Меню

Методика оценки уровня здоровья человека

Методы исследования и оценки уровня здоровья

На практике исследование и оценка здоровья человека, чаще всего, осуществляется в таких традиционных направлениях, как анализ заболеваемости, тестирование отдельных физиологических реакций, контроль антропометрических показателей и использование результатов контрольных упражнений.

Для адекватной многофакторной оценки состояния здоровья, перспективно применение модельного подхода, который во многом позволяет систематизировать направления научных исследований и прогнозировать возможные тенденции изменения динамики состояния человека.

Согласно теории функциональных систем исследование и оценку здоровья человека необходимо осуществлять в соответствии с результативными «системоквантами». Такой подход позволяет определить физиологическую цену каждого результативного отрезка человека, контролировать изменение физиологических функций в процессе его трудовой деятельности, объективно выявлять психоэмоциональное напряжение, утомление, смену настроения и т. д.

С учетом физиологических закономерностей, проявляющихся в зависимости от степени развития физического качества общей выносливости (экономизация функций и расширение физиологических резервов) разработана экспресс-система оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко. Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и на основе расчета индексов позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергопотенциала.

На сегодняшний день для оценки уровня здоровья организма наиболее адекватной представляется концепция адаптации организма, на основе которой возможен контроль рабочего состояния данной функции в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома, который может проявиться задолго до возникновения заболевания как такового.

Одним из перспективных направлений в оценке здоровья является использование полипараметрических методов. Характерной особенностью данной разновидности методов является наличие функционально-диагностических методов с полиграфической регистрацией физиологических функций, матричным описанием состояния организма на основе унифицированного набора параметров физиологических функций и с использованием визуализированных графических методов анализа многомерных данных.

Группа методов нетрадиционной медицины, в основе которых лежит определение электропроводности в точках акупунктуры, получила название «электропунктурная диагностика» (ЭПД). Достоинство метода ЭПД состоит в сочетании современных научных достижений медицины, биологии, квантовой физики, информационных технологий и оргтехники, с одной стороны, и многовекового практического опыта, с другой.

Методы ЭПД по своим задачам разделяются на два основных направления: диагностика состояния точек акупунктуры и меридианная диагностика.

Источник

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ

Оценить состояние организма человека можно несколькими способами.

Биолокационный метод.

Классическая медицина

со своими приборными методами и лабораториями предлагает свой способ оценки. УЗИ, магнитно-ядерная томография, рентген способны увидеть уже разрушенный орган или в лучшем случае начальную стадию его разрушения. А лабораторные диагнозы крови дают достоверность по оценке специалистов не более 30%. Да и вообще, установленные нормы для оценки состояния организма по его крови очень приблизительны и могут сильно различаться от человека к человеку. Глубинными причинами повреждения организма, причинами возникновения заболевания классическая медицина не интересуется и тем более не устраняет. В лучшем случае врач поищет инфекционный агент, если он понимает, что у каждого следствия должна быть причина. В любом случае все будет сведено в поиску проблемы на физическом плане, в физическом теле. Если причины не найдена, то все спишется на психосоматику по формуле — «все болезни от нервов».

Многомерная медицина

предлагает свои подходы к оценке состояния организма. Здесь все намного серьезнее, чем предлагает классическая медицина. Можно не только определить проблемные органы, но и найти все глубинные причины заболевания. А так же устранить эти причины и запустить в организме системы саморегуляции, самовосстановления, самоисцеления и даже саморегенерации.

Приборные методы оценки здоровья

Кроме перечисленных методов существует множество методов, дающих возможность получения информации об организме человека с помощью новых методов исследования, которые пока не приняты на вооружение медициной и возможно ни когда не будут приняты по причине вполне понятной. Не нужны будут некоторые врачи, которые не занимаются лечением, а просто зарабатывают деньги на больных людях.

Наука не стоит на месте. В конце прошлого столетия появилось очень много приборов, способных оценить состояние организма. Я не буду перечислять их все, а расскажу лишь о том, которым пользуюсь сам.

К таким приборам относится аппарат Оберон. И разными специалистами он может быть использован по разному для специалистов разного уровня доступа к лечению организмов людей .

РАЗНЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АППАРАТА ОБЕРОН

Кого и что именно интересует в организме человека. Все зависит от вашего образования и предназначения метода оценки состояния здоровья.

  • Врачу нужно одно.
  • Дистрибьютору, который занимается продвижение продукции компании, нужно другое.
  • Гомеопату или специалисту народной нетрадиционной медицины нужен подбор трав или противопаразитарных программ.
  • А специалисту многомерной медицины нужно отследить результат работы ВР.

Врач может использовать его для точной постановки диагноза, анализа функционального состояния организма, выявления слабых мест, предрасположенностей, определение мест для глубокого исследования или и подбора лекарственных препаратов. Возможности аппарата достаточно велики и с удовольствие используются частнопрактикующими врачами.

Специалисту системы оздоровления, который продвигает оздоровительную продукцию, прибор нужен для подбора оздоровительно программы, поскольку в программу аппарата заложено огромное количество различных БАД и трав. Он не врач и диагноз его совсем не интересует. Его интересует правильный подбор препаратов и получение результата у клиента. Самое главное в этом случае – положительный результат, полученный клиентом. Поскольку он будут рекомендовать препараты своим друзьям и знакомым и тем самым двигать продукт компании. И потому дистрибьютеры разных компаний с большим удовольствием пользовались моими консультациями.

ПРОГРАММЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАД МОГУТ БЫТЬ ДВУХ ТИПОВ

Первый вариант

– программа компенсации. Когда человеку дается возможность почувствовать себя лучше, чтобы можно было продолжить привычный ритм жизни. Он может получить такой же результат используя, например, обезболивающие препараты или препараты снижающие артериальное давление.

Клиенту дается право выбора между химическими препаратами и препаратами растительного происхождения. Он может помочь организму и не нарушить работу других органов.

Второй вариант

— программы коррекции организма. Из предложенных аппаратом препаратов можно составить корректирующую программу, но для этого нужно иметь право назначение препаратов. То есть иметь медицинское образование хотя бы на уровне фельдшера. Это серьезное вмешательство в организм и нужно иметь определенные знания и полномочия.

Существует такое явление — обострение

Восстановление организма чаще всего может проходить через стадию обострения. Если исходить из канонов китайской медицины, то чем сильнее обострение, тем сильнее препарат «зацепился» на больное место.

Нужно умело менять дозировки препаратов, чтобы не испугать клиента моментами обострения. Использовать абсорбенты для выведения из организма токсинов и шлаков, которые начнут усиленно выделяться в результате схватки организма с проблемой. Обострения нужно максимально минимизировать, чтобы человек был в состоянии нормально жить и работать.

Но все это очень сложно, долго и требует значительных материальных средств и выдержки. Кроме того, должно быть постоянное отслеживание клиента. Это — регулярные проверки на Обероне или сдача анализов в лаборатории поликлиник. Нужно постоянно видеть, как ведет себя организм и своевременно корректировать программу использования БАД.

У меня были такие клиенты, которые могли себе позволить потратить на себя любимого достаточно большие деньги, чтобы поправить здоровье. И были готовы взять на себя всю полноту ответственности за свое восстановление. Они хорошо знали препараты, которыми пользовались и знали об их возможности. Верили в продукт своей компании. Мы вместе подбирать программу и вместе отслеживали результат с использование аппарата Оберон. И результаты были просто удивительные. Удавалось разобраться с серьезно больными органами в состоянии хроники и с восстановлением их до нормы.

МОЙ СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АППАРАТА ОБЕРОН

Я не врач. И поэтому такими экспериментами занимался только с согласия самого человека. Но я очень давно пользуюсь аппаратом «Оберон» и поэтому знаю все его возможности.

Я не ставлю диагноз и не предлагаю лекарственные препараты клиентам. Но при желании клиента могу озвучить проблемы с помощью медицинских терминов. То есть на что больше похожи те процессы, которые происходят в данный момент в организме с точки зрения классической медицины. А так же предложить программу с использование БАД компаний, которые я хорошо знаю и сам использую.

Поскольку аппарат дает нам не диагноз, а показывает КСС – коэффициент спектральной схожести с тем или иным заболеванием. И ни о каком диагнозе мы здесь не говорим, а если и упоминаем это слово, то только для более понятного изложения, и обязательно в кавычках.

Для меня главное – это степень удаления органов от эталонов (от эталонных сигналов здоровых органов, заложенных в программу). То есть степень повреждения организма на всех уровнях. Это дает возможность понять место, где стоит поглубже поискать с использованием других методов исследования.

КСС — это основной критерий правильности работы органа, а не какие в нем ощущения. То, как эта проблема называется с точки зрения медицины, меня мало интересует, поскольку точного попадания в конкретный диагноз не существует. Все мы разные и болезни у всех разные. Могут совпадать отдельные симптомы и только.

Заболевания только иногда могут несколько походить одни на другие, в зависимости от степени повреждения того или другого органа. Но если существует повреждение насколько органов, что чаще всего и случается, то симптоматика может быть очень запутанной. А поскольку вся медицина является симптоматичной, то на основании общих анализов и жалоб поставить диагноз просто нельзя. Нужны серьезные и глубокие исследования.

Кроме того, ощущения у человека очень индивидуальны и могут поменяться через несколько минут.

Таким образом КСС является тем параметром, который можно озвучивать клиенту не будучи врачом и не подпадая под пресс Минздрава.

Вторым направлением работы по оценке состояния организма является поиск глубинных причин повреждения повреждения организма на всех уровнях по методике многомерной медицины. Для того, чтобы начать заниматься восстановлением организма нужно прежде всего выяснить изначальные причины, глубинные причины повреждения. Чаще всего находятся в астральном и ментальном планах или даже в генетическом коде конкретного организма. Таких причин может быть множество. Они наслаиваются друг на друга как слои пирога и взаимно поддерживают друг друга.

Восстановление организма происходит посредством методики многомерной медицины, а состояние организма по КСС мы уточняем после каждого ВР — вибрационного ряда.

Более подробно об этом можно прочитать в других статьях раздела ПИРС.

Источник

Конспект лекций по дисциплине физическая культура Для всех направлений и профилей подготовки

Название Конспект лекций по дисциплине физическая культура Для всех направлений и профилей подготовки
Анкор KL_FK.doc
Дата 20.05.2017
Размер 1.12 Mb.
Формат файла
Имя файла KL_FK.doc
Тип Конспект лекций
#7984
страница 14 из 16
Подборка по базе: План конспект.docx, Тема 4. Профессионально-прикладная физическая подготовка..docx, Сборник тестов по дисциплине «Основы архитектуры и строительные , Задание на составление конспектов.doc, Краткий курс лекций МАРКЕТИНГ.docx, Общая физическая подготовка в жизни пожилых людей.pptx, Краткий обзор по дисциплине.docx, Темы контрольных работ по дисциплине ОКН зао.docx, ТКУ Физическая культура.doc, Практическая работа по дисциплине «Правовое обеспечение професси

2.5. Методы исследования и оценки уровня здоровья

На практике исследование и оценка здоровья человека, чаще всего, осуществляется в таких традиционных направлениях, как анализ заболеваемости, тестирование отдельных физиологических реакций, контроль антропометрических показателей и использование результатов контрольных упражнений.

Для адекватной многофакторной оценки состояния здоровья, перспективно применение модельного подхода, который во многом позволяет систематизировать направления научных исследований и прогнозировать возможные тенденции изменения динамики состояния человека.

Согласно теории функциональных систем исследование и оценку здоровья человека необходимо осуществлять в соответствии с результативными «системоквантами». Такой подход позволяет определить физиологическую цену каждого результативного отрезка человека, контролировать изменение физиологических функций в процессе его трудовой деятельности, объективно выявлять психоэмоциональное напряжение, утомление, смену настроения и т. д.

С учетом физиологических закономерностей, проявляющихся в зависимости от степени развития физического качества общей выносливости (экономизация функций и расширение физиологических резервов) разработана экспресс-система оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко . Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и на основе расчета индексов позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергопотенциала.

На сегодняшний день для оценки уровня здоровья организма наиболее адекватной представляется концепция адаптации организма, на основе которой возможен контроль рабочего состояния данной функции в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома, который может проявиться задолго до возникновения заболевания как такового.

Одним из перспективных направлений в оценке здоровья является использование полипараметрических методов. Характерной особенностью данной разновидности методов является наличие функционально-диагностических методов с полиграфической регистрацией физиологических функций, матричным описанием состояния организма на основе унифицированного набора параметров физиологических функций и с использованием визуализированных графических методов анализа многомерных данных.

Группа методов нетрадиционной медицины, в основе которых лежит определение электропроводности в точках акупунктуры, получила название «электропунктурная диагностика» (ЭПД). Достоинство метода ЭПД состоит в сочетании современных научных достижений медицины, биологии, квантовой физики, информационных технологий и оргтехники, с одной стороны, и многовекового практического опыта, с другой.

Методы ЭПД по своим задачам разделяются на два основных направления: диагностика состояния точек акупунктуры и меридианная диагностика.

2.6. Методы исследования и оценки функционального состояния

Для оценки функционального состояния человека используются тесты и функциональные пробы.

Тест– это измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Функциональная проба – это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения его функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Функциональные пробы условно можно разделить на простые и сложные.

К простым пробам относятся пробы, выполнение которых не требует специальных приспособлений и большой затраты времени (приседания, прыжки, бег на месте). Они делятся на три группы: одномоментные, двухмоментные и комбинированные.

Сложные пробы выполняются с помощью специальных приспособлений и аппаратов (велоэргометр, тредбан и т.д.).

Наиболее простыми и информативными функциональными пробами в практике работы со студентами являются:

  • для оценки сердечно-сосудистой системы – проба Мартинэ, проба ГЦОЛИФКа;
  • для оценки дыхательной системы – проба Генчи, проба Штанге;
  • для оценки вегетативной нервной системы – ортостатическая проба, клино-ортостотическая проба.

Проба Мартинэ– функциональная проба с 20-ю приседаниями, выполняемые за 30 секунд. Методика проведения пробы предполагает, что у обследуемого, в положении сидя, подсчитывают пульс. Затем в течение 30 секунд выполняются двадцать глубоких приседаний, при каждом приседании руки следует поднимать вперед до уровня плеч. После выполнения нагрузки обследуемый быстро садится на свое место и сразу же у него подсчитывается пульс за 10 секунд

Во время проведения пробы необходимо следить за сохранением стандартных условий выполнения нагрузки и за внешними признаками состояния обследуемого.

Оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы по результатам измерения ЧСС предполагает следующую градацию:

  • хорошая (увеличение ЧСС от исходной на 70-75%);
  • удовлетворительная (увеличение ЧСС от исходной на 76-100%);
  • неудовлетворительная (увеличение ЧСС от исходной свыше 100%).

Проба ГЦОЛИФКа – проба, разработанная в Государственном центральном ордена Ленина институте физкультуры, широко применяется для массового обследования физкультурников. Данная проба предполагает выполнение 60 подскоков на высоту 4-5 см на протяжении 30 секунд. Показатели ЧСС измеряются перед выполнением пробы и сразу после ее окончания. Все исследования после нагрузки необходимо проводить в течение первых 50 секунд. Начиная с 50-й секунды после нагрузки, пульс подсчитывают каждые 10 секунд до возвращения его к исходному показателю.

Качество пробы оценивается по реакции пульса, а также по длительности восстановительного процесса.

Хорошей реакцией считается умеренное учащение пульса (до 50%) и быстрое восстановление всех показателей – на 1-2-й минуте.

Удовлетворительной реакцией считают более значительное учащение пульса (до 75-80%), более медленное возвращение отдельных показателей к исходному уровню (на 2-3-й минуте).

Неудовлетворительная реакция характеризуется значительным учащением пульса (до 100% и больше), медленным возвращением всех показателей к исходному уровню (более 3 минут).

Проба Штанге – проба с задержкой дыхания на высоте вдоха. Проба выполняется следующим образом. Испытуемый в положении стоя делает пробный вдох, затем полностью выдыхает воздух и после полного (но не предельного) вдоха задерживает дыхание (зажимает нос). В момент начала задержки дыхания включается секундомер, это первая фиксация времени. Вторая фиксация времени происходит при невозможности дольше задерживать дыхание.

Проба Генчи – проба с задержкой дыхания на выдохе. Проба выполняется также после пробного вдоха и выдоха. Сделав вдох, испытуемый делает спокойный глубокий (но не предельно возможный) выдох и задерживает дыхание (зажимает нос). С момента задержки дыхания включается секундомер, который останавливается при первом вдохе.

При проведении проб с задержкой дыхания не следует задерживать дыхание «через силу». Длительность времени задержки дыхания и его оценка определяется периодом, в течение которого испытуемый спокойно, без волевого напряжения может воздерживаться от вентиляции легких.
Градации оценок проб с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе:

Оценка пробы

Проба Штанге, с Проба Генчи, с
Муж. Жен. Муж. Жен.
Отличная 50 и выше 40 и выше 40 и выше 30 и выше
Хорошая 40-49 30-39 30-39 20-29
Удовлетворительная 30-39 20-29 20-29 15-19
Неудовлетворительная 39 и ниже 19 и ниже 19 и ниже 14 и ниже

Ортостатическая проба используется для оценки функции симпатического отдела вегетативной нервной системы. Методика проведения пробы включает подсчет ЧСС у обследуемого после 5 мин. пребывания в положении лежа. Затем по команде он спокойно (без рывков) занимает положение стоя. ЧСС подсчитывается на 1-й и 3-й минутах пребывания в вертикальном положении. Оценка пробы может осуществляться по ЧСС, как по пятибалльной, так и по трехбалльной системе.
Пятибалльная градационная шкала

Пол Оценка
5 4 3 2 1
Муж. (уд/мин.) 10 и
Жен. (уд/мин.) 10 и

Трехбалльная градационная шкала

Показатель Переносимость пробы
хорошая удовлетв. неудовлетв.
ЧСС учащение

на 11 уд.

учащение

на 12-18 уд.

учащение

на 19 уд. и >

Клино-ортостотическая проба используется для оценки функции парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Проба основана на измерении ЧСС при перемене положения тела, но в обратном порядке. При нормальной возбудимости парасимпатической нервной системы происходит урежение пульса на 4-12 ударов. Замедление более чем на 12 ударов свидетельствует о повышенной возбудимости парасимпатической нервной системы.

2.7. Методы регулирования психоэмоционального состояния

В выборе и применении конкретных приемов регуляции эмоциональных состояний большое значение имеет правильный учет индивидуальных особенностей человека.

Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц и другими выразительными движениями тела, человек приобретает в какой-то мере умение владеть собой, подавлять, вызывать или изменять определенные эмоции.

Специальные двигательные упражнения. Они используются для регулирования эмоциональных состояний. Такие упражнения могут быть различными по скорости, амплитуде, последовательности, направлению движений, мышечным напряжениям и т.д. Размеренные ритмичные, плавные движения с широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энергичные, быстрые, напротив, возбуждают и бодрят.

Упражнения на расслабление и последующее напряжение различных групп скелетных мышц. Они составляют важную часть аутогенной тренировки, так как вызывают изменения в функциональном состоянии не только мышечной, но и нервной систем.

Индивидуализированная разминка. От характера разминки зависит не только физиологическое состояние организма перед началом спортивного действия, но и его психологическая готовность выполнять спортивную задачу наилучшим образом.

Специальные виды массажа и самомассажа. Сильное возбуждение центральной нервной системы можно снять успокаивающим массажем, самомассажем (медленное поглаживание, легкое разминание, спокойное потряхивание); при угнетенном состоянии рекомендуется активный массаж, самомассаж с энергичным прорабатыванием мускулатуры: быстрые поглаживания, растирания, энергичное и глубокое разминание.

Дыхательные упражнения. Применяются в разном ритме с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними в зависимости от их назначения. Для подбадривания, например, применяется «полное дыхание» с сильным выдохом. Упражнения с медленным, постепенным вдохом и выдохом являются успокаивающими.

Приемы, основанные на регуляции эмоций через воздействие на различные анализаторы. Эмоциональное воздействие раздражителей может быть возбуждающим и успокаивающим. Так, красный цвет действует возбуждающе; синий и зеленый цвета, напротив, успокаивают человека; мелодичная музыка, пение птиц также действуют на общее эмоциональное состояние, повышают тонус нервной системы.

Воздействие второсигнальных раздражителей (речь). Известно, что словом человека можно одобрить, обрадовать, поощрить, огорчить, успокоить и т.д. Чтобы вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать проявлению воли, целеустремленности, человек должен уметь применять самоободрение, самоуспокоение, самоприказ, самоубеждение.

Аутогенная тренировка. – один из доступных способов регулирования психического состояния. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц. Строится аутотренинг на основе последовательного самовнушения чувства тяжести и тепла в области солнечного сплетения, чувства тепла в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу.

Классическая аутогенная тренировка охватывает шесть тренировочных ступеней, каждая из которых направлена на определенную область или систему органов тела: мышцы, кровеносные сосуды, сердце, легкие, органы пищеварения, голову.

Вспомогательные упражнения аутогенной тренировки направлены на значимые для саморегуляции «функциональные области»

Регулирующее музыкальное воздействие состоит в формировании положительного эмоционального настроя после высоких тренировочно-соревновательных нагрузок, активизации процессов расслабления и отдыха, закреплении или создании оптимального предстартового состояния.

Психомышечная тренировка – это метод психического самовнушения, при котором работа мозга сосредоточена в основном на «тренировке представлений». Основное содержание метода составляют формулы, направленные на создание состояния пониженной активности различных систем организма. На фоне такого состояния многократно выполняются упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, активизирующие и мобилизующие упражнения.

2.8. Методы самооценки уровня физической подготовленности

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования. В последнее время в контрольном разделе по дисциплине «Физическая культура» используются следующие двигательные задания:

  • челночный бег на 10×10 м (оценка скоростных и координационных способностей);
  • прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых способностей);
  • поднимание туловища из положения лежа за 30 с (силовая выносливость мышц брюшного пресса);
  • вис, согнув руки, на перекладине (оценка статической силовой выносливости мышц плечевого пояса);
  • наклон туловища вперед из положения сидя (оценивается гибкость позвоночного столба);
  • бег 1000 метров (оценка уровня аэробной выносливости).

Методики выполнения двигательных заданий

Челночный бег 10×10 м выполняется после предварительного ограничения 10-метрового отрезка дистанции (спинками стульев наружу от отрезка). По сигналу с высокого старта необходимо добежать до стула, который находится в конце 10-метрового отрезка, коснуться рукой его спинки, вернуться к стартовой линии, коснуться рукой спинки второго стула и бежать к первому стулу. Задание считается выполненным после преодоления 10 отрезков по 10 метров.

Прыжок в длину с места выполняется толчком двух ног от стартовой линии с махом рук (три попытки подряд). Результат измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания к стартовой линии ногами участника.

Поднимание туловища выполняется из положения: лежа, руки за головой, ноги согнуты в коленях под углом 90º, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в течение 30 секунд.

Вис, согнув руки, на перекладине предусматривает в исходном положении хват сверху и нахождение подбородка над перекладиной. Приняв стартовую позицию, включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут распрямляться и подбородок опустится ниже перекладины, выполнение двигательного задания прекращается.

Наклон туловища вперед из положения сидя выполняется после предварительной разметки на полу перпендикулярной и центральной линии. Касаясь перпендикулярной линии, с выпрямленными в коленях ногами, выполняются 3 пружинящих наклона вперед и на 4-м наклоне фиксируется результат по кончикам средних пальцев на разметке центровой линии, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускается.

Бег на 1000 метров выполняется с высокого старта. Результат фиксируется секундомером и заносится в протокол в секундах. На дистанции возможен переход на ходьбу.
Возрастные оценки нормативов для юношей

Тесты Возраст
17 18 19 20 21 22 23
Челночный бег 10х10 м. (с) 29,5 30,0 30,0 30,0 30,0 30,0 30,5
Прыжки в длину с места (см) 225 233 238 241 242 241 238
Поднимание туловища (с) 23 24 25 25 25 25 24
Вис на перекл. на согн. руках (с) 51 55 58 60 61 61 60
Наклоны туловища вперед (см) 11 11 10 10 9 9 8
Бег 1000 м (с) 209 203 198 194 191 192 194

Возрастные оценки нормативов для девушек

Тесты Возраст, лет
17 18 19 20 21 22 23
Челночный бег 10х10 м. (с) 31,5 32,0 32,0 32,5 33,0 33,5 34,0
Прыжки в длину с места (см) 180 178 176 172 167 161 155
Поднимание туловища (с) 21 21 20 19 18 17 16
Вис на перекл. на сог. руках (с) 41 42 41 39 35 30 25
Наклоны туловища вперед (см) 13 13 13 12 12 11 10
Бег 1000 м (с) 262 262 265 269 274 280 287

2.9. Методические основы построения учебно-тренировочного занятия, планирования и контроля физических нагрузок

Существенным фактором при построении уроков (занятий) является закономерное изменение работоспособности занимающихся в процессе двигательной активности. Общая тенденция изменения работоспособности характеризуется постепенным ее наращиванием в начале физической деятельности, затем, достигнув оптимального уровня, работоспособность на некоторое время стабилизируется, приобретая относительную устойчивость и, наконец, под влиянием нарастающего утомления снижается. С учетом этой закономерности в занятиях физическими упражнениями принято выделять три характерные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть предназначена для начальной организации занимающихся и активизации их внимания, ознакомления с намеченным содержанием, создания соответствующей психологической установки и положительного эмоционального состояния, постепенной подготовки организма к предстоящей нагрузке.

Основой подготовительной части являются: строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков), общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов, с предметами и отягощениями.

В основной части решаются главные задачи:

  • развитие волевых и физических качеств занимающихся;
  • формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.

Основная часть строится с учетом распределения физических упражнений в оптимальной последовательности по характеру их закономерного влияния назанимающихся. Выполнение любого упражнения связано с определенными функциональными сдвигами в организме и психике, не исчезающими с окончанием их действия, а сохраняющимися еще некоторое время. Эти следовые действия могут способствовать более эффективному выполнению последующих упражнений или, наоборот, затруднять их. В связи с этим всегда необходимо упорядочить последовательность упражнений, обеспечивая приемлемую оптимальность связи между ними. В случае, когда такие связи не могут быть обеспечены, прибегают к вспомогательным действиям или отдыху.

Заключительная часть направлена на постепенное снижение общей нагрузки, приведение организма и психики занимающихся в оптимальное состояние. В данной части рекомендуется выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, растягивание.

Содержание и продолжительность каждой части весьма изменчивы и зависят от задач, вида и продолжительности занятия, от особенностей и состояния занимающихся.

Однако даже правильная последовательность упражнений не обеспечивает полной структурной организации занятия. Требуется целесообразное распределение методических действий преподавателя, связанных с передачей знаний, формированием или совершенствованием умений, навыков, с обеспечением необходимых воздействий на функции организма, развитием двигательных качеств и др.

Основой нормирования нагрузок в физическом воспитании является состояние человека. В практической работе учитывают следующие виды физического состояния: устойчивое, текущее и оперативное.

Устойчивое состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Устойчивое состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. В данном случае справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект.

Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень, но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями.

Оперативным состоянием спортсмена является его состояние в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания). Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем.

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий. Различают перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование связано с распределением тренировочной работы на сравнительно длительный срок (на 1 год или на один период годового цикла).

Текущее планирование связано с распределением нагрузки в пределах тренировочного микроцикла (7-14 дней).

Оперативное планирование связано с тренировочной работой на занятии.

Эффективное управление подготовкой высококвалифицированного спортсмена становится возможным лишь при наличии объективного контроля за различными сторонами его подготовки.

Различают следующие виды контроля: этапный, текущий и оперативный.

Этапный контроль заключается в получении информации, на основании которой составляются планы подготовки на относительно длительный срок.

Программа этапного контроля формируется из двух блоков (батарей). Первый блок включает общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена. Второй блок включает специфические тесты, структура которых соответствует структуре соревновательного упражнения.

Текущий контроль предназначен для сбора и анализа информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах.

Оперативный контроль – это экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологический и медико-биологический характер. Они зависят от особенностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и других материально-технических возможностей и условий. В каждом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упражнений) кафедрами физического воспитания разрабатываются и утверждаются соответствующие виды контроля и их сроки.

2.10. Методы исследования и оценки физического развития

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр позволяет оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

При исследовании осанки последовательно определяют положение головы, плечевого пояса, выраженность физиологических кривизн позвоночника, пропорциональность треугольников талии.

При наружном осмотре грудной клетки определяется ее форма, которая в норме может быть плоской, цилиндрической и конической. При хорошем физическом развитии грудная клетка имеет обычно цилиндрическую или коническую форму, при слабом – плоскую.

Форма живота зависит от состояния мышц брюшной стенки и развития жирового слоя. При нормальной форме брюшная стенка выпячивается незначительно и ясно виден рельеф мускулатуры. У лиц с хорошо развитой мускулатурой при слабом жироотложении живот несколько втянут.

По форме ноги разделяют на нормальные, X-образные и О-образные. Ноги считаются прямыми или нормальной формы, если при стойке «смирно», но без особого напряжения мышц происходит смыкание бедер, коленей, голеней и пяток при наличии небольшого просвета ниже коленей или над внутренними лодыжками.

Путем осмотра свода стопы определяют ее форму, которая может быть нормальной, уплощенной и плоской. В норме более пигментированная часть стопы должна составлять не менее 1/3 всей ее ширины стопы. При уплощении стопы эта часть больше 1/3 ширины стопы. При полном плоскостопии она распространяется на всю ширину стопы.

Степень развития мускулатуры оценивается как хорошая, удовлетворительная и слабая. Определяется равномерность ее развития и рельефность, т.е. выраженность рельефа мышц.

При осмотре кожи обращают внимание на влажность, окраску, наличие сыпей, повреждений, омозолелостей, опрелостей.

Жироотложение оценивается по степени упитанности. Различают нормальную, пониженную и повышенную упитанность. Измерение жировой складки производится на спине исследуемого под углом лопатки и на животе, на уровне пупка справа и слева.

Состояние опорно-двигательного аппарата определяется с помощью опроса, в ходе которого выясняется наличие ограничений движений в суставах или, наоборот, повышенной подвижности, привычных вывихов.

На основании результатов наружного осмотра определяют тип телосложения: нормостенический, астенический или гиперстенический.

Антропом е трия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости.

Антропометрические измерения включают – определение роста (длины тела), веса (массы тела), диаметров, окружностей, силы мышц, жизненной емкости легких.

Рост стоя и сидя измеряют ростомером. При измерении роста стоя исследуемый должен стать спиной к вертикальной стойке в положении «смирно», касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с верхушкой головы.

Длина ног определяется по разнице величин роста стоя и сидя.

Вес измеряется посредством использования медицинских весов с точностью до 50 г.

Измерение окружностей производится толстотным циркулем. В процессе измерений определяется ширина плеч, передне-заднего и поперечного диаметров грудной клетки и ширины таза.

Окружность грудной клетки исследуется в трех фазах: при вдохе, выдохе и спокойном состоянии. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по нижнему краю околососковых кружков у мужчин и детей и над грудными железами по месту крепления 4-го ребра к грудине у женщин.

Окружность плеча измеряется в напряженном и спокойном состоянии мышц. Лента накладывается в месте наибольшего утолщения бицепса.

Окружности бедра и голени измеряются в положении стоя, ноги на ширине плеч. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Ленту накладывают горизонтальной под ягодичной складкой и вокруг наибольшего объема голени.

При определении окружности шеи ленту накладывают горизонтально под щитовидным хрящом (кадыком).

Определение жизненной емкости легких производится с помощью спирометра. Обследуемый выполняет 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем глубокий вдох и выдыхает воздух в трубку спирометра. Измерение проводится трижды и учитывается лучший результат.

Сила мышц определяется при помощи динамометров.

Для измерения силы кисти используется ручной динамометр, который сжимают с максимальным усилием, вытянув в сторону. Измерения проводятся 3 раза и записывают лучший результат.

Сила мышц разгибателей спины измеряется становым динамометром. При измерении обследуемый становится на площадку прибора, ручку станового динамометра устанавливают на уровне коленей. Ограничиваются однократным исследованием.

Оценка уровня физического развития производят методами стандартов, корреляции, профилей и индексов.

Метод стандартов основан на сравнении полученных данных со средними стандартными величинами, которые установлены путем изучения большого числа обследованных того же пола, возраста, роста.

Метод корреляции основан на оценке взаимосвязи отдельных антропометрических показателей.

Метод профилей позволяет представить полученные данные в графическом изображении на специальных сетках.

Метод индексов основан на соотношении отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. Для ориентировочной оценки отдельных показателей физического развития используют весо-ростовой, жизненный, силовые, разностные индексы.

2.11. Методы самоконтроля состояния здоровья
и функциональной подготовленности

Самоконтроль складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, артериального давления, частоты дыхания, и т.д.).

Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник. Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь и разграфить ее по датам и показателям самоконтроля. Количество показателей самоконтроля в дневнике и порядок их записи могут быть различными, но одинаково важно для всех правильно оценивать отдельные показатели, лаконично фиксировать их в дневнике.

Для студентов, занимающихся физической культурой по учебной программе, а также самостоятельно избранным видом спорта, можно ограничиться минимумом, включающий такие показатели, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Субъективные показатели самоконтроля оцениваются по 5-ти балльной системе, при общих затратах времени не более 5-10 минут ежедневно.

Самочувствие следует оценивать, как хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон оценивается по его продолжительности и глубине. При нарушениях сна желательно делать такие записи, как трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.

Аппетит оцениваться по шкале: хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите человека.

Болевые ощущения (боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку, в области сердца и т.д.) фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силе проявления. При продолжительных болевых ощущениях следует обратиться к врачу.

Методики регистрации и оценки объективных показателей самоконтроля существенным образом отличаются друг от друга.

Пульс в покое чаще всего определяют на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава. Измеряется в положении сидя по 15 секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Записывается результат ЧСС в перерасчете за одну минуту.

ЧСС в покое в среднем у мужчин 65-75 уд/мин., у женщин 70-80 уд/мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте редким (брадикардия).

Пульс в покое обычно ритмичен, т.е. количество ударов за каждые 10-секундные промежутки времени не отличается больше чем на 1 удар. Однако у некоторых людей могут наблюдаться нарушения ритма – дыхательная аритмия, экстрасистолия и др.

Артериальное давление является интегральным показателем, отражающим функциональное состояние организма. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давление. Нормальными величинами артериального давления являются: для максимального – 100-130 мм.рт.ст.; минимального – 60-80 мм.рт.ст.; пульсового давления (разница между максимальным и минимальным давлением) 40-60 мм.рт.ст. Цифры выше 130/80 указывают на гипертоническое состояние, ниже 100/60 – на гипотоническое.

Артериальное давление измеряется при помощи тонометров, Методика измерения АД предполагает закрепление резиновой манжеты на плече, на 3-4 см выше локтевого сгиба, и нагнетание в нее воздуха. При ручном измерении, на локтевую артерию в области локтевого сгиба, ближе к его внутреннему краю, устанавливается фонендоскоп, чтобы прослушивать толчки пульсовой волны. При выпускании воздуха из манжетки давление в ней медленно падает. Первый услышанный при этом пульсовой тон соответствует величине максимального, систолического АД, последний пульсовой тон – это минимальное или диастолическое АД. В настоящее время для измерения АД все чаще используются электронные приборы.

Частота дыхания определяется посредством ладони, расположенной на границе нижней части грудной клетки и верхней части живота, при равномерном и стабильном дыхании. Средний показатель частоты дыхания взрослого человека составляет 14-18 дыхательных движений в минуту.

2.12. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки

Занятия различными видами спорта могут содействовать развитию комплекса психофизиологических качеств и прикладных навыков наряду с решением других задач ППФП.
Методика развития некоторых профессионально важных физических качеств
Формирование общей выносливости обеспечивается выполнением упражнений умеренной и большой мощности, при которых вовлекаются в работу 2/3 или более мышц тела.

1. Медленный бег от 1 до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.

2. Кросс до 3 ч при ЧСС 150-160 уд/мин.

3. Медленный бег при ЧСС 120-130 уд/мин до 2 ч.

4. Повторный бег на отрезках (1-4 км) при ЧСС 160- 180 уд/мин.

5. Быстрая ходьба до 1 ч.

6. Спортивная ходьба не менее 3 км.

7. Медленное длительное плавание.

8. Гребля 1,5-2 км.

9. Передвижение на лыжах до 1 ч; бег на лыжах 5-15 км.

10. Игра в футбол, регби, баскетбол (до 2 ч).
Статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии развиваются в процессе выполнения:

— продолжительных динамических упражнений (ходьба, бег, лыжные гонки, езда на велосипеде и др.);

— специальных динамических упражнений, направленных на развитие мышц, испытывающих наибольшую статическую нагрузку при профессиональной деятельности специалиста: метание диска, ядер и др.; прыжки с шестом; наклоны туловища вперед, назад, в стороны медленно и быстро, с выпадами; то же с отягощением: гантелями, набивными мячами, грифом штанги, амортизаторами; наклоны и вращения головы; лазание по канату с помощью и без помощи ног; перевороты, висы, подтягивания на перекладине, кольцах; поднимание и опускание туловища, лежа на бедрах на скамейке, стуле, коне с закрепленными ногами, лицом вверх и вниз (то же с отягощениями);

— статических упражнений (равновесие, мосты, стойки, в том числе на лопатках, предплечьях, руках; удержание туловища в положении прогнувшись с закрепленными и незакрепленными ногами); занятий борьбой в стойке и в партере, ездой на лошади, скалолазанием, стрельбой из лука; парусным и буерным спортом, водными лыжами и др.
Сенсомоторная реакция развивается при повторном, предельно быстром выполнении различных заданий.

Упражнения на реакцию.

1. Ответ в быстром темпе заранее известным движением на заранее известный сигнал: бег со старта по свистку, под выстрел, по команде «марш», по взмаху флажка; старт из различных исходных положений на 10-15 м по сигналу; бег в среднем темпе с рывками по зрительному и слуховому сигналам; ходьба и бег с выполнением различных заданий по зрительному и слуховому сигналам; игры типа «салки», баскетбол, ручной мяч.

2. Взятие старта по одному из сигналов, например по взмаху зеленым флажком остаться на месте, красным – пробежать 10 м, по свистку сделать 5 шагов и т.п.

3. Подвижные игры и эстафеты с неожиданными препятствиями, преодоление которых возможно несколькими способами; быстрое нападение с преодолением действий защитника в баскетболе, ручном мяче (реакция выбора).

4. Быстрое и точное переключение с одного двигательного действия на другое по дополнительному сигналу.

5. Эстафеты, упражнения со скакалкой, удары рукой (ногой) по летящему (катящемуся) мячу, ловля мяча на месте и в движении, прием волейбольного мяча, ловля и передача 2-3 мячей одновременно, ловля и передача мяча со сближением и удалением, игра в баскетбол, волейбол, регби, лапту, бейсбол, настольный теннис, стендовая стрельба и др. (реакции на движущийся объект).

6. Ходьба и бег по ограниченной опоре, спуск с гор на лыжах, одной лыже, стрельба из малокалиберной и пневматической винтовок, лука (реакция слежения).
Упражнения, развивающие быстроту.

1. Максимально быстро сжатие и разжатие пальцев рук, эспандера, теннисного мяча; ловля падающей гимнастической палки, линейки, отскочившего теннисного мяча; броски мяча в стенку и ловля его пальцами рук.

2. Быстрое одновременное и поочередное разгибание и сгибание рук с различной амплитудой и в разных направлениях без и с отягощениями; «бой с тенью», толкание и метание облегченных снарядов, быстрое отжимание от упора, на пальцах от стены и т.п.

3. Максимально быстрые броски баскетбольного мяча о стену с небольшого расстояния двумя, одной рукой и ловля мяча; ведение мяча с низким отскоком.

4. Быстрые наклоны вперед, в стороны, поднимание и опускание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке; быстрое выпрямление ног в угол из группировки.

5. Максимально быстрое нанесение карандашом точек на бумагу.

6. Темповые подскоки на месте, с отягощениями; прыжки через короткую скакалку, прыжки ноги врозь вместе с одновременными движениями руками, хлопками и др.

7. Бег с высоким подниманием бедра, по лестнице, семенящий бег; максимально быстрый бег с ходу с возможно большим и наименьшим количеством шагов.

8. Подбрасывание мяча вверх из положения лежа, быстрый подъем и ловля мяча.

9. Метание теннисного мяча на дальность отскока от стены и последующая ловля его.

Основной путь формирования ловкости — овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями.
Упражнения на ловкость.

1. Сжатие в кулак левой кисти, касание вытянутыми пальцами правой руки мизинца левой руки, одновременная смена положений кистей рук.

2. Различные сложные по координации движения руками: хлопки руками спереди и сзади под каждый шаг.

3. В ходьбе на каждый шаг симметричные движения руками: в сторону, вверх, вниз, вперед, назад.

4. Броски и ловля мяча, подброшенного вверх двумя руками, одной рукой, стоя на месте, в движении, с поворотом до 360°.

5. Жонглирование мячами стоя, присев, лежа, перебрасывание из руки в руку двух-трех теннисных мячей.

6. Верхняя передача волейбольного мяча; ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, обводка мяча вокруг себя, вокруг каждой ноги и др.

7. Балансирование гимнастической палкой на ладони, поднимая и опуская руку; ловля гимнастической палки после ее скатывания по рукам из и.п. горизонтально на плечах.

8. Акробатические кувырки вперед, назад, вправо, влево, через плечо, после ходьбы, бега, прыжка через препятствие.

9. Балансировка на набивном мяче, сохранение равновесия на подвижной площадке, лежащей на бревне, набивном мяче.

10. Обводка препятствий баскетбольным или другим мячом.

11. Прыжки через обруч перешагиванием, на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге.
Упражнения на гибкость.

1. Сгибание и разгибание пальцев; разгибание пальцев путем надавливания пальцев другой рукой.

2. Статическое удержание в разогнутом положении пальцев и запястья за счет собственного разгибания и надавливания другой рукой.

3. Сгибание, разгибание и статическое удержание пальцев и запястья в разогнутом положении за счет упора руками в стену и т.п.

4. Вращение рук вперед и назад.

5. Наклоны вперед, хватом за рейку гимнастической стенки.

6. Висы на перекладине, вис сзади, размахивание в висе.

7. Мост гимнастический.

8. Ходьба на носках.

9. Упор лежа, руки на скамейке, сгибание и разгибание стой в голеностопных суставах.

10. Ходьба в упоре согнувшись, не сгибая ног в коленях.

11. Переход из упора лежа на спине в мост на голове с покачиванием, затем переход в мост на руках.

12. Лежа на спине, руки вверху, поднимание прямых ног с оттянутыми носками, касаясь носками пола за головой, возвращение в и. п.
Упражнения для развития равновесия.

1. Ходьба обычная, приставным шагом, спиной вперед, боком, с наклоном или поворотом головы, с закрытыми глазами и различными движениями рук.

2. На скамейке или бревне стойка, переход в сед, бег и ходьба с выполнением разных заданий, с грузом, предметами.

3. Быстрые движения головой в различных направлениях.

4. Прыжки на месте с поворотами налево и вправо до 360°.

5. Кувырки вперед, назад.

6. Ходьба и бег с ускорениями и внезапными остановками и последующей переменой положения тела или изменением направления передвижения.

7. Прыжки со скакалкой, на батуте.

8. Разнообразные прыжки и выпады.

9. Сгибание и разгибание рук в упоре.

10. Подтягивание и подъемы переворотом на перекладине.

11. Серия кувырков в сочетании с прыжками, с поворотами вокруг вертикальной оси.

12. Упражнения на батуте.

13. Пробегание на скорости лабиринта.

14. Прыжки в воду, слалом, виндсерфинг и др.
Упражнения на внимание.

1. Спортивные игры с мячом.

2. Передвижение по прямой, по кругу, квадрату с чередованием заранее обусловленных действий (бег скрестным шагом, обычный бег-прыжки, семенящий бег и т.п.); преодоление полосы препятствий; ведение мяча в ранее обусловленном ритме, с изменением направления, скорости перемещения, остановками (развитие способности переключать внимание).

3. Выполнение на технику основных упражнений различных видов спорта с особым вниманием на правильное исполнение одного из элементов (развитие концентрации внимания).

4. Ведение мяча по линиям, прыжки со скакалкой, длительные передачи мяча в парах, броски мяча в кольцо, подбрасывание мяча на ракетке для тенниса, продолжительная игра в баскетбол, волейбол, бадминтон и др. (развитие устойчивости внимания).
Упражнения на оперативное мышление.

1. Эстафеты с решением внезапно возникающих тактических задач.

2. Преодоление незнакомых полос препятствий на время.

3. Игра в бадминтон, теннис, волейбол через закрытую сетку.

4. Учебный бой на ринге.

5. Ориентирование на местности.

6. Подводное ориентирование.

7. Спортивное радиопеленгование.

8. Фигурная езда на автомобиле, велосипеде, мотоцикле.

9. Спортивные телеигры.

10. Стрельба на круглом стенде, по мишени «бегущий кабан» и скоростная стрельба из пистолета по поворачивающейся мишени.
Упражнения, способствующие развитию эмоциональной устойчивости.

1. Прыжки в высоту с разбега, через барьеры.

2. Выполнение сложных гимнастических упражнений (упражнения на бревне, акробатические кувырки и др.).

3. Прыжки в воду с вышки.

4. Прыжки на батуте с выполнением сложных по координации движений.

5. Командные спортивные и подвижные игры.

6. Прыжки с парашютом, дельтапланеризм.

7. Выполнение упражнений с элементами соревнования, в присутствии зрителей.
Специальные дыхательные упражнения.

1. Полное брюшное диафрагмальное дыхание.

2. Ритмическое дыхание: полный вдох за 8 с, задержка на 4 с, выдох 8 с и т.д.

3. То же, что и в п. 2, но выдох совершается через плотно сжатые губы.

4. Несколько глубоких вдохов и полных выдохов с переходом к спокойному дыханию.

5. Выполнение дыхательных упражнений № 1-4 перед, во время и после физических упражнений, вызывающих эмоциональную напряженность.

6. Выполнение дыхательных упражнений № 1-4 перед экзаменом, защитой курсового, дипломного проекта, перед ответом на занятиях.

7. Два-три раза напрячь и расслабить мышцы всего тела, затем сделать несколько энергичных и глубоких вдохов с короткой задержкой дыхания и небольшим натуживанием в конце вдоха и последующим полным, продолжительным выдохом.

8. Установить ритмическое дыхание, незначительно задерживая его в конце каждого вдоха, затем сделать полный продолжительный выдох.

Источник

Читайте также:  Буклеты правильная осанка залог здоровья

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector