БИЛЕТ № 25
Гигиенические методы исследования здоровья детей. Группы здоровья
детей и подростков.
В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) дети от 3 до 17 лет разделяются на 5 групп здоровья:
здоровые, с нормальным уровнем морфологического, функционального, биологического и умственного развития; не имеющие дефектов, гармонично развитые;
здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения (в росте и весе), сниженную сопротивляемость организма к заболеваниям (болеющие 4 раза в году и более), отставшие по выраженности вторичных половых признаков;
дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма; с ожирением 1-2 степени (на 20-29% и на 30-49%);
дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма; с ожирением 3-й степени (более 50%);
дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – эти дети не посещают школу, обучаются на дому и медосмотрами не охватываются.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе определяется учебная, спортивная или трудовая деятельность.
Так для 1-й группы нет ограничений, педиатр проводит профилактические медосмотры в плановые сроки, а врачебные назначения состоят из общеоздоровительных мероприятий.
Дети 2-й группы (группа риска) требуют более пристального внимания врачей; им обязательно нужен комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма: оптимальная двигательная активность, закаливание, рациональный режим дня и дополнительные витамины.
Дети 3,4 и 5 групп находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получают необходимую лечебную и профилактическую помощь; в детских учреждениях организуется щадящий режим дня, более продолжительный отдых и сон, ограничиваются физические упражнения.
Внедрение в программы обучения в экспериментальных школах Москвы 5 основных компонентов ЗОЖ: 1) общеобразовательный (во все изучаемые предметы введены примеры ЗОЖ), 2) социально-психологический, 3) медицинский, 4) физкультурно-оздоровительный и 5) комплексное разностороннее питание – позволило снизить общую заболеваемость детей на 20%, а 80% детей с очками перестали их носить.
Физическое развитие детей и подростков и его значение в оценке здоровья
Степень физического развития детей и подростков один из важнейших показателей здоровья. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые указывают на запас его физических сил и являются критерием нормальности его роста и формирования организма соответственно его возрасту и полу.
Рассмотрим развитие детей школьного возраста в разрезе их гигиенических особенностей.
Школьный возраст (7-17 лет) делят на 3 периода:
1) младший школьный возраст – второе детство (7-10 лет, 1-3 класс);
средний школьный возраст – отрочество (11-13 лет, 5-7 класс);
старший школьный возраст – юность (14-18 лет, 8-11 класс).
^ 1) младший школьный возраст – второе детство (7-10 лет, 1-3 класс). У девочек наступает на 2 года раньше, чем у мальчиков. В этот период резко меняется образ жизни ребенка. Он становится школьником: надо соблюдать режим школьных занятий, надо сидеть на уроках и дома, чтобы учить уроки, – это ограничивает двигательную активность и утомляет ребенка.
Особенности этого возраста:
недостаточно развита ЦНС, в результате чего они не могут концентрировать внимание, сосредотачиваться, мотивировать свое поведение;
растут в длину мало, но вес идет более заметно – 2,5 кг в год;
продолжается окостенение скелета и при неправильной посадке за партой или ношение тяжелого портфеля в руке могут вызвать искривление позвоночника – сутулость, а слабый брюшной пресс вызывает выпячивание живота;
кисти рук еще окостеневают – по мере этого улучшается координация движений и растет мышечная сила;
число сердечных сокращений больше, чем у взрослых –85-90 уд/мин, кровь быстрей обращается по телу;
слабо развиты дыхательные мышцы, дыхание поверхностное, 20 — 24 уд/мин;
ребенок отдает больше тепла, чем взрослый, и обмен веществ у него более высок, т.к. ребенок растет, в связи с чем питание его должно быть больше (на кг веса), чем у подростков;
вместе с тем, недоразвитая ЦНС недостаточно четко определяет как переохлаждение организма, так и его перегревание, в связи с чем возможны как переохлаждения организмы и простуды, так и перегревания.
^ 2) средний школьный возраст – отрочество (11-13 лет, 5-7 класс). Наступает у девочек с 10-11 лет, мальчиков – с 11-12 лет, проходит за три года и заканчивается юностью. Он характеризуется:
а) бурным неудержимым ростом;
б) развитием физических и умственных способностей, формированием воли, сознания – совести, характера, мировоззрения.
3) старший школьный возраст – юность (14-18 лет, 8-11 класс). Иногда в него объединяют подростковый и юношеский возраста. Это период полового созревания, который заканчивается у мальчиков – в 18-19 лет, у девочек – в 16-17 лет. За этот период:
а) полностью формируются пропорции тела;
б) завершается окостенение скелета и рост;
в) развиваются к 13-14 годам нервная и эндокринная системы;
г) усиленно растает скелетная мускулатура, особенно при занятии спортом. Сила кисти возрастает у мальчиков – с 16 кг (10 лет) до 35 (15 лет), у девочек – соответственно с 12,5 до 28 кг. К 15 годам у девочек мышечная сила достигает максимума, проходит угловатость, неуклюжесть;
д) увеличивается на 35% сила дыхательных мышц, что способствует глубокому дыханию, увеличивается ширина и объем грудной клетки. .Сидение за партой приводит к росту тела больше в длину, чем в ширину, появляется «узкогрудость»;
е) меняется сердечно-сосудистая система (ССС), особенно у подростков: быстро растет сердце. Но у быстро развивающихся сердце в 15 лет работает как у взрослых, а у отстающих в росте – как у младших детей. У акселерантовсердечно-сосудистая система не поспевает за быстро растущим организмом. Такие подростки жалуются на слабость, быструю утомляемость, особенно при физических нагрузках, у них могут быть обмороки. Поэтому медики и родители не должны быть обмануты внешним здоровым видом и развитой мускулатурой: сердце у них часто отстает от роста тела.
Источник
Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьясберегающей компетенции у детей разных возрастных групп
учебно-методический материал
Подборка диагностических методик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_diagnosticheskih_metodik_chahovskaya_e.n.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп
Название метода (методики)
Автор или авторы
Цель или задачи метода/методики
Необходимый иллюстративный и другой материал
Источник (откуда взята методика)
Младший дошкольный возраст
Беседа «Что я знаю о строении человека»
Изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, и ребёнок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме.
2. Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их (что это? – помогает воспитатель малышу).
3. Зачем человеку голова?
4. Что делает человек с помощью рук?
5. Что делает человек с помощью ног?
6. Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что происходит внутри туловища? Назови, пожалуйста (или давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри).
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 35-36
Диагностическая игра «Режим дня»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок умывается, причесывается и т.д. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр.86
Средний дошкольный возраст
Диагностическая игра «Здоровые зубы»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровых зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Игровое двух цветное панно красного и зелёного цвета. Набор карточек с изображением вредных и полезных для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций: зубная паста и щётка; щётки разных размеров; молоко и творог; фрукты; овощи; конфеты и шоколад; мороженое и горячий чай; ребёнок разгрызающий зубами орех; человек, открывающий бутылку зубами; чашечка с полосканием для зубов; жевательная резинка; улыбающийся ребёнок, посещающий врача-стоматолога; зуб здоровый и зуб больной.
На зелёной части панно располагается здоровый беленький улыбающийся зубик, на красной – грустный со слезинкой больной зубик.
Воспитатель раскладывает панно и предлагает малышу заполнить цветовое панно картинками, которые делают один зубик счастливым, а другой несчастным. После решения игровой задачи педагог уточняет у ребёнка, почему он расположил карточку именно в этой части панно. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребёнка.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 88
Беседа (с использованием диафильма)
Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни
«Кожа – наша защита от микробов»
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу. Показывая диафильм рассказывает ем, как нужно следить за кожей.
1. Не реже одного раза в неделю мыть тело мылом и мочалкой.
2. Не трогать чужих кошек и собак.
3. Открытые части тела: лицо, шею мыть два раза в день.
4. Быть осторожным с очень горячими и очень холодными предметами.
5. Руки мыть как можно чаще.
6. Не надевать чужую одежду и обувь и не давать надевать свою.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 82
Старший дошкольный возраст
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагогпредлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем,что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Димапросил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большойконверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснитьсвой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – стр.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен.
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и .
Консультация на тему:«Методика ознакомления детей разных возрастных группс элементами географии, природы, трудом людей,творчеством народным родной страны».
Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп.
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр.
Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний .
Источник
Методические рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье
Рекомендации
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ
17 марта 1996 г.
N 01-19/31-17
1. Область применения
Основным элементом деятельности санитарно-эпидемиологической службы является изучение состояния здоровья различных групп населения в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности с целью разработки и внедрения оздоровительных мероприятий, а также местных и региональных программ охраны здоровья, профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания и условий их жизнедеятельности.
Одной из наиболее чувствительных к воздействию факторов окружающей среды и условиям жизнедеятельности групп населения являются дети и подростки, поэтому их различные возрастно-половые группы становятся объектами изучения, наблюдения и анализа состояния здоровья во взаимосвязи со средой обитания.
Отклонения в состоянии здоровья диагностируются, главным образом при обязательных медицинских осмотрах в дошкольном возрасте перед поступлением в школу и в период обучения. В материалах ВОЗ подчеркивается, что первоочередная задача медицинских осмотров — достижение максимальной их эффективности за счет улучшения первичного выявления заболеваний с параллельным уменьшением объема обследований здоровых. Между тем при традиционной структуре организации осмотров выявляемость отклонений в состоянии здоровья дошкольников и школьников недостаточна.
Значительное повышение эффективности массовых медицинских осмотров, улучшение первичного выявления различных отклонений в физическом развитии и здоровье детей достигается внедрением в практику детского здравоохранения массовых диагностических тестов «просева» или скрининг-тестов. В большинстве развитых стран осуществлен переход от «рутинных» ежегодных осмотров к углубленным на основе скрининг-программ. приуроченным к «ключевым» возрастным периодам.
Одним из ведущих критериев состояния здоровья детей является физическое развитие, уровень которого позволяет оценить степень готовности осуществлять деятельность в конкретных условиях.
Данные методические рекомендации содержат сведения по организации и проведению оценки уровня физического развития индивидуума и коллектива, программы наиболее доступных скрининг-тестов, анкеты для изучения медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье детей и профилактики неинфекционных заболеваний. Они могут быть использованы при оценке состояния здоровья детей и подростков в современных социально-экономических условиях.
2. Нормативные ссылки
В методических рекомендациях использованы следующие документы:
2.1. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ N 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
2.2. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. (Методическое пособие НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ). М., 1993 г.
2.3. Common Integrated noncommunicable Diintervention Programme
(Программа CINDI — Программа интегрирования профилактики
неинфекционных заболеваний).
3. Оценка физического развития ребенка и детских коллективов
Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от социальных условий, поэтому здоровье детей и подростков является и показателем санитарного благополучия населения.
Наиболее информативным методом оценки физического развития является комплексная схема оценки, позволяющая определить уровень биологического развития индивидуума и степень гармоничности его морфо-функционального статуса. Существующие формы регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья детей (ф. 026/у и ф. 112/у) отражают только морфологические показатели индивидуума (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Для получения более полной информации о физическом развитии необходимо заполнить Карту обследования ребенка (Приложение 1).
Имеющаяся в карте информация может являться основой для формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга.
Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме проводится в 2 этапа.
1-й этап. Определение уровня биологического развития ребенка, его соответствия календарному возрасту
Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков (биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.
В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут бить использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и «Филиппинский тест».
В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.
Длина тела определяется с помощью ростомера или антропометра, а ее прибавка — по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год.
При определении общего количества постоянных зубов учитываются зубы всех степеней прорезывания — от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полностью сформировавшегося зуба.
При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
Отношение окружности головы к длине тела — коэффициент ОГ/ДТ — определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.
Для установления степени полового созревания определяется:
У девочек — оволосение подмышечных впадин (Axillaris — Ax), оволосение лобка (Pubis — Р), развитие грудной железы (Mammae — Ма), возраст наступления первой менструации (Menarhis — Me);
У мальчиков — оволосение подмышечных впадин, оволосение лобка, мутация голоса (Vocalis — V), оволосение лица (Faclalis — F), развитие кадыка (Larings — L).
Степень развития этих показателей определяется по следующим критериям:
Развитие волос в подмышечной впадине:
Ах1 — единичные, короткие
Ах2 — занимают центральный участок впадины, более густые
Аx3 — расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся
Развитие волос на лобке:
Р1 — единичные, короткие
Р2 — занимают ограниченное пространство, более густые, длинные
Р3 — на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые
Р4 — расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота
Развитие молочной железы:
Mal — сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается
Ма2 — сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята
Ма3 — сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве
Ма4 — сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована
F1 — появление густого пушка над верхней губой
F2 — появление отдельных жестких волос на лице
F3 — наличие сформированных усов и бороды
L1 — не контурируется, но ясно выражен при пальпации
V2 — установившийся мужской
В заключении составляется формула полового развития.
Примеры формулы-полового развития:
Девочки Ах0 P1 Ma1 Me0 Мальчики Ax1 P2 F0 L0 V0
Ах3 Р4 Ма3 Me 12 лет 5 мес. Ах3 Р4 F2 L1 V1
Для оценки уровня биологической зрелости ребенка проводится сопоставление показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом (Приложения 2, 3). Если показатели биологического развития ребенка соответствуют средним возрастно-половым значениям, то его биологическое развитие оценивается как соответствующее календарному возрасту, если превышает его — как опережающее, и отстающее, если показатели ребенка ниже стандарта.
2-й этап. Определение гармоничности морфо-функционального состояния.
Морфо-функциональный статус ребенка оценивается по шкалам регрессии массы тела по длине тела (Приложение 4). Определяется соответствие массы тела и окружности грудной клетки длине тела ребенка. По шкалам регрессии для каждого возраста и пола находят показатель длины тела ребенка и соответствующий диапазон изменений величин массы тела и окружности грудной клетки для данной длины тела диапазон определяется значением М+-1 дельта R. Если показатель массы тела выходит за диапазон изменений (в сторону его превышения), то измеряется величина кожно-жировых складок. Каждая складка плотно захватывается большим и указательным пальцем левой руки и измеряется сверху с помощью скользящего циркуля или специального прибора — калипера. Все измерения проводят в 4-х точках:
На груди — по среднеключичной линии на уровне 3-го ребра;
На животе — на 5 см влево от пупка;
В подлопаточной области — у нижнего края угла лопатки по ходу сегментарной линии;
Над трицепсом — по линии, соединяющей акромиальный отросток лопатки и локтевой отросток.
Если одна из складок больше среднего значения показателя (Приложение 5, 6, 7), то ребенок относится к группе риска в отношении ожирения.
В качестве простого критерия для идентификации ожиревших детей может быть использован показатель окружности талии. К ожиревшим следует относить детей, окружность талии которых превышает М+1 сигма (Приложение 6, 7).
Оценка морфо-функционального статуса дополняется сопоставлением функциональных показателей индивидуума со средними возрастно-половыми значениями, представленными в виде центилей (Приложение 8, 9). Средним уровень развития функций считается тогда, когда показатели находятся в пределах Р25 — Р75 центиля, ниже среднего — меньше Р25, выше среднего — Р75 и более.
Морфо-функциональное состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются в пределах одной частной сигмы (находятся в диапазоне изменений), а функциональные показатели — в пределах Р25 — Р75, либо превышают их.
Дисгармоничным за счет избытка массы тела морфо-функциональное состояние считается тогда, когда масса тела больше должной на одну или более частных сигм (превышает диапазон изменений), толщина жировой складки превышает средние значения, а функциональные показатели ниже Р25.
Дисгармоничным за счет дефицита массы тела морфо-функциональное состояние считается тогда, когда масса тела и окружность грудной клетки меньше должной на одну или больше частных сигм (меньше диапазона изменений), а функциональные показатели ниже Р25.
Таким образом при комплексной схеме оценки заключение о физическом развитии включает вывод о соответствии биологического возраста календарному, и о гармоничности морфо-функционального состояния. (Таблица 1).
Длина тела, ее погодовая прибавка,
количество постоянных зубов,
степень полового созревания,
изменение пропорций телосложения
окружность грудной клетки
Мышечная сила кистей рук,
жизненная емкость легких
Соответствует паспортному возрасту
М +/- сигма регрессии и более
за счет развития мускулатуры
Опережает паспортный возраст
От М — 1,1 сигмы регрессии
до М — 2,0 сигмы регрессии.
От М + 1,1 сигмы регрессии
до М + 2,0 сигмы регрессии за счет жироотложения
Отстает от паспортного возраста
От М — 2,1 сигмы регрессии и ниже.
От М + 2,1 сигмы регрессии и выше
за счет жироотложения
Анализ взаимосвязи состояния здоровья и физического развития, определяемого по комплексной схеме, позволил выделить детей в группы риска трех степеней, в зависимости от имеющихся у них нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфо-функционального состояния. (Таблица 2).
Дети, биологическая зрелость которых соответствует возрасту, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья. Однако дети этой группы с отставанием функциональных показателей должны быть взяты под наблюдение врача. Дети, с нарушением сроков возрастного развития (с опережением или отставанием биологического возраста) при сохранении гармоничности морфо-функционального статуса, а также дети с соответствием биологической зрелости возрасту, но имеющие дисгармоничный морфологический статус за счет дефицита массы тела, составляют группу детей первой степени риска.
Дети с нарушением сроков возрастного развития сочетающегося с дисгармоничностью морфо-функционального статуса, а также дети, с соответствием биологического развития возрасту, но имеющие дисгармоничность за счет избытка массы тела составляют группу детей второй степени риска.
Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу детей с третьей степенью риска.
Схема определения степени риска возникновения заболеваний у детей
Биологический уровень развития
Дисгармоничное за счет снижения массы тела
Дисгармоничное за счет избытка массы тела
Резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела
Примечание: цифрами обозначены группы риска.
Выделенные таким образом дети нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях: 1 группа — углубленное обследование; 2 — углубленное обследование и диспансерное наблюдение; 3 — обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.
Примеры оценки физического развития детей по комплексной схеме.
1. Девочка 5 лет. Длина тела 112 см, масса тела 20,5 кг, окружность грудной клетки 53 см, мышечная сила (МС) правой кисти 6 кг, МС левой кисти 6 кг, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) 700 мл, за последний год выросла на 7 см, коэффициент ОГ/ДТ 47%, у девочки 2 постоянных зуба, «Филиппинский тест» положительный. По приложению 3 находим, что по длине тела, погодовой прибавке длины тела, коэффициенту ОГ/ДТ, числу постоянных зубов и «Филиппинскому тесту» биологическое развитие девочки соответствует возрасту. По приложению 4 устанавливаем, что при длине тела 112 см, масса тела должна находится в пределах 18,6 — 22,0 кг, а окружность грудной клетки — 52,1-56,6 см. Данные обследуемого ребенка находятся в диапазоне указанных величин. По приложению 9 оцениваем функциональные показатели и устанавливаем, что они находятся в пределах средних (Р25-Р75) центильных величин. Таким образом биологическое развитие девочки соответствует календарному возрасту и морфо-функциональное состояние гармоничное.
2. Мальчик 6 лет. Длина тела 108 см, масса тела 14 кг, окружность грудной клетки 50 см, МС правой кисти 5 кг, МС левой кисти 5 кг, ЖЕЛ 500 мл, за последний год вырос на 4 см, коэффициент ОГ/ДТ 49%, постоянных зубов нет, «Филиппинский тест» отрицательный. По приложению 2 устанавливаем отставание в биологическом развитии.
При длине тела 108 см масса тела и окружность грудной клетки обследуемого ребенка ниже границ, указанных в приложении 4. Оценивая функциональные показатели по приложению 8 определяем, что они находятся на уровне ниже средних центильных величин (меньше Р25). Таким образом, у мальчика отмечается отставание в биологическом развитии и дисгармоничное морфо-функциональное состояние за счет дефицита массы тела и снижения функциональных показателей. Данного ребенка следует отнести к группе первой степени риска, он нуждается в углубленном обследовании с привлечением специалистов.
3. Мальчик 11 лет. Длина тела 135 см, масса тела 37,2 кг, окружность грудной клетки 75 см, число постоянных зубов 17, длина тела за последний год увеличилась на 4,5 см, вторичных половых признаков нет, МС правой кисти 17 кг, МС левой кисти, 14 кг, ЖЕЛ 2000 мл. По приложению 3 по показателям длины тела, погодовой прибавке длины тела и числу постоянных зубов биологическое развитие мальчика отстает от календарного возраста. Устанавливаем, что при длине тела 135 см масса тела, окружность грудной клетки обследуемого ребенка выходят за верхние значения указанных в приложении 4 величин. Дополнительно измеряется толщина кожных жировых складок и их величина сравнивается с нормативными значениями, представленными в приложении
6. У обследованного ребенка толщина складок: на трицепсе 16,2 мм, под лопаткой 13,8 мм, на животе 20,1 мм. Данные величины превышают нормативные значения. Оценивая функциональные показатели по приложению 8, определяем, что они ниже средних центильных значений и находятся на уровне Р25.
Таким образом, мальчик отстает в биологическом развитии и имеет дисгармоничное морфо-функциональное состояние за счет избытка массы тела. Данный ребенок относится ко 2 степени риска и нуждается в консультации эндокринолога, углубленном обследовании и диспансерном наблюдении.
4. Девочка 14 лет. Длина тела 157,6 см, масса тела 47,9 кг, окружность грудной клетки 79,0 см, за последний год длина тела увеличилась на 2,5 см, степень развития вторичных половых признаков: Ах3 Р3 Ма3 menarche 12 лет, МС правой кисти 20 кг, МС левой кисти 18,2 КГ, ЖЕЛ 2450 МЛ.
Определяем по приложению 3, что по показателям длины тела, погодовой прибавке ее и степени выраженности вторичных половых признаков биологическое развитие девочки соответствует календарному возрасту. По приложению 4 устанавливаем, что при длине тела 158 см масса тела и окружность грудной клетки находятся в границах указанных в приложении 3 величин. По приложению 9 определяем, что функциональные показатели находятся в пределах средних центильных величин. Р25-Р75. Таким образом, физическое развитие девочки соответствует возрасту, гармоничное.
Методы оценки физического развития коллективов
Для оценки физического развития коллективов широко применяется определение различий по арифметическим взвешенным основных признаков в однородных статистических совокупностях с определением достоверности их различий по критерию Стьюдента.
Пример. Необходимо сравнить данные антропометрического обследования юношей 15 лет г.П. и г.Р., представленные в таблице.
Окружность гр. клетки
При сравнении показателей длины и массы тела выявлены более высокие их величины у юношей г.П., в то время как показатели окружности грудной клетки выше у юношей г.Р.
Определим достоверность этих различий, для чего рассчитаем для каждой пары показателей критерий t Стьюдента. При сравнении показателей длины и массы тела выявлены более высокие их величины у юношей г.П., в то время как показатели окружности грудной клетки выше у юношей г.Р.
кв.корень m1 + m2
где M1 и М2 — средние арифметические
признаков, a m1 и m2 — ошибки средних арифметических.
168,3 — 164,7 3,6
t длины тела = ———————— = —- = 3,39 (р 0,05)
2 2
кв. корень(0,9) + (0,7) 1,14
81,9 — 80,0 1,9
t окружности = ———————— = —- = 2,06 (p d табл.
Таким образом установлено, что среди юношей г.Ш. достоверно больше подростков с дисгармоничностью за счет избытка массы тела. Поскольку в патогенезе нарушения сроков возрастного развития значительную роль играют химический и радиационный фактор, которые в зависимости от дозы могут оказывать как стимулирующее так и угнетающее воздействие на процессы роста и развития организма, его функциональные возможности, сравнение результатов индивидуальной оценки физического развития по комплексной схеме можно считать специфичным для выявления неблагоприятного экологического воздействия на детский коллектив. Данный подход может быть использован для анализа данных социально-гигиенического мониторинга.
4. Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье ребенка
Методика изучения причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья и заболевания у детей и подростков Методика изучения причин возникновения неинфекционных заболеваний у молодежи («Cindi»)
Методика выявления детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
На процессы роста и развития существенное влияние оказывают факторы среды обитания медико-биологического, социально-экономического, экологического, психологического и др. характера.
Методика изучения причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья и заболевания у детей и подростков
Кафедрой гигиены детей и подростков ММА им.И.М.Сеченова разработана анкета (вопросник) по изучению причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья и заболевания у детей и подростков (Приложение 11). Из всего многообразия факторов, формирующих здоровье ребенка на различных этапах его развития, на основе метода однофакторного дисперсионного анализа (Мерков А.М., Поляков Л.Е., 1974 г.), были выбраны те, которые представляют определенный риск в возникновении отклонений в здоровье (Дорожнова К.П., 1983 г., Матвеева Н.Н., 1983 г., Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., 1986 г.). Эти факторы были объединены нами в 3 группы: медико-биологических факторы риска периода беременности матери и родов; факторы риска раннего, детства; факторы риска образа жизни. Основываясь на ранее проведенных научных исследованиях (Башкирова К.А., 1986 г.) нами была составлена прогностическая шкала «риска» возникновения нарушений в состоянии здоровья (заболеваний) у детей. Согласно этой шкале по каждой группе показателей рассчитан суммарный балл, сопоставление с которым позволяет отнести ребенка к той или иной группе риска. Анкетирование родителей проводится медицинскими работниками поликлиник или школ.
Получив, заполненную родителями ребенка анкету необходимо суммировать обведенные кружком баллы по каждой группе факторов и сопоставить, их со шкалой.
Прогностическая шкала «риска»
Оценка группы факторов (сумма баллов)
Группа наименьшего риска
Группа повышенного риска
Далее педиатр, анализируя полученную информацию, проводит профилактическую и оздоровительную работу с ребенком в детском учреждении, в семье. С целью формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга за здоровьем населения города (района), в связи с меняющейся социально-экономической и экологической ситуацией, необходимо данные анкетного опроса вводить в компьютер для дальнейшей обработки на ЭВМ.
Методика изучения причин возникновения неинфекционных заболеваний у молодежи («Cindi»)
Ведущим фактором в возникновении отклонений в состоянии здоровья и заболеваний у молодежи является образ жизни. В рамках международной Программы профилактики заболеваний (Cindi children scrining examinasion norm) разработана специальная анкета-опросник для молодежи. Кафедрой гигиены детей и подростков ММА им.И.Н.Сеченова анкета переведена на русский язык, адаптирована к условиям жизни в РФ и апробирована путем пилотажных исследований в ряде школ (Приложение 12). Вопросы анкеты объединены в 7 разделов: данные о себе, режим и характер питания, двигательная активность, употребление алкоголя и курение, привычки, информированность о состоянии своего здоровья. Пользуясь данной анкетой медицинские работники школ и поликлиник могут по основе обобщения материалов оценить распространенность того или иного явления среди молодежи (гипокинезии, курения и т.д.), получить представление о характере питания учащихся в школе и дома, наметить пути повышения мотивации детей к укрепления своего здоровья, мероприятия по оздоровлению среды их обитания и повышению качества медицинского обслуживания.
Обобщенные данные анкетирования могут быть положены в основу разработки комплексных программ оздоровления условий труда и быта молодежи, предупреждения негативных явлений в ее среде, профилактики заболеваний, повышения мотивации к здоровому образу жизни.
Методика выявления детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
В современных условиях резко возрастают проблемы детей с так называемыми девиантными формами поведения (расстройство поведения без выраженных органических повреждений мозга). Отмечается снижение возрастных границ проявления девиантности. Одной из распространенных форм девиантного поведения детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. (Приложение 13.) За рубежом синдром дефицита внимания с гиперактивность (СДВГ) диагностируется у 12-40% школьников. В центральной полосе России он достоверно определяется у 15-18% детей 6-7 лет.
Ранняя диагностика СДВГ позволяет внести эффективные меры коррекции в обучение и воспитание этих детей, что предотвратит развитие выраженной нервно-психической патологии, социальную дезадаптацию ребенка, убережет ребенка от криминального мира. Особенности поведения ребенка, позволяющие определить СДВГ, могут быть обнаружены совместно специалистами разных областей знаний — от врачей до психологов и педагогов при обязательном участии родителей. Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса родителей (Приложение 14), а также на данных анкетирования учителей (Приложение 15). Анкета предусматривает оценку каждым родителем своего ребенка по серии стандартных вопросов, которые относятся к характеристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивности. Близкой к ней является и анкета для учителей, в совокупности эти две анкеты с помощью специальных «ключей» (положительные ответы на соответствующее количество вопросов) позволяют достаточно надежно диагностировать легкую дисфункцию мозга с гиперактивностью.
Кроме того эпидемиологическое исследование предусматривает анализ влияния неблагоприятных производственных факторов и состоянии здоровья родителей до рождения ребенка, учет особенностей течения беременности и родов, данные об анамнезе раннего развития и перенесенных ребенком заболеваниях, социальном положении и условиях проживания детей в семье.
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев. По анкете (опроснику) родителей, по крайней мере, 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. (Приложение 14)
Анкетирование родителей должно проводиться работниками поликлиник или школьным врачом на этапе приема (записи) детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы (март — апрель). Оценка СДВГ должна состоять из сбора анамнеза не менее, чем от двух независимых информаторов (родителей и учителей). Поэтому по истечении одного-двух, месяцев после начала обучения необходимо провести анкетирование преподавателей.
Опрос учителей, воспитателей должен проводиться по предлагаемой анкете (Приложение 15) и оцениваться по 30 — балльной шкале. Синдром дефицита внимания у мальчиков диагностируется, если ими набрано 15 и более баллов, а у девочек 11 и более баллов. Дети, которым может быть установлен СДВГ по одной из анкет, относятся к группе риска развития СДВГ и с ними проводятся все медико-профилактические мероприятия, предусмотренные при СДВГ (Приложение 16).
Диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью определяется только при совпадении, мнений как родителей, так и учителя, поскольку данные от одного информатора часто бывают ненадежными. Дети с диагнозом СДВГ, установленным в процессе скрининг — тестирования, направляются в поликлинику к педиатру. При обследовании педиатром необходимо провести:
а) сбор анамнеза (в том числе и семейного) и изучение факторов риска развития СДВГ
поздний возраст матери, первые роды, рост и масса тела матери до и после беременности, хронические заболевания в период беременности (особенно сахарный диабет), число абортов, перинатальная смертность, резус
конфликт, вирусные и инфекционные заболевания у матери; социальные факторы
нежелательная беременность, мать-одиночка, разведенная, курение, факторы большого города; ежедневная длительная дорога, шум; психические, неврологические, психосоматические заболевания в семье.
б) обследование органов чувств и исследование речи необходимы, т.к. нарушения слуха приводят к нарушению речи, которое в свою очередь является одним из показателей общего психического развития ребенка. Анализ речевого общения включает в себя:
состояние развития речи до поступления в школу (общее недоразвитие речи, нарушения произношения
ротацизм, лямбдоцизм, фонация и ритм речи); — уровень речевого общения после начала обучения (словарный запас, нарушения произношения, навыки письма, т.е. способность написать услышанное слово).в) соматическое обследование необходимо провести с целью дифференцировки СДВГ от других хронических заболеваний, где гиперактивность и дефицит внимание могут быть следствием основного заболевания (форма и размер головы, форма мочек, врожденные пороки губ, готическое небо, аномалии пальцев кистей и стоп).
По результатам этого этапа обследования ребенок направляется к детскому невропатологу или психоневрологу, где ему должны быть проведены следующие манипуляции:
а) определение отклонений функций периферических и черепно-мозговых нервов, двигательного аппарата и мозжечковых структур, оценка функций коры и анализаторов (пальце-носовая проба, рефлекс Хвостека, признаки раздражения пирамидной системы, сухожильно-мышечные рефлексы верхней и нижней конечностей).
б) исследование нарушений поведения и учебы:
невротические привычки в виде онихофагии (обкусывание ногтей), сосание большого пальца кисти, снохождение, сноговорение, стереотипные движения (кивание головой, глотательные движения, покашливание)/p>
все это является проявлением внутреннего напряжения ребенка с синдромом; — боязливость, которую подтверждает мать, педагог и врач; — повышенная утомляемость, в т.ч. и психическая; — нарушения сна (его ритма); — нарушения аппетита;
заикание как проявление недостаточной координации и повышенной возбудимости.
в) психологическое обследовании, направленные на выявление характера интеллектуальной сферы ребенка: шкала исследования интеллекта Д.Векслера, прогрессивные матрицы Равена, содержащие в себе возможности обучения и самообучения, визуально-моторный тест Бендер-Гештальта.
г) специальные методы исследования:
электроэнцефалографическое (ЭЭГ) обследование, которое выявляет наиболее частые при СДВГ изменения
диффузные неспецифические изменения (замедление основной активности в затылочной области, нестабильность и перемещение некоторых ритмов и другие «незрелые» изменения), биоакципитальные аномалии (усиленное проявление медленных волн, но соответствующих возрасту, регистрируемых в затылочных и височных областях; проявление пиков и острых волн в затылочных областях),
эхо-энцефалография (нарушения ликвородинамики и признаки внутричерепной гипертензии, снижение порога судорожной готовности мозга).
Карта обследования ребенка
Дата обследования ___________________________
Фамилия, имя ________________________________
Число ____________________, месяц ______________, год рождения ___________________
Возраст ребенка ________________________________
Учреждение (школа, ДДУ) ________________________ класс (группа) _______________
1. Соматометрические показатели
Длина тела ___________________________
Окружность грудной клетки:
пауза____________________, вдох ___________________, выдох ________________
Окружность головы ________________________________
2. Физиометрические показатели
Мышечная сила рук: правая____________________, левая_____________
Жизненная емкость легких ________________________________
3. Показатели биологического развития
Отношение окружности головы к окружности груди, умноженное на 100 __________________
Число постоянных зубов________________________________
Результат выполнения «Филиппинского теста» ________________________________
девочки Ax P Ma Me, мальчики Ax P F V L
Функциональные отклонения или заболевания (данные углубленных медицинских осмотров)
Заболеваемость по обращаемости за год (с________________________________)
Заключение: группа здоровья.
Средние значения показателей биологического развития мальчиков 4-15 лет.
Возраст в годах
Длина тела в см (+/- сигма)
Средняя погодовая прибавка длины тела в см
Число постоянных зубов (Р25-Р75)
ОГ/ОД * 100
(+/- сигма)
Степень развития вторичных половых признаков
Источник
➤ Adblockdetector