Мониторинг здоровья школьников
Дата публикации: 14.09.2015 2015-09-14
Статья просмотрена: 895 раз
Библиографическое описание:
Копылова, Н. Г. Мониторинг здоровья школьников / Н. Г. Копылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 456-458. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21949/ (дата обращения: 08.06.2021).
Теория управления говорит о том, чтобы влиять на какой-либо процесс, необходимо чтобы от 10 до 30 % поля событий происходили под целенаправленным воздействием. Если от 30 до 65 % поля событий находится под целенаправленным воздействием, то можно говорить о контроле процесса, и если зона целенаправленного воздействия превышает 65 %, то только тогда можно говорить об управлении этим феноменом.
Таким образом для того чтобы контролировать процессы, влияющие на здоровье школьника, необходимо охватить здоровьесохраняющей средой более 30 % всего времени школьника и событий, происходящих в его жизни. Это может быть возможным только при тесном взаимодействии с родителями и другими членами семьи школьника, поддержании в домашних условиях требований сохранения и укрепления здоровья. Об этом писал еще В. А. Сухомлинский в своей работе «О воспитании»: — «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе, — это беседы о здоровье малышей».
В этой связи стоит отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, забота о здоровье школьников является обязанностью государства, которая реализуется:
— в законах и иных нормативных документах,
— в федеральных и региональных целевых программах,
— в методической, организационной и финансовой поддержке деятельности граждан и их объединений (включая родителей и педагогов)
При этом на уровне социума реализуется алгоритм проектного планирования и формирования управленческих решений. С точки зрения теории управления, формулировка целей проекта, для того, чтобы он был успешным, должны соответствовать критерию SMART, а именно быть:
— S — specific — специфическими, определенными;
— M — measurement — измеряемыми, конкретными;
— A –agreement — согласованными, понятными для всех участников;
— R — realistic — реалистичными, достижимыми;
— T — teaming — определенными во времени.
Любой управленческий процесс имеет предварительный, основной и завершающий этапы. При формировании системного решения, направленного на повышение (или сохранение) здоровья школьников, на предварительном этапе проводится формулирование целей проекта в критериях SMART. Вырабатываются параметры и критерии оценки достижения целей и завершения проекта, отрабатываются механизмы и векторы воздействий на поле событий, расписываются необходимые ресурсы и источники их поступлений, строятся модели оптимального взаимодействия участников процесса. В ходе основного этапа осуществляется мониторинг, в ходе которого по параметрам и критериям достижения цели в привязке к временным последовательностям оценивается эффективность воздействий на поле событий, при необходимости осуществляется коррекция воздействий на поле событий. На завершающем этапе проекта проводится оценка степени достижения целей проекта, его эффективности и экономичности, эффективности выработанных векторов и механизмов воздействия на поле событий.
Принципиально важным элементом любого проекта сохранения и укрепления здоровья школьников является мониторинг, предназначенный для количественной оценки состояния здоровья как отдельных школьников, так и их объединений: классов, школ, муниципальных образований, территорий и регионов. В различных проектах здоровьезберегающих технологий о мониторинге как элементе технологии говорят всегда. Другое дело, что содержание этого мониторинга может существенно отличаться.
Системы мониторинга здоровья школьников, как правило, представляют собой аппаратно-программные комплексы и электронные базы данных, отражающие персональные данные школьника и две группы данных:
А) медленно меняющихся показателей (антропометрия, физическое развитие, хронические заболевания, группа здоровья и т. д.), выявляемые при плановых ежегодных осмотрах в начале учебного года.
Б) динамический ряд показателей оперативного мониторинга функционального состояния школьников — совокупности характеристик тех функций и качеств, которые обусловливают успешность их основной деятельности — обучения.
Показатели динамического ряда должны фиксироваться в плановом порядке как минимум 2 раза в год для школьников, не имеющих проблем со здоровьем и переносимостью школьных нагрузок, или чаще — для школьников, имеющих такие проблемы. В идеальном варианте, учитель, отметивший какие-либо отклонения от обычного поведения и состояния школьника, должен иметь возможность в любой момент направить такого школьника на дополнительное динамическое обследование. При этом для полноценного анализа функционального состояния школьников как системной реакции организма на предъявленную деятельность (обучение) регистрируемый динамический ряд показателей должен включать в себя оценки медико-биологические (как организма), нейро-психофизиологические (как обучаемого) и социально-психологические (как члена микросоциума).
В качестве основных медико-биологических параметров могут быть:
— наличие острого заболевания, делающего обучение невозможным,
— наличие хронических соматических заболеваний, затрудняющих обучение,
— наличие нервно-психических особенностей, затрудняющих обучение,
— наличие иммунодефицитных состояний разной степени выраженности,
— уровень функциональных резервов основных физиологических систем.
В качестве основных нейро-психофизиологических параметров могут быть:
— уровень функционирования нервной системы,
— скорость переработки информации,
— толерантность к стрессу,
— физическая сила и выносливость.
В качестве основных социально-психологических параметров могут быть:
— уровень вовлеченности в учебный процесс,
— уровень мотивации к обучению,
— лидерские качества, черты ответственности.
На следующем этапе (после снятия показателей) происходит обработка полученных данных, соотнесение их с региональными, возрастными, гендерными и иными критериями (наработка которых является самостоятельным очень важным этапом работы), и выдача обобщенного индикатора состояния здоровья школьника. В различных проектах здоровьесберегающих технологий в качестве таких индикаторов обычно используются смайлики, градусники, линейки, силуэты игрушек, но наиболее простой и легко интерпретируемой является светофорная схема (зеленая зона — все в порядке, желтая — внимание, есть отдельные проблемы, красная — необходимо углубленное обследование у врача и психолога с немедленным снижением интенсивности школьных нагрузок).
Однако говоря о программах сохранения и укрепления здоровья школьников, необходимо помнить, что с управленческой точки зрения мониторинг не должен ограничиваться только задачами диагностики состояния их здоровья. Его задача в рамках управленческого процесса заключается в первую очередь в мониторинге хода программы, достижения программных индикаторов, критериев и целей, разработке рекомендаций по смене вектора управляющего воздействия, перехода на новый этап программы или продолжения текущего этапа, оценке эффективности как проекта в целом, так и отдельных его этапов и используемых технологий. Только в таком варианте может быть успешно реализован любой проект, в том числе — по сохранению и укреплению здоровья школьников.
1. Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
2. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.
3. Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 КЛАСС) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.
4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
6. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.
7. Глазников, Л. А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91–98.
8. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
9. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
10. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
11. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
12. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.
13. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
Источник
Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.
Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.
Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- Разработать оптимальную структуру мониторинга;
- Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке состояния здоровья;
- Разработать диагностический инструментарий.
Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями
Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.
Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, физиологи, родители.
Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:
- соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
- физическое здоровье-
- психологическое
- социальное
Для получения и обработки информации было налажено взаимодействие с разными специалистами, работающими как в ЦО так и во внешних организациях: школьной медицинской сестрой, врачами ФД №17, специалистами НИИ гигиены, школьными психологами, логопедами, социальными педагогами.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».
Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:
- группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
- физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
- наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.
По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:
- Опорно-двигательного аппарата
- Органов зрения
- Органов дыхания
- Органов пищеварения
- Мочевой системы
- Нервной системы
- Сердечно-сосудистой системы
Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.
Уровень физического развития отслеживается специалистами ФД №17; физиологом – специалистом НИИ гигиены Макаровой А.Ю. по программе «Оценка соответствия паспортного возраста учащихся физическому развитию». Он помогает определить направленность коррекции средствами арттерапии (коррекция здоровья средствами искусства); является руководством к действию учителя физкультуры, школьным специалистам – медикам, родителям учащихся.
Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, массажеры для ног, для рук, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.
Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.
В задачи психологического мониторинга включены:
- Организация и проведение мониторинга психологического здоровья учащихся ЦО по направлениям:
- изучение уровня психических функций (внимание, память, мышление);
- диагностика сформированности навыков учебной деятельности;
- выявление учебной мотивации;
- выявление уровня тревожности;
Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.
- Организация и проведение анкетирование учащихся, родителей по различным направлениям помогает выделить психологические проблемы, возникающие в процессе обучения, определить учащихся на коррекционные занятия.
- Разработка и проведение различного рода тренинговых занятий.
- Организация консультативной помощи учащимся, родителям.
Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.
Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.
Для меня как для учителя начальной школы важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним.
Первое знакомство с ребенком я начинаю:
- с изучения соматических показателей ребенка, которые использую при посадке ребенка, распределении нагрузки в течение дня, организации питания, определении его в студии;
- изучая совместно с психологами особенности развития психических процессов (памяти, внимания), психологического развития (особенности адаптационного периода, включаемость в классный коллектив), особенности общения с взрослыми, сверстниками, мотивацию, корректирую свою работу, выбираю комфортные формы работы, мотивирующие детей на дальнейшую социализацию.
Например:
- Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата направляются в хореографическую студию, ЛФК, массаж;
- с нарушениями зрения или пограничным зрением обязательно проходят через кабинет коррекции зрения;
- логопедические нарушения – рекомендуется посещение хоровой студии для постановки правильного дыхания, развития органов дыхания; в театральной студии — для автоматизации звуков в разговорной речи
- для детей с гиперактивностью и девиантным поведением рекомендуется посещение театральной студии, где происходит эмоциональная разрядка ребенка и самовыражение, что способствует снятию агрессивности, тревожности, факторов способствующих гиперактивности и девиантного поведения.
Из опыта работы:
Семён Я. (1 класс) 2 группа здоровья, нарушение осанки, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает зрительная память; интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, дислалия, отношение к школе — положительное, визуал, воспитывается в неполной семье, стиль семейного воспитания – демократический, гиперактивен, занимается (по рекомендациям специалистов) в хореографической и театральной студиях, посещает логопедические занятия, ЛФК, учится успешно.
Варвара К. (1 класс) 2 группа здоровья, пролапс МК, гипертрофия миндалин, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает слуховая память, интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, аудиал, отношение к школе — положительное, воспитывается в полной семье, стиль семейного воспитания – демократический, учёба даётся легко, занимается хореографической и театральной студиях, посещает хоровую студию, ЛФК, учится успешно.
Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:
- непосредственно процесса обучения,
- процесса воспитания;
- студий дополнительного образования;
и только при детальном, серьёзном изучении здоровья возможно выстроить план формирования личности.
Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей.
Источник