Меню

Методы обеспеченности организма человека витаминами

Методы оценки обеспеченности организма витаминами

Изучение обеспеченности организма витаминами характеризуется различными подходами в зависимости от степени витаминной недостаточности:

1. в случае авитаминозов и глубоких гиповитаминозов диагностика основана на обнаружении специфических клинических симптомов, характерных для дефицита того или иного витамина;

2. в случае нетяжелых форм гиповитаминозов и состояний субнормальной обеспеченности витаминами основное место в диагностике принадлежит лабораторным (прямым) методам;

3. косвенные методы – позволяют оценить поступление витаминов в организм с пищевым рационом, а также исследовать функции, выполняемые тем или иным витамином.

Методы определения витаминной недостаточности:

1. Клинические показатели — обнаружение у больных специфических клинических симптомов, характерных для дефицита данного витамина.

Чаще всего при недостаточном питании наблюдаются сочетания дефицита отдельных нутриентов, нередко на фоне энергетической недостаточности, причем клинические признаки дефицита ряда нутриентов могут совпадать.

Основные симптомы недостаточности некоторых витаминов

Витамин А (ретинол)

Задержка роста, снижение массы тела, сухость кожи и слизистых оболочек, ксерофтальмия, нарушение сумеречного зрения, снижение иммунного ответа, повышение риска развития злокачественных новообразований

Витамин Д (кальциферол)

Нарушение фосфорно-кальциевого обмена, рахит, остеопения, остеопороз

Витамин К (филлохинон)

Витамин Е (токоферол)

Мышечная дистрофия, жировая инфильтрация печени, нарушение репродуктивной функции

Нарушение моторной и секреторной функций желудочно-кишечного тракта, снижение тонуса кишечника, снижение аппетита, тошнота, нарушение когнитивных функций, поражение периферической нервной системы, парестезии, сердцебиение, кардиалгии, бери-бери

Витамин В2 (рибофлавин)

Задержка роста, аллопеция, воспаление слизистых оболочек полости рта, губ, языка (ангулярный стоматит, хейлоз, глоссит), кератит, себорейное шелушение кожи лица мышечная слабость, нарушение сумеречного зрения

Витамин РР (никотиновая кислота)

Пеллагра, дерматит, нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, повышение сухожильных рефлексов, раздражительность, глоссит («лакированный язык»)

Витамин В6 (пиридоксин)

Дерматит, себорея, ангулярный стоматит, хейлоз, глоссит, поражение нервной системы, раздражительность

Витамин Н (биотин)

Дерматит, усиление работы сальных желез, аллопеция, боли в мышцах, сонливость, депрессия, анорексия, анемия, нарушение липидного обмена

Витамин В12 (кобаламин)

Анемия, расстройство деятельности нервной системы (раздражительность, утомляемость, парестезии), резкое снижение кислотности желудочного сока, снижение аппетита, глоссит («малиновый язык»), нарушение моторики кишечника

Витамин В3 (пантотеновая кислота)

Дерматит, воспаление слизистых оболочек, нарушение роста, потеря аппетита, истощение, аллопеция, невриты, параличи, дистрофия надпочечников

Витамин С (аскорбиновая кислота)

Снижение массы тела, слабость, одышка, сердцебиение, рыхлость и кровоточивость десен, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность, вялость, цинга

Витамин Р (рутин)

Геморрагический синдром, слабость, быстрая утомляемость, боли в конечностях

Недостатком данного метода является то, что диагноз гиповитаминоза можно установить на поздней стадии, когда дефицит витамина имеет выраженный характер.

Источник

Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами

Витамины — незаменимые факторы питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации ферментативных реакций. Дефицит или отсутствие этих веществ приводит к значительным нарушениям, возникновению гипо- и авитаминозов. Особое значение имеет обеспеченность организма витаминами «С» и «А».

При их недостатке нарушаются механизмы ферментативного катализа и биохимических процессов всех жизненно-важных функций организма, что неблагоприятно отражается на формировании пищевого статуса.

Оценка обеспеченности витаминами осуществляется по клиническим признакам и показателям, получаемым при биохимическом исследовании крови. Клинические признаки и биохимические критерии витаминной недостаточности изложены в приложении 9.

Таким образом, для оценки витаминной обеспеченности организма используются биохимические и физиологические тесты.

Биохимические тесты основаны на определении содержания витаминов и продуктов их обмена в биологических материалах.

Читайте также:  Для чего кошкам витамины с дрожжами

1. Оценка обеспеченности витамином «А».

1.1 Определение содержания витамина «А» в крови (натощак и после нагрузки витамином). В норме содержание ретинола в крови 1,05-2,44 мкмоль/л, каратиноидов 1,5-4,6 мкмоль/л.

1.2 Оценка запасов витамина «А» в печени.

1.3 Изучение витамин А-зависимых физиологических и мета-болических состояний, в том числе биомикроскопия роговицы.

2. Оценка обеспеченности витамином «С».

2.1 Определение содержания витамина «С» в сыворотке крови и лейкоцитах. В норме содержание витамина «С» 0,7-1,2 мг в 100 мл.

2.2 Определение часового выделения аскорбиновой кислоты с мочой, который относится к наиболее доступным и информативным биохимическим показателем, характеризующим статус питания.

Содержание аскорбиновой кислоты в моче, выделяемой натощак за 1 час, находится в прямой зависимости от ее содержания в плазме крови. Выделение от 0,7 до 1 мг/час свидетельствует о достаточной обеспеченности витамином «С». Снижение данного показателя до 0,3 мг/час и менее свидетельствует о резком уменьшении «метаболического фонда» витамина «С» в организме и обычно проявляется видимыми симптомами гиповитаминоза. Оценка проводится по таблице 8.6.

Таблица 8.6 — Оценка выведения аскорбиновой кислоты с мочой

Выведение аскорбиновой кислоты с мочой, мл/г Насыщение организма аскорбиновой кислотой
0,8 и выше 0,4―0,79 0,39 и ниже Хорошее Умеренное Недостаточное

1. Оценка резистентности капилляров кожи (РКК) для характеристики С-витаминной обеспеченности (приложение 10).

2. Оценка времени темновой адаптации для характеристики обеспеченности витамином «А» (приложении 11).

Доступными и распространенными методами изучения состояния иммунной системы, на функционирование которой оказывает влияние обеспеченность организма белком, энергией, микронутриентами (витамины А, Е, В6, фолиевая кислота, минеральные вещества цинк, железо, магний и другие), являются определение абсолютного количества лимфоцитов, определение реактивности кожи на введение ранее встречавшегося организму антигена.

В качестве интегрального показателя состояния иммунной системы может использоваться выявление на кожных покровах общего числа микроорганизмов и количества маннитразлагающих штаммов стафилококка. В норме неспецифические факторы защиты обеспечивают бактерицидные свойства кожи, и на закрытых поверхностях кожных покровов у здоровых людей золотистый стафилококк обнаруживается в количестве не более 2-х колоний на 1 квадратный сантиметр кожи (не более 8 на поверхности одной бакпечатки).

В качестве показателей неспецифического иммунитета могут использоваться показатели активности лизоцима слюны, бактерицидной активности слюны.

Включение тех или иных методов изучения пищевого статуса в программу исследования определяется его целями и задачами.

Источник

I. Изучение витаминной ценности пищевых рационов и фактического потребления с пищей аскорбиновой кислоты и витамина А

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей гигиены

Н.Л. Бацукова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

УДК 613.262 (075.8)

А в т о р : ассистент кафедры общей гигиены БГМУ Бацукова Н. Л.

Р е ц е н з е н ты : зав. кафедрой общей гигиены, д-р мед. наук, профессор

Лавинский Х. Х.

нач. кафедры военной гигиены и эпидемиологии

ВМедФ БГМУ, канд. мед. наук, доцент

Дорошевич В.И.

Утверждено Научно-методическим советом университета

в качестве методических рекомендаций 27.11.02 г., протокол №3

Бацукова Н.Л.

Б 31 Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С:Метод. рекомендации к практическим занятиям по общей гигиене (для студентов медико-профилактического факультета). – Мн.: БГМУ, 2002. –

В методических рекомендациях изложены современные методы гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой. Рекомендации помогут студентам систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С, а также освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.

Читайте также:  Посоветуйте хорошие витамины для ребенка 3 лет

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов III курса медико-профилактического факультета.

медицинский университет, 2002

1. ТЕМА:ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С.

2. Общее время занятий —3 учебных часа

3. Мотивационная характеристика темы:

Функционирование систем эндогенной защиты гомеостаза и течение всех физиологических процессов зависит от адекватности и сбалансированности фактического питания, полноценного обеспечения организма эссенциальными питательными веществами, в том числе и витаминами. Недостаточное поступление с пищей витаминов, прежде всего А и С, способствует изменению оптимальных условий ассимиляции пищевых веществ, нарушению механизмов ферментативного катализа и биохимических процессов всех жизненно важных функций организма, что неблагоприятно отражается на формировании статуса питания. Поэтому, своевременная гигиеническая оценка обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой позволяет диагностировать состояние гиповитаминоза и предотвратить угрозу развития авитаминоза.

4. Цель занятия:

Систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С. Ознакомить студентов с основными методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.

5. Задачи занятия:

· Овладеть методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.

· Освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.

6. Требования к исходному уровню знаний:

Для полного освоения темы необходимо повторить из:

биохимии: что такое витамины; участие основных водо- и жирорастворимых витаминов в биохимических реакциях организма;

физиологии : физиологическая роль витаминов.

7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1) Определение и классификация витаминов.

2) Провитамины. Антивитамины.

3) Экзогенные и эндогенные причины гипо- и авитаминозов.

4) Суточная потребность в основных водо- и жирорастворимых витаминах.

5) Биохимические и физиологические методы контроля обеспеченности организма витаминами.

8. Контрольные вопросы по теме занятия:

1) Причины развития витаминной недостаточности.

2) Биологическая роль аскорбиновой кислоты.

3) Проявления недостаточности витамина С.

4) Биологическая роль витамина А.

5) Признаки А-гиповитаминоза.

6) Нормы физиологической потребности в основных витаминах.

7) Продукты – источники аскорбиновой кислоты, каротина и ретинола.

8) Гипервитаминозы: причины и профилактика.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пища является источником энергии для многочисленных процессов жизнедеятельности и служит поставщиком пластических материалов, а также незаменимых питательных веществ для построения структурных элементов, осуществления механизмов ферментативного катализа и регуляции обмена веществ. Одними из незаменимых питательных веществ являются витамины — низкомолекулярные органические соединения, необходимые для поддержания гомеостаза, нормального осуществления обмена веществ, биохимического обеспечения всех жизненных функций организма.

В отличие от других эссенциальных питательных веществ (незаменимые аминокислоты, ПНЖК и др.), витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и включаются в обмен веществ преимущественно как участники биокатализа (каталитическая функциявитаминов) и регуляции отдельных биохимических и физиологических процессов (регуляторная функция).

Контроль за достаточным поступлением с пищей витаминов и удовлетворением физиологических потребностей в них является одной из важнейших задач специалистов в области нутрициологии.

Существуют две основные группы методов оценки витаминной обеспеченности организма:

1. Изучение содержания витаминов в рационах питания обследуемых контингентов населения и фактического потребления витаминов с пищей.

2. Изучение и оценка витаминного статуса организма человека по уровню адекватности функционирования физиологических и биохимических систем, эссенциальными компонентами которых служат данные витамины.

Читайте также:  Какие витамины пропить при плохих волосах

Первая группа методов ставит своей задачей получение данных о количестве витаминов, поступающих в организм человека с пищей, без учета индивидуальных особенностей физиологических и метаболических процессов.

Вторая группа методов позволяет судить о степени насыщения организма витаминами.

Основные подходы к оценке витаминной обеспеченности человека представлены в таблице 1.

Методы изучения витаминной обеспеченности организма.

Изучение витаминной ценности рационов и фактического потребления витаминов с пищей Изучение витаминного статуса организма.
1. Методы изучения фактического питания: · анкетно-опросный; · расчетный; · весовой. 2. Химико-аналитические методы определения содержания витаминов в рационах. 1. Соматометрические методы; 2. Физиометрические методы; 3. Общеклиническое и соматоскопическое обследование с выявлением микросимптомов витаминной недостаточности (гипо — и авитаминозов) 4. Физиолого-биохимические тесты (прямые и функциональные); 5. Гематологические методы; 6. Иммунологические методы; 7. Изучение заболеваемости (морбидности).

Наиболее значимыми для организма человека являются витамин С (аскорбиновая кислота) и витамин А. Поэтому гигиеническая оценка обеспеченности организма данными витаминами является актуальной задачей нутрициологии.

I. Изучение витаминной ценности пищевых рационов и фактического потребления с пищей аскорбиновой кислоты и витамина А

Расчетный метод заключается в изучении потребляемого человеком продуктового набора по официальным документам (меню-раскладкам, накопительным ведомостям) с последующим расчетом по таблицам «Химического состава пищевых продуктов» содержания в них витаминов А и С. Данные, полученные с помощью расчетного метода, дают представление о витаминной ценности используемого рациона питания, об основных пищевых источниках витаминов в питании обследуемого контингента населения. Однако они не позволяют учесть истинное потребление витаминов обследуемыми, поскольку учет реально съеденной ими пищи отсутствует. Этого недостатка лишены весовой и, в меньшей мере, анкетно-опросный методы изучения фактического питания.

Анкетно-опросный метод заключается в изучении фактического питания населения с помощью специально разработанных анкет. Метод прост, доступен, не требует специального оборудования и может использоваться при анализе как группового, так и индивидуального питания в домашних условиях. Для оценки витаминной обеспеченности в анкеты включают вопросы о потреблении в течение дня дополнительных источников витаминов — поливитаминных препаратов, витаминизированных напитков и др.

Весовой метод заключается в строгом количественном учете (взвешивании) всех потребляемых в день продуктов и блюд. Метод трудоемкий, но дает возможность полной количественной оценки фактического питания.

При анализе потребления витаминов с пищей необходимо учитывать распад их при кулинарной и термической обработке продуктов. Например, разрушение витамина А составляет от 5% (запеканка и пудинг из творога) до 63-67% (куры отварные); а распад аскорбиновой кислоты от 15% (картофель отварной в мундире) до 100% (мясо отварное) (приложения 1-2).

Используя описанные методы, получают данные о содержании витаминов в среднесуточных рационах питания и их фактическом потреблении. Полученные данные сопоставляют с нормами среднесуточной физиологической потребности в витаминах («Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» (Утв. МЗ СССР, №5786-91, 1991г) (приложение 3).

Сведения о содержании витаминов при применении расчетных методов носят ориентировочный характер, что обусловлено резкими колебаниями содержания витаминов в одних и тех же продуктах в зависимости от климатических и географических условий, сезона, сорта, сроков хранения, последующей кулинарной и термической обработки и др. факторов. Этих недостатков лишены прямые методы определения содержания витаминов, основанные на использовании химико-аналитических методик.

Источник

Adblock
detector