Меню

Методы коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Диагностика и коррекция детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 20.7 КБ

Предварительный просмотр:

детский сад № 82

Попова Галина Николаевна

«Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Для проведения диагностики важно установить контакт с ребенком и родителями (законными представителями), создать спокойную доброжелательную атмосферу, заинтересованное отношение к ребенку. Проведение полной диагностики требует значительного времени. В зависимости от утомляемости ребенка, его способности к концентрации можно провести диагностику в течение нескольких встреч (мл. возр. по 15.мин. ,ср.20 мин.,старш.25мин.,подг.30 мин.) Важно не торопить ребенка при выполнении заданий, отслеживать его утомляемость, ориентироваться на его предпочтения (например, в выборе сюжетных картинок), предлагать задания, связанные с разными видами деятельности. Все это поможет ребенку проявить себя наиболее полно.

Не стоит ограничивать выбор тестовых материалов. Если ребенок не очень заинтересовался заданием или картинкой, педагог предлагает выполнить то же задание на более подходящем для конкретного ребенка материале. То, что интересно, получается лучше.

Когда ребенок выполняет задания, педагог наблюдает за ним, пытаясь понять, в чем ребенок успешен, а чему еще нужно учиться, в чем причина затруднений, что вызывает интерес, а что скуку.

Отражение деятельности педагогов по проведению педагогической диагностики в содержании Программы не является обязательным требованием ФГОС ДО, однако не станет лишней позицией.

Подтверждением этому являются следующие позиции:

1. Данная оценка необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения обратной связи в процессе взаимодействия с воспитанниками.

2. Степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется программой.

3. Проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения.

4. Педагогическая диагностика направлена на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.

Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) утверждается педагогическим советом.

Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:

•организованной деятельности в режимные моменты,

•самостоятельной деятельности воспитанников;

•свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;

•непосредственно образовательной деятельности.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).

Специальными условиями проведения педагогической диагностики в дошкольном отделении образовательной организации должны стать:

• выбор методик и педагогических технологий, знакомство педагогов с их содержанием;

• разработка инструментария для фиксации, анализа и хранения полученных в ходе мониторинга результатов, определяющих индивидуальное развитие ребенка, его динамику по мере реализации Программы,

• подбор дидактических материалов для проведения педагогической диагностики.

Главной проблемой на пути педагогов является непонимание: «Каким образом проводится педагогическая диагностика в детском саду, если целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке?».

«Непосредственная оценка» представляет собой процедуру приписывания критериям числовых характеристик посредством баллов, процентов или уровневых значений.

Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:

• не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;

• не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников между собой.

Привычным инструментом в работе воспитателя за многие годы стали диагностические таблицы. Данные таблицы представляли собой перечень качеств, навыков и представлений ребенка, характерных для относительной возрастной нормы в рамках какого-либо направления развития воспитанников.

В рамках реализации ФГОС ДО (согласно методических рекомендаций МЦКО) содержание таковых диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.

•Однако абсолютно меняются способы фиксации показателей, а также подход к трактовке и аналитике полученных результатов.

При заполнении такого рода таблиц не должны использоваться оценки в цифровом эквиваленте (баллы, проценты), а также оценки в уровневом диапазоне со значениями «высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный».

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

•находится в стадии формирования.

Мы просто констатируем факт, не придавая ему субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности.

При анализе полученных результатов мы не сравниваем результаты детей между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику.

Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает оценку индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики –

карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

Источник

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике по теме

В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечковой стимуляции, комплекс Тимокко. Применение данных технологий значительно увеличивает эффективность работы по коррекции речевых, познавательных и эмоционально-волевых особенностей детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ 43.5 КБ
innovatsionnye_metody_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_1.pptx 2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ. Исходя из этого, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиваться более высоких результатов в развитии и обучении детей с ОВЗ.

В ежедневной работе с детьми дошкольного возраста и школьниками с ОВЗ педагоги сталкиваются с такими проблемами как: невнимательность, неусидчивость, низкий уровень работоспособности и познавательной деятельности, отвлекаемость, особенности моторики, речевой сферы, неспособность к планированию своей деятельности и т.д. Зачастую учителя, воспитатели и родители связывают данные проблемы с особенностями эмоционально-волевой сферы, т.е. с ленью, слабоволием. На самом деле ученые доказали, что причины данных проблем лежат в незрелости определенных структур мозга и таким детям требуется больше времени для усвоения нового материала и определенной коррекционной работы для дальнейшего успешного развития и обучения.

В данной статье мы проведем обзор некоторых современных педагогических методов, позволяющих развивать и корректировать работу незрелых зон головного мозга.

А. Томатис – французский врач и ученый, который экспериментально обосновал свой авторский метод и определил его как педагогику слушания.

Томатис установил тесную связь между процессом слушания и психическими процессами, такими как речь, внимание, память, эмоции, работоспособность и др. Исходя из этих данных, он сделал вывод, что исправляя процесс слушания, который у многих людей искажен, можно влиять на работу высших психических функций и на психическую деятельность в целом.

В основе метода – звуковое воздействие посредством специального прибора, через который поступает звук определенных частот. Цель этого звука качественно улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую через слуховой анализатор.

Для проведения занятий по данному методу необходимо специализированное оборудование, которое также разработал А. Томатис и назвал его «электронное ухо». Во время сеанса через специальные наушники, в которые встроен вибратор костной проводимости, ухо получает воздушные и костные звуковые стимуляции. Различные, заранее заданные настройки (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральности и другие, запрограммированные с помощью специального оборудования эффекты) позволяют создать целые комплексы упражнений для мышц и клеток вестибулярно-слухового органа, заставляя эволюционировать процесс слушания. Таким образом, метод «Томатис» — это определенная система аудиовокальных тренировок.

В качестве материала для звуковой обработки используются произведения классической музыки, в ряде программ для детей используется голос матери ребёнка.

Во время сеанса можно/рекомендуется: заниматься любой творческой деятельностью, кроме музицирования (рисование, лепка, аппликация, танцы); играть (кроме видеоигр); заниматься спортивными упражнениями.

Во время прослушивания нельзя/не рекомендуется: заниматься тем, что способствует эмоциональным переживаниям (в том числе просмотр мультфильмов, видеоигры); читать; много общаться; быть в шумной или тревожной обстановке; слушать другие источники звука.

Слуховые тренинги должны быть длительным, так как по данным исследований наш мозг учится только спустя 40-45 часов. Поэтому занятия по данному методу проходят курсами.

Программа мозжечковой стимуляции

Раньше исследователи по всему миру считали, что мозжечок отвечает только за равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако, современные ученые за последние несколько десятилетий доказали важнейшую роль мозжечка в нормальном развитии интеллектуальной, речевой и эмоциональной сферы.

Одной из главной функций мозжечка является быстрая переработка любой информации, поступающей из других частей мозга. И именно от него зависит скорость работы всего мозга в целом. Ученые сделали вывод, что стимулируя мозжечок, мы можем активизировать речь, улучшить ее понимание; развивать память, концентрацию внимания, двигательные навыки; улучшить процессы чтения и письма, математические способности и повысить уровень способности к обучению в целом.

Исследователь Френк Бильгоу разработал оригинальную программу работы по стимуляции функций мозжечка и назвал ее Learning Breakthrough Programm. Данная разработка – это уникальный по своей продуманности и системности педагогический метод, неоднократно доказавший свою эффективность. В его основу положены упражнения на специальной балансировочной доске доктора Бильгоу. Цель программы – научить мозг правильно и быстро обрабатывать информацию, полученную от органов чувств. Многие ученые отмечают тот факт, что мозг можно развивать через специальную физическую активность. На этом принципе построена вся нейропсихология и нейролингвистика. Этот же принцип лежит в основе данной технологии. С помощью данного комплекса упражнений улучшается синхронизация и взаимодействие работы полушарий мозга, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной. В результате повышается эффективность работы мозга и, как следствие, исчезают проблемы, связанные с процессом восприятия, анализа и синтеза информации.

Проведение занятий по мозжечковой стимуляции осуществляется курсами, начиная с легких упражнений, заканчивая сложными. Во время сеанса ребенок, удерживая баланс на специальной доске, выполняет серию заданий под контролем инструктора.

Израильские специалисты в 2013 году разработали совершенно новое, уникальное оборудование с видеобиоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов. В ее основу положены те же принципы, что и в программу мозжечковой стимуляции. Однако сами по себе компьютерные игры в таком уникальном формате бессознательно повышают мотивацию, дети не замечают интенсивной тренировочной работы, а в результате мы добиваемся весьма высокого положительного эффекта.

Комплекс «Timocco» предназначен для развивающих занятий и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста и младших школьников. Программа «Timocco» устанавливается на компьютер. Она содержит интерактивные игры, направленные на развитие познавательных, умственных, когнитивных и двигательных функций. Игры «Тимокко» не носят соревновательный характер между участниками, что обеспечивает спокойную обстановку и отсутствие стрессовых ситуаций. С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающее-коррекционных занятий и тренировок для детей с ОВЗ.

В начале курса специалист подбирает игры необходимые ребенку. В зависимости от возможностей игрока выбирается тип игры – управление одной или двумя руками. Для каждой руки подбирается шарик-перчатка наиболее контрастного цвета с одеждой ребенка. Далее специалист включает программу, открывает картотеку, где сохранены персональные данные и достижения игрока, и начинает развивающую интерактивную игру.

Таким образом, в настоящее время разработаны новые технологии, которые успешно применяются в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Данные инновационные методы позволяют добиваться более высоких положительных результатов в развитии речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и в формировании учебных навыков в целом.

Источник

Читайте также:  Как узнать что кошка здоровье или нет
Adblock
detector