой шкале в диа­пазоне [0; 1]. Критерии вычисляются по нормированным значениям параметров путем нелинейного преоб­разования:

для глобальных критериев

Определение комплексного показателя состояния здоровья. Комплексный показатель здоровья представляет собой функцию всех глобальных критериев. Функция обладает следующими свойствами:

Комплексный показатель здоровья принимает значение 1 в том и только том случае, если значения всех глобальных критериев равны 1.

Комплексный показатель принимает значение 0 в том случае, если значение хотя бы одного ло­кального критерия равно 0.

Если значение одного из критериев приближается к нулю, комплексный показатель здоровья опре­деляется в основном этим критерием.

Уменьшение критерия, имеющего исходное малое значение, может быть скомпенсировано большим увеличением критерия, имеющего исходное большое значение.

Наиболее подходящей, по нашему мнению, функцией комплексного показателя здоровья является функция вида

где N – число глобальных критериев.

Технология количественной оценки эффективности процесса физического воспитания, методик оз­доровления и самого здоровья позволит:

измерять и оценивать состояние здоровья каждого индивида;

контролировать уровень здоровья и влияния на него различных факторов;

оценивать влияние различных технологий и методик физического воспитания на состояние здо­ровья индивида.

Выводы. На основании представленного математического аппарата нами разработана программа, с помощью которой были проведены измерения и оценка методики направленного применения средств атле­тической гимнастики в процессе оздоровления студентов с астеническим синдромом. Показано ее положи­тельное влияние на функциональное состояние и физическую подготовленность студентов. Причем роль разработанной программы не ограничилась контролем количественного измерения здоровья, но программа дала возможность корректировать ход процесса оздоровления. Считаем, что разработка методики измере­ния и оценки качества здоровья дает возможность оздоровления не только студентов, и широких массна­селения.

Список использованной литературы:

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп. и дораб. – М.: ФиС, 1987.– 64 с.
  2. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. – СПб, 1992. – 123 с.
  3. Гаркави Л.X., Квакш Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. – Ростов — на- Дону: Изд-во РГУ, 1990.–224 с.
  4. Глушенко А.А., Таран В.А. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания. Ч II. – М.: МПА-ПРЕСС, 2004. – 252 с.
  5. Голиков Н.А. Школа здоровья. – Тюмень: Вектор Бук, 2000. – 260 с.
  6. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (Этиология). –М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1962 –17 с.
  7. Образование и здоровье /Сб науч. ст. /ред. В И. Загвязинский, В М. Чимаров.–Тюмень: Изд. ТюмГУ, 2005. –Тюмень: Вектор Бук. 2005. – 176 с.
  8. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. – Новосибирск: Новосибирская государственная медицинская академия. 2003. –164 с.[schema type=»book» name=»КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ» author=»Щербина Владимир Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

Источник

Adblock
detector