«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»
«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»
Актуальность. Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно — абсолютная ценность общества. А его здоровье-гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого — недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связанно с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.
Цель работы: изучить физического гармоничного развития обучающихся 5-9- классов
Задачи работы:
- Познакомиться с литературой и методами исследования физического развития школьников
- Оценить показатели физического здоровья школьников (на примере обучающихся 7-классов
- Определить полученные показатели в соответствия возрастным нормами.
- Сформулировать выводы по результатам исследования
- Дать рекомендации .
Объектом нашего исследования стало физическое здоровье подростков с углубленным изучением экологии
Глава 1. Здоровье человека
1.1. Здоровый образ жизни школьника
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
1.2. Причины, влияющие на здоровья школьника
Здоровье — понятие комплексное. Признаками здоровья являются:
— устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможности организма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
От чего зависит здоровья человека?
- от социально-экономического положения детей,
- качества питания, медицинского обслуживания системы оздоровительных учреждений
- от экологической обстановки в местах их проживания.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья. Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя про человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.
1.3. Антропометрические измерения человека
Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и
антропометрические исследования. Антропометрия – совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков.
1) Соматометрические – длина и масса тела, диаметры (окружности);
2) Физиометрические (функциональные) – жизненная емкость легких
(ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;5
3) Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата
(форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие
мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Каждый школьник, определив собственные показатели физического развития, заносит их в тетрадь в виде таблицы:
человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития и др.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов:
наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью
удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению
ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям функционального состояния здоровья относят
морфологические (рост, масса тела) и функциональные ЧСС (частота сердечныхсокращений), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), частота дыхания, мышечная сила, температура тела).
К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят
самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).
Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние
организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять
отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений).
1.4. Социальное и физическое здоровье
Социальное здоровье
Социальное здоровье человека наряду сфизическим и психическим является основой здоровья любого человека. Существует несколько вариантов его определения. Первый, подразумевает способность человека взаимодействовать с другими представителями общества, умение находить себе друзей и поддерживать с ними доверительные отношения. Во втором, случаи понимают здоровье общества в целом, как совокупность здоровья каждого индивидуума, составляющего это общество.
Социальное здоровье человека очень сильно влияет на нашу жизнь. Те, кто хорошо интегрированы в общество, как правило, живут дольше и быстрее восстанавливаются от болезней и депрессий. Доказано, что социальная изоляция является пусковым механизмом для возникновения многих болезней. Именно плохая адаптация, неумение наладиться хорошие отношения с другими людьми, подрывает в человеке веру в свои силы и отсутствием желания что-либо менять в своей жизни.
Физическое здоровье
Физическое здоровье – это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции. Кроме того, в совокупности с психическим и социальным здоровьем физическое состояние дает представление о таком важном понятии, как общее здоровье. Существует разные методики оценки состояния физического здоровья человека. Одни из них можно провести дома самостоятельно, другие же, более сложные – только при помощи медицинского работника. Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.
Глава 2. Методика исследования
2.1. Правила выполнения антропометрических измерений
1. Измерение роста (длины тела)
1.1. Установить обследуемого (без обуви и головного убора) на
платформу ростомера в положение «прямо». При этом обследуемый стоит,
выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,
межлопаточной областью и затылком.
1.2. Произвести измерение длины тела по верхней точке головы.
1.3. Результат записать в таблицу.
2. Измерение массы тела
2.1. Установить обследуемого (без верхней одежды и обуви) на напольные
2.2. Произвести измерение массы тела.
3. Результат записать в таблицу.
3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)
3.1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого.
При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и
пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента
накладывается спереди по среднегрудинной точке).
3.2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе
измерения лента должна плотно прилегать к телу).
3.3. Результат записать в таблицу.
4. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
4.1. Подготовить обследуемого к измерению. (Для этого обследуемый
делает несколько спокойных дыхательных движений).
4.2. Произвести измерение ЖЕЛ. (Для этого обследуемый максимально
вдыхает и сразу максимально выдыхает в спирометр).
4.3. Повторить измерения еще дважды и определить среднее значение
4.4. Результат (среднее значение) записать в таблицу.
5. Определение уровня гармоничности физического развития.
5.1. Сравнить данные таблицы с таблицами возрастно-половых
стандартов (Приложение 1).
5.2. Для каждого обследуемого определить соответствие каждого
измеренного показателя (длина, масса, ОГК и ЖЕЛ) номеру «коридора»
5.3. Сделать вывод о гармоничности физического развития по следующим
- развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между
любыми двумя из показателей не превышает 1;
- развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;
- если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое
внимание на физическое развитие – группа риска состояния
5.4. При необходимости дать рекомендации о проведении лечебно-
2.2.Определение индекса Кетле( индекс массы тела)
Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о не гармоничном развитии.
Индекс Кетле
Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:
Индекс Кетле
Вес (кг)
Рост 2 (м)
2.3.Определение индекса Робинсона
Индекс Робинсона= ЧСС (уд/мин) X АДсист. (мм рт. ст.) / 100
характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы ;
2.4. Определение индекса Шаповаловой
Масса тела (г)/ длина тела (см) x КП/60,
где КП — количество подъёмов за 60 с, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
2.5. Определение индекса Руфье
Индекс Руфье = 4х(Р1 + Р2 + Р3) — 200)/10 где -Р1 пульс за 15 с в покое, Р2 — пульс первые 15с сразу после нагрузки, Р3-пульс за последние 15с первой минуты восстановления. 4,200 и 10-постоянные коэффициенты . Индекс Руфье характеризует функциональные возмож системы дыхания,устойчивость организма к гипоксии и волевые качества. Характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.
2.6. Определение индекса Скибинского
Индекс Скибинского=ЖЕЛ(мл)x проба Штанге (с)/ЧСС(уд/мин)
Он характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.
Источник
Научно-исследовательская работа «Оценка состояния здоровья школьников»
специалист в области арт-терапии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Хилково
муниципального района Красноярский Самарской области
областной научной конференции
обучающихся образовательных организаций
в самарской области
2016/2017 учебный год
Секция «Естественные науки»
Предметное отделение: Медицина
Тема: Оценка состояния здоровья школьников.
Выполнила: Алгазеева Айнура Мукатовна,
Царьков Сергей Иванович, учитель физической культуры высшей квалификационной категории
Хилково 2017 год.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последнее десятилетие в РФ сохраняются и появляются новые негативные тенденции в формировании общественного здоровья. Важнейшей из них является ухудшение физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Более того, современное общество, где накопился огромный груз хронической патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей в школе почти нет. Уже в 1 классе большинство из них, относится ко второй группе здоровья. По данным официальной статистики МЗ РФ общая заболеваемость детей за последние 5 лет возросла на 16%, подростков на 18%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз, практически здоровыми школу заканчивают лишь 2-5% подростков.
В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе мы попытались найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс — диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Проблема сохранения здоровья школьников особенно актуальна сегодня. Среди учеников школы распространены заболевания дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, многие имеют хронические заболевания пищеварительной, сердечнососудистой и других систем.
Целью своей работы мы определили изучение наиболее доступных способов (экспресс — диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Объект исследования – состояние здоровья школьника, предмет исследования : наиболее доступные способы определения состояния здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач :
1. Проанализировать состояние здоровья учащихся ГБОУ СОШ с. Хилково.
2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения соблюдения правил здорового образа жизни.
3. Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки здоровья учащихся.
4. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.
5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.
Основу гипотезы составило следующее предположение: знание основ здорового образа жизни и умение оценить состояние своего здоровья формирует здоровую личность, способствует стремлению сохранить и укрепить свое здоровье.
В процессе исследования были использованы следующие приемы и методы : опрос (анкетирование), анализ (статистическая обработка данных), работа с источниками информации, практическая работа, наблюдения; поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений; анализ полученных в ходе исследования данных.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс — диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся по медицинским показаниям.
На втором этапе исследования провели анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.
На третьем этапе оформили результаты исследования.
Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение: 50 % и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % — состоянием внешней среды; на 20 % — генетическими факторами; на 8-10 % — состоянием здравоохранения.
Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.
Выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1. Гиподинамия (недостаток движения);
2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс — диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.
Вывод: я узнала, что существует несколько определений понятия «здоровье», а так же о том, что общее здоровье складывается из нескольких компонентов и формируется под действием внешних и внутренних факторов.
Мониторинг состояния здоровья учащихся.
Мониторинг здоровья учащихся — это целенаправленная целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства, по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Задачи, которые мы решаем в ходе мониторинговых исследований, следующие:
Проведение сравнительного анализа по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;
Обучение анализу полученных результатов;
Использование ИКТ с целью формирования базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки её здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;
Выявление факторов, влияющих на здоровье учащихся.
Объяснив важность здоровья для успешной деятельности в социуме, мы провели мониторинг состояния здоровья учащихся исследуемой группы – 6 класс.
Мониторинг состояния здоровья учащихся 6 класса ГБОУ СОШ с. Хилково
(по группам здоровья) 2015/16 г.
Мониторинг состояния здоровья (по группам здоровья) позволяет сделать вывод, что 45% учащихся — практически здоровые дети. Это учащиеся, относящиеся к первой медицинской группе. Остальные 63% учащихся, относящихся ко 2 и 3 медицинской группе, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов мы выбрали наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки и много времени.
В начале исследования с учащимися было проведено анкетирование ( приложение № 1 ) с целью выяснения насколько учащиеся класса придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, в классе никто не курит; не употребляют спиртные напитки; режим дня соблюдают лишь 21% учащихся, закаляются – 17%. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что не все учащиеся данного класса придерживаются здорового образа жизни, что не способствует сохранению и укреплению здоровья.
Затем была проведена оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагностических методов и анализ полученных результатов. Из 24 учащихся 20 прошли метод экспресс-оценки, 4 были освобождены по состоянию здоровья (т.е. тестирование не проходили или проходили частично).
Массо-ростовой показатель (индекс Кетле)
Массово ростовой индекс Кетле 2 = , который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения
Источник