Меню

Методы изучения семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья таблица

Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
тест по психологии по теме

Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
Анкета для родителей 1 24 КБ
Анкета для родителей 2 36 КБ
Анкета для родителей 3 34.5 КБ
Данные о состоянии здоровья ребенка 23 КБ
Сводная таблица результатов первичного обследования родителя (матери / отца), воспитывающего ребенка с ОВЗ 24.5 КБ
Сводная таблица результатов повторного обследования родителя (матери / отца), воспитывающего ребенка с ОВЗ 23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета №1 для родителей

Фамилия, имя ребенка, класс (школа №…), в котором обучается

Дата рождения ребенка

Фамилия, имя, отчество матери (лица ее замещающего)

Фамилия, имя, отчество отца ребенка (лица его замещающего)

Состав семьи (указать лица, страдающие психическими и хроническими соматическими заболеваниями)

  • ребенок с нарушениями в развитии;
  • другие дети в семье, которые родились

до него (возраст, пол, имя)

после него (возраст, пол, имя)

  • ребенок с нарушениями в развитии является одним из двойни (возраст, пол, имя)

Материальные условия проживания семьи (ниже прожиточного уровня, удовлетворительные, хорошие)

Предварительный просмотр:

Анкета №2 для родителей

Просим Вас ответить на перечисленные ниже вопросы. При ответе долго не задумывайтесь, отвечайте сразу. Нужный ответ отметьте галочкой.

  1. Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на формирование личности вашего ребенка?

– детский сад, школа

2. Необходимо ли Вашей семье взаимодействовать со специалистами?

3. Как часто Вы общаетесь с психологом по поводу проблем воспитания ребенка?

– при первой необходимости

4. Возникают ли конфликтные ситуации между Вами (членами Вашей семьи) и специалистами?

5. Какие формы работы, предлагаемые психологом Вашей семье, Вы считаете наиболее предпочтительными?

– общение по телефону

7. Оцениваете ли Вы помощь психолога, оказываемую Вам, эффективной?

8. Уверены ли Вы в достаточной компетенции психолога?

Предварительный просмотр:

Анкета №3 для родителей

Ответьте на перечисленные ниже вопросы. Нужный ответ отметьте галочкой.

1. Считаете ли вы, что родители должны участвовать в обучении и воспитании своего ребенка или же этот вопрос должен решаться образовательными организациями (или этот вопрос полностью должен решаться образовательными организациями)?

– да, родители должны участвовать

– нет, родители не должны

2.Считаете ли вы, что недостатки в развитии вашего ребенка являются серьезной проблемой или вас это не беспокоит (или этот вопрос полностью должен решаться образовательными организациями)?

– да, это проблема

– нет, не беспокоит

3. Какие, по вашему мнению, трудности могут возникнуть у вашего ребенка в жизни из-за нарушений в его развитии?

– ограничение в выборе профессии

– трудности в обучении

– трудности социальной адаптации

4.Считаете ли вы необходимыми консультации у специалистов образовательной организации?

5.Как вы относитесь к выполнению домашних заданий, которые дают специалисты (учитель, логопед, психолог)?

– выполняю с ребенком постоянно

– выполняю с ребенком время от времени, когда свободен

Источник

Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии
картотека по коррекционной педагогике на тему

Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик.

Скачать:

Вложение Размер
metodiki_dlya_otsenki_semey_vospityvayushchih_detey_s_narusheniyami_v_razvitii.docx 34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик. Основными методами являются наблюдение и эксперимент.

В качестве дополнительных методов традиционно используют беседу-интервью, собеседование с родителями, воспитателями и ребёнком, изучение документов об обследуемом, анализ продуктов деятельности и др.

Проведение экспериментального исследования требует привлечения достаточного числа методик в рамках того или иного метода. Могут применяться как стандартизированные, так и неформализованные методики.

Методика «Фильм-тест» Р. Жиля («Le Test-Film») в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой «Межличностные отношения ребёнка» (1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Методика может быть использована для детей с нормальным психическим развитием в возрасте от 4-5 до 11-12 лет, при изучении детей с лёгкой степенью умственной отсталости — с 9 лет.

Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой (слабовидящим детям стимульный материал по этой методике предъявляется в увеличенном масштабе), можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях, выявить особенности его взаимоотношений со значимым окружением, характерологические особенности ребёнка (любознательность, лидерство, общительность, конфликтность, тревожность и отгороженность).

С помощью полученных данных выстраивается профиль доминирующих личностных тенденций в системе отношений ребёнка с его ближайшим окружением и поведенческих характеристик, полученные количественные показатели соотносятся с числовыми значениями в процентах, которые ранжируются по трём уровням сформированности (низкий, средний, высокий).

Цель : исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей межличностных отношений, поведенческих характеристик и черт личности.

Материалы: стимульный материал — рисунки («кадры фильма»)

Инструкция: ребёнку предлагается выбрать себе место на картинке среди изображённых людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов получить информацию об отношении ребёнка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

Цель : получить информацию об отношении ребёнка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям , а именно показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребёнка с другими людьми; показатели, характеризующие особенности самого ребёнка (любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения и др.)

Материалы: стимульный материал — сюжетные картинки, вопросы, ключи

Инструкция: Перед началом работы с методикой ребёнку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребёнок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребёнок должен выбрать себе место среди изображённых людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определённого лица. В текстовых заданиях ребёнку предлагается выбрать типичную форму поведения, причём некоторые задания строятся по типу социометрических.

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд Экбланд) используется для изучения общения ребёнка с членами своей семьи (Т. Д. Марцинковская, 1997), особенностей взаимоотношений и их оценки.

Цель методики : изучения отношения ребёнка к членами своей семьи.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см, на котором предварительно подготовленный рисунок: вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой — поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

Инструкция: Вначале психолог беседует с ребёнком о его семье и выясняет ее состав, затем показывает ребёнку рисунок и просит переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома, расположенные в нижней части листа. Ребёнку сообщают, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом. В конце беседы психолог задаёт ребёнку вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмёшь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?» .

Используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек».

Эти методики применяются при обследовании детей в возрасте от 4-5 лет (А. Л. Венгер, 2002). В отдельных случаях перечень методик дополняется «Кинетическим рисунком семьи».

Рисунки детей по своему содержанию многозначны. Особенно это проявляется в плане изучения внутрисемейного климата и характера межличностных отношений.

Цель : выявить основные параметры эмоционального отношения ребёнка к членам семьи, соответствующие осям «симпатия» и «уважение»

Материалы: лист белой бумаги (А4: 21х29 см), шесть цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), резинка.

Инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», этим искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается, в большинстве случаев оно длится не более 35 минут. При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребёнка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребёнок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путём. Обычно задают следующие вопросы:

. Скажи, кто тут нарисован?

. Где они находятся?

. Что они делают? Кто это придумал?

. Им весело или скучно? Почему?

. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

. Кто из них самый несчастный? Почему?

Цель методики : выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см; ручка или карандаш, можно цветные карандаши, фломастеры. С помощью теста «Дом-дерево-человек» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: (положение листа вдоль) Нарисуйте дом, дерево и человека.

Дополнительные вопросы по рисунку дома (дерева, человека):

а) Из чего он сделан?

б) Сколько ему лет?

в) Кто его строил?

г) Сколько в нем комнат?

д) Какая комната самая красивая и почему?

е) Какая комната самая плохая и почему?

ж) Дом прочный или ветхий?

з) Кто живёт в этом доме? Они весёлые или грустные?

и) Почему именно этот дом Вы нарисовали?

Цель методики : выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см; ручка или карандаш, можно цветные карандаши, фломастеры. С помощью теста «Несуществующее животное» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: Нарисуйте несуществующее животное. А теперь придумайте ему несуществующее имя. Расскажи, какое оно.

Цель методики : выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтёте нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом». Нарисуйте какое-нибудь дерево, кроме ёлки; положение листа поперёк. Если одно дерево, то лучше взять квадратный лист. Вопросы:

а) Какое это дерево.

б) Сколько ему лет?

в) Как оно растёт: диким или в саду?

г) Его посадили или оно само выросло?

д) Сколько лет оно будет жить?

е) Климат хороший или плохой?

ж) Дерево больное или здоровое?

з) Видели ли Вы это дерево раньше? Почему решили нарисовать именно его?

  • Методика «Лесенка для детей» (В.В. Ткачёва)

Методика «Лесенка для детей» В.В. Ткачёва используется при изучении самооценки детей (Т. Д. Марцинковская, 1997) и с целью определения оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Цель : определение оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Материалы: бланк 1, бланк 2, на бланках нарисованы лесенки; листочки цветной бумаги с обозначением членов семьи ребёнка и значимых лиц.

Инструкция: В беседе с ребёнком выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей, соответствующим образом надписывают маленькие цветные листочки. Затем перед ребёнком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Ребёнку объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Ребёнка просят расположить на лесенке членов его семьи и близких людей. После ответа на первый вопрос ребёнку предлагают второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

  • CAT (Детский апперцептивный тест) (Л. Беллак)

Методика CAT (Детский апперцептивный тест), предложенная Л. Беллаком используется для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет (Тесты детской апперцепции, 2000) для оценки уровня тревожности детей и выявления их взаимоотношений со значимым социальным окружением.

Цель : исследования уровня тревожности детей и особенностей их взаимоотношений со значимым социальным окружением, дополнительная информация о ребёнке.

Материалы: стимульный материал — стандартные рисунки из методики САТ: лев и мышонок, зайчик в кроватке, собака со щенком, медведи перетягивают канат, кенгурёнок со сломанной ногой, беременная кошка, медведица качает медвежонка, обезьянки в классе.

Инструкция: ребёнку предлагается посмотреть на картинки и рассказать о том, что там происходит.

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В.В.Ткачёва)

Цель : определение психических свойств родителя воспитывающего ребёнка с отклонениями в развитии.

Материалы: бланк анкеты, текст анкеты, ручка.

Инструкция : В анкете содержатся утверждения, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «Да», если нет – «Нет». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

  • Методика «Лесенка для родителей»

Цель : определение личных, жизненных ориентиров каждого из супругов, иерархии жизненных ценностей родителя и месте в ней проблемного ребенка оценки родителями его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Материалы: бланк 1, бланк 2, на бланках нарисованы лесенки;

Инструкция: Она включает два этапа. На первом этапе родитель дает оценку своим личностным качествам, распределяя черты характера по принципу доминирования. На втором этапе родитель оценивает факторы, определяющие стабильность семьи.

  • Социограмма «Моя семья» (Э. Г. Эйдемиллер)

Цель : выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье.

Материалы: бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом и просьбой нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков; взаимное расположение кружков; дистанция между ними.

  • Методика эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Цель : выявить степень сформированности психологической самозащиты личности в форме эмоционального выгорания (уровень эмоционального выгорания)

Материалы: бланк опросника, текст опросника, ручка.

Инструкция: прочитать суждения и ответить на них «да» или «нет», проставить в бланк знаки (+), если ответ «да», или (-), если ответ «нет»

Цель : выявление характерных акцентуаций личности родителей

Материалы: материалы теста, бланк опросника, ручка.

Инструкция: ответить на предложенные вопросы согласно приложенной схеме ответов в баллах.

  • Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Цель : изучение родительских позиций матери и отца. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Материалы: бланк опросника, текст опросника, ручка.

Инструкция : Отвечая на вопросы методики, выразите своё согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребёнка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребёнком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребёнка.

  • Методика «История жизни с проблемным ребёнком» (B. B. Ткачёва)

Цель : уточнить основную проблему, волнующую родителя, и характер его субъективных переживаний по этому поводу, дополнив или опровергнув данные, полученные экспериментальным путём

Материалы: чистые листы бумаги, ручка.

Инструкция: просьба к родителям письменно изложить проблемы семьи. Использовать текст как вспомогательный диагностический инструментарий.

  1. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.
  2. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  3. Рассказова Е.В. Диагностика отношений в семье, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, методическая разработка, Тула, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением развития, привлечение родителей к коррекционно-развивающему и воспитательному проце.

материал содержит социограмму «Моя семья». методика информативна.проста в применении. методика авторкая. разработана А.Ткаченко.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьямвоспитывающих детей с нарушением зрения».

В статье рассматривается взаимодействие различных социальных институтов: дошкольного учреждения и семьи, необходимость их тесного сотрудничества в современных условиях. Представлены формы взаимо.

Работа с родителями.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у.

Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о.

Источник

Читайте также:  Функция восстановления психологического здоровья достижения психологического комфорта
Adblock
detector