Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
тест по психологии на тему
Психологическое здоровье. Даже не специалист интуитивно понимает, что эта тема важная и близкая любому человеку. Начнем с основных понятий.
Здоровье – это состояние полного физического, социального и душевного (т.е. психологического) благополучия, а не только отсутствие болезней или ограничения возможностей.
Термин «психологическое благополучие» наиболее просто и доступно передает значение словосочетания «психологическое здоровье». На самом деле это понятие сложное, объемное и очень важное.
Психологическое здоровье – совокупность характеристик гармонической личности, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, комфорта, успешного поиска своего «Я», творческой самореализации. Посмотрите внимательно – это просто описание качеств счастливого человека!
Каждый человек с нарушениями психологического здоровья понимает это и без всяких методик – уходит ощущение полноты жизни, счастья, нет чувства парения и легкости; такому человеку трудно ставить цели и их достигать, его деятельность непродуктивна; он с трудом справляется со стрессами, плохо спит, может наступить соматическое заболевание или депрессия.
Особо нужно подчеркнуть, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний и мотивов, системы ценностей, смысла жизни и своего предназначения, творческая реализация, а также гармония с окружающим миром. Предлагаю простой, но очень точный тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress.docx | 13.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
Инструкция: Внимательно причитайте изложенные ниже 10 показателей психологического здоровья. В правом столбце укажите присущую Вам степень проявления каждого показателя.
Если показатель проявляется в полной мере – проставьте цифру 1. Если отсутствует – проставьте 0. Если показатель проявляется умеренно или время от времени – проставьте 0,5.
Показатели психологического здоровья
Вам присуще позитивное самоощущение, принятие себя, отсутствие аутоагрессивных тенденций
Вам присуще позитивное восприятие окружающего мира, отсутствие обвинительной и/или безответственной позиции, отсутствие агрессивных тенденций
Вам присущ высокий уровень развития рефлексии ( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний)
Вам присуще стремление улучшать качество основных видов деятельности, желание учиться, развиваться
Вам присуще успешное прохождение возрастных кризисов, эффективное преодоление стрессов
Вам присуща хорошая социальная адаптация, наличие крепких социальных связей
Вам присуща потребность в двигательной активности
Вам присуща потребность в деятельности
Вам присуща творческая самореализация
У Вас есть мечта, Вы умеете мечтать
Сумму «Итого» *10=Индекс Вашего психологического здоровья
Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
Инструкция: Внимательно причитайте изложенные ниже 10 показателей психологического здоровья. В правом столбце укажите присущую Вам степень проявления каждого показателя.
Если показатель проявляется в полной мере – проставьте цифру 1. Если отсутствует – проставьте 0. Если показатель проявляется умеренно или время от времени – проставьте 0,5.
Показатели психологического здоровья
Вам присуще позитивное самоощущение, принятие себя, отсутствие аутоагрессивных тенденций
Вам присуще позитивное восприятие окружающего мира, отсутствие обвинительной и/или безответственной позиции, отсутствие агрессивных тенденций
Вам присущ высокий уровень развития рефлексии ( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний)
Вам присуще стремление улучшать качество основных видов деятельности, желание учиться, развиваться
Вам присуще успешное прохождение возрастных кризисов, эффективное преодоление стрессов
Вам присуща хорошая социальная адаптация, наличие крепких социальных связей
Вам присуща потребность в двигательной активности
Вам присуща потребность в деятельности
Вам присуща творческая самореализация
У Вас есть мечта, Вы умеете мечтать
Сумму «Итого» *10=Индекс Вашего психологического здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областных педагогических чтениях.
Материал для обследования учащихся коррекционных классов.
В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).Предлагаемая методика содержи.
Тестовый комплекс по русскому языку для учащихся 9 класса составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, п.
Использование компьютерного комплекса экспресс-диагностики для оценки состояния здоровья детей в системе образования.
Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Для получения объективной информации о состоянии и динамике развития физической по.
Цель: диагностика познавательного развития детей 3-4 лет.
Источник
Методики для определения психического здоровья
Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Полное определение понятия «здоровье» включает три уровня: 1) биологический (соматический), 2) психологический, 3) социальный. Поэтому определить понятие «здоровье» можно как полное биологическое, психологическое и социальное благополучие. Психологическое здоровье связано с особенностями личности, то есть со своеобразием характера и темперамента, взглядами, установками и концепцией своего «Я». Поэтому в процессе исследования психологического здоровья используются, в основном, психологические тесты, направленные на диагностику личности.
Психодиагностические методы имеют определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам – описательному и экспериментальному. Их основной особенностью является измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная квалификация объекта исследования. Одно из важнейших требований к психодиагностическим методам является стандартизация инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования [2].
Для психологической диагностики в процессе исследования психологического здоровья используется большое количество личностных опросников, показывающих те или иные радикалы характерологических особенностей. Наиболее часто применяемыми для дифференциально-диагностического исследования являются 16-факторный опросник Р. Кэттелла (16- PF ), личностные опросники Г. Айзенка (Е PI , Е PQ ), многоаспектный квантификационный тест Т. Лири, опросник Г. Шмишека, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), методики ММР І, СМИЛ [5].
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста ММРI. В процессе работы с методикой психолог получает многосторонний портрет человека, включающий спектр таких структурных компонентов личности, как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, черты характера, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также качественные и количественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличению имеющихся проблем или к их сглаживанию. Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной Л. Н. Собчик теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств .
В современной научной литературе в качестве коррелянта психологического здоровья рассматривается понятие психологического благополучия, которое понимается как способность человека успешно отвечать требованиям внешнего мира, активно приспосабливаться к ним [3] . С этих позиций перспективным является использование методики исследования шести основных конструктов психологического благополучия, разработанной К. Рифф. Качества личности в контексте изучения психологии здоровья можно измерять также и с помощью пятифакторной шкалы Гольдберга «Локатор большой пятерки». Теоретическая основа методики – популярная в последнее время пятифакторная модель личности.
Эмоциональная напряженность, которая присуща целому ряду профессий, вызывает у работников состояния, которые часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями, отрицательно сказывающимися на их самочувствии, физическом и психологическом здоровье. Одним из главных последствий профессионального стресса является синдром «эмоционального выгорания». Для исследования этого феномена используются методики В. В. Бойко и К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Следует отметить, что они основываются на разных моделях эмоционального выгорания: первая – на процессуальной, другая – на трехфакторной модели [4].
Вторую большую группу психодиагностических методик, применяемых при исследовании психологического здоровья, составляют проективные методики. Они представляют собой систему психодиагностических приемов, направленных на выявление неосознанных аспектов личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методики дают возможность прогнозировать индивидуальный стиль поведения и переживания в эмоционально-значимых или конфликтных ситуациях. Для всех проективных методик характерна малая степень структурированности и разнообразие стимульного материала, нежесткость инструкций к заданию. Это способствует тому, что испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения, которая детерминируется не социальными нормативами, а собственной системой взглядов, мотивов и ценностей. Кроме того, испытуемые не знают, что в их ответах диагностически значимо. Этот момент приводит к максимальной проекции личности. Наконец, проективные методики измеряют не отдельную психическую характеристику личности, а своего рода состояние личности в ее взаимодействии с социальным окружением [1].
Из проективных методик, применяемых при исследовании психологического здоровья, наиболее распространенными в настоящее время считаются интерпретативные методики – тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга ( P — F ), тематический апперцептивный тест (ТАТ), конститутивные методики – тест чернильных пятен Г. Роршаха, импрессивные методики – тест М. Люшера, а также цветовой тест отношений (Варшаловская Е.Б.), экспрессивные методики – рисуночные тесты («нарисуй человека» К. Маховер, «несуществующее животное»), аддитивные методики – тест «незаконченных предложений». Исследование фрустрационной толерантности с помощью теста С. Розенцвейга ( P — F ) позволяет косвенно оценить тип и направленность личности на психотравмирующие ситуации .
Достаточно активно применяются решетки Г. Келли. Техника репертуарных решеток представляет собой матрицу, состоящую из конструктов и элементов, создаваемых вовремя диалога испытуемого и исследователя. В дальнейшем после ее рангового заполнения производится корреляционный анализ факторов по кластерам переживаний испытуемого. Это позволяет рассматривать не только отдельные смысловые составляющие той или иной личностной характеристики, но и проследить ее взаимодействия с другими чертами и личностью в целом. При психотерапевтической работе данная методика служит не только диагностическим инструментом, но и достаточно мощным приемом, способствующим достижению взаимопонимания в диаде терапевт – клиент.
Результаты экспериментально-психологического исследования, полученные с помощью рассмотренных выше методик, имеют большое значение для понимания причин нарушения психологического здоровья, уточнения дифференциально-диагностических и прогностических критериев, планирования психотерапевтического воздействия и оценки его эффективности. При этом перспективным представляется использование не одного, даже максимально информативного, психологического теста, а формирование диагностического комплекса личностных опросников и проективных методик, которые характеризуют как личностные особенности человека, так и его взаимоотношения с окружающий средой .
1. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. – К. : Ника – Центр, 1997. – 128 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
3. Мельник Ю. И. Психология здоровья / Ю. В. Мельник // Журнал практ. психолога. – 2000. – №3. – С. 11 – 14.
4. Полякова О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности / О. Б. Полякова. – М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальний институт , 2008. – 304 с.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Текст]/ ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
Источник
Исследование нервно-психической сферы
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Полноценное исследование нервно-психического статуса больного можно провести лишь в том случае, если врач прекрасно знает симптоматологию нервных и психических заболеваний, хорошо владеет специальными методами исследования, применяемыми в неврологии и психиатрии.
Оценка психического статуса больного традиционно начинается с оценки того, насколько правильно пациент ориентируется в пространстве, времени и собственной личности. Как правило, для этого бывает достаточно задать несколько уточняющих вопросов: «Где Вы сейчас находитесь?», «Какой сегодня день недели, месяц, год?», «Назовите, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество», «Где Вы работаете?» и т.д. Одновременно отмечают, контактен ли больной и охотно ли он вступает в общение с врачом.
После этого переходят к исследованию познавательной, эмоциональной и двигательно-волевой сфер. Обращают внимание на возможные нарушения восприятия (в частности, галлюцинации), которые могут, например, проявляться в том, что больной, будучи один в палате, активно жестикулируя, ведет оживленную беседу с «голосами», иногда зажимая уши, если «голоса» сообщают ему неприятные сведения и т.д.
Распросс и беседа
В процессе беседы с больным выясняют также, не нарушено ли у него внимание и способен ли пациент длительное время сосредоточиваться на одном деле. Отмечают возможные нарушения памяти (на отдаленные или текущие события).
При расспросе больного на основании характеристики получаемых ответов можно сделать вывод и о состоянии его интеллекта, в частности, о соответствии интеллекта больного полученному им образованию. Обращают внимание на наличие или отсутствие различных нарушений мышления, которые могут выражаться в каких-либо бредовых интерпретациях, появлении сверхценных идей, навязчивых состояний.
Исследованию эмоциональной сферы больного помогает оценка его внешнего вида, одежды, выражения лица. Так, лицо больных, находящихся в депрессивном состоянии, выражает обычно тоску и печаль. При эмоциональной тупости больные становятся очень неряшливыми, безразличными ко всему. При маниакальном состоянии больные всем своим видом выражают приподнятое настроение, восторженность, неуемную радость.
Наконец, исследуя волевую или произвольную деятельность больного, отмечают особенности его поведения, определяют, как пациент (самостоятельно или по принуждению персонала) выполняет те или иные действия (в том числе умывание, прием пищи и др.), нет ли негативизма в поступках (когда больной делает противоположное тому, о чем его просят), нарушений нормальных влечений (усиления, ослабления и т.д.).
Выясняя возможные неврологические жалобы, в первую очередь обращают внимание на головные боли, которые могут нередко встречаться, в том числе и у больных с соматическими заболеваниями (гипертонической болезнью, при лихорадочных состояниях, интоксикациях и т.д.). Классификация головных болей достаточно сложна и предусматривает выделение различных типов цефалгии, т.е. головной боли (мигрснозного, сосудистого типа и др.).
Задача терапевта при анализе такой жалобы, как головные боли, заключается в том, чтобы уточнить их характер (ноющие, пульсирующие, давящие), локализацию (в затылочной области, височной области, в виде «обруча» и т.д.), выяснить, отмечаются ли головные боли постоянно или же они возникают приступообразно, зависят ли они от времени года, суток, психоэмоциональных факторов, физического напряжения, а также установить, прием каких лекарственных препаратов (анальгетики, спазмолитики и др.) способствует их уменьшению.
При наличии жалоб больного на головокружение стараются выяснить, как часто оно возникает, является кратковременным (минуты, часы) или длительным, сопровождается ли тошнотой и рвотой, а также какие факторы вызывают его появление (повышение артериального давления, поездка в транспорте, подъем на высоту и др.). При этом следует иметь в виду, что несистемное головокружение (ощущение диффузного нарушения восприятия пространства) нередко наблюдается при анемиях, аортальных пороках сердца, гипертонической болезни, неврозах и т.д., тогда как системное головокружение (с ощущением вращательного движения окружающих предметов или самого больного в определённую сторону) связано обычно с поражением лабиринта или мозжечка.
При расспросе больных уточняют также наличие у них обмороков, являющихся самой частой формой кратковременного расстройства сознания. Обмороки рефлекторного, нейрогенного генеза могут возникать при длительном неподвижном стоянии, при резком переходе из горизонтального положения в вертикальное. Обмороки, связанные с развитием ишемии мозга, встречаются при нарушениях сердечного ритма (синдром Морганьи-Адамса-Стокса), аортальных пороках сердца, артериальной гипертонии, анемиях и т.д.
Расспрашивая пациента, выясняют также характер и продолжительность его сна, самочувствие после пробуждения. Часто у больных с различными заболеваниями (в том числе и терапевтическими) выявляются различные нарушения сна, к которым относятся затрудненное засыпание, повторное пробуждение среди ночи, раннее утреннее пробуждение, ощущение усталости и разбитости после сна, тягостные сновидения, патологическая сонливость и др.
Расстройства сна являются очень характерными для невротических состояний, но могут встречаться также и при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, особенно если они протекают с выраженным болевым синдромом, тяжелой одышкой и т.д. Патологическая сонливость наблюдается при различных эндогенных интоксикациях (например, при хронической почечной и печеночной недостаточности, сахарном диабете), но может также отмечаться при ожирении, утомлении, авитаминозах.
Детальное исследование всех XII пар черепно-мозговых нервов проводится специалистом-невропатологом. Все же и терапевт должен уметь обнаружить наиболее яркие симптомы, свидетельствующие о возможном поражении краниальных нервов. К ним, в частности, относятся жалобы на расстройства обоняния, снижение остроты зрения, нарушения центрального и периферического зрения, расстройства реакции зрачков на свет, аккомодацию и конвергенцию, неодинаковые размеры зрачков (анизокория), нарушения функции жевательных и мимических мышц (в частности, сглаживание носогубной складки, перекошенность рта), снижение слуха, нарушение равновесия и неустойчивость в позе Ромберга (в положении стоя с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки), расстройства глотания, наличие афонии (потери голоса), нарушение высовывания языка и др.
Различные нарушения двигательной сферы могут заключаться в ограничении или полном отсутствии активных движений, ограничении или, наоборот, избыточности пассивных движений, нарушении координации движений, повышении или снижении мышечного тонуса, появлении насильственных движений.
Важным разделом неврологического исследования является оценка рефлекторной сферы. При различных заболеваниях нервной системы отмечаются повышение или снижение сухожильных рефлексов (коленного, ахиллова и др.), уменьшение кожных рефлексов, появление патологических рефлексов (Бабинского, Россолимо и др.).
Существуют специальные приемы для выявления изменений болевой и температурной чувствительности. При этом сами больные могут жаловаться на снижение или полное отсутствие чувствительности в различных областях, появление участков повышенной чувствительности, разнообразные парастезии (ощущение ползания мурашек, стягивания, покалывания и т.д.). Указанные нарушения встречаются при полиневритах (например, у больных хроническим алкоголизмом), нейропатиях.
При расспросе отмечают возможное наличие тазовых расстройств (нарушения мочеиспускания, дефекации, половых функций), которые в ряде случаев имеют нейрогенную природу. Обращают внимание на расстройства речи и письма, которые могут выражаться в нарушении артикуляции (дизартрия), утрате способности читать (алексия) и писать (аграфия) и др.
Для оценки состояния вегетативной нервной системы применяют исследование дермографизма. Для этого концом стеклянной палочки наносят на кожу легкие штриховые раздражения. В норме у здоровых людей на коже сразу появляется белая полоска, связанная со спазмом капилляров. При более сильном нажиме образуется красная полоска, обусловленная расширением капилляров (красный нестойкий дермографизм). Возникающий в таких случаях длительный (стойкий) красный дермографизм будет свидетельствовать о снижении тонуса капилляров и их расширении. Напротив, длительный белый дермографизм указывает на стойкий спазм капилляров.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]
Источник