Меню

Методы диагностики психического здоровья ребенка

Методы диагностики психического здоровья ребенка

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.

На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР — д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего пространства ДОУ».

В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей характеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)

Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного пространства и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.

В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.

В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье — это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:

  • в физическом плане — умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
  • в психологическом плане:

а) интеллектуальное — проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

б) социально-нравственное — честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;

в) эмоциональное — уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.

Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье — как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.

В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:

  • подвижность инертность психических процессов
  • произвольность импульсивность двигательной и познавательной сферы
  • продуктивность истощаемость психических функций
  • адекватность и критичность поведения
  • работоспособность утомляемость
  • устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
  • межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.

Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.

Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).

Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве характеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:

  • адекватный возрасту уровень эмоционально — волевой и познавательной сфер личности
  • способность планирования своей деятельности
  • позитивный образ Я-концепции
  • возможность саморегуляции психических состояний
  • самокритичность
  • самостоятельность
  • способность к рефлексии, эмпатии
  • сформированность навыков общения

Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.

Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).

Источник

Диагностика психического и физического здоровья учащихся

Дорохова Л. Н., Абрамова И.Б.

В нашей школе уже второй год работает валеологическая служба. Актуальность создания валеологической службы заключается в том, что ее работа ориентирована на решение проблем, устранение которых может дать максимально возможный эффект оздоровления учащихся.

По данным многих исследований основными причинами, приводящими к ухудшению детского здоровья, являются:

  • резкое ухудшение экологической обстановки. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания превышает нормативные показатели в несколько раз, некоторые из них обладают онкогенной активностью, снижают иммунитет, влияют на генетический аппарат, изменяя тем самым наследственность;
  • снижение минимального уровня жизни многих жителей, что привело к уменьшению требования к составу, качеству пищевых продуктов. Несбалансированность питания, излишнее употребление углеводистой пищи, как наиболее дешевой, способствует развитию ожирения, болезням обмена веществ, сахарного диабета, кариеса и др.;
  • недостаточность этического и эстетического воспитания, что является главной причиной бескультурья, приобщение молодежи к алкоголю, курению, безразличие к жизни.
  • Резкое ухудшение качества медицинского обслуживания.
Читайте также:  Таблица групп здоровья призывников

Главной «отдушиной» в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится «экранный мир» — многочасовое сидение у экранов телевизора или компьютера. Это приводит к росту заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многие заболевания, расстройства органов пищеварения и т.д.

Результаты обследования школьников показывают, что на сегодняшний день около 57,3% учащихся нашей школы имеют нарушения нервной системы (страдают головными болями, головокружением, нарушением сна, испытывают слабость, наблюдается повышенная утомляемость, слезливость);

39,8% имеют изменения сердечно-сосудистой системы (в том числе 13%-ВСД);

31,2% — заболевания дыхательной системы (из них 9,8%-больны бронхиальной астмой);

29,6% школьников страдают частыми болями в животе; 29,5%- имеют нарушения мочевыделительной системы, 22% детей состоят на учете у окулиста; 20%- имеют нарушение осанки.

В основной группе физической культурой занимаются всего 22% учеников, в подготовительной группе — 66%, 13% — в спец. группе (см. рис. 1).

Рис.1. Диаграмма состояния здоровья учащихся школы

Пояснения к гистограмме:

1 – нарушения нервной системы

2 – нарушения сердечно – сосудистой системы

3 – нарушения дыхательной системы

4 – нарушение функций желудочно–кишечного тракта

5 – нарушения мочеполовой системы

6 – нарушение зрения

7 – нарушения осанки

Для наглядности приведем диаграмму, отражающую состояние здоровья в гимназическом классе 7 «в». (см. рис. 2).

Рис.2. Диаграмма заболеваемости учащихся в гимназическом классе 7 «в».

Пояснение к диаграмме:

1-7 – факторы, характеризующие состояние нервной системы: головные боли, слезливость, слабость, утомляемость после школы, нарушение сна, повышенная потливость, головокружения, обмороки.

8-9 – факторы, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление.

10-12 – факторы, характеризующие состояние дыхательной системы: насморк, кашель, потеря голоса.

13-19 – факторы, характеризующие состояние пищеварительной системы: боли в животе, тошнота, изжога, нарушение стула, были ли желтуха, дизентерия.

20-21 – факторы, характеризующие состояние мочевыделительной системы: боли в пояснице.

Этот анализ был проведен на основе результатов анонимного анкетирования учащихся по проблемам состояния здоровья. Для проведения опроса была разработана специальная анкета. Она интересна тем, что в ней нет медицинских терминов, но в то же время она позволяет получить представление о проявлениях целого ряда заболеваний.

Индивидуально-психологическое развитие учащихся оценивалось по результатам развития памяти и внимания. Были отобраны методики для оценивания уровня развития оперативной и долговременной памяти, оценки произвольного внимания, исследования объема внимания и степени концентрации внимания. Использовались традиционные методики, которые широко известны и имеются во многих сборниках по практической психологии. Результаты обследования представлены на рис. 3.

Индивидуально-психологическое развитие учащихся оценивалось по результатам развития памяти и внимания. Были отобраны методики для оценивания уровня развития оперативной и долговременной памяти, оценки произвольного внимания, исследования объема внимания и степени концентрации внимания. Использовались традиционные методики, которые широко известны и имеются во многих сборниках по практической психологии. Результаты обследования представлены на рис. 3.

По результатам этого обследования (за два года) можно сделать вывод о положительной динамике развития памяти и внимания у школьников.

Диагностика уровня комфортности проводилась по методике Филлипса. Эта диагностика проводилась в школе впервые. По данной методике определялась общая тревожность (1), переживание стресса (2), страх самовыражения (3), страх ситуации проверки знаний (4), страх несоответствия ожиданиям окружающих (5), сопротивляемость стрессу (6), проблемы и страхи в отношениях с учителями (7) (см. рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма уровня тревожности школьников

Данные изучения уровня тревожности учащихся показывают, что далеко не все дети чувствуют себя уютно в школе. Так, например, больше половины учащихся испытывают трудности в общении с одноклассниками и учителями, имеют проблемы в самовыражении.

Для изучения сферы мотивации школьников были выделены следующие мотивы:

— широкие социальные мотивы,

— узкие социальные мотивы

Уровень развития мотивов учебной деятельности школьников представлен на рис. 5.

Рис. 5. Диаграмма развития мотивов учебной деятельности учащихся

Анализ мотивов учебной деятельности в гимназическом классе показывает возрастание значения широких социальных мотивов («Я учусь потому, что в наше время учатся все». «Я учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии») и мотивации содержания («Учусь потому, что нравится узнавать новое», «. потому, что хочу больше знать»).

Уровень воспитанности учащихся оценивался по методике Н. П. Капустина. Для выявления уровня воспитанности учащиеся оценивались классным руководителем, родителями и самим учеником.

Результаты обследования по всем методикам заносятся в карту индивидуального развития ученика (см. табл. 1). Эти данные используются в рамках реализации индивидуального подхода к каждому ребенку с целью учета его особенностей и состояния здоровья, а также для оптимизации учебного процесса. Такие карты заведены для учащихся 5-х и 9-х и гимназических классов, классов. Результаты исследования и их применение в практике работы школы обсуждаются на малых педсоветах.

Таблица 1. Карта индивидуального развития ученика

Источник

Проект-исследование «Ребенок и его психологическое здоровье»

Цель проекта-исследования: выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник, обоснование и экспериментальная проверка их влияния на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.

Скачать:

Вложение Размер
В файле содержится проект-исследование,реализуемый в течение 3 лет. 223 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок и его психологическое здоровье»

Под психологическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Предоставить ребенку достаточно внимания, доброжелательное отношение и эмоциональное благополучие могут только те педагоги и родители, которые умеют принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева, а также управлять собственными эмоциями и понимать эмоции окружающих, а особенно детей.

Это в идеале. Однако практика и мои наблюдения показывают, что человек может лишь сдерживать внешнее проявление эмоции, но не устранять ее. А подавленная эмоция в итоге может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, раздражение на ребенка или окружающих и даже на себя самого. Длительное переживание одной и той же эмоции вызывает хронический эмоциональный стресс, у родителей — к жестокому или невротическому отношению к ребенку.

Исходя из этого, в рамках муниципальной экспериментальной площадки по проблеме «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития ребенка» есть необходимость в разработке проекта-исследования «Ребенок и его психологическое здоровье», основой которого являются результаты реализации проекта «Защити меня».

Данные результаты свидетельствуют о снижении психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. У педагогов и родителей по результатам диагностики в 2009-2010 году были выявлены следующие признаки: повышенная утомляемость, нервозность, раздражительность, агрессия, высокий уровень тревожности, страхов и мнительности. У родителей — нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. У педагогов — склонность к «Синдрому профессионального выгорания» или «Синдрому хронической усталости». Как следствие, у детей повысился уровень невротизации, страхов, агрессивности и тревожности, снизились защитные функции организма и появились значительные трудности в развитии самосознания. А так же процесс адаптации в социуме осложнился высоким психоэмоциональным напряжением и неумением переключаться. Такое положение психологического здоровья приводит к снижению произвольности в целом и к трудностям усвоения не только своих прав и обязанностей, но и общей социализации.

Анализ специальной литературы и опыта работы современных педагогов-психологов показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон, однако не имеет системы.

Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье — норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили — слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.

Под психологическим здоровьем, в общем , понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.

Под психологическим здоровьем ребенка — особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

В психологии принято выделять 3 группы психологического здоровья у детей:

первая (высокий уровень) – это креативная группа психологического здоровья ; к ней относятся дети, имеющие устойчивую адаптацию к среде, высокий уровень готовности к ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;

вторая (средний уровень) – это адаптивная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, в целом адаптированные к социуму, но проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность, высокий индекс страхов, небольшие трудности в развитии коммуникативных умений и навыков, компонентов самосознания, имеют средний уровень готовности к поступлению в ДОУ;

третья (низкий уровень) — это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие нарушения баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Они проявляют много признаков дезадаптации, сильно повышенную тревожность и критический индекс страхов.

Исходя из этого, основными критериями диагностики психологического здоровья детей являются:

— уровень адаптированности к нормальным социальным условиям;

— общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния;

— особенности развития самосознания;

— особенности взаимодействия со сверстниками;

— ситуация общения в семье;

— наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.

Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс (приложение 1)

Существует огромное количество психолого-педагогических методов, приемов и техник работы по психологическому здоровью. Однако их не все можно использовать с детьми дошкольного возраста и по отношению к педагогам и родителям, но для выделения необходимых нам методов и техник нужно исходить из знания структуры психологического здоровья.

Согласно научным данным и исследованиям О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу, С.И. Семенака психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

Таким образом, выделенные компоненты психологического здоровья определяют основные направления работы, которые являются основой для подбора методов, приемов и арттерапевтических техник сопровождения, поддержки и профилактики нарушений в психологическом здоровье детей и окружающих их взрослых.

Теоретико-методологической основой проекта являются положения И.В.Дубровиной о психологическом здоровье как цели и критерии успешности психологической помощи, Л.С. Выготского — о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка и О.В. Хухлаевой — о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Поддержка и сопровождение психологического здоровья детей и окружающих их взрослых строятся с учетом следующих принципов:

1. Личностно ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по физической культуре, родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип психолого-педагогической деонтологии — под ним подразумевается совокупность исторически сложившихся ожиданий и требований, предъявляемых обществом к профессиональным, личностным и общекультурным качествам воспитателя, учителя, руководителя педагогического коллектива.

6. Принцип соблюдения профессиональной тайны , которую доверили педагогу- психологу ребёнок или его родители, а также сохранение сведений, ставших известных педагогу-психологу в ходе изучения психического развития ребенка и детско-родительских отношений.

А так же принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции, единства требований в семье и ДОУ.

Цель проекта-исследования: выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник, обоснование и экспериментальная проверка их влияния на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.

Участники проекта: воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, родители, дети, заведующая ДОУ, инструктор по физической культуре. Педагог-психолог — координатор проекта, и его деятельность осуществляется по трем направлениям: диагностика ( приложение 1 ), психокоррекция и психопрофилактика.

На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых.

Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и критериям оценки.

Определить группу психологического здоровья дошкольника и взаимодействующих с ним взрослых на основе экспресс-диагностики.

Выявить причину нарушения в развитии психологического здоровья детей и окружающих их взрослых 2-3-ей группы психологического здоровья на основе углубленной диагностики.

Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

Определить содержание сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

Установить взаимосвязь наличия той или иной группы психологического здоровья у ребенка и взаимодействующих с ним взрослых.

Обобщить, оформить полученные результаты исследования и на их основе разработать программу психолого-педагогического сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых.

Гипотеза проекта: гармонизация и развитие психологического здоровья дошкольника возможна при:

тщательном отборе форм, методов и содержания работы;

четком структурировании психологического здоровья как основы самоактуализации личности;

создании определенных условий сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья;

осуществлении сопровождения, поддержки и коррекции психологического здоровья не только ребенка, но и окружающих его взрослых;

своевременном обращении родителей и других взрослых к педагогу-психологу и выявлении им причин психологической дисгармонии ребенка;

обучении взрослых приемам регуляции эмоциональных состояний;

определении четкой концепции и методологической основы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

Источник

Adblock
detector