Меню

Методика уровня психического здоровья

Тест психологического здоровья

Название теста

Краткое название

Предназначение

Этот тест предназначен как для профессионального, так и для любительского использования. Он не содержит шкалу лжи, поэтому в случае необходимости его можно дополнить методиками на искренность или содержащую в себе шкалу лжи.

Состоит из 46 пар суждений. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант.

Примерное время выполнения теста: 15 минут

Оцениваемые качества

Возрастная категория

Порядок проведения

Испытуемому выдается список пар суждений и бланк ответов. Время ограничивать не следует. Следует обратить внимание на то, что необходимо сделать выбор в каждой паре суждений.

Инструкция

Вам предлагается 46 пар суждений. Внимательно прочитайте каждую пару. Выберите суждение, которое в большей степени относится к вам, к вашей жизни в последний месяц. Старайтесь не делать пропусков, желательно, чтобы в каждой паре вы сделали свой выбор.

Задания

Из двух фраз выберите ту, которая, на ваш взгляд, ближе к истине.

1) Темп моей речи обычно нормальный

2) Часто бывает, что моя речь заторможена или наоборот ускорена

1

1) Я не могу сказать, что сильно волнуюсь, выступая публично

2) Выступая перед публикой я очень сильно волнуюсь

2

1) Часто в своей речи я делаю оговорки

2) Я редко допускаю оговорки

3

1) Мне очень сложно говорить связно

2) Мне легко говорить осмысленными, полными фразами

4

1) Я не заикаюсь

2) Я заикаюсь

5

1) Если надо, я могу писать очень быстро

2) Я пишу медленно, быстро не получается

6

1) Занимаясь какими-то делами, я чувствую заторможенность

2) Занимаясь делами, я ощущаю собранность и деловитость

7

1) Меня редко посещают мысли о моей неполноценности

2) Иногда или часто я испытываю чувство неполноценности

8

1) Обычно, занимаясь какими-то делами, я испытываю неуверенность в себе

2) Мне легко преодолеть собственную нерешительность и неуверенность

9

1) Я довольно легко завожу новые связи, у меня много друзей

2) Мне трудно заводить отношения с людьми, поддерживать контакты

10

1) В присутствии человека, от которого я завишу, испытываю заторможенность

2) Мне не доставляет большого труда вести себя в присутствии людей, от которых завишу, свободно

11

1) Мне нравится быть в центре жизни коллектива, участвовать в общих делах

2) В коллективе я часто испытываю заторможенность, не могу «держать руку на пульсе событий»

12

1) В любовных делаях я скорее смел, чем робок

2) В любовных делах я очень робок

13

1) В присутствии человека, которого я люблю, испытываю сильную скованность

2) В присутствии человека, которого я люблю, веду себя свободно

14

1) Я знаю цену себе и своим возможностям, мнение других людей мне не очень важно

2) Мои успехи недооцениваются окружающими, я сильно переживаю из-за этого

15

1) Я испытываю отсутствие энергии

2) Обычно я полон сил

16

1) Мне сложно даются любые решения, касающиеся моей жизни

2) Я могу логично и рационально решить любые сложные жизненные вопросы

17

1) Я не одинок, я не переживаю из-за одиночества

2) Я переживаю из-за собственного одиночества

18

1) У меня много друзей

2) У меня мало или почти нет друзей

19

1) Очень часто меня посещает печальное настроение

2) В печали я нахожусь не так уж часто

20

1) Часто и подолгу меня не покидает чувство вины

2) Свое чувство вины я стараюсь побыстрее искупить или же позабыть про него

21

1) Я не переживаю из-за того, что могу внезапно умереть

2) Иногда я переживаю из-за мыслей, что могу внезапно умереть

22

1) Я не переживаю из-за того, что кто-то близкий может внезапно умереть

2) Иногда я переживаю из-за мыслей, что кто-то мне близкий может внезапно умереть

23

1) Не так уж сильно я боюсь заболеть неизлечимой болезнью

2) Я очень боюсь заболеть неизлечимой болезнью

24

1) Меня постоянно тревожит, что на людях я могу внезапно покраснеть

2) Меня не тревожит, что я могу внезапно покраснеть на людях

25

1) Не так уж часто меня охватывает состояние беспричинного страха

2) Иногда меня охватывает состояние беспричинного страха

26

1) Я не боюсь остаться в полном одиночестве

2) Я очень боюсь остаться совсем в одиночестве

27

1) Темнота не пугает меня

2) Темнота пугает меня

28

1) Гроза меня не тревожит, особенно если я нахожусь в безопасном помещении

2) Я очень сильно боюсь грозы, было бы хорошо, если их совсем не было

29

1) Иногда мне кажется, что на улице кто-то преследует меня

2) На улице меня никто не преследует

30

1) Я не испытываю в закрытых помещениях страх

2) В любом закрытом помещении я испытываю страх

31

1) Мне находиться на улице обычно совсем не страшно

2) Я стараюсь пореже выходить на улицу, потому что там мне страшно

32

1) Езда в транспорте вызывает во мне сильный страх

2) Езда в транспорте не вызывает во мне сильного страха

1) Из-за своей забывчивости я часто попадаю в неловкие ситуации

2) Если я и попадаю в неловкие ситуации из-за своей забывчивости, то редко

33

1) Если надо, я могу легко сосредоточиться на деле

2) Мне сложно сконцентрироваться на деле, я постоянно отвлекаюсь

35

1) Частенько я ловлю себя на том, что занимаюсь бесплодными мечтаниями

2) Я не могу сказать, что часто погружен в бесплодные мечтания

36

1) Я во всем сомневаюсь

2) У меня нет такой привычки сомневаться во всем

37

1) Если я стараюсь, то у меня выходит именно так, как я это планировал

2) Я постоянно пытаюсь все делать «как надо», но у меня ничего не получается

38

1) У меня нет привычки контролировать каждый свой шаг

2) Я слишком требователен к себе, мне это мешает

39

1) У меня нет проблем с навязчивыми мыслями

2) Если какая-то навязчивая мысль посещает меня, то от нее невозможно избавиться

40

1) Неприятные картины редко посещают мое воображение, мне легко от них избавиться

2) Часто мое воображение посещают неприятные картины, от которых хочется избавиться, но не получается

41

1) Обычно я всегда могу остановить выполнение любого дела

2) Иногда я начинаю что-то делать, а остановиться не могу

42

1) В общем я вполне полноправный член общества

2) Я — чужой среди людей

43

1) Если какой-то человек начинает меня раздражать, то я не могу скрыть раздражения

2) Если надо, я могу скрывать свои негативные эмоции, в том числе раздражение

44

1) Иногда какие-то предметы мне кажутся такими чужими, что от них поскорее хочется избавиться

2) У меня не бывает таких ситуаций, когда предметы кажутся такими чужими, что хочется избавиться от них

45

1) Иногда мне кажется, что я чужой сам себе

2) Мне не кажется, что я чужой сам себе

46

Обработка результатов

Для обработки результатов тестирования воспользуйтесь ключом, представленным ниже.

Шкала «Психологическое здоровье»

1) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

2) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

3) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

4) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

5) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

6) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

7) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

8) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

9) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

10) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

11) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

12) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

13) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

14) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

15) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

16) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

17) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

18) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

19) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

20) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

21) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

22) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

23) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

24) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

25) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

26) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

27) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

28) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

29) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

30) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

31) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

32) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

33) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

34) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

35) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

36) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

37) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

38) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

39) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

40) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

41) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

42) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

43) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

44) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

45) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

46) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

Шкала «Уход от тестирования»

По каждому вопросу: Если нет ответа, то +1.

Анализ результатов

[-46,-34] Психологически нездоров, очень сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста и полный пересмотр образа жизни.

[-33,-15] Психологически нездоров, сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста.

[-14,15] Психологически нездоров, умеренная дезадаптация, необходимо последовательное решение психологических проблем, начиная с самых легких.

[16,34] Психологически здоров, но имеется ряд проблем, которые надо решить.

[35,46] Полное психологическое здоровье.

Уход от тестирования

[0,6] Испытуемый ответил охотно на все вопросы, результат достоверен.

[7,46] Слишком много вопросов проигнорировано, результат недостоверен.

Источник

Методика оценки психического здоровья

Пособие подготовлено в соответствии с договором 620/041/014 отделением научных основ организации психоневрологической помощи и подготовки кадров совместно с лабораторией медицинской психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Авторы-составители: доктор медицинских наук, профессор Ю. Я. Тупицын, канд. психол. наук В. В. Бочаров, доктор, канд. психол. наук Б. В. Иовлев, лаборант-исследователь С. П. Жук.

Методические рекомендации посвящены описанию методики стандартизованной оценки состояния психического здоровья населения.

Новизна: впервые в России разработана методика позволяющая в стандартизованном виде на основе психодиагностического перечня вопросов комплексно оценивать показатели состояния психического здоровья населения. Методика может применяться как для оценки индивидуальных параметров состояния психического здоровья, так и для получения групповых оценок психического здоровья полезных в рамках скрининговых эпидемиологических программ.

Методические рекомендации предназначены для врачей и психологов, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.

Размножение пособия без разрешения авторов не допускается.

© Психоневрологический институт им.В.М.Бехтерева

Отделение научных основ организации психоневрологической помощи и подготовки кадров.

Описание метода

Формула метода.

Новая оригинальная диагностическая система Методика Оценки Психического Здоровья (МОПЗ) является эффективным инструментом для определения психологических показателей уровня психического здоровья.

1.1 Принципиально новым является использование комплексной оценки психологических качеств для выявления уровневых характеристик состояния психического здоровья.

Диагностическая система разработана на основе возможности применения психологических опросников для получения диагностически значимой популяционной информации, позволяющей сформулировать комплексные критерии уровня психического здоровья.

1.2 Анализ литературы показывает, что проблема соотношения психического здоровья и болезни не может быть решена как исключительно клиническая.

По современным представлениям, заключение о состоянии психического здоровья далеко не исчерпывается установлением факта отсутствия того или иного нервно-психического заболевания или расстройства. В качестве необходимого условия психического здоровья большинство авторов выдвигает положение о возможности достаточной адаптации к среде для оптимального функционирования личности, позволяющего в максимальной степени реализовать имеющийся психический потенциал.

Другими словами, при установлении психического здоровья необходимо в комплексной оценке соотнести клинические, психологические и социальные характеристики человека.

Психическая болезнь и психическое здоровье не могут рассматриваться как статичные, раз и навсегда определенные категории, жестко противостоящие друг другу. Между ними существует неразрывная связь, реализующаяся в различных динамических переходных состояниях.

В этой связи соотношение болезни и здоровья может пониматься как континуальное единство, лишь в экстремальных случаях (на полюсах) предполагающее отсутствие противоположного качества. Упрощенно эту ситуацию можно представить такими дискретными понятиями как «идеальное здоровье», «практическое здоровье», «типологическая норма», «группа риска», пограничные нервно-психические нарушения, психические болезни, дефектные состояния. Таким образом, при оценке психического здоровья всегда имеют в виду различные его уровни.

Весьма распространенное представление о среднестатистической норме, основанное на оценке частоты встречаемости психопатологических проявлений, не может решить вопроса о соотношении психического здоровья и болезни, и, по сути, стирает грань между ними.

Наиболее важным здесь является то, что такой среднестатистический подход исключает из поля зрения исследователей оценку здоровых компонентов у больного и патологических элементов у здоровых.

Диагностическая система оценки психического здоровья должна удовлетворять как минимум следующим требованиям:

1).Репрезентативно выявлять психопатологическую симптоматику;

2).В достаточной мере отражать ресурсы психической адаптации;

3).Определять уровень реализации психического потенциала;

4).Позволять количественно сопоставлять получаемую информацию.

1.3 При конструировании методики оценки психического здоровья (МОПЗ), отвечающей вышеприведенным требованиям были решены следующие задачи.

–выбор адекватной методики для сбора эмпирической информации

–получение информации о распределении диагностически значимых признаков на выборках, репрезентатирующих популяцию здоровых и лиц с выраженной патологией

–выработка диагностически значимых показателей и алгоритмов оценки психического

–проверка эффективности установленных диагностических показателей на специальных

1.4 При выборе методических средств для получения эмпирической информации, отражающей психическое здоровье населения, следует исходить из того, что традиционный подход, использующий профилактические осмотры врача-психиатра неприемлем, и, прежде всего по правовым обстоятельствам («Закон о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при её оказании № 117-ФЗ от 27.07.98»).

В этой связи представляется единственно возможным для решения этой задачи использование опросниковой психодиагностической методики. При этом такая методика должна в максимально возможный степени охватывать основные стороны психической деятельности человека. Она также должна отражать информацию о наличии различных психопатологических проявлений. Кроме того, методика может быть применима лишь в том случае, если она способна характеризовать адаптационные ресурсы испытуемых.

1.5 В МОПЗ в качестве психодиагностической методики для сбора первичной информации используется «Я-структурный тест Аммона». Тест представляет собой перечень из 220 утверждений отражающих различные аспекты функционирования личности.

Вопросы перечня затрагивают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и проведения в различных жизненных ситуациях. Фактически, испытуемым предлагается оценить себя и свое поведение в пространстве воображаемых обстоятельств, заданных тестовыми утверждениями (приложение № 5).

Опросник состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков. Каждый из блоков описывает один из шести психологических параметров:

Каждая из шести психологических переменных оценивается тремя отдельными шкалами, позволяющими выявить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих.

Все названные блоки включают конструктивную, деструктивную и дефицитарную шкалы. Таким образом, утверждения теста позволяют регистрировать поведенческие проявления, в которых отображаются как адаптивные, т. е. конструктивные, так и неадаптивные — деструктивные и дефицитарные компоненты личностных реакций.

Данный тест переведен, адаптирован, валидизирован и прошел клиническую апробацию в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева и в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Основные результаты по адаптации теста представлены в пособии для врачей «Я-структурный тест Аммона», Санкт-Петербург, 1988, 70 стр.

В МОПЗ, в отличие от оригинальной версии опросника, используется интегральная (блоковая) группировка показателей теста.

В соответствии с этим, по данным исходного перечня «Я-структурного теста», выделяются три блока: блок конструктивности, деструктивности и дефицитарности. Блок деструктивности формируется как суммарный показатель по шести деструктивным шкалам и фактически репрезентирует психопатологическую симптоматику.

В таблице приложения №1 представлены корреляционная матрица шкал «Я-структурного» теста и клинических шкал Минесотского опросника. Как видно из этой таблицы, деструктивные и дефицитарные шкалы опросника обнаруживают высокие статистически значимые корреляции с клиническими шкалами MMPI. Содержание утверждений, входящих, в блок деструктивности, дает основание расценивать их как показатели психопатологических проявлений.

Типичным для данного блока являются такие утверждения как «часто я впадаю в такую панику, что не могу осуществлять даже важные дела», «чаще всего я чувствую себя одиноким даже среди других людей», «чаще всего меня недооценивают в моих способностях».

Утверждения блока дефицитарности отражают нераскрытость, нереализованность личности, стремление функционировать, используя минимум собственных возможностей. Для данного блока характерны такие утверждения как «трудности сразу же выбивают меня из колеи», «часто я руководствуюсь мнением других людей», «досаду и раздражение я не могу показывать другим» и т. п.

Таблица приложения №1 показывает, что конструктивные шкалы теста практически не имеют значимых корреляций с клиническими шкалами Минесотского опросника.

Утверждения, входящие в этот блок, по своему содержанию характеризуют адаптивные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Примерами утверждений этого плана являются айтемы типа: «я легко схожусь с людьми», «если меня что-то тревожит, я делюсь этим с другими людьми», «я охотно помогаю другим, но не позволяю себя использовать», «я всегда могу найти время для важных дел».

Блок конструктивности в значительной степени позволяет оценить адаптационный ресурс личности, способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам, отстаивать свои жизненные позиции, сохраняя при этом значимые интерперсональные отношения.

1.6 При формировании МОПЗ выделенные блоки конструктивности, деструктивности и дефицитарности представляются отдельными психодиагностическими шкалами, имеющими важное значение для получения итоговых показателей (индексов психического здоровья).

Каждая из этих шкал может быть выделена по двум основаниям, которые фактически характеризуют содержательную и конструктивную валидность.

В частности, интеркорреляционная матрица (приложение № 2) первичных шкал «Я-структурного теста» наглядно отражает наличие высоких статистически значимых корреляций между шкалами, формирующими тот или иной блок, рассматриваемый в данном контексте как самостоятельная шкала.

Так, шкала конструктивной агрессии положительно коррелирует со всеми другими конструктивными шкалами и в целом не обнаруживает положительных корреляций с деструктивными и дефицитарными шкалами.

Шкала деструктивной агрессии напротив высоко положительно коррелирует с деструктивными шкалами и не обнаруживает положительных статистически значимых корреляций с конструктивными шкалами и т. п.

Такое распределение коэффициентов интеркорреляций свидетельствует о возможности не только принципиального объединения шкал в интегральные блоки-шкалы, но и отражает высокую конструктивную валидность таких вновь созданных шкал.

Исходные шкалы «Я-структурного теста» следует рассматривать как содержательные грозди интегральных шкал-блоков МОПЗ.

Приведенные выше примеры утверждений перечня, включенных в те или иные блоки-шкалы МОПЗ, созданные на основе айтемов «Я-структурного теста», наглядно демонстрируют содержательную валидность шкал-блоков МОПЗ.

Поскольку каждое из утверждений «Я-структурного теста» однозначно связано только лишь с одной из 18-ти шкал и нет айтемов одновременно работающих на две или более шкал, алгебраическая формула созданных шкал МОПЗ может быть представлена как простая сумма первичных шкал теста, связанных с одним из трех качеств – конструктивностью, деструктивностью и дефицитарностью.

В общем виде шкала конструктивности «А» выглядит следующим образом:

А = Σ Qа к + Σ Qс к + Σ Qо к + Σ Qо` к + Σ Qn к + Σ Qs к

Шкала деструктивности «В»:

В = Σ Qa d + Σ Qc d + Σ Qo d + Σ Qo` d + Σ Qn d + Σ Qs d

Шкала дефицитарности «С»:

С = Σ Qa df + Σ Qc df + Σ Qo df + Σ Qo` df + Σ Qn df + Σ Qs df

Где Q обозначает сырой результат по одной из 18-ти шкал «Я–структурного теста»

Qa k –сырой бал по шкале конструктивной (К) агрессии (А);

Qc d –сырой бал по шкале деструктивного (D) страха (С);

Qo` df –сырой бал по шкале дефицитарного (DF) внутреннего «Я–отграничения» (О`)

Буквенные индексы сверху знака показывают принадлежность утверждений к шкалам конструктивности, деструктивности и дефицитарности. Литера внизу знака обозначает принадлежность утверждения к первичным шкалам агрессии, страха, внутреннего или внешнего «Я-отграничения», нарциссизма или сексуальности «Я–структурного теста».

1.7 Для определения уровня психического здоровья в МОПЗ используется два специально сконструированных индекса. Эти индексы построены на основе интегральных шкал и позволяют соотнести величину адаптационных возможностей, выраженность психопатологической стигматизации и степень психической реализованности личности.

1-ый индекс (α) представляет собой разность сырых показателей по шкалам А и В

α = А-В

–этот индекс соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений.

2-й индекс (β) вычисляется по формуле:

β = А-С

–данный индекс отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности.

1.8 В МОПЗ осуществлена стандартизация индексов на выборке из здоровых испытуемых–жителей Санкт-Петербурга обоего пола в возрасте от 18 до 50 лет.

С этой целью были получены средние (М) и стандартные отклонения (σ) для индексов α и β. Данные показатели раздельно, для выборки в целом, и различных профессиональных групп населения представлены в приложении №4

Стандартизация проведена по формуле:

x — mα н x — mβ н

В соответветствии с данной формулой среднее значение индексов Т и Т` равно нулю, и нормальный диапазон составляет значение от – 10 до + 10.

Для проверки индексов проводилось вычисление Т–показателей в различных группах больных с нервно-психической патологией. Как видно из таблицы приложения №3, во всех клинических группах величина как минимум одного из индексов выходила за границы нормального интервала.

Источник

Читайте также:  Пошли здоровья мне господь
Adblock
detector