Меню

Методики диагностики психологического здоровья участников образовательного процесса

Психологическое здоровье участников образовательного процесса
учебно-методический материал

В данной работе рассмотрены основные проблемы псиологического здоровье школьников и педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx 19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

учитель МБОУ СОШ №3 г. Торжка Тверской области

В последнее время всё большую тревогу вызывает ухудшение состояния детей и подростков. Актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всё чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, сниженная двигательная активность, недостаточно организованная среда обучения, ошибки в организации учебного процесса, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стрессов [2].

Отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогического персонала и проблемами развития детей в условиях определённых образовательных сред. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешённые психологические конфликты. Всё это показывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся и создания системы безопасности для развития ребёнка в образовательной среде стала одной из важнейших.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.

Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии. Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья [3].

На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.

Снижению уровня психологического здоровья школьников способствуют: не соответствие требований возможностям ученика, чрезмерные, постоянно увеличивающиеся нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — психологическое неблагополучие и варианты его проявления: отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страхи, сложности в обучении. Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет [5].

Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса. Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Все это дает положительный результат, снимая психологическое напряжение, и как следствие, помогает решать проблему психологического неблагополучия. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения [6].

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.

Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов//Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2. — С. 36-40.

Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.

Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/ Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. — С.5-11.

Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. — 2013. — 9. — C. 897 — 902. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9375.

Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — 4. — C. 1 — 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10385.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально.

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида.

Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, — важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению.

Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: — способствовать осозна.

Данный материал содержит выступление на тему «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»», а так же презентацию по данной проблеме. Кр.

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.&raquo.

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА&raquo.

Источник

Программа «Здоровьесберегающие и здоровьевосстанавливающие технологии в образовательном учреждении» Перминова Елена Анатольевна

Главная > Программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Диагностика психологического здоровья.

Физическое развитие и здоровье ребенка не может не рассматриваться в единстве с его психическим развитием и здоровьем. Поэтому педагогом-психологом нашего учреждения Е.А.Перминовой проводится диагностика психологического здоровья детей, которая необходима для профилактики дезадаптации и охватывает весь период дошкольного детства.

Параметрами определения показателей психологического здоровья в работе педагога-психолога являются:

1.Статус ребенка в группе, его эмоциональное состояние, самооценка.

2.Познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Для изучения и выявления особенностей развития каждого ребенка и групп для последующего учета в работе с детьми (создание и реализация индивидуальных и групповых развивающих – коррекционных программ) педагог-психолог интерната использует следующие психологические методы: наблюдение, беседу, тесты, анкеты, проективные методики.

1.Для определения психологического статуса ребенка применяется диагностическая методика «Два домика2, «День рождения», в которых изучается характер отношений со сверстниками у детей 5-7лет, их симпатии и антипатии к членам группы.

Диагностика эмоционального состояния проводится с применением детского теста тревожности «Выбери нужное лицо», графической методики «Кактус», «Страхи в домиках», по шкале тревожности Р.Сирса, тест Люшера, «Ханд тест»

Самооценка определяется методикой «Лесенка», «Какой я?».

2.Для изучения состояния познавательных психических процессов дошкольников (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия), определение уровня развития умственных способностей и выявления детей с задержкой психического развития применяются диагностические программы исследования познавательного развития детей по возрастам, «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

3. Личность ребенка исследуется при помощи диагностических методик: «Выбери нужное лицо», «Несуществующее животное», «Рисунок человека».

4.Определение наличия коммуникативных потребностей детей методом «Наблюдение – анализ».

После проведения анализа полученных результатов диагностики педагогом—психологом даются рекомендации педагогам и родителям в форме индивидуальных и групповых консультаций.

В ходе диагностического исследования эмоциональной сферы детей старших дошкольников были выявлены нарушения в эмоциональной сфере (с высоким уровнем тревожности, агрессивные, импульсивные, с проблемами общения и поведения) и были сформированы коррекционные группы. Занятия проводились педагогом-психологом 1 раз в неделю в течение всего коррекционного периода, с ноября по март.

В начале учебного года проводится диагностика уровня развития познавательной сферы детей, для выработки индивидуального маршрута развития детей и определения детей группы «риска» (ПМПК), определения форм и методов развивающей и коррекционной работы с детьми.

В январе проведено промежуточное обследование познавательной сферы детей группы «риска» (ПМПК0, с целью выработки дальнейших направлений и форм коррекционной работы.

В апреле педагог-психолог провел индивидуальное обследование познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями (детей, направляемых на ПМПК).

Диагностика детско-родительских отношений проводилась педагогом — психологом в течение года методом наблюдения и по запросу родителей, обратившихся за психологической помощью.

Для оказания адекватной психологической поддержки детям нашего учреждения необходима диагностика эмоционального выгорания педагогов. Педагог – психолог провел в декабре диагностическое исследование педагогов интерната В.В.Бойко «Диагностика эмоционального выгорания». Результаты явились основанием для проведения педагогом-психологом коррекционной и психопрофилактической работы с педагогами нашего учреждения. С января по май педагогом психологом проведены групповая консультация: «О синдроме эмоционального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы», групповые психологические обучающие тренинги с педагогами: «Способы регуляции психических состояний», «Релаксационные техники», «Способы медитации – визуализации». В следующем году педагогом-психологом планируется проведение рефлексивного тренинга для педагогов и тренинга личностного роста.

Результаты диагностических исследований педагога-психолога отражаются в карте индивидуального развития ребенка и психологической документации учреждения: протоколы диагностических исследований, схемы учета результатов тестирования, заключения по результатам исследований, анализ, выводы и рекомендации педагогам и родителям.

2.Система психологической поддержки и помощи детям

Для решения задач, поставленных комплексной целевой программой оздоровления детей, и в частности задач психолого-педагогической деятельности в интернате педагогом-психологом нашего учреждения разработана система психологической поддержки и помощи детям.

Важнейшими компонентами этой системы являются:

успешная адаптация дошкольников к условиям интерната;

развитие навыков общения детей со сверстниками;

создание рациональной организации жизнедеятельности ребенка;

личностно-центрированное взаимодействие с взрослыми;

построение коррекционно-развивающей среды, содействующей развитию индивидуальности ребенка, формирующей позицию активного участника;

здоровьесберегающие технологии в организации педпроцесса в интернате.

В нашем образовательном учреждении разработана программа целая система предупреждения дезадаптации детей при приеме в интернат, так как в большинстве случаев поступление ребенка в интернат сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

В системе предупреждения дезадаптации задействованы специалисты нашего интерната:

Заведующий интернатом решает следующие задачи:

— при поступлении ребенка в интернат в процессе беседы с родителями собирает сведения о ребенке, его семье, об условиях его воспитания в семье, об уровне его общего развития, решает вопрос о приеме ребенка;

— знакомит родителей с системой работы интерната: образовательной программой, организацией жизнедеятельности детей и взрослых в пространстве интерната, рассказывает о работе специалистов, ориентирует родителей на участие в этой работе, знакомит с воспитателями. При этом данная беседа решает ряд психологических задач: создание положительного отношения к интернату, снятие тревожности родителей за своего ребенка, ориентация на сотрудничество.

Медицинские работники (врач, медсестры) проводят медико-оздоровительную работу: сбор анамнеза, просветительскую работу с родителями, составляют индивидуальные назначения, укрепляющие нервную и иммунную системы детей, реализуют общеукрепляющие мероприятия для всех детей, оказывают индивидуальную медицинскую помощь детям «группы риска», в течение 5 дней с момента поступления ребенка в интернат наблюдают за его физиологическим состоянием, осуществляют контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.

Психологическое обеспечение адаптационного периода осуществляет педагог-психолог

На первом этапе деятельность педагога – психолога включает в себя:

— групповые консультации для педагогов и родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах;

— помощь воспитателям в организации анкетирования родителей;

— индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

На втором этапе:

-анализ результатов анкетирования: выделение факторов (биологического, социального), которые могут неблагоприятно сказаться на социально-психологической адаптации ребенка; получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально в период адаптации.

Первые два этапа работы педагога – психолога несут профилактическую функцию.

Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На данном этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая адаптация.

Кроме того, педагог – психолог разрабатывает рекомендации воспитателям для работы с поступающими детьми (ежемесячная страничка «Рекомендации психолога»). В рекомендациях: развивающие игры для формирования чувств уверенности детей в окружающей обстановке и с взрослыми: «Найди игрушку», «Как пройти?», «Чьи вещи?», на сближение детей между собой: «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Чей голос», «Расскажи стихи руками», рекомендации воспитателям о создании позитивной установки: доброжелательный тон воспитателя, помощь старших детей, включение в общение игровых персонажей, приближение жизни детей в комнатах к домашней обстановке: засыпание с любимыми игрушками, оформление стендов и альбомов с семейными фотографиями, налаживание более тесной связи с семьей: организация совместных праздников с родителями, проведение совместного семейного дня рождения, согласованность действий родителей и педагогов: соблюдение режима дня дома, соблюдение правил постепенного привыкания ребенка к интернату.

Педагогическое обеспечение периода адаптации – воспитателями:

— беседа с родителями;

— наблюдение за ребенком;

Данная система работы помогает ребенку легче адаптироваться к условиям интерната, укрепляет резервные возможности детского организма и способствует процессу социализации.

Развитие навыков общения со сверстниками.

Включать в развивающую работу педагога – психолога с детьми, имеющими проблемы в коммуникативной сфере:

— игры, упражнения на умение общаться при помощи неречевых средств мимики, пантомимики, жестов: «Ожившие игрушки», «Театр теней», «Смелый-трусливый» и др.

психогимнастические упражнения: «Ролевая гимнастика», «Скульптор», «Выжми лимон» и др.

— игры с использованием вариативных речевых формул – слова приветствия, прощания, благодарности: «Пожелания», «Комплименты», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Хорошо – плохо», «Цепочка слов», «Ласковое имя», «Путешествие в будущее» и др.

— игры на развитие умения оказывать эмоциональную поддержку и просить ее, понимать эмоциональное настроение другого «Сделаем приятное маме», «Волшебный магазин», и др.

психогимнастические упражнения и этюды «Новая кукла», «Соленый чай», «Новая девочка» и др.

— игры на умение разрешать конфликтные ситуации и вести в них, обучение навыкам саморегуляции «Ты – лев», «Врасти в землю», «Возьмите себя в руки», «Замри», «Дыши и думай красиво» и

— игры на чередование напряжения и расслабления: «Воздушный шарик», «Шалтай– болтай», «Выжми лимон», «Два барана», «Обзывалки», «Выдержанный человек»;

— игры на поднятие самооценки и статуса «неблагополучных», «неприятных» детей в группе «Общий круг», «Горячий стул», «Мне в тебе нравится», ведение тетради «Мои достижения», разработка системы поощрений и наград за успехи.

Создание условий эмоционально – психологического комфорта

детей в интернате

В нашем учреждении для создания комфортного пребывания детей осуществляются следующие мероприятия:

Разработаны правила, регулирующие поведение в детском сообществе (наглядные пособия).

Не допускаются интеллектуальные, физические и психоэмоциональные перегрузки (при составлении расписания занятий педагогов и узких специалистов учитывается все виды нагрузок, проводятся в течении дня релаксационные паузы, упражнения и техники на снятие психоэмоционального напряжения: «Порхание бабочки», «Тихое озеро», «Плывем в облаках», «Путешествие в волшебный лес», «Поплавок» и другие даны в приложении, в занятия вносятся элементы оживления занимательного аутотренинга: «Отвечаем на вопросы», «Волшебная палочка», «Смешинка» и др.

Обеспечивается смена видов деятельности детей: вводятся в занятия «минутка шалости», «минутка смеха», «минутка активного отдыха», вводятся оздоровительные игры «Уши», «Цапля» и др.

Деятельность детей в нашем учреждении эмоционально насыщена и разнообразна, в развитии ребенка участвуют все педагоги и узкие специалисты интерната: работает кабинет педагога-психолога, изокабинет, музыкальный зал, кружки дополнительного образования, спортивные секции, плавательный бассейн.

Соблюдается длительность пребывания на воздухе (проводятся экскурсии, походы, психотерапевтические прогулки).

Учитываются индивидуальные особенности, интересы и склонности детей, а также медицинские диагнозы (ЗПР, СДВГ, ММД) при проведении с ними коррекционно – развивающей работы и секционной работы.

Организован детский сон, применяется фоновая музыка.

Комфортно организовано питание: нет принуждения к приему пищи, за столом дети могут общаться, манеры детей за столом обсуждению не подлежат.

Личностно – центрированное взаимодействие с взрослыми.

Педагоги нашего учреждения знают и применяют (администрация и педагог – психолог проверяют исполнение):

Правила установления личного контакта с детьми:

— обращение к детям по имени в любой ситуации;

— занимаемая позиция на уровне глаз ребенка (он на стуле, педагог на стуле);

— использование тактильных прикосновений (однако помним, что у некоторых детей это может вызвать отрицательную реакцию)

навыки «ненасильственного» общения, языка принятия:

— демонстрация «расположенности»: улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание, кивок головой;

— исключение оценки в общении;

— высказывания «Я – сообщений» вместо «Ты – сообщений»;

— исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

— похвала, комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие, сравнение с самим собой, эмоциональное присоединение, поощрение, отражение чувств ребенка, временный язык.

правильную тактику поведения в решении конфликтных ситуаций:

— избежание требований, нотаций, наказаний, ироничных оценок, возмущения;

— использование предвосхищающих оценок (я уверена, что ты так больше не поступишь);

— ориентация на детей (я думаю, что вы сами попробуете понять, кто прав, а кто нет);

Источник

Читайте также:  Страховка альфа банк здоровья
Adblock
detector