Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ
материал по зож по теме
Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 17.6 КБ |
diagnostika.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Знания о здоровье».
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.
Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).
1. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней;
б) способность работать долгое время без усталости;
в) стремление быть лучше всех;
г) хорошее настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня?
а) чтобы все успевать;
б) чтобы быть здоровым;
в) чтобы меньше уставать;
г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?
а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;
б) чистить зубы два раза в день;
в) своевременно подстригать ногти;
г) следить за порядком в доме;
4.Для чего нужно закаляться?
а) чтобы укрепить здоровье;
б) чтобы все завидовали;
в) чтобы не боятся холода и жары;
г) чтобы тренировать силу воли;
5. Что значит «питаться правильно»?
а) есть все, что нравится;
б) есть в одно и то же время;
в) есть не менее 4 раз в день;
г) есть полезную для здоровья пищу;
6. Почему нужно больше двигаться?
а) чтобы быть выносливым, ловким;
б) чтобы быть быстрее всех;
в) чтобы хорошо себя чувствовать;
г) чтобы не болеть;
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.
0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.
5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
2. Методика «Мое здоровье».
Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.
Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.
1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?
а) я сам; б) родители; в) врачи;
2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?
а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;
3. Часто ли ты гуляешь на улице?
а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);
4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?
а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);
5. Выполняешь ли ты режим дня?
а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;
6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?
а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;
б) сострадаю, но ничем помочь не могу
в) веду себя так же, как всегда.
Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.
3. Методика «Гигиенические навыки».
Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).
Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».
В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.
Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.
4. Методика «Ценностные ориентации».
Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.
Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).
Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).
Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).
Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).
Красота природы, искусства (переживание прекрасного).
Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов
Инструкция для педагога
Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.
1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).
2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.
3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).
4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.
5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.
6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).
7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.
8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.
9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.
10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.
Источник
Исследовательская работа «Исследование состояния здоровья и факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни учащихся 5 – 11 классов»
МБОУ Федосеевская СОШ им.В.М.Верёхина
«День науки и творчества»
Наименование секции: Здоровый образ жизни
Тема: «Хочу быть здоровым» или «Исследование состояния здоровья и факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни учащихся 5 – 11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина»
Автор работы: Седов Артём Александрович,
Торбенко Марина Руслановна, заместитель директора по УВР,
высшая квалификационная категория.
Глава 1. Проблемы формирования здорового образа
1.1. Окончить школу «больным стариком». 4
1.2. Хочу быть здоровым. 4
1.3 По данным Минздрава………………………………………………. 4
1.4 Санитарно-гигиенические нормы…зачем они. 4
Глава 2. Что мы знаем о здоровом образе жизни……………………. 5
2.1 физкультура и спорт в развитии организма школьника……………. 5
2.2 Технический прогресс хорошо или плохо. 5
2.3 Что следует знать о вреде «вредных привычек»…………………….. 6
Глава 3 Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина и практическое исследование факторов, влияющих на сохранение здоровья школьника…………………………………………………………. 6
3.1 Формирование основ здорового образа жизни …………………………. 6
3.2 Проведение практических исследований рабочего места, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП………………………. 10
3.3 Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зрения 12
3.4 Практические рекомендации по составлению режима дня школьника.. 13
Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить огромный вред своему здоровью. Следовательно, здоровью своих будущих детей, то есть здоровью будущих поколений.
Целью настоящего исследования явилось исследование проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся 5-11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
провести анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;
определить отношение школьников к состоянию собственного здоровья;
проанализировать занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях;
исследовать «ближайшую среду обитания школьника;
провести гигиеническую оценку учебников, школьных принадлежностей;
способствовать формированию у учащихся потребности и мотивации к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья
Проблема: Не соблюдение здорового образа жизни, влияющего на нарушение здоровья учащихся.
Объект исследования: учащиеся 5 – 11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.
Предмет исследования : образ жизни учащихся 5-11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.
Гипотеза: если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о ближайшей среде обитания, то здоровье будет крепким.
1. Анализ научно-популярной, методической литературы, информации из СМИ и сети Internet.
2. Социологический опрос(анкетирование) и статический анализ полученной информации.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать ребенку понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека.
Экспериментальная база исследования: рабочее место, вес портфеля, продукты питания, условия нахождения у компьютера, телевизора, пользования мобильным телефоном, «плюсы» от занятий спортом и физкультурой, комплексы упражнений для глаз, режим дня.
Этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования, исследование, сбор материала, его анализ, обобщение, выводы.
Глава 1. Проблемы формирования здорового образа жизни школьников
1.1 Окончить школу «больным стариком»?
В последние годы со здоровьем школьника в нашей стране назрела тревожная ситуация. 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов ЖКТ. К окончанию школы около 85% детей страдают хроническими заболеваниями, у более 40 % — сколиоз, у 20% ухудшается зрение. Актуальная проблема на данный момент является – сбережение здоровья подрастающего поколения. Иначе в жизнь вступит «больной старичок», у которого когда-то будут дети. Какую наследственность сможет передать он им? Итак, цель нашей работы — изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся 5-11 классов нашей школы.
1.2. Хочу быть здоровым!
Ученые доказали, что существует связь между появлением у детей «школьных» болезней, гигиеническими условиями в школе и образом жизни учеников. Значит, существуют такие проблемы: а) несоответствие рабочего места школьника санитарно-гигиеническим нормам; б) вес школьного портфеля, превышающий допустимые нормы; 3) отклонение школьника от ЗОЖ.
1.3. По данным Минздрава…
В периодическом издании «АиФ Здоровье» № 38 мы нашли статью «Три болезни школьников. Как уберечь ребёнка от перегрузки?». В этой статье мы увидели пугающие цифры: «Среди выпускников школ только 3% здоровых детей». [1, c . 3] Мы узнали, насколько вредны перегрузки, и о трёх болезнях школьника: близорукость, гастрит, искривление позвоночника. [1. c . 3]
1.4. Санитарно-гигиенические нормы… зачем они?
Мы измерили свою учебную нагрузку, ответив на вопросы анкеты (Приложение 1). Оказалось, мы относительно здоровы, у нас нет хронического переутомления. Но некоторые ответа нас насторожили. Может, это «первые звоночки» от нашего здоровья? Мы согласны с авторами статьи в том, что «..если вечером долго не можешь уснуть, стал плохим аппетит, сев за уроки, не можешь долго сосредоточиться, становишься чересчур возбуждённым, часто болит голова, повышается давление» [1, c . 3], то стоит серьёзно задуматься о своём здоровье. Мы согласны, что одной из причин заболеваний ЖКТ, становится неправильное питание, наше зрение становится хуже из-за неправильно оборудованного рабочего места, плохой освещённости, из-за превышения всевозможных норм нахождения за компьютером и у телевизора, что сколиоз возникает от неправильной посадки за партой, от несоответствия высоты стола и стула с нашим ростом. Мы согласны с тем, что «…плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, и человек быстрее устает во время работы» [1, c . 4]
Мы внимательно изучили ответы на вопрос: «Что же делать?» и согласились с автором статьи, что правильная посадка за партой, спорт и соблюдение различных санитарно-гигиенических норм, правильное питание, соблюдение режима дня – залог здоровья. Мы решили исследовать составляющие, влияющие на состояние нашего здоровья.
Глава 2. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
2.1. Физкультура и спорт в развитии организма школьника
Физкультура, спорт, игры на свежем воздухе важны для нашего организма. Мы узнали, что «… делая по утрам зарядку, мы помогаем головному мозгу и внутренним органам перейти от сонного состояния к бодрствованию. Мы можем адекватно реагировать на физические и психические раздражители, меньше испытываем стрессов» . [8] Физкультура и спорт тоже важны «…поскольку они способны в значительной мере продлить активное долголетие и снизить риск многих заболеваний». [10] Игры на свежем воздухе способствуют здоровому взрослению, снижают риск стресса, делают нас внимательными, укрепляют иммунную систему, насыщают витамином D, позволяют расслабиться и помочь найти решение проблем, учат сотрудничать друг с другом, сопереживать способствуют развитию нашего творчества.
2.2. Технический прогресс – хорошо или плохо?
Компьютер наносит вред здоровью, если не придерживаться санитарно-гигиенических норм. Продолжительность непрерывной работы на компьютере для нас — 20 минут. Если мы находимся дольше перед экраном, надо делать перерывы на 10 минут. «Если не придерживаться норм, возникают неврологические, офтальмологические проблемы, облучение. Увлечение компьютерными играми порождает синдром видеоигровой эпилепсии, подозрительность, враждебно-агрессивное отношение к людям, подавляет интерес к общению, приводит к замедлению развития. [5] Могут появиться фобии, отсутствие контактности, способности решать жизненные проблемы, нарушиться границы дозволенного. С появлением нового поколения телевизоров не стало вредного излучения, но вред для глаз возрос, учитывая яркость цвета на экране. Нам можно смотреть телевизор не более часа в день. «Работающий мобильник создает электромагнитное поле. Во время разговора под его влиянием находится головной мозг». [6] Это воздействие — дополнительный риск здоровью: ухудшается память, внимание, способность к обучению, понижается качества сна, развивается повышенная утомляемость, возникают более серьёзные последствия. Необходимо привить культуру обращения с мобильным телефоном: минимизировать время разговора, пользоваться гарнитурами, на ночь убирать мобильный телефон подальше от кровати .
2. 3. Что следует знать о вреде «вредных привычек»
Употребление спиртных напитков разрушают психику. «Алкоголь заставляет радоваться, но радость эта выдуманная. У человека в пьяном состоянии резко падает внимательность, и адекватность. Алкоголь разрушает организм человека, нарушает его умственную деятельность, физическое и эмоциональное состояние, приведет к быстрому старению организма …дым табака, человек загрязняет дыхательные пути, у организма появляется кислородное голодание, нарушается сердечная деятельность, ухудшается выносливость, появляется отдышка, страдают другие органы, появляются проблемы с волосами, зубами, кожей. Все это пристрастие может привести к страшным раковым заболеваниям …человек, имеющий тягу к наркотикам, неполноценен ни физически, ни психически. Наркотики изменяют человека до неузнаваемости в худшую сторону. Большинство наркоманских жизней заканчивается летальным исходом». [7]
Глава 3. Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина и практическое исследование факторов, влияющих на сохранение здоровья школьника
3.1 Формирование основ здорового образа жизни
Нами была составлена анкета, которая включила в себя 7 вопросов, касающихся образа жизни ребят, в том числе и здорового образа жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно.
На вопрос №1 о занятиях в свободное время большинство ребят ответили, что им нравится смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, слушать музыку. Лишь 13% отметили занятия спортом. Результаты представлены в диаграмме 1.
На вопрос «Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?» (диаграмма 2) 72% ребят ответили, что это необходимо, 10% считают, что это необязательно, а 18% этот вопрос вообще не волнует.
На вопрос о возможных действиях по сохранению здоровья ребята отвечали по-разному (диаграмма3).
На вопросы об употреблении ПАВ (психоактивных веществ): алкоголя, курения и наркотиков ребята отвечали следующим образом (диаграмма 4): 86% -ни разу, 10% — один раз, 4% — изредка, 0% — часто, постоянно.
Причины употребления ПАВ не называют, потому что не употребляют, только 6 % опрошенных сказали, что пробовали курить сигареты (диаграмма 5).
Мы проанализировали с помощью классных журналов количество ребят, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Оказалось, что самыми активными спортсменами являются ребята 5,8, 10 классов. Они посещают и школьные секции, и занимаются спортом вне школы (Диаграмма 6).
По результатам интервью 30% ребят 8-11 класса считают, что здоровье — это “спорт”, 25% считают, что здоровье — это “полноценная, веселая жизнь”, 45% говорят, что “здоровье – это когда мало или вовсе не болеют”(Диаграмма 7).
На вопрос “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” 61% опрошенных ответили: “Заниматься спортом”, 26% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики, остальные 13% не знают (Диаграмма 8).
Последним вопросом мы пытались выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество ребят (43%) готовы заниматься спортом, 38% согласны делать “все, что нужно”, возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 19% готовы для сохранения здоровья закаляться. (Диаграмма 9).
Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают оснований верить, что отвечавшие действительно будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят.
В связи с тем, что возрос интерес педагогической общественности к сохранению здоровья, основная масса учителей очень хороша знакома с особенностями нового педагогического подхода. Значительная часть педагогов считает, что здоровьем обучающихся в школе обязаны заниматься все без исключения: и педагоги-предметники, и учитель физической культуры, и психолог, и особенно классные руководители.
Необходимо сохранить, укрепить здоровье обучающихся и сформировать представление у всех ребят о том, что такое ЗОЖ – здоровый образ жизни.
Итак, экологическая обстановка не радует, при этом дети перегружены учебными программами. Отсюда повышенная утомляемость обучающихся, неврозы не только детей, но и учителей. Поэтому мы предлагаем использовать некоторые приёмы психологической и психофизической разгрузки. Мы подготовили для всех педагогов памятку с упражнениями для снятия общей усталости, физической зарядкой для глаз, гимнастикой для ума, упражнениями для улучшения самочувствия, снятия напряжения, которая пригодится каждому педагогу (Приложение №3). Если предлагаемые упражнения, приемы, методы использовать постоянно и в системе – результат для здоровья будет положительным.
3.2. Проведение практических исследований рабочего места, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП
Исследование рабочего места
Цель: определение основных показателей, характеризующих санитарно – гигиеническое состояние рабочего места учащихся. Рабочее место должно соответствовать росту школьника, он должен иметь свободу движений, видеть под определенным углом доску. Всё должно быть хорошо освещено. Мы провели замеры высоты парт, стульев, расстояния между рядами, расстояния от первой и последней парты до доски, высоты доски над полом, проверили маркировку парт и стульев, воспользовались данными, полученными от фельдшера Федосеевского ФАПа, о росте учеников с 5 по 11 класс и рекомендации номера парты и сделали вывод: ученики в классах посажены согласно рекомендациям. Один раз в четверть дети пересаживаются на другой ряд, не меняя номера парты, чтобы сохранить зрение. Показатели рабочего места соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. (приложение 4).
Гигиеническое оценка веса учебников, школьных принадлежностей
Цель: определение соответствия веса «портфеля» учащегося 5 класса гигиеническим нормам.
Мы изучили таблицы санитарных правил по оформлению школьных учебников, проанализировали некоторые их параметры и оказалось, что наши «…учебники соответствует гигиеническим нормам по таким параметрам: белизна бумаги, непрозрачность, гладкость, величина и цвет шрифта, чёткость печати, длина строки, иллюстирование…». [11] Вес учебников из расчета на один день в комплекте с письменными принадлежностями (без веса портфеля) не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей для ученика 5 класса до 2,5 кг. Проведя исследования, мы сделали вывод, что вес принадлежностей в портфеле во все дни, кроме среды превышает допустимую норму (приложение 5) И это без сменной обуви и спортивной формы. Она может иметь массу до 1000 г, вес портфеля составляет 700 – 1000г; мы несём около 5 кг. Допустимые нормы превышены. Опасность сколиоза.
Цель: проверка соответствия воздушно-теплового режима санитарным нормам
Воздушно-тепловой режим – фактор, влияющий на работоспособность и состояние здоровья. Состояние воздуха характеризуют показатели температуры, подвижности воздуха, влажности. Мы замеряли температуру в кабинете «Литература», сверяли её с оптимальной и заносили в таблицу, если появлялись несоответствия, регулировали с помощью более частых проветриваний. Несмотря на изменения факторов внешней среды в помещении поддерживалась температура, не выходящая за рамки оптимальный (приложение 6)
Контроль питания, составление списка «вредных продуктов»
Цель: исследовать культуру питания, расширить знания о здоровом питании
«В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие ». [2, с. 68] Основная задача формирования основ правильного питания в том, чтобы помочь усвоить эти принципы. Мы провели анкетирование и установили, что из всех гарниров ребята предпочитают картофельное пюре и макароны, каши не любят. Затем провели игру-тестирование «Скатерть-самобранка». Она помогла узнать приоритеты ребят в выборе блюд. Оказалось, что почти все ребята неправильно питаются, что может привести к возникновению заболеваний ЖКТ. Мы рассказали о полезности каш, о правильном питании, составили список «вредных продуктов» (приложение 7). Вывод: представление о правильном питании нарушено, все ученики употребляют в пищу «вредные продукты».
Регулирование времени нахождения у компьютера, телевизора, использования мобильного телефона
Цель: исследовать количество времени проведённого у компьютера, телевизора, за использованием мобильного телефона и на что тратится это время
Нами было проведено анкетирование о времени проведенном за компьютером и телевизором. Оказалось, что 100% ребят сидят за компьютером ежедневно. До часа в день – 20%, 1, 5 – 2 часа – 70 %, более 2 часов – 10 %. Играют в компьютерные игры – 100 % ребят. Общаются в социальных сетях – 100 %, ищут познавательный материал – 70 % и готовятся к урокам — 45 %. Оказалось, что 10% ребят не знают, какой вред наносит невыполнение санитарно-гигиенических норм пользования компьютером, 20% — знают приблизительно, а 70% — хорошо. Почему тогда нормы нарушаются? Мы подготовили презентацию «Компьютер-друг или враг?», показали ребятам. Еще провели опрос о времени, проводимом у телевизора, о том, что смотрят ребята. Результаты: до часа в день – 40 %, более — 60 %. Смотрят: познавательные передачи — 25 %, мультфильмы, фильмы – 50 %, развлекательные передачи – 25 %. Мы объяснили учащимся, что с просмотром телевизора тоже надо соблюдать определённые правила (приложение 6). Затем выяснили отношение к мобильным телефонам. Было проведено мини-тестирование. Оказалось, что и мобильные телефоны мы не умеем использовать по назначению (приложение 8). Так как все эти достижения НТП используются нами неправильно, необходимо изучить правила, применять их в жизни, чтобы не нанести вред своему здоровью.
3.3. Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зрения
Цель: Рассказать ребятам о пользе активного образа жизни
Б ыл проведён опрос: делаешь ли ты дома зарядку. 24 человека из 80 ответили утвердительно. Мы обсудили статью «Надо ли делать зарядку» и убедились, что она нужна. Д елая упражнения, мы помогаем организму. Ребята подыскали комплексы зарядки, мы обсудили их, выбрали лучший и теперь делаем его дома и в школе (приложение 9). Спорт — это здоровье. 80 % наших ребят посещает секции, а вот играют на свежем воздухе е жедневно – только 65 человек, 2 – 3 часа в день – 45 человек, знают о пользе игры на свежем воздухе — 72 человека, не полностью – 8 человек. Это всё неплохо, но настораживает, что на вопрос: Если вам разрешат родители посидеть за компьютером или поиграть на свежем воздухе, что вы выберете? – лишь 42 человека выбрали «поиграть». Проведя исследования, мы сделали вывод об образе жизни наших учеников, рассказали, какую пользу приносит активный образ жизни. Мы заинтересовались вопросом сохранения зрения и провели устный опрос учеников 8 класса
Мы нашли комплекс массажных упражнений, который помогает сохранить зрение и регулярно используем его для укрепления глаз и снятия напряжения (приложение 10).
3.4. Практические рекомендации по составлению режима дня школьника
Правильно организованный режим дня способствует установлению равновесия организма со средой, где происходит обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей развития ребенка. Процессы в организме носят ритмический характер, регулярность элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию организма. Мы расширили знания о необходимости режима дня и провели в школе опрос, а затем и конкурс на лучший режим дня. Надеемся, что ребята будут жить по составленным ими режимам (Приложение 11)
Для достижения цели исследования мы решили следующие задачи:
1) провели анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;
2) определили отношение школьников к состоянию собственного здоровья;
3) проанализировали занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы: значительная часть обучающихся школы достаточно адекватно оценивают значимость состояния здоровья для качества жизни и пытаются активно влиять на его сохранение, учителя предпринимают всё необходимое для формирования основ здорового образа жизни школьников.
А самое главное – мы обратили внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого из них по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создали условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.
Наши исследования имеют важное практическое значение. Мы исследовали факторы, влияющие на здоровье школьников. Для этого изучили ближайшую среду обитания школьника, провели гигиеническую оценку учебников, школьных принадлежностей и выявили способы сохранения здоровья. Мы пришли к таким выводам: если будут соблюдаться гигиенические нормы, если ребята будут вести ЗОЖ, то состояние здоровья не будет ухудшаться. Наша гипотеза « если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о ближайшей среде обитания, то здоровье будет крепким» подтвердилась полностью.
Я считаю необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения состояния здоровья учащихся, а также изучение их отношения к собственному здоровью.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (N 189) — Москва, 29 декабря 2010 г.
Мажейкин А. В. Поговорим о здоровом питании — Киев, 1993. – 68 с
Миронеский С. А. Надо ли делать зарядку – Москва, 1999
Газета «АиФ Здоровье» №38 – Москва, 16.09.2018.
Аргунова, М. В. Стратегия формирования экологической культуры школьников [Текст] /М. В. Аргунова // Химия в школе. – 2009. — №1.- С.23-26
Алексеев, С. В. Практикум по экологии [Текст] /С. В. Алексеев, Н. В.Груздева, А. Г.Муравьёв, Э. В.Гущина. – М.: АО МДС, 1996.–190 с.
Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг –М.: АО МДС, 2000. – 380 с.
Величковский, Б. Т., Кирпичёв, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.
Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России [Текст]. – М.: АО МДС, 1996
Самкова, В. А., Прутченков, А.С. Экологический бумеранг [Текст]: практические занятия для учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.
Анкета «Учебная нагрузка»
Цель: выявить отношение школьников к учебной нагрузке.
Критерии оценки: 3 — да, 2 — не совсем, 1 — нет.
1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
2. Легко ли тебе дается учение?
3. Устаешь ли после дня занятий в школе?
4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?
5. Устраивает ли тебя режим 5-ти дневной недели?
6. Устаешь ли ты после выполнения домашнего задания?
7. Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения?
8. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и т.д.)?
9. Реагируют ли учителя на твои замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?
10. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?
11. Удовлетворен ли ты расписанием уроков по дням недели:
Методика обработки анкетных данных: ответы на каждый вопрос группируются по критериям, вычисляется средний балл.
Анкета по проблемам здорового образа жизни
Уважаемые учащиеся! Просим Вас анонимно ответить на вопросы, изложенные в анкете. Просьба быть искренними и правдивыми. Подчеркните вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением или впишите свой ответ на вопрос.
1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? Возможно несколько вариантов ответа.
Б) смотреть телевизор, видео,
В) встречаться с друзьями, подругами,
Г) слушать музыку,
Д) выступать на концертах и других мероприятиях,
Е) готовить доклады, рефераты,
Ж) посещать кружки, секции (какие) ___________________________________
З) играть в компьютерные игры,
И) заниматься спортом,
К) помогать родителям,
Л) помогать в школе (в чем) __________________________________________
М) знакомиться с новыми людьми,
Н) делать что- то для других (что)______________________________________
2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? Возможен один вариант ответа.
А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни,
Б) нет, можно хорошо прожить и без этого
Г) эта проблема меня пока не волнует.
3. Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.
А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции, ДЮСШ,
Б) соблюдаю режим дня,
В) полноценно питаюсь,
Г) отказываюсь от вредных привычек,
Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы,
Е) не делаю ничего, у меня и так все нормально,
4. Употребляете ли Вы алкоголь?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
5. Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
6. Употребляете ли Вы табак (Курите сигареты и т. п.)?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
7. Каковы основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков, если Вы что-то употребляли?
А) из любопытства, стремления к новым ощущениям,
В) под давлением сверстников,
Г) получаю от этого удовольствие,
Д) чтобы казаться уверенным,
Е) чтобы казаться взрослым,
Ж) способ «убить» время,
З) под влиянием рекламы,
И) чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем.
Спасибо за участие!
Памятка «Приёмы психологической разгрузки»
Экологическая обстановка не радует, и качество нашего питания не очень высокое, при этом есть учебная нагрузка.
Отсюда – повышенная утомляемость, неврозы не только детей, но и учителей.
Поэтому вы можете использовать приёмы психологической разгрузки.
Упражнения для снятия общей усталости
1.Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
2.Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперёд и назад. Так отдыхают усталые руки.
3.Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.
Точечный массаж головы и шеи
1.Массируем область лба – 2-, 3-,4-м пальцами.
2.Массируем заднюю поверхность шеи.
Физическая зарядка для глаз
1.Зажмуриваем и широко открыть глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
2.Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы.
3.Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх, налево.
4.Быстро моргаем 1-2 минуты.
5.Массажируем веки круговыми движениями
Гимнастика для ума
1.Утренняя гимнастика под музыку. Двигаются правая нога и левая рука и, наоборот, в это же время вращаем глазами во всех направлениях. Когда оба полушария мозга работают одновременно, новая информация усваивается лучше.
2.Рисуем «8» три раза каждой рукой, затем обеими руками одновременно. Рисуем одновременно обеими руками цифры, буквы, пишем слова – расслабляем мышцы рук, снимаем напряжение глаз. Писать становится легче.
3.Пишем слова в воздухе носом, коленом, ухом. Так мы их лучше запоминаем.
Быстрый способ улучшить самочувствие
Положите руку на живот, медленно, надуваясь как шар, делаем вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на пёрышко.
Сидя за партой: едем на велосипеде, поём весёлые песни, касаемся локтем то одной, то другой руки противоположного колена.
Снятие напряжения при чтении
Возьмитесь правой рукой за левое плечо сожмите его. Отверните голову в другую сторону. Глубоко вдохните и отведите плечи назад. Верните голову в исходное положение. Опустите подбородок на грудь глубоко вдохните, расслабив мускулы. Повторите на другом плече.
Улучшение работы памяти
Положите голень одной ноги на колено другой ноги, мягко нажмите на лодыжку, одновременно сгибая и разгибая ступню.
Гласные звуки поём, подражаем голосам животных.
«И-и-и» повышает настроение.
«Ее-ее-ее» тренирует горло.
«О-оо-оо» горло лечит.
«А-а-а» снимает напряжение.
Не отрываясь, смотрим на определённый цвет 2-3 секунды.
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ — это хорошее настроение, стимулирует зрение, успокаивает.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ — расслабляет психику.
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ — успокаивает, понижает кровяное давление, рассеивает негативные эмоции, помогает сконцентрироваться.
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ – чувство веселья, способствует пищеварению.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – активизирует, вызывает прилив сил, воодушевляет.
СИНИЙ ЦВЕТ — помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.
Соответствие санитарно-гигиеническим нормам рабочих мест
Санитарно-гигиеническая норма, (м.)
Результат и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам
Расстояние между рядами
Не менее 0.6 (0, 6)
Расстояние от стола учителя до классной доски
Не менее 1.0 (1.40)
Расстояние от первого учебного стола до доски
Высота нижнего края классной доски над полом
Удалённость последнего рабочего места от доски
Источник