Меню

Методики для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Оксана Карпова
Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи.

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического здоровья, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

1 сентября 2018 года, в нашем детском саду была открыта группа комбинированной направленности для детей, в состав которой входят дети-инвалиды статусом ОВЗ и 12 воспитанников из группы общеразвивающей направленности.Нашу группу посещают различные категории детей с ОВЗ в количестве 6 человек и 12 дети-норма:

• Задержка психического развития (ЗПР);

• Умственная отсталость (УО);

• Расстройства аутистического спектра (РАС).

В нашей группе работают два воспитателя, нам посчастливилось, у нас есть два помощника воспитателя, педагог-психолог, дефектолог.

Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

При появлении в детском саду ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные функции сопровождения возложены на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, на котором педагоги обсуждают проблемы в обучении и воспитании детей и совместными усилиями ищут пути решения проблем дошкольника, разрабатывают индивидуальные образовательные программы, отслеживают динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ, дают рекомендации для педагогов и родителей.

Организация сопровождения детей с ОВЗ включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуального педагогического маршрута; организация педагогического взаимодействия всеми субъектами образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• динамическое отслеживание развития дошкольников в процессе обучения и воспитания;

• развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов;

• психологическая поддержка педагогов.

Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.

Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:

— Замедленный темп обучения и воспитания;

— привлечение детей к предметно-практической деятельности;

— опора на возможности и способности ребенка.

— Создание соответствующей среды

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать ребенка, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка физические и творческие способности. В нашей работе мы применяем различные методы:

1.Развитие артикуляционной моторики:

— с биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;

— использование дидактической куклы «Царевна лягушка»;

— упражнения с бусиной, баранкой и ложками;

— адаптированные интерактивные сказки и презентации.

2) Песочная терапия помогает развивать высшие психические функции, речевые навыки, «тактильную» чувствительность, воображение, мелкую моторику.

3) «Волшебный калейдоскоп» развивает внимание, фантазию детей.

4) «Яйцо Совы» развивает одновременно три важные для полноценного развития ребенка системы. Вестибулярную, которая отвечает за поддержания равновесия; Тактильной-управляет кожаной чувствительностью; и проприоцептивную – регулирует ощущение собственного тела в пространстве.

Читайте также:  Полная энциклопедия здоровья малахова

5) «Сенсорные модули» предназначены для релаксации.

6) Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей.На занятиях используются следующие виды упражнений:

• прослушивание музыкальных произведений;

• прослушивание голосов природы, птиц, животных и т. д.

• выполнение ритмичных движений под музыку.

7) Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

8) «Сухой бассейн» Развивает мелкую моторику; развивает координацию движений; исправляет дефекты опорно-двигательного аппарата.

9) Интерактивная доска «Веселая математика» С ней ребята закрепляют названия геометрических фигур; формируют представления об основных цветах; развивают зрительное восприятие, внимание и мыслительные операции.

Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровье сберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровье сберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.Использование здоровье сберегающей технологий на занятиях позволяет решить ряд задач:

• повышает речевую активность детей;

• развивает речевые умения и навыки;

• восстанавливает работоспособность на занятии;

• улучшает концентрацию внимания;

• укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

Так специально для ребенка ДЦП был приобретен тренажер «Зебра», он используется для занятий лечебной физкультуры; Опора поможет ребенку научится сидеть, вставать с места, сохранять равновесия.

В рамках методической поддержки развития инклюзивного образования на педагогических и методических советах изучается нормативная база МОРФ, МОРО, проводятся мастер-классы, обобщение опыта педагогов по вопросам инклюзивного образования, разрабатываются методические рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

В детском саду проводятся педагогические советы, совещания, разработаны памятки, буклеты по проблеме сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ежегодно одна из тем педсовета посвящена детям с особыми образовательными потребностями.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется реализация коррекционно-развивающих программ, проведение тематических родительских собраний и педагогических всеобучей, в рамках которых происходит консультирование родителей по выбору стратегий воспитания детей с психо-физиологическими особенностями.

Наш детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой, каждую неделю к нам приходят библиотекари и проводят познавательное занятие по теме недели, с использованием интерактивной доски. Деткам очень нравятся такие занятие, они хорошо усваивают материал.

Ведется активное взаимодействие с дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, физ. инструктором. Детки с удовольствие участвуют в праздниках, олимпиадах, спортивных мероприятиях. Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф. М.Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».

Источник

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Олеся Исаева
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ.

Читайте также:  Поздравления с днем рождения здоровья счастья настроения

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ, я встала перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может наитии свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы- создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные методы, коррекционного воздействия, которые я применяю в своей работе это:

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Процесс игротерапии я провожу в сенсорной комнате, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные,для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры: «Жмурки», «Полоса препятствий», «Краски», и др.,игры помогающие в коррекции агрессии: «Сражение», «Обзывание овощами, фруктами, ягодами», «Злые- добрые кошки» и др., игры направленные на снятия напряжения,расслабляющие: «Снеговик», «Буратино», «Тряпичная кукла», «Насос и мяч», «Цветные ладошки» и другие.

Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.

Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии.

— Игра «Кляксы» (дутье из соломинки, «Монотип», эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение.

— Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком). Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление совместных работ на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.

3. Сказкотерапия, куклотерапия.

Еще русский философ И. А.Ильин сказал: «Сказка – это сон, приснившийся нации». Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» — это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работусо сказкой я разнообразила дидактическими играми:

Читайте также:  Прекрасного вечера крепкого здоровья

— развитие внимания: «Найди отличия», «Помоги герою сказки пройти через лабиринт», «Где спрятались герои сказки» и др. ,

— развитие памяти: «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,

— развитие мышления: «Собери башенку для Маши», «Разложи сказки по картинкам» и др. ,

-развитие мелкой моторики: «Собери бусы для Аленушки», «Одень медвежонка» и др. ,

— развитие крупной моторики: «Покажи движение каждого героя», «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка».

Методы и приемы работы со сказкой разнообразны,и это прекрасно: работая всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.

3. Коррекционная работа в сенсорной комнате.

Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

По результатам проводимой работы я убедилась, что взаимодействие педагога – психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога – психолога. Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы, проводимая коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.

Формы и методы перехода от индивидуальной работы к комплексной на занятиях по трудовому воспитанию Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка. С одной стороны, она, наряду с игрой и речью, является действенным средством.

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями. Выполнила воспитатель: Егорова Светлана.

Методы работы по социализации детей с ОВЗ «Методы работы по социализации детей с ОВЗ. Мир профессий» Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку.

Нестандартные формы работы в детском саду с педагогами. Слайд 1. Нестандартные формы работы в детском саду с педагогами. Слайд 2 Постоянная связь содержания методической работы с результатами.

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Детский сад-это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт не только дети, но и родители. Воспитатель, являясь организатором.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.

Современные формы и методы работы с детьми — здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное.

Источник

Adblock
detector