Меню

Методы исследования физического здоровья человека

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Физическое здоровье представляет собой важный признак, определяющий уровень здоровья населения. Показатели физического здоровья используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей. Показатели физического здоровья служат важными критериями в определении годности к воинской службе и роду войск, широко используются в судебно-медицинской практике.

Физическое здоровье изучается как на популяционном, так и на индивидуальном уровне, отдельно для детского и взрослого населения.

Физическое здоровье индивидуума— это интегральный показатель жизнедеятельности индивидуума, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды.

Гомеостаз— способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды (крови, лимфы, межклеточной жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и других) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.

Уровень физического здоровья населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического здоровья снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического здоровья.

Основные методы изучения физического здоровья человека:

• антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);

• антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);

• антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).

Антропоскопия проводится на основе анализа данных визуального осмотра человека. Оцениваются тип телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, кожных покровов, степень развития мускулатуры, жироотложений, развитость вторичных половых

признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивается по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, развитию молочных желез и времени появления менструаций у девочек.

Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов (антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и т.д.). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным относят рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.

Для анализа антропометрических данных используют оценочные коэффициенты, выведенные путем сопоставления различных антропометрических признаков. Этими коэффициентами пользуются для оценки физического здоровья индивидуумов, комплексной оценки здоровья населения, отбора в спортивные секции и пр.

Антропофизиометрия проводится с использованием специальных антропофизиометрических методов исследования и оценивается целым рядом показателей, характеризующих силу кисти и становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. Они измеряются с помощью специальных приборов (динамометров, угломеров, велоэргометров, спирографов и др.).

При измерении параметров физического здоровья для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий: измерения должны проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

Оценка физического здоровья индивидуума или группы населения осуществляется путем сравнения их показателей с региональными стандартами и определения степени отклонений от средних величин. Для получения региональных стандартов физического здоровья проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Следует помнить, что общепринятых

стандартов физического здоровья не существует. Различные условия жизни в разных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнические особенности во многом определяют различия в уровне физического здоровья населения.

Разные методические подходы в оценке морфологических и функциональных особенностей организма человека привели к созданию многочисленных классификаций конституциональных типов. В медицинской практике наибольшее распространение получила классификация, согласно которой выделяются три основных типа телосложения:

• нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;

• астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота, а длины конечностей над длиной туловища;

• гиперстенический тип, отличающийся хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела и размеров живота над размерами грудной клетки.

Для оценки физического здоровья детей Р.Н. Дороховым и И.И. Бахрахом разработана классификация соматотипов, которая проводится по специальным центильным таблицам. Принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов (микросоматический, мезосо-матический, макросоматический) (рис. 1.11) рассчитывается исходя из суммы номеров процентильных интервалов, полученных для роста, массы тела, длины окружности грудной клетки.

Читайте также:  Вода для здоровья человека презентация

Рис. 1.11.Соотношения соматических типов детей в Российской Федерации

Анализ данных о тенденциях физического здоровья послужил основанием для разработки концепций акселерации (ускоренного физического развития) и ретардации (замедленного физического развития).

Акселерация(от лат. «acceleratio» — ускорение) — это ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Понятие было введено в 1935 г. немецким гигиенистом Кохом. Процессы акселерации наиболее четко проявились во второй половине ХХ в.

Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы акселерационных сдвигов:

• улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);

• более интенсивная инсоляция;

• урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее гонадотропные функции);

• генетический эффект (постоянное смешивание населения, гете-ролокальные браки и др.).

Несмотря на наличие различных гипотез, не вызывает сомнения тот факт, что на акселерацию влияет суммарное взаимодействие физико-химических, биологических и социальных факторов.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современной медициной и обществом:

• более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);

• необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.;

• нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития, полового созревания, необходимость установления новых границ между нормой и патологией.

Проследить процесс акселерации в историческом аспекте весьма сложно, так как отсутствуют достоверные данные о показателях физического развития поколений, живших в прошлые века, поэтому заключения можно делать только на основании косвенных сведений.

Известно, что процессы акселерации носят циклический характер и имеют кратковременные периоды стабилизации. Так, в 80-х годах ХХ в. стали появляться научные сообщения о стабилизации процессов акселерации, на основании чего можно предположить, что в ряде развитых стран в XXI в. произойдет замедление процессов физического развития — ретардация, однако в развивающихся странах ожидается продолжение акселерационных сдвигов.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 2228 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Методы оценки физического состояния

Использование комплекса морфологических и функциональных показателей для оценки состояния организма человека. Определение физического развития при наружном осмотре и антропометрии. Исследование осанки и позвоночника. Классификация конституционных типов.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.07.2015
Размер файла 25,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1. Определение физического развития методом наружного осмотра и антропометрии

2. Оценка физического развития

3. Определение показателей физического развития по показателям контрольных нормативов и зачетных требований

4. Самостоятельная оценка физического состояния по таблице КОНТРЭКС-1

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, одна из несомненных ценностей каждого человека и общества в целом. Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов (таких как наследственность, состояние иммунной системы, психо-эмоциональное состояние) и внешних воздействий (таких как состояние окружающей среды, здоровый образ жизни, социальное благополучие). Считается, что физическое и психическое развитие является показателем состояния здоровья. Для эффективной организации процесса физического воспитания студентов необходимо знание основных сторон, характеризующих двигательную подготовленность студентов, физического развития, физической подготовленности, функционального состояния.

В теории и практике физического воспитания пользуются понятием «физическое состояние». Физическое состояние характеризуется как комплекс морфологических, физических и функциональных показателей развития и состояния организма человека, его физических качеств и способностей, обусловленных внутренними факторами к жизненным условиям. Уровень развития отдельных компонентов физического состояния зависит от наследственных факторов и характера двигательной активности.

Оценка физического состояния — это оценка морфологических и функциональных показателей, характеризующих состояние человека в данный период времени к его потенциальным возможностям.

Одним из важнейших показателей здоровья и функциональных возможностей студентов является их физическое развитие. Физическое развитие — комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил, т.е. служит критерием крепости организма.

Читайте также:  Гиподинамия как фактор риска для здоровья населения

1. Определение физического развития методом наружного осмотра и антропометрией

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия. Кроме того, применяются: фотографический метод, рентгенография, определение удельного веса тела, измерение форм человеческого тела с помощью приборов (становые ростомеры, кифосколиозометры и др.), измерение углов на теле с помощью угломеров (гониометров) и другие методы.

Наружный осмотр (соматоскопия). При соматоскопии оцениваются осанка, состояние опорно-двигательного аппарата, тип телосложения.

Осанка — это привычная поза человека (его манера держаться) в положениях стоя и сидя. Она обычно оценивается в положении обследуемого стоя.

При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника выражены нормально, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанку исследуют и описывают, начиная с определения положения головы и кончая ногами.

Определяя положение головы, отмечают, находится ли она на одной вертикали с туловищем или подана вперед, наклонена вправо или влево.

Осматривая плечевой пояс, определяют, на одном ли уровне находятся плечи, одинакова ли ширина правого и левого плеча, нет ли крыловидности лопаток (углы и внутренние края лопаток отстают от спины настолько, что под них можно просунуть кончики пальцев). Крыловидные лопатки чаще всего бывают у лиц со слабой мускулатурой спины. Далее проверяют, развернуты плечи или поданы вперед, не нарушена ли их симметрия (одно плечо подано вперед больше, чем другое).

Исследуя позвоночник, определяют выраженность его физиологических изгибов. В норме существует четыре их вида: шейный и поясничный лордозы (выпуклость вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (выпуклость назад). Эти изгибы выполняют важную рессорную функцию (уменьшают сотрясения тела при ходьбе, беге, прыжках). Глубина их в норме не должна превышать 3-4 см. Ее измеряют кифосколиозометром.

В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночника, о чем свидетельствуют плоская, круглая, кругловогнутая или плосковогнутая спина. антропометрия физический позвоночник

Плохая осанка не только портит фигуру человека, но и может вызвать смещение сердца и крупных сосудов, вследствие чего ухудшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В заключение при исследовании позвоночника определяют, нет ли боковых его искривлений — сколиозов. Они делятся на простые, при которых позвоночник имеет одну дугу искривления, и сложные, при которых отмечаются противоискривления. К последним относятся S-образные и тройные сколиозы, имеющие три дуги искривления.

В зависимости от того, в каком отделе позвоночника есть сколиозы и куда смотрит выпуклая часть дуги искривления, их называют: правосторонний грудной сколиоз, левосторонний поясничный и т.д.

Исследуя грудную клетку, обращают внимание на ее форму. В норме она может быть цилиндрической, конической и уплощенной.

Цилиндрическая грудная клетка имеет форму цилиндра, при этом ребра расположены горизонтально, межреберный угол равен 90?.

Для конической грудной клетки характерны форма усеченного конуса, горизонтальное расположение ребер, тупой (больше 90?) реберный угол.

Уплощенная или плоская грудная клетка отличается уменьшенным переднезадним диаметром, при этом ребра опущены вниз, межреберный угол острый. При хорошем физическом развитии грудная клетка имеет обычно цилиндрическую или коническую форму, при слабом физическом развитии — плоскую.

Исследуя живот, определяют его форму. Она зависит от состояния мышц брюшной стенки и развития жирового слоя. При нормальной форме живота брюшная стенка выпячивается незначительно и на ней ясно виден рельеф мускулатуры. Слабое развитие мышц брюшной стенки может привести к образованию отвислого живота. У лиц с хорошо развитой мускулатурой при слабом жироотложении живот несколько втянут.

Определяя жироотложение, измеряют жировую складку на спине обследуемого под углом лопатки и на животе на уровне пупка справа и слева. В зависимости от толщины жирового слоя различают нормальную, повышенную и пониженную упитанность.

Состояние опорно-двигательного аппарата. С помощью опроса выясняют, нет ли каких-либо ограничений движений в суставах или повышенной подвижности, привычных вывихов, для чего измеряют амплитуду движений в различных суставах. Затем определяют форму ног, стоп и развитие мускулатуры.

Форма ног. Различают нормальную, х-образную и о-образную форму ног. Ноги считаются прямыми (нормальной формы), если при стойке «смирно», но без особого напряжения мышц происходит смыкание бедер, коленей, голеней и пяток с небольшим просветом ниже коленей или над внутренними лодыжками.

Читайте также:  Какие существуют методы изучения физического здоровья

О-образная форма ног характеризуется тем, что при сомкнутых пятках колени не сходятся.

При х-образной форме ног колени сходятся, а пятки нет.

Форма стопы. Стопа может быть нормальной, уплощенной и плоской. Исследование проводят путем осмотра ее свода. Если внутренние части стоп не касаются пола, это свидетельствует о наличии нормального свода стопы. Далее при осмотре подошвенной поверхности пигментированная часть должна составлять не более 1/3 ее ширины; при полном плоскостопии она распространяется на всю ширину стопы.

Развитие мускулатуры. Степень развития мускулатуры оценивается как хорошая, удовлетворительная, слабая. Определяются равномерность ее развития и рельефность, т.е. выраженность рисунка.

Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности взаимного расположения частей тела.

Особенности телосложения в сочетании с характером метаболизма и реактивности организма, свойственными данному лицу, обозначаются термином «конституция».

Конституция— это совокупность всех функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, достаточно устойчивых и определяющих своеобразие реакции организма на различные воздействия внешней среды. Согласно принятой классификации М.В. Черноруцкого, различают три конституционных типа: нормостенический, гиперстенический и астенический.

Нормостенический тип характеризуется пропорциональными размерами костно-мышечной системы.

В.Б. Будняк положил в основу предложенной им классификации степень жироотложения, развитие мускулатуры, форму грудной клетки и спины. По этой классификации люди подразделяются на три основных типа: грудной, мускульный и брюшной.

Гиперстенический тип характеризуется массивностью, хорошей упитанностью, относительно длинным туловищем и короткими конечностями. Отмечается относительное преобладание поперечных размеров над продольными.

Астенический тип характеризуется длинными тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинный, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитой мускулатурой.

Антропометрические измерения (определение роста, веса тела, диаметров окружностей, жизненной емкости легких, силы мышц) дополняют данные наружного осмотра, позволяя точнее определить уровень физического развития.

Рост стоя и сидя измеряют деревянным ростомером. Он состоит из широкой вертикальной стойки, укрепленной на прочной подставке, откидной скамейки высотой 40 см и муфты с планшеткой, которая может скользить по вертикальной стойке. Длину ног измеряют, вычитая величину роста сидя из показателя роста стоя.

Массу тела определяют на проверенных медицинских весах с точностью до 50 г.

Измерение диаметров — ширины плеч, переднезаднего и поперечного диаметров грудной клетки и ширины таза — проводят толстотным циркулем.

Измерение окружностей — шеи, грудной клетки, плеча, предплечья, бедра и голени —делают сантиметровой портновской лентой.

Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) определяют с помощью спирометра.

Сила мышц кисти измеряется кистевым динамометром, сила мышц разгибателей спины — становым динамометром.

2. Оценка физического развития

Она может проводиться с помощью трех методов: антропометрических стандартов, методов корреляции и индексов.

Метод анропометрических стандартов. Антропометрические стандарты — это средние величины признаков физического развития, полученные путем статической обработки большого количества измерений однородного по составу (по полу, возрасту, профессии и т.д.) контингента людей.

Метод стандартов получил широкое распространение и является наиболее точным. Физическое развитие человека, оцениваемое по этому методу, сравнивается с физическим развитием той группы, представителем которой он является. Для этого составляются специальные «нормативные» оценочные таблицы. Материал антропометрического обследования обрабатывается вариационно-статическим методом.

Прежде чем определять индивидуальное отклонение признаков физического развития в сравнении с данными, приведенными в стандартных таблицах, необходимо точно установить возраст обследуемого.

Оценка по стандартам производится путем сравнивания оцениваемого показателя со средней арифметической величиной его по таблице, в той ростовой группе, к которой принадлежит исследуемый. Например, у имеющего рост 164 см, надо оценить вес, равный 64 кг, относящийся к возрастной группе 21 год. Данный обследуемый относится к ростовой группе 164 см, где М (ср. арифметическое) для веса=59,7, а (ср. квадратическое отклонение)=6,8.

Для оценки надо узнать разность между фактической величиной и величиной, приведенной в таблице (64 кг — 60,4 кг =+3,6 кг), а затем определим, сколько сигм заключено в этой разнице, для чего 3,6 : 6,8 = 0,05.

Поскольку фактическая величина превышает табличную, оценка веса будет составлять +0,05. Это свидетельствует, что этот показатель средний (см. оценку физ. развития). Так же оцениваются и другие показатели.

Некоторые исследователи считают целесообраным увеличить понятие «норма» признака до величин в пределах 1 от ср. арифметической величины.

Источник

Adblock
detector