Меню

Методика воспитания культуры здоровья у детей

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
статья (подготовительная группа)

Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologii_vospitaniya.docx 16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Поминова Юлия Сергеевна

ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида

Красносельского района СПб

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни , формирование здорового образа жизни .

Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.

Мы воспитатели группы должны привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка .

В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приемы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем) ; словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы) ; практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки) ; игру (сюжетно – ролевые, дидактические игры) . Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приемы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.

Мы воспитатели проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии) :

• приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;

• осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;

• формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно — оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.

Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем ее в своей работе.

Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Название здоровьесберегающей технологии время проведения в режиме дня, периодичность, результат

1. Динамические паузы

(физминутки) Во время занятий 2-5 мин, по мере утомления Восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления

2. Пальчиковая гимнастика ежедневно, 3-5 мин Развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания

3. Гимнастика после сна ежедневно после дневного сна, 5-10мин Оптимизация двигательной мышечной активности организма детей

4. Дыхательная гимнастика В хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин Профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания

5. Релаксация Перед сном, 7-12 мин Нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия

6. Подвижные игры на прогулке, 10-20 мин Развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.

7. Игры малой подвижности во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин Восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли.

Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста? Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его с.

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи.

В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений.

Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая .

laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны.

Источник

Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников

Марина Титкова
Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников

Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников.

Терапевтическая направленность педагогической деятельности воспитателя детского сада.

Работа с обучающимися

в разновозрастной группе «Яблонька».

Культура здоровья личности может воссоздаваться на протяжении всей жизни в процессе непрерывного образования и развития.

Задача формирования основ культуры здоровья актуальна с самого раннего возраста, так как все события и впечатления детства глубоко влияют на дальнейшее развитие человека. Детство является полноценным этапом процесса онтогенеза, в течение которого ребенок еще не способен существовать самостоятельно. Дошкольное детство нельзя рассматривать как предварительную ступень вступлением в зрелую жизнь взрослого индивида.

Период дошкольного детства характеризуется ярко выраженной способностью ребенка подражать. Ребенок научается ходить и говорить в раннем детстве благодаря этой способности. Подражая взрослым, он познает мир.

Свободная творческая игра в жизни дошкольника является ведущей формой деятельности. Значение и необходимость игры в дошкольный период подчеркивается всеми выдающимися психологами и педагогами, как отечественными, так и зарубежными.Игра многофункциональна:

-она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности;

-игра является средством познания окружающего мира;

-в игре дети обогащают чувственный и жизненный опыт, развивают социальный опыт, осваивает нормы поведения, осваивает нормы поведения и общения;

-в игре проявляется самостоятельность, инициативность ребенка, его «взрослость», ребенок обживается в мире взрослых, моделируя ситуации будущей жизни;

— в игре ребенок развивает воображение и фантазию, учится воплощать замысел и доводить дело до конца.

Современная психология рассматривает игру как мощное средство терапии. Цель игровой терапии – дать ребенку свободу, возможность самому оценить своё поведение, понять собственный творческий потенциал, поддержать положительный образ собственного «Я». Ребенок должен выразить себя в игре, предстать таким, какой он есть. У него есть право быть самим собой, право на самореализацию. Игра отвечает основной потребности ребенка – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество.

Современная педагогика и психология в поиске эффективных средств психокоррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения, воспитания и развития детей. Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства основаны на том, что ребенку предоставлены неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в процессе творчества. Ребенок утверждает свое «Я», собственную неповторимость. Интерес окружающих и принятие результатов творчества повышает самооценку. Это обеспечивает решение задач адаптации ребенка в социальной среде.

Арттерапия – одна из инновационных гуманистических систем, которая развивает новое направление в педагогических исследованиях – терапевтическое. Основана на том, что «Я» человека отражается в зрительных образах, в картинах, другой продукции творчества. Ребенок осознает свой личностный рост, получает опыт самопознания и самоприятия, эстетический опыт. Арттерапия включает различные виды искусств, которые применяются в лечебных целях.Основными функциями являются:

-катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)

-регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного эмоционального состояния);

-коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Изотерапия применяется для коррекции эмоциональной депривации, снижения чувства одиночества, страха, искаженной самооценки, коррекции конфликтных межличностных отношений. Она включает рисование и лепку. Среди разнообразных типов заданий, используемых в практике изотерапии, выделяют цветотерапию – упражнения с цветом.

Кинезитерапия основана на связи музыки и речи с движением в пространстве и во времени. На языке жеста, мимики, в позах и движениях, без строгой регламентации. Широко применяются народные игры, танцы, песни и тексты. Кинезитерапия является невербальным способом коррекции психического состояния детей. Приемы кинезитерапии направлены на то, чтобы человек мог пережить себя как душевно-духовное и телесное существо и, таким образом, получить опыт обновления и одухотворенности.

Среди различных видов кинезитерапии выделяется эвритмия, которая соединяет не только музыку и движение, но и поэтическую речь и движение. Это искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В процессе кинезитерапевтического занятия решаются следующие задачи формирования культуры здоровья:

-улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект);

-переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень);

-самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-образный уровень);

-улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень);

-формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского и других народов мира, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект).

Эвритмические занятия для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создается действиями всех участников.

Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем «Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем» Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения,.

Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры «Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Методы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений одна из важнейших задач.

Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ «Математика-царица наук» — всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу.

Презентация «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения» «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения». I. Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить вам.

План самообразования «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Актуальность: Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки.

Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников . Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько осуществляется этот процесс во многом.

Семинар для родителей «Методы и приемы формирования волевых качеств у дошкольников» Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он творит и, особенно, когда выполняет трудовые поручения старших. Для.

Презентация «Семинар по речевому развитию «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме.

Источник

Читайте также:  Репродуктивное здоровья с картинками
Adblock
detector