Методы общественного здоровья
Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.
1) Статистический метод как основной метод общественных наук широко используется в области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения. Кроме того, он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).
Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов.
Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.
2). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод — это дескриптивный, описательный метод.
3). Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Экономика здравоохранения является составной частью экономики страны. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.
Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
4). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
Эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В общественном здоровье эксперимент может использоваться не часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.
В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабораториями» по проведению научных исследований в области здравоохранения. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.
5. Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования. Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально — гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.
Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.
6. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализ представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод.
Использование эпидемиологических методов в разных областях здравоохранения на больших популяциях позволяет выделить различные составляющие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологическую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д.
Клиническая эпидемиология является основой доказательной медицины, позволяющей с использованием строго научных методов на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях составлять прогноз для каждого конкретного пациента. Цель клинической эпидемиологии — разработка и применение таких методов клинического наблюдения, которые дают возможность делать объективные заключения, избегая влияния ранее допущенных ошибок.
Эпидемиология неинфекционных заболеваний изучает причины и частоту возникновения неинфекционных заболеваний с целью разработки мер профилактики и снижения уровня распространенности этих болезней.
Эпидемиология инфекционных заболеваний изучает закономерности эпидемического процесса, причины возникновения и распространения инфекционных заболеваний с целью разработки мер борьбы с этими болезнями, их предупреждения и ликвидации.
Говоря об общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.
Для изучения различных проблем в области общественного здоровья необходимо пользоваться всеми указанными методами исследования. Они могут быть использованы не только самостоятельно, но и в самых различных сочетаниях, благодаря чему могут быть достигнуты последовательность и доказательность результатов социально-гигиенических исследований.
Главной целью общественного здоровья является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия. Поэтому для нее особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д. Темами таких исследований могут быть: оценка характера и объема потребностей населения в медицинской помощи; исследование влияния различных факторов, определяющих эти потребности; оценка эффективности существующей системы здравоохранения; разработка путей и средств ее улучшения; составление прогнозов обеспечения населения медицинской помощью.
Источник
ОЗыЗы / Новые / ОЗИЗ как наука и предмет методы
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении.
1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.
В отличие от клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими.
Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.
Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения мероприятий, которые проводит государство, роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.
В основе медицины лежат два основных понятия — «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».
Определение, принятое ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:
1 уровень — здоровье отдельного человека — индивидуальное здоровье;
2 уровень — здоровье социальных и этнических групп — групповое здоровье;
3 уровень — здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;
4 уровень — здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье.
По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, повышение ощущаемого уровня здоровья.
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас широко используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения — «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «общесоматическое здоровье» и т.д. Либо — здоровье отдельной демографической или социальной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.
В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здоровья населения. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:
1. Доступность данных. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения сложных специальных исследований.
2. Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.
3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.
4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определены и влияют на уровень здоровья.
5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым и не дорогостоящим способом.
6. Приемлемость (интерпретируемость). Должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интерпретации.
7. Воспроизводимость. При использовании показателя здоровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.
8. Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.
9. Чувствительность. Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.
10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является.
11.Репрезентативность. Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье контингентов населения, выделенных для целей управления.
12. Иерархичность. Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий.
13. Целевая состоятельность. Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улучшения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья в России традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.
ВОЗ для оценки общественного здоровья рекомендует следующие показатели:
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.
С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье находится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук общественное здоровье стремится заполнить разрыв между группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук. Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов.
Методологическая основа общественного здоровья как науки состоит в изучении и правильной трактовке причин и связей между состоянием здоровья населения и общественными отношениями.
К социально-гигиеническим факторам, влияющим на общественное здоровье, относят: условия труда и быта, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспитание, питание, отношения в семье, качество и доступность медицинской помощи.
На общественное здоровье оказывают влияние и климато- географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.
Значительная часть названных условий может изменяться самим обществом, причем влияние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.
2 вопрос. Методы общественного здоровья.
1). Статистический метод — основной метод общественных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).
2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача — определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.
3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.
4). Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.
6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.
7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных профессий — используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и степени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.
8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод.
Использование эпидемиологических методов на больших популяциях позволяет выделить различные составляющие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологическую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.
Источник