Выборка методов изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста).
материал по теме
Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyborka_metodov_izucheniya_kultury_zdorovya_zdorovesberegayushchey_kompetentnosti_u_detey_raznyh_vozrastnyh_grupp_mladshego_srednego_i_starshego_vozrasta.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Выборка методов изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста).
Название метода (методики)
Автор или авторы
Цель или задачи методики
Необходимый иллюстративный и другой материал
Источник (откуда взята методика)
Младший дошкольный возраст
Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе
Изучить особенности ценностного отношения детей младшего дошкольного возраста к здоровью
Детская литература (Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр»). Вопросы к ребенку,
1.Тебе нравится сказка «Айболит» К.И.Чуковского?
2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?
4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.
Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе
Выявить отношение ребенка к здоровью и ЗОЖ
1. Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения
2. Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры
3. Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания
4. Интерес к самопознанию
5. Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми
6. Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами
7. Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья
Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.
Средний дошкольный возраст
Беседа «Правила чистюли»
Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе
Изучить особенности знаний детей о правилах здоровья (правилах личной гигиены)
Диафильмы (последовательные сюжетные картинки), на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам.
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на картинках. В ходе просмотра ребенку задают вопросы по картинкам:
Что делает девочка?
Зачем она хочет помыть руки?
Зачем намыливать руки мылом?
Зачем вытирать руки?
Чем вытирает руки девочка?
А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе? И т.д.
Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.
Диагностическая игровая ситуация «Режим дня»
Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.
Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок умывается, причесывается и т.д. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.
Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.
Старший дошкольный возраст
Беседа «Что я знаю о своем организме»
Выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста
1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?
2. Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, которую можно приставить к животику и посмотреть, что там находится. Что ты там увидишь?
3. Нужно ли помогать своему организму? Чем и как ты ему помогаешь?
4. Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает? Что было бы с человеком, если бы он не чувствовал боли?
5. Какая твердая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреж-дений?
И т.д. Всего 22 вопроса.
Шукшина С.Е.: Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов. М.: Школьная пресса. – 2009.
Беседа- интервью «Неоконченные предложения»
Изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
1) Здоровый человек — это.
3) Иногда я болею, потому что.
4) Когда я болею, мне помогают.
5) Когда у человека что-то болит, он.
6) Я хочу, чтобы я всегда был здоров, потому что.
7) Когда я думаю о здоровье, то представляю себе.
8) Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется.
9) Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал.
10) Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то.
11) Когда мои друзья болеют, то я.
12) Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
Интервью «Наши привычки»
Выявить умение детей оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой
Исследование включает 5 серий заданий:
1 серия «Назови знак»
2 серия «Звуковые сигналы»
3 серия «Что полезно и что вредно для кожи»
4 серия «Что мы вдыхаем»
5 серия «Полезные продукты»
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе.
Презентция к вопросу педагогического совета «Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчетва у детей разных возрастных групп с ЗПР».
Доклад к вопросу педагогического совета на тему «Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР».
Сценарий новогоднего праздника для детей разных возрастных групп.
Технологические карты к тематическому контролю «Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ» могут оказаться полезными для начинающих старших воспитателей, ра.
Источник
Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьясберегающей компетенции у детей разных возрастных групп
учебно-методический материал
Подборка диагностических методик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_diagnosticheskih_metodik_chahovskaya_e.n.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп
Название метода (методики)
Автор или авторы
Цель или задачи метода/методики
Необходимый иллюстративный и другой материал
Источник (откуда взята методика)
Младший дошкольный возраст
Беседа «Что я знаю о строении человека»
Изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, и ребёнок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме.
2. Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их (что это? – помогает воспитатель малышу).
3. Зачем человеку голова?
4. Что делает человек с помощью рук?
5. Что делает человек с помощью ног?
6. Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что происходит внутри туловища? Назови, пожалуйста (или давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри).
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 35-36
Диагностическая игра «Режим дня»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок умывается, причесывается и т.д. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр.86
Средний дошкольный возраст
Диагностическая игра «Здоровые зубы»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровых зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Игровое двух цветное панно красного и зелёного цвета. Набор карточек с изображением вредных и полезных для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций: зубная паста и щётка; щётки разных размеров; молоко и творог; фрукты; овощи; конфеты и шоколад; мороженое и горячий чай; ребёнок разгрызающий зубами орех; человек, открывающий бутылку зубами; чашечка с полосканием для зубов; жевательная резинка; улыбающийся ребёнок, посещающий врача-стоматолога; зуб здоровый и зуб больной.
На зелёной части панно располагается здоровый беленький улыбающийся зубик, на красной – грустный со слезинкой больной зубик.
Воспитатель раскладывает панно и предлагает малышу заполнить цветовое панно картинками, которые делают один зубик счастливым, а другой несчастным. После решения игровой задачи педагог уточняет у ребёнка, почему он расположил карточку именно в этой части панно. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребёнка.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 88
Беседа (с использованием диафильма)
Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни
«Кожа – наша защита от микробов»
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу. Показывая диафильм рассказывает ем, как нужно следить за кожей.
1. Не реже одного раза в неделю мыть тело мылом и мочалкой.
2. Не трогать чужих кошек и собак.
3. Открытые части тела: лицо, шею мыть два раза в день.
4. Быть осторожным с очень горячими и очень холодными предметами.
5. Руки мыть как можно чаще.
6. Не надевать чужую одежду и обувь и не давать надевать свою.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 82
Старший дошкольный возраст
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагогпредлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем,что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Димапросил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большойконверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснитьсвой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – стр.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен.
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и .
Консультация на тему:«Методика ознакомления детей разных возрастных группс элементами географии, природы, трудом людей,творчеством народным родной страны».
Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп.
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр.
Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний .
Источник
Оценка уровня сформированности культуры здоровья
Напомним, что под культурой здоровья мы понимаем ту часть общей культуры человечества, которая имеет отношение к его здоровью. Это тот опыт, который не передается по наследству и который должен формироваться у каждого нового поколения путем его передачи от старшего поколения к младшему. Эта передача осуществляется на протяжении всей жизни человека, но особую роль имеют те этапы онтогенеза, когда человек находится в рамках государственных систем образования.
Отражением принципа о том, что многознание уму не научает и что важнейшей целью образования является обучение методу и искусству познания жизни, стал компетентностный подход в образовании. Идея представления желаемых качеств выпускника в виде компетенций стала выражением принципиальной смены общей ориентации высшего образования со знаниевоориентированной (предметноориентированной) на деятельностноориентированную (личностноцентрированную) парадигму. Такая смена ориентации, безусловно, важна для снятия противоречий между результатами высшего образования и изменяющимися требования к нему.
В соответствии с государственным образовательным стандартом последнего поколения одна из общекультурных компетенций связана с формированием культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся и педагогов. В этой связи, возникает необходимость технологического обеспечения процесса формирования данной компетенции у педагогов и учащихся, что и стало предметом данного исследования.
Всякое образование базируется на том или ином понимании психики человека. С позиций деятельностного подхода, психика человека является социокультурным и семиотическим образованием, развивающимся в ситуациях общения и деятельности. Развитие психики осуществляется путем присвоения человеком общественно выработанных способов деятельности. Источником развития психики служит культура. В этой связи, главная цель образования — развить у учащихся качества творческих субъектов деятельности. Быть субъектом деятельности – значит уметь строить ее в имеющихся условиях. Так как структура всякой деятельности включает потребности, мотивы, задачи, цели, действия, условия и операции, то в содержании каждой компетенции можно выделить шесть компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный (знаниевый), ориентировочный, операциональный, опыт и результативный.В соответствии с такой структурой нами разработаны функциональные карты компетенции «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» для педагогов и учащихся
Мотивационно-ценностный компонент характеризует значимость данной компетенции для учащихся и педагогов, понимание необходимости личных усилий для ее формирования. Он предполагает наличие у педагога следующих мотиваций:
— реализации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогики;
— помощи ребенку в осознании здоровья как ценности, понимании необходимости личных усилий для его формирования;
— помощи ребенку в изначальном признании себя как субъекта собственного развития;
— стимулирования ценностных установок ребенка на саморазвитие культуры здоровья;
— формирования личного профессионального здоровья.
У учащихся должны быть сформированы мотивации:
— осознания здоровья как ценности, понимания необходимости личных усилий для его формирования;
— признания себя как субъекта собственного развития;
— осуществления саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни.
Когнитивный компонент компетенции включает в себя наличие у школьников и их наставников комплекса знаний, владение которыми необходимо для решения соответствующего типа задач. Он предполагает знание педагогом:
—научных основ здоровья и здорового образа жизни;
— основ школьного этапа онтогенеза, влияние различных сторон учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учащихся;
— региональные особенности здоровья учащихся в процессе образовательной деятельности;
— отечественный и зарубежный опыт работы образовательных учреждений, способствующих здоровью учащихся;
— стратегии и технологий сохранения, укрепления, формирования и саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни;
— стратегии и технологий формирования профессионального здоровья педагога.
Этот же компонент для учащихся включает знание:
—научных основ здоровья, здорового и безопасного образа жизни;
— основ школьного этапа онтогенеза, влияние различных сторон учебно-воспитательного процесса на состояние своего здоровья;
— основных подходов к осуществлению самопроцессов в сфере самопознания, самоеализации, самоконтроля;
— механизмов влияния различных сторон образа жизни на здоровье человека;
— стратегии и технологий разработки индивидуальной профилактической и оздоровительной программы.
Ориентировочный компонент включает в себя степень владения участниками учебно-воспитательного процесса способами постановки, планирования решения этого типа задач и оценки результатов решения. Для педагога он предполагает понимание значимости решения данного типа задач в профессиональной деятельности, умение:
— ставить задачи этого типа (определять критерии оценки задачи);
— определять состав и структуру компетенции в зависимости от индивидуальных и типологических особенностей учащихся, условий жизни, условий образования и т.д.;
— оценивать результат решения задачи.
Для учащегося этот компонент предполагает понимание значимости данной компетенции для повышения качества образования и реализации личностного саморазвития, умение:
— ставить задачу личностного саморазвития и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
— определять состав и структуру компетенции в зависимости от индивидуальных и типологических особенностей, условий жизни, условий образования и т.д.;
— оценивать результат решения задачи.
В операциональный компонент входит степень владения учащимся и педагогами методами выполнения действий, требующихся для решения задач данного типа. В рамках данного компонента учитель должен владеть методами:
— оценки мотивационного поля и структуры мотивации оздоровительной деятельности;
— выявления уровня готовности учащихся к саморазвитию культуры здоровья;
— развития необходимых психических качеств, регуляции психических состояний;
— формирования и саморазвития культуры здоровья;
— помощи ребенку в формировании научного понимания сущности здоровья и здорового образа жизни, формирования знаний в этой области;
— оценки уровня сформированности культуры здоровья с учетом мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и результативного компонентов;
— оценки уровня саморазвития культуры здоровья;
— формирования профессионального здоровья учителя.
Этот же компонент для учащегося предполагает владение методами:
— качественной и количественной оценки уровня сформированности и саморазвития культуры здоровья;
— оптимизации двигательного режима, рационального питания, поддержания иммунитета и закаливания, рациональной организации жизнедеятельности, психофизиологиической саморегуляции, отказа от вредных привычек, валеологического самообразования, профилактики факторов риска, рационального медицинского поведения;
— разработки и реализации индивидуальных оздоровительных и профилактических программ;
— развития необходимых психических качеств, регуляции психических состояний.
Опыт – это компонент компетенции, позволяющий оценивать степень включенности школьников и их наставников в соответствующие виды деятельности, благодаря опыту другие компоненты компетенции оказываются интегрированными в способ решения задач соответствующего типа. Данный компонент компетенции предполагает наличие у педагога опыта:
— создания условий и организации свободной творческой деятельности по формированию навыков здорового стиля жизни;
— создания условий для активизации самопроцессов в сфере самопознания, самореализации, самоконтроля;
— использования детской инициативы в процессе саморазвития культуры здоровья;
— оптимизации условий учебно-воспитательной деятельности
— координации влияний социума;
— формирования личного профессионального здоровья.
Для учащегося этот компонент включает следующие виды опыта:
— самопознания и оценки различных составляющих своего здоровья;
— разработки и реализации индивидуальной профилактической программы;
— разработки и реализации индивидуальной оздоровительной программы;
— регуляции физического и психоэмоционального состояния в процессе образовательной деятельности;
— оценки уровня сформированности и саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни.
Результативный компонент характеризует уровень сформированности компетенции у участников образовательного процесса. Для педагога это наличие необходимого уровня компетенции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся в процессе образовательной деятельности и компетенции формирования профессионального здоровья учителя. Для учащегося – это необходимый уровень сформированности и саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом мотивационно-ценностного, когнитивного, ориентировочного, операционального, деятельностного и результативного компонентов.
Для оценки уровня сформированности компетенции и ее компонентов можно, например, воспользоваться методическими рекомендациями, разработанными Институтом инновационной деятельности в образовании РАО:
На первом уровне компетенции человек имеет неполную ориентировку в условиях задач данного типа и способен решать только единичные задачи этого типа. Из-за ограниченности ориентировки в условиях он может применять имеющиеся в его распоряжении методы там, где их применение неадекватно реальным условиям задачи.
Второй уровень компетенции обеспечивает решение особенных видов задач данного типа, посредством обобщенных методов с пониманием условий и границ их применимости. Уровень обобщенность применяемых методов позволяет решать определенные группы задач внутри данного типа, но не любых.
Третий уровень компетенции обеспечивает решение любых задач данного типа разными методами с полным учетом существующих условий задачи. При этом существенные условия задачи выявляются самостоятельно.
Нами для оценки уровня сформированности компетенции разработаны анкеты для педагогов и учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов. Их апробация на курсах повышения квалификации учителей физической культуры и специалистов служб сопровождения свидетельствует (таблица), что в целом степень владения данной компетенцией у педагогами г. Сургута не превышает 50% от максимально возможного уровня.
Дата добавления: 2015-01-21 ; просмотров: 1904 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник