Мониторинг здоровья дошкольника.
консультация
Мониторинг здоровья дошкольника.
Мониторинг — экспресс-диагностика направленная на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения.
Цель мониторинга:
выявить уровень физического развития, физической подготовленности и осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
— Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.
— Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста
Объектом мониторинга выступает:
-общая заболеваемость, в том числе и инфекционная;
-состояние здоровья воспитанников группы;
-группы здоровья и их динамика;
-физическое развитие детей;
Задачи:
1. Углублённое исследование, оценка состояния ребёнка и уровня физической подготовленности, определение группы здоровья ребенка и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния и полноценного здоровья.
2. Ранее выявление положительных и отрицательных тенденций изменений здоровья ребенка.
3. Разработка рекомендаций по созданию условий, стимулирующих здоровьесбережение и физическое развитие воспитанников(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
Методические основы.
Методы изучения состояния здоровья дошкольников: целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния здоровья на базе существующих источников информации, а также на базе специально организованных исследований и измерений.
Данная система включает в себя три аспекта:
1. медицинский
2. психологический
3. педагогический.
Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками.
Второй аспект – психологический направлен на изучение речевого развития, социально-личностного здоровья и психоэмоционального состояния детей. Воспитатели, под руководством педагога-психолога, дважды в год отслеживают уровень психического развития детей, выявляя уровень развития психических процессов и уровень социального развития. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей(законных представителей).
Третий аспект – педагогический направлен на выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя:
1. уровень физической подготовленности детей — отслеживается инструктором по физвоспитанию в начале и в конце года.
2. уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками ООП отслеживается воспитателями посредством срезовых диагностических мероприятий
3. уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения.
Важнейшим условием успешной деятельности является комплексное взаимодействие педагогов, медиков и специалистов по всем направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.
Основными задачами данного взаимодействия являются:
1. обнаружение и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
3. выявление резервных возможностей развития воспитанника;
4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в дошкольном учреждении возможностей;
5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.
Плановый мониторинг проводится 2 раза в год (начало года и конец), а по мере необходимости и больше.
Контроль за физкультурно-оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику их развития. Средние показатели в начале года, с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года, дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы. По мере совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличение моторной активности и повышения сопротивляемости детского организма, наблюдается снижение общего процента заболеваемости детей.
Развитие здоровьесберегающих ресурсов предполагает решение следующих проблем:
1) недостаточность исследований по разработке и обоснованию эффективных инновационных профилактических и оздоровительных технологий
формирования здоровья детей
3)недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов и медицинских сестер в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников
4)негативные последствия форсированной подготовки к школе
5)отсутствие преемственности технологий формирования здоровья детей в детском саду и школе
6)низкий уровень социального партнерства детского сада и семьи, внедрения новых форм взаимодействия родителей, воспитателей и детей.
Грамотное использование методических основ и организационных техноолгий, позволяет:
1. осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
2. планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;
3. своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
4. целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям.
Здоровье ребёнка зависит не столько от образовательного учреждения , сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_zdorovya_doshkolnika._metodicheskie_osnovy_i_organizatsionnye_tehnologii.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА В КАПОТНЕ». КОРПУС «ВОЛХОНСКИЙ»
Мониторинг здоровья дошкольника. Методические основы и организационные технологии.
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ГР.№8 ЛЕВИНА Н.И
Мониторинг — экспресс-диагностика направленная на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения.
Цель мониторинга:
выявить уровень физического развития, физической подготовленности и осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
— Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.
— Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста
Объектом мониторинга выступает:
-общая заболеваемость, в том числе и инфекционная;
-состояние здоровья воспитанников группы;
-группы здоровья и их динамика;
-физическое развитие детей;
Задачи:
1. Углублённое исследование, оценка состояния ребёнка и уровня физической подготовленности, определение группы здоровья ребенка и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния и полноценного здоровья.
2. Ранее выявление положительных и отрицательных тенденций изменений здоровья ребенка.
3. Разработка рекомендаций по созданию условий, стимулирующих здоровьесбережение и физическое развитие воспитанников(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
Методические основы.
Методы изучения состояния здоровья дошкольников: целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния здоровья на базе существующих источников информации, а также на базе специально организованных исследований и измерений.
Данная система включает в себя три аспекта:
1. медицинский
2. психологический
3. педагогический.
Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками.
Второй аспект – психологический направлен на изучение речевого развития, социально-личностного здоровья и психоэмоционального состояния детей. Воспитатели, под руководством педагога-психолога, дважды в год отслеживают уровень психического развития детей, выявляя уровень развития психических процессов и уровень социального развития. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей(законных представителей).
Третий аспект – педагогический направлен на выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя:
1. уровень физической подготовленности детей — отслеживается инструктором по физвоспитанию в начале и в конце года.
2. уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками ООП отслеживается воспитателями посредством срезовых диагностических мероприятий
3. уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения.
Важнейшим условием успешной деятельности является комплексное взаимодействие педагогов, медиков и специалистов по всем направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.
Основными задачами данного взаимодействия являются:
1. обнаружение и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
3. выявление резервных возможностей развития воспитанника;
4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в дошкольном учреждении возможностей;
5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.
Плановый мониторинг проводится 2 раза в год (начало года и конец), а по мере необходимости и больше.
Контроль за физкультурно-оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику их развития. Средние показатели в начале года, с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года, дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы. По мере совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличение моторной активности и повышения сопротивляемости детского организма, наблюдается снижение общего процента заболеваемости детей.
Развитие здоровьесберегающих ресурсов предполагает решение следующих проблем:
1) недостаточность исследований по разработке и обоснованию эффективных инновационных профилактических и оздоровительных технологий
формирования здоровья детей
3)недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов и медицинских сестер в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников
4)негативные последствия форсированной подготовки к школе
5)отсутствие преемственности технологий формирования здоровья детей в детском саду и школе
6)низкий уровень социального партнерства детского сада и семьи, внедрения новых форм взаимодействия родителей, воспитателей и детей.
Грамотное использование методических основ и организационных техноолгий, позволяет:
1. осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
2. планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;
3. своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
4. целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям.
Здоровье ребёнка зависит не столько от образовательного учреждения , сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.
Источник
Диагностика развития дошкольника
Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника
Диагностика развития дошкольника.
В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;
педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Принципы организации диагностической работы:
1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.
3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.
Виды диагностики
В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.
2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.
Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.
Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.
Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.
После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.
Современные аспекты развития речи дошкольника. Речевое развитие дошкольника 5–6 лет «Современные аспекты развития речи дошкольника» Тема: Речевое развитие дошкольника 5-6 лет. Воспитатель: Кожемякина Ксения Иосифовна МБДОУ.
«Диагностика речевого развития детей раннего возраста» Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста В настоящее время проблемы диагностики речевого развития и возможной.
Диагностика Е. Е. Туник для выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии исследовательской деятельности, общих и специальных способностей.
Диагностика художественно-творческого развития детей Анкета для родителей 1) Ф. И. ребёнка 2) Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий). 3) Какие кружки, клубы.
Диагностика особенностей развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста Диагностика направлена на изучение сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих ребенку успешно осуществлять.
Диагностика познавательного развития дошкольников Упражнение «Самое непохожее» (По тесту Л. А. Венгера для детей 4,5 — 7 лет) Цель: изучение уровня развития мышления детей, восприятия.
Диагностика социально-коммуникативного развития (старший дошкольный возраст). Старший возраст (5 – 6 лет) Тема: «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Кулик Марина Геннадьевна,.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей. Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей. Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна, учитель музыки Муниципального бюджетного.
Дифференциальная диагностика первичных нарушений речевого и психического развития Дифференциальная диагностика первичных нарушений речевого и психического развития. Дифференциальная диагностика.
Диагностика целостного развития детей дошкольного возраста в рамках контекстного подхода Проблема подготовки педагогических кадров выступает важным фактором развития и преобразования личности и общества. Актуальность данной проблемы.
Источник