Меню

Методики для определения здоровья школьников

Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ
материал по зож по теме

Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
metodika.docx 17.6 КБ
diagnostika.docx 15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Знания о здоровье».

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.

Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).

1. Что такое здоровье?

а) отсутствие болезней;

б) способность работать долгое время без усталости;

в) стремление быть лучше всех;

г) хорошее настроение;

2. Почему важно соблюдать режим дня?

а) чтобы все успевать;

б) чтобы быть здоровым;

в) чтобы меньше уставать;

г) чтобы не ругали родители;

3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?

а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;

б) чистить зубы два раза в день;

в) своевременно подстригать ногти;

г) следить за порядком в доме;

4.Для чего нужно закаляться?

а) чтобы укрепить здоровье;

б) чтобы все завидовали;

в) чтобы не боятся холода и жары;

г) чтобы тренировать силу воли;

5. Что значит «питаться правильно»?

а) есть все, что нравится;

б) есть в одно и то же время;

в) есть не менее 4 раз в день;

г) есть полезную для здоровья пищу;

6. Почему нужно больше двигаться?

а) чтобы быть выносливым, ловким;

б) чтобы быть быстрее всех;

в) чтобы хорошо себя чувствовать;

г) чтобы не болеть;

Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.

0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.

5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

2. Методика «Мое здоровье».

Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.

Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.

1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?

а) я сам; б) родители; в) врачи;

2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?

а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;

3. Часто ли ты гуляешь на улице?

а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);

4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?

а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);

5. Выполняешь ли ты режим дня?

а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;

6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?

а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;

б) сострадаю, но ничем помочь не могу

в) веду себя так же, как всегда.

Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.

3. Методика «Гигиенические навыки».

Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).

Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».

В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.

Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.

4. Методика «Ценностные ориентации».

Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.

Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).

Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).

Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).

Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).

Красота природы, искусства (переживание прекрасного).

Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Предварительный просмотр:

Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов

Инструкция для педагога

Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.

1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).

2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.

3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).

4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.

5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.

6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).

7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.

8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.

9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.

10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.

Источник

Методики для определения здоровья школьников

Методы оценки здоровья школьников

Уровень функционального состояния основных систем организма проводится с помощью морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье). Для оценки индексов применяется формализованная бальная система (С.В.Хрущев, 1995).

Индекс Кетле. Данный индекс позволяет вычислить степень соответствия массы тела и роста, определить избыток или недостаток массы тела человека.

Инвентарь: ростомер и электронные весы.

Ростомер представляет собой укрепленную на подставке вертикальную линейку с подвижной планкой, откидным сидением для измерения роста стоя. На вертикальной линейке имеется две шкалы: светлая шкала используется для измерения показателя «рост стоя», отчет ведется от площадки подставки. Подвижная горизонтальная планка свободно перемещается по вертикальной линейке. Показания роста следует считывать по нижнему краю планки.

Методика измерения. Обследуемый человек становится босыми ногами на площадку ростомера, выпрямляет осанку, касается вертикальной линейки ростомера пятками, ягодицами и спиной. Наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны находиться на горизонтальной линии. Затем горизонтальную планку опускают на темя и слегка прижимают, чтобы преодолеть упругое сопротивление волос. Отсчет ведется по шкале с точностью до 0,5 см.

Вес тела определяется взвешиванием на электронных весах. Исследуемый человек без обуви встает на середину площади весов. Точность измерения должна быть на уровне 50 г.

Индекс Кетле определяется по формуле:

ИК = Вес / Рост, г/см.

Индекс Робинсона представляет собой показатель резерва сердечно-сосудистой системы — двойное произведение. Характеризует систолическую работу сердца, основываясь на закономерности формирования «экономизации функции сердечно-сосудистой системы» в покое.

Инвентарь: секундомер и электронный тонометр.

Методика измерения. Частота сердечных сокращений измеряется за первые 10 с первой минуты, а затем полученное число умножается на 6. Артериальное давление измеряется с помощью электронного тонометра.

Индекс Робинсона определяется по формуле:

ИР = ЧСС x АДс / 100, усл.ед., где

ЧСС — частота сердечных сокращений в мин, с;

АДс — систолическое артериальное давление, мм. рт. ст.

Индекс Руфье свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по которому можно судить о физических возможностях ребёнка.

Методика проведения. После отдыха в положении «сидя» у обследуемого регистрируют пульс за 15 с. (Р1) и предлагают выполнить 30 глубоких приседаний за 45с., выбрасывая руки вперед; затем он тотчас садится, и вновь регистрируется пульс за первые 15 с. (Р2) и последние 15 с. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

4 ( P 1+ P 2+ P 3)-200 /10

Индекс мощности Шаповаловой характеризует развитие силовой и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.

Методика измерения. Подъемы (сгибания) туловища в сед, проводятся из исходного положения «лежа на спине», ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, напарник удерживает ступни. Необходимо выполнить за 60 с. максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п. Исследуемый, опуская тело в и.п., должен касаться ковра или мата последовательно: сначала лопатками, затем затылком, потом локтями.

(Вес тела (г) /рост (см)) × (количество наклонов за 1 мин / 60)

Индекс Скибински характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.

Инвентарь: спирометр и электронные весы.

1. Подсчитать частоту сердечных сокращений за одну минуту в покое.

2. Необходимо обработать мундштук спирометра раствором антисептика. Подвижную шкалу прибора необходимо установить на ноль. Для измерения жизненной емкости легких нужно сделать максимально глубокий вдох, а затем, зажав нос, в течение 4-6 с. выдыхать воздух через мундштук спирометра с равномерной скоростью до максимального глубокого выдоха. Измерение повторяют три раза с интервалами не менее 30 секунд, лучший результат вносится в протокол.

3. Сделать максимальный вдох и задержать дыхание максимально долго, данные занести в протокол.

(ЖЕЛ мл ×время задержанного дыхания на вдохе (с)) / ЧСС уд/мин, где

ЧСС — частота сердечных сокращений в мин.,

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

Методика «Таблицы Шульте»

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.

Назначение теста: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

С помощью этого теста можно вычислить показатели (по А.Ю.Козыревой):

· эффективность работы (ЭР)

ЭР = (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/ 5, где Т i – время работы с i -той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах)

5 баллов — 30 и меньше; 4 балла — 31-35; 3 балла — 36-45; 2 балла — 46-55; 1 балл -56 и более.

· степень врабатываемости (ВР)

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

· психическая устойчивость (ПУ)

Результат меньше 1,0 хорошая психическая устойчивость, чем выше показатель, тем хуже психическая устойчивость.

Карта методики САН

Класс _______ Возраст ________

1. Самочувствие хорошее

2. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

6. Хорошее настроение

22. Желание отдохнуть

27. Соображать трудно

29. Полный надежд

Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.

Обработка и интерпретация данных.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют о неблагоприятном состоянии.

Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Определение тотальных признаков физического развития

Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического антропометра. Измерение проводят спереди. Голова обследуемого находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости.

Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15 — 20 см и подводится к наиболее высокой точке головы, при этом инструмент находится в строго вертикальном положении. Точность измерения — до 0,5 см.

Массу тела (вес) определяют при помощи медицинских весов. Обследуемый стоит на середине весовой площадки, при этом входить и сходить с нее он должен при неподвижно закрепленном коромысле весов. Точность измерения — 100 гр.

Оценка физического развития

При оценке физического развития ребенка в соответствующей полу и возрасту таблице находят его рост, затем строго по горизонтально строке – диапазон «нормы» массы тела для данного роста. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие.

Выделяются следующие варианты физического развития:

1. Нормальное физическое развитие – масса тела в пределах нормальных вариантов (от M-1σ до M+1σ относительно конкретного роста).

2. Дефицит массы тела — масса тела меньше значений минимального предела «нормы» относительно роста (меньше M-1σ).

3. Избыток массы тела — масса тела больше значений максимального предела «нормы» относительно роста (больше M+1σ).

4. Низкий рост варианты роста меньше минимальных, указанных в таблице (меньше M-2σ).

Методика выполнения тестовых упражнений для оценки физической подготовленности

Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса). В весе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются.

Тест «Подъем туловища за 30 или 60 секунд» (для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнять, рационально распределяя усилия, а 30 или 60 секунд (с 11 лет) максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола локтями, лопатками и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.

Тест «Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед, и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате (толстом ковре) или мягком грунтовом покрытии (можно использовать песочную яму). Участнику дается три попытки. В зачет идет только лучший результат.

Источник

Читайте также:  Составляющие понятия здоровье это выберите один ответ
Adblock
detector