Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом.
Физическая культура – это один из важнейших элементов в жизни каждого человека. На сегодняшний день уже невозможно представить нашу жизнь без спорта. Большинству просто нравится наблюдать за спортивными соревнованиями, болеть за спортсменов, радоваться их победам и вместе с ними переживать поражения. Но, к сожалению, далеко не каждый самостоятельно ежедневно занимается физической культурой, хотя бы на уровне утренней гимнастики. Люди не могут понять до конца, что именно спорт, влившись в поток течения их жизни, сможет не только несколько поменять её ход, но и благотворно повлиять на состояние здоровья не только физического, но и психологического. Ведь ни для кого не секрет, что физические нагрузки снижают уровень стресса, приводя психологические функции в устойчивое состояние. Здоровье подразумевает под собой полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Данная тема крайне актуальна в наше время и занимает умы не только медиков, но и простых граждан. Статичность современного общества приводит к ухудшению состояния физического и психического здоровья. Важно ещё раз обратить внимание населения на создавшуюся ситуацию, повернуться к своим проблемам лицом и сказать «да» здоровому образу жизни.
Целью работы является рассмотрение способов профилактики заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом.
Существуют разные методы укрепления и сохранения здоровья. Система этих методов называется здоровым образом жизни (ЗОЖ). Его компонентами, помимо физической активности, также являются соблюдение личной гигиены, правильный рацион питания, закаливание, качественный отдых и отсутствие вредных привычек, что немаловажно для общего состояния здоровья. Даже при активной физической деятельности несоблюдение остальных пунктов обязательно даст о себе знать. Невозможно добиться результата, соблюдая только что-то одно, объединение же всех методов влечёт за собой отличный результат, даже если пройдёт не так много времени. Но нельзя приступать к чему-то резко, во всём обязательно нужна подготовка.
Утренняя зарядка играет важную роль, ведь только не забывая ежедневно выполнять утренние упражнения человек сможет достигнуть лучшей физической подготовки, а потом и физического совершенства. Важно грамотно составить план упражнений, подобрать под индивидуальные особенности человека. При этом нельзя применять интенсивные нагрузки, а также доводить себя до состояния сильного утомления. Утренняя зарядка убирает вялость и отёчность после сна, приводит в тонус нервную систему, улучшает работу дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Благодаря зарядке повышается и физическая, и умственная работоспособность организма. Постепенно убирая что-то вредное и ненужное и внедряя в жизнь что-то полезное можно практически безболезненно перейти к новому, более правильному и здоровому этапу.
Из-за компьютеризации во всех сферах общества люди стали всё меньше двигаться, их физическая активность падает с каждым годом, а состояние здоровья из-за сидячей работы ухудшается. И хоть нашу нынешнюю жизнь невозможно представить без компьютера, но важно не забывать давать отдых своим глазам и зарядку расслабленным от сидения мышцам. Существует множество комплексов упражнений, которые можно делать даже на рабочем месте в офисе. Таким образом, мышцы не будут застаиваться и общее состояние здоровья не будет так сильно ухудшаться.
Ещё одним фактором, не способствующим укреплению здоровья является автомобиль. Если расстояние позволяет, то можно дойти пешком. Это будет полезно не только для вашего кошелька, но и для тела. Ежедневная ходьба укрепляет здоровье сердца, регулирует кровяное давление, улучшает циркуляцию крови, способствует похудению, снижает риск диабета, укрепляет кости, мускулы, улучшает пищеварение, усиливает иммунитет, снимает стресс, увеличивает продуктивность человека.
Помимо упражнений в течение рабочего дня существует и другой способ оставаться в тонусе при сидячей работе. Любительский спорт является прекрасным средством для профилактики и укрепления здоровья. Если дорога в профессиональный спорт может открыться далеко не каждому, то с любительским дела обстоят совершенно иначе. Двери к нему открыты всем, только если человеку не запрещено заниматься данным видом спорта по показаниям врача. Нагрузки в любительском спорте должны быть дозированными и посильными, чтобы избежать перенапряжения.
Одним из самых полезных видов спорта является плавание. К сожалению, не так много людей занимаются плаванием круглогодично. Опросы показывают, что только 15% взрослого населения находят время для данного вида спорта в течение года, хоть тренировки по плаванию положительно воздействуют на сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную системы, укрепляют суставы, формируют правильную осанку, закаливают организм, укрепляют иммунитет, развивают все группы мышц, лечат сколиоз и остеохондроз, а также повышают работоспособность человека.
Каждому человеку обязательно нужно следить за своим здоровьем. На здоровье достаточно сильно влияет наследственность человека и экология окружающей среды, но есть и другие факторы также влияющие на него. Важно не только соблюдать правила личной гигиены, но и регулярно проходить осмотры у врача. По данным учёных условия и образ жизни людей является основным фактором, влияющим на состояние здоровья человека. Таким образом, только сам человек в большей степени влияет на своё здоровье, и только он сам может либо улучшить своё состояние, либо существенно ухудшить его.
С развитием науки физические нагрузки человека становятся всё меньше. В давние времена люди собственноручно пахали землю, заботились о собственном участке земли, при этом никакой речи о машинах тогда не было. На сегодняшний же день весь подобный труд механизирован, для него не требуется столько же сил, сколько требовалось раньше. Становится меньше работы, связанной с физическим трудом, и всё больше сидячей, не требующей особых физических усилий. Такая работа становится причиной многих болезней.
На сегодняшний день статистика показывает, что больных людей становится всё больше и больше, справляться с физическими нагрузками им всё сложнее, поэтому становится достаточно популярной лечебная физическая культура. Такой вид физической культуры является лечебно-профилактическим, помогает быстро и более полноценно восстанавливать здоровье человека. Помимо этого она предупреждает появление осложнений различных заболеваний.
Физические упражнения в лечебной физической культуре применяются в качестве неспецифического раздражителя, который помогает больному реабилитироваться и пойти на поправку. Данные упражнения восстанавливают не только физические, но и моральные силы, помогают человеку двигаться вперёд, мотивируют на достижение лучших результатов. Лечебная физкультура, как и обычная, также пользуется естественными факторами природы. Без достаточного количества воздуха, солнца, воды и других факторов невозможно получить столько же пользы, сколько можно получить с ними. Их благоприятное воздействие увеличивает скорость восстановления больного.
Помимо этого применяется трудотерапия и механотерапия. Трудотерапия, с помощью специально подобранных трудовых процессов, восстанавливает нарушенные функции организма. Механотерапия, с помощью специальных аппаратов, восстанавливает уже утраченные функции организма.
Рассмотрим, каким именно образом физические нагрузки влияют на состояние органов человека. Если говорить о сердце, то количество ударов в минуту у натренированного человека значительно меньше, чем у не занимающегося спортом. Чем больше ударов совершает сердце, тем больше оно изнашивается, а это значит, что тренировки дают шанс на более долгую, здоровую жизнь. Помимо сердечных сокращений у тренированного человека уменьшается и скорость обмена веществ, что тоже приводит к более экономной работе организма и увеличению продолжительности жизни.
При недостатке движений наблюдаются отрицательные изменения в органах дыхания. Амплитуда дыхательных движений становится меньше, и, соответственно, объём остаточного воздуха в лёгких становится всё больше, что приводит к кислородному голоданию. Кислород очень важен для организма человека. Только благодаря нему мы можем получать энергию. Его нехватка приводит к появлению и развитию гипоксии.
Физическая активность благоприятно влияет на иммунитет человека. Благодаря ей иммунная система лучше борется с различными бактериями и вирусами, улучшаются иммунобиологические свойства крови и кожи.
Помимо этого физическая активность помогает развить устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды. Это может быть не только атмосферное давление или различные температуры, но и даже некоторые яды или радиация. Данные сведения были получены учёными благодаря опытам с крысами, которых тренировали, и не подвергающихся физическим нагрузкам.
Физические упражнения снимают состояние стресса, приносят положительные эмоции, тем самым нормализуя многие функции организма. Под влиянием умеренных нагрузок увеличивается работоспособность человека, способность к творческому мышлению.
Одним из самых доступных видов физической культуры считается оздоровительный бег. Это незаменимое средство для разрядки и снятия нервного напряжения. В определённой дозировке, в сочетании с водными процедурами, он становится одним из лучших методов борьбы с бессонницей. Тахикардией, астматическими и бронхиальными проявлениями. Умеренный бег или спортивная ходьба уменьшает риск высокого кровяного давления, сердечной недостаточности, сосудистых болезней, инфарктных или инсультных состояний. Бег способствует процессу похудения, улучшает выносливость организма, повышает его иммунные силы. Одним из видов бега является утренний бег, который активизирует метаболические процессы, улучшает мозговую деятельность.
Невозможно оспорить тот факт, что умеренные физические нагрузки благотворно влияют на организм человека. Пониженная активность ведёт к развитию различных заболеваний, увяданию организма и сокращению продолжительности жизни. А ведь для лиц зрелого возраста качество жизни играет немаловажную роль.
Людям стоит серьёзней относиться к физической культуре, как к средству профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Сидячий образ жизни и отсутствие должных физических нагрузок являются актуальными проблемами современного общества. Нельзя допустить ухудшения ситуации, а значит нужно проводить спортивные акции, призывать людей к участию в них и на собственном примере показывать, как сильно влияет спорт на здоровье человека.
Источник
Методическая разработка «УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗДОРОВЬЯ» 6 класс ШКОЛЬНИКОВ.»
специалист в области арт-терапии
Методическая разработка по физической культуре.
Учитель физической культуры ГБОУСОШ375
Хлупина Надежда Евгеньевна.
УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ .
В настоящее время проблема здоровья школьников приобретает все большую актуальность: снижается число абсолютно здоровых детей, возрастает число школьников с отклонением в состоянии здоровья, в том числе имеющих несколько диагнозов. Об этом свидетельствуют данные официальной статистики. Одной из причин(хотя и не главной) являются недостатки существующей системы физического воспитания в школе(устаревшие учебные программы, несоответствие форм и методов обучения, недостаточное материально-техническое и медицинское обеспечения).
Вместе с тем результаты изучения специальной литературы показывают, что большинство научных работ, посвященных решению проблем профилактики и коррекции заболеваний школьников, базируются на данных, полученных наблюдением за детьми младшего возраста, и направлены на решение оздоровительных задач при наличии одного заболевания. На практике мы сталкиваемся с тем, что дети, имеющие различные отклонения в состоянии соматического здоровья и поэтому отнесенные к специальной медицинской группе, имеют два, три и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Как работать с такими детьми? Какие упражнения использовать в оздоровительных целях?
Научные достижения в области физиологии, анатомии, биохимии мышечной деятельности, спортивной медицины, теории и методики физического воспитания дали возможность правильно оценить влияние физических упражнений на организм человека. Понимание механизма действия оздоровительной физической культуры позволили внести ясность в вопросы практического использования физических упражнений в целях профилактики и восстановления нарушенных функций организма.
При заболевании в организме человека и происходят различные структурные и функциональные нарушения, одновременно усиливаются защитные процессы , изменяется обмен веществ. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. Физические упражнения, с одной стороны, оказывают непосредственное лечебное действие, стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ, восстанавливая нарушенные функции, с другой – уменьшают неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.
Учащимся, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеют, необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма. Занятия с ними должны быть направлены на повышение общей физической работоспособности, а также на двигательную коррекцию имеющихся заболеваний. Процесс физического воспитания болеющих детей будет эффективным только при правильном подборе физических упражнений, методов и фор организации занятий.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания. Поэтому представляется целесообразным комплектовать специальные медицинские группы для занятий физической культуры из классов одной параллели, включать в них учащихся, отнесенных по состоянию здоровья 3 и 2 групп здоровья.
У детей, имеющих несколько функциональных нарушений и хронических заболеваний чаще всего встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения, сердечно- сосудистой и дыхательной систем. В работе с такими детьми необходимо учитывать все рекомендации и противопоказания при выполнении физических упражнений.
Физические упражнения оздоровительной направленности не должны навязывать организму не свойственные ему движения. Поэтому необходимо определить задачи физического воспитания при заболеваниях.
Задачи физического воспитания при заболеваниях опорно-двигательного аппарата:
-Укрепление и развитие всех мышечных групп; улучшение подвижности суставов;
-формирование навыка правильной осанки; коррекция дефектов опорно-двигательного аппарата.
Противопоказаны: прыжки с разбега в длину и в высоту; лазанье по канату; опорные прыжки; стойки на голове; кувырки вперед и назад.
Рекомендуются:
-обще-развивающие упражнения(упражнения на развитие силы мышц) в положении лежа на спине и животе;
— статические упражнения; сочетание динамических и статических упражнений; упражнения на дыхание; упражнения на расслабление; плавание; ходьба на лыжах; оздоровительный бег.
Задачи физического воспитания при заболеваниях сердечно- сосудистой системы:
— улучшение кровообращения; улучшение деятельности сердечно -сосудистой системы;
-расширение функциональных возможностей сердечно -сосудистой систем; поддержание и увеличение физической работоспособности.
Противопоказаны : лазанье по канату; прыжки с разбега; стойка на голове и руках; кувырки вперед и назад; упражнения с задержкой дыхания; упражнения с ускорением темпа движений; упражнения с чрезмерным напряжением мышц брюшного пресса.
Рекомендуются:
— общеразвивающие упражнения на все группы мышц в исходном положении лежа, сидя, стоя;
-дыхательные упражнения; ходьба; дозированный бег; в медленном темпе; ходьба на лыжах; плавание.
Задачи физического воспитания при заболевании органов дыхания:
-С нижение напряжения дыхательных мышц;
-укрепление дыхательной мускулатуры;
-восстановление нормального соотношения времени вдоха и выдоха.
Противопоказаны:
-упражнения, вызывающие задержку дыхания;
-упражнения с чрезмерным напряжением мышц брюшного пресса.
Рекомендуются:
упражнения на расслабление мышц;
-статические и динамические дыхательные упражнения с удлененным выдохом ;
-упражнения на тренировку брюшного ,
-грудного и полного дыхания.
-ходьба на лыжах, ходьба и дозированный медленный бег.
Исключив упражнения, противопоказанные хотя бы при одном заболевании, мы получили перечень упражнений, которые можно использовать в физическом воспитании учащихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения, сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Это — упражнения на дыхание, упражнение для глаз, общеразвивающие упражнения в положении лежа, сидя и стоя, ходьба, дозированный бег, прыжковые упражнения, метания, подвижные игры, волейбол, баскетбол, ходьба на лыжах, плавание, строевые упражнения.
Упражнения, рекомендуемые для коррекции здоровья школьников
Источник