В. С. Торохтий О. Г. Прохорова. Психологическое здоровье семьи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург КАРО 2008
1 В. С. Торохтий О. Г. Прохорова Психологическое здоровье семьи Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург КАРО 2008
2 УДК ББК К Торохтий В. С., Прохорова О. Г. ISBN Раздел 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ 1.1. Сущность, содержание и структура психологического здоровья УДК ББК Прохорова О. Г., Торохтий В. С., 2008 ISBN КАРО, 2008 Все права защищены Основные понятия семьи. Направленность семейных отношений. Сущность и содержание психологического здоровья. Отличие психологического здоровья семьи от психического. Структура и критерии психологического здоровья. Задачи психологического консультирования и коррекции. Психологическое здоровье и нездоровье. Уровни психологического здоровья. Факторы риска нарушения психологического здоровья. Усилия человека для становления его психологического здоровья и как следствие этого позитивные самоизменения. Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души. Сократ Современное общество переживает очень быстрые революционные изменения, в которых люди не всегда успевают сориентироваться. В процессе революционных изменений теряются и важнейшие социальные ценности, которые помогали людям выживать и справляться с трудностями. 3
3 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ В частности, терпит кризис семья, которая для многих людей была островком спокойствия, надежности, источником восполнения нравственных и физических сил человека. Как помочь семье в современных условиях? Ведь помощь семье означает помощь обществу в целом. Современная семья это явление историко-психологическое, многим отличающееся от прошлых социальных институтов. Развиваясь от так называемого группового брака в первобытном обществе к парному браку в эпоху древности и средневековья, семья на протяжении веков была социально санкционированной общностью людей. Эта общность основывалась на церковном браке и имела целью прежде всего продолжение рода, то есть необходимое обществу воспроизводство определенного типа личности. При заключении брака и создании семьи основную роль играли имущественное положение жениха и невесты и согласие родителей на их брак. Имущественное неравенство будущих супругов рассматривалось как неравный брак. В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею подразумеваются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Понятие психологического здоровья включает в себя: полноценное функционирование и развитие человека в процессе его жизнедеятельности при условии адек CУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ватного выполнения им своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), обеспечивающего возможность непрерывного развития человека в течение всей его жизни; неразделимость и необходимость полноценного функционирования телесного и психического развития человека; гармония между различными составляющими самого человека эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п.; гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом; динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи; саморегулируемость личности, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это нарушениями психологического здоровья; развитие этической системы личности, духовности, его ориентация на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, 5
4 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ человек чувствует себя счастливым, в противном случае глубоко несчастным. В настоящее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В. А. Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Понятие психологического здоровья сопоставимо с понятием зрелости личности. Если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого могут использоваться как синонимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью. Психологическое здоровье детей имеет свою специфику, для того чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И. В. Дубровиной о соотношении психологического здоровья и развития личности. И. В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое здоровье на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье это пожизненное образование, хотя его предпосылки создаются еще в перинатальном периоде. Естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних CУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Психологическое здоровье это система, включающая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (В. И. Слободчиков). Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей, ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами является умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это 7
5 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития, он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором» собственной биографии. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции: обучение положительному самоотношению и принятию других; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, становится очевидным, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, но не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. В психологическом консультировании необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т.п.) и уровня психологического здоровья людей. Безусловно, для эффективной организации психологического консультирования и коррекции необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья и оптимальные условия его становления. Критерии психологического здоровья зависят и от понятия проблемы нормы психологического здоровья. Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы для психического здоровья: правомерно за норму принимать отсутствие патологии. Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление CУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ человека во взрослую жизнь характеризуется началом преобладания процессов приспособления к среде, освобождением от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из такого понимания нормы можно подойти к определению уровней психологического здоровья. Под здоровьем в общем виде обычно понимается форма жизнедеятельности человека, обеспечивающая необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность. В качестве жизни семьи, или ее здоровья, различают два аспекта: степень временной нетрудоспособности человека, возраст, перехода на инвалидность и т. д. (объективные показатели); степень социальной поддержки, величина нервно-эмоциональной напряженности в семье и др. (субъективные показатели). При таком подходе нельзя оценивать здоровье по факту заболеваемости и инвалидности, необходимо учитывать субъективные ощущения отдельного человека и группы. Здоровье ценно тем, что обеспечивает долгую жизнь с высоким уровнем душевного комфорта. Под нездоровьем понимают: физическое нездоровье (временно потерявший трудоспособность) человека определяется его деятельностью, насколько позволяет ему запас мускульной энергетики; духовное (психологическое) нездоровье личности, семьи, даже достаточное для преодоления возникшей проблемы, физический потенциал сводит к нулю. В силу существования в группе различных социальнопсихологических процессов, в частности общения, а значит и информированности, комфортности, социализации и т. д., психическое нездоровье отдельной личности трансформи- 9
6 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ руется в психологические состояния других членов группы. Оно способно нейтрализовать значительные потенциальные возможности по ее сопротивляемости жизненно трудным ситуациям. С этой точки зрения психологическое здоровье представляет особый интерес как предмет диагностики семьи, ее благополучия или проблемности. Психологическое здоровье семьи детерминировано многими факторами: социальными, экономическими, биологическими, психологическими, педагогическими и т.д. Важнейшим фактором, его естественно-научной основой является физическое здоровье членов семьи. Но здесь не может быть жесткой зависимости, так как имеют место воздействия и других факторов (в том числе не всегда в унисон с основным). Поэтому возникает необходимость поуровневой и комплексной оценки этого явления для каждой семьи. В поуровневой оценке наиболее значимы три позиции: норма, отклонение от нормы, отсутствие. УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ CУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 1. Высший уровень психологического здоровья креативный. К этому уровню можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи. 2. Средний уровень адаптивный. К нему можно отнести людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически развивающей направленности. 3. Низший уровень это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства: Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих. Аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи. ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Факторы риска нарушения психологического здоровья можно условно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. 1. Объективные. Влияние факторов среды семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Эти факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков, поэтому раскроем их наиболее подробно. Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода 11
7 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. Именно такое воспитание достаточно характерно для многих современных семей, но именно оно традиционно расценивается как благоприятное и не рассматривается как фактор риска ни самими родителями, ни даже специалистами-психологами, поэтому опишем его подробнее. Перевозбуждение и сверхстимуляция ребенка могут наблюдаться в случае материнской гиперопеки с отстранением отца, когда ребенок играет роль «эмоционального костыля матери» и находится с ней в симбиотической связи. Такая мать постоянно пребывает с ребенком, не оставляет его ни на минуту, потому что ей хорошо с ним, потому что без ребенка она чувствует пустоту и одиночество. Другой вариант непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер: питание или опорожнение кишечника. Как правило, этот вариант взаимодействия реализует тревожная мать, которую безумно беспокоит, доел ли ребенок положенные граммы молока, регулярно ли и как опорожнил кишечник. Обычно она хорошо знакома со всеми нормами развития ребенка. К примеру, она внимательно следит, вовремя ли ребенок начал переворачиваться со спины на живот. И если он задержался с переворотом на несколько дней, сильно беспокоится и бежит к врачу. 2. Субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Различные аспекты семьи приобретают для личности новый смысл: в юности намерение вступить в брак вызвано прежде всего стремлением молодых людей быть постоянно с объектом своей влюбленности, мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество. Ориентация CУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак и в первые годы семейной жизни. С течением времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства. Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства и материнства, т. е. обязанности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые. УСИЛИЯ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому необходимо обсудить те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу. Остановимся на темпераменте. Классические эксперименты А. Томаса, выделившего свойства темперамента, названного им «трудным»: неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения. Однако данные расстройства, и это важно отметить, вызывают не сами свойства, а особое взаимодействие их с окружающей средой ребенка. Таким образом, трудность темперамента заключается в том, что это взрослым тяжело воспринимать его свойства, тяжело применять адекватные им воспитательные воздействия. Довольно интересно индивидуальные свойства темперамента в плане риска нарушения психологического здоровья описал Я. Стреляу, утверждавший, что темперамент это совокупность относительно устойчивых характеристик 13
8 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ поведения, проявляющихся в энергетиче ском уровне поведения и во временных параметрах реакций. Поскольку темперамент модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды, Я. Стреляу и сотрудниками проводились исследования связи свойств темперамента и некоторых качеств личности. Оказалось, что такая связь наиболее проявляется в отношении одной из характеристик энергетического уровня поведения реактивности. При этом под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные дети это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные со слабой интенсивностью реакций. Высокореактивных и слабореактивных детей можно отличить по их реакциям на замечания педагогов. Слабореактивных замечания педагогов или же плохие оценки заставят вести себя лучше или писать чище, т. е. улучшат их деятельность. У высокореактивных детей, наоборот, может ухудшиться деятельность, если на них достаточно строго взглянуть. А описанные В. А. Бодровым личностные предпосылки стрессоустойчивости перекликаются с выделенными нами ранее структурными компонентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием, что еще раз доказывает их необходимость. Соответственно личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу можно назвать негативное самоотношение, недостаточно развитую рефлексию и отсутствие стремления к росту, развитию. Кроме того, если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, становится непонятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, более того, их успехи социально значимы. Также непонятно, почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи CУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Оптимальные (психолого-педагогические) условия для становления психологического здоровья человека: поиск в трудной ситуации сил в самом себе и как следствие этого позитивные самоизменения. Одна из важнейших характеристик психологически здорового человека это стрессоизменчивость. Прежде всего необходимо разделить такие понятия, как стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Достаточно четко, на наш взгляд, делает это Ф. Е. Василюк, объединяющий их идеей критической ситуации, способностью человека к положительным самоизменениям не только в чисто стрессовых ситуациях, но и в ситуациях фрустрации, конфликта и кризиса. Ф. Е. Василюк добавляет, что реальное жизненное событие может вызвать одновременно и стресс, и фрустрацию, и кризис, но именно эта эмпирическая интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого различия. Опираясь на типологию критических ситуаций Ф. Е. Василюка, можно сделать вывод о несколько некорректном употреблении ранее термина «стрессоизменчивость». Под этим термином имелась в виду не только способность человека к положительным самоизменениям в чисто стрессовых ситуациях, но и в ситуациях фрустрации, конфликта и кризиса. Однако на педагогическом уровне осмысления данной проблемы употребление термина «стрессоизменчивость» правомерно, поскольку он дает возможность обсуждать педагогические условия оптимального развития ребенка: так стресс, фрустрация, конфликт, кризис включаются в понятие критической ситуации. Особенность критической ситуации следующая: реагирование на нее зависит не только от того, что именно происходит, а от восприятия или отношения к ней самого человека. Вопросы к теме В чем сущность и содержание психологического здоровья человека? 2. Дайте определение психологического здоровья. 15
9 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ 3. Дайте характеристику основным компонентам психологического здоровья: аксиологическому, инструментальному и потребностно-мотивационному. 4. Назовите основные критерии психологического здоровья. 5. Что понимается под здоровьем и нездоровьем человека? 6. Назовите основные факторы риска нарушения психологического здоровья. 7. Что необходимо для становления психологического здоровья? 1.2. Основные закономерности развития психологического здоровья семьи Готовность к супружеству и браку. Нравственно-психологическая подготовленность личности к браку. Способность к браку. Социальнопсихологическая зрелость личности. Основные тенденции развития и функционирования современной российской семьи. Психологическое здоровье семьи как интегративный, многоуровневый показатель качества ее жизнедеятельности. Основные критерии психологического здоровья семьи. Основные показатели психологического здоровья семьи. Выявление характера воздействия на семью внешних и внутренних факторов. Способность к браку интегральная категория, включающая в себя несколько общих социально-психологических адаптационных способностей: к общению; к эмоциональному, рациональному и интуитивному пониманию психического мира других людей (эмпатийные способности), к заботе о других людях; к самоконтролю, самодисциплине, самонаблюдению и самопознанию; к сотрудничеству, куда можно включить способность к компромиссам, уступкам, к учету интересов других людей ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ В. А. Сысенко поясняет, что перечисленные способности не являются специфически брачными и распространяются на взаимодействие, кооперацию, сотрудничество в любой социальной группе, они названы социально-психологическими. А ввиду того, что такие способности помогают личности приспособиться к любой социальной группе (в том числе и к браку и семье), их можно назвать адаптационными. Брачно-семейная адаптация процесс взаимной адаптации, происходящий между супругами в течение ряда лет после заключения брака. Этот процесс многофункционален и многоаспектен, так как включает в себя адаптацию: к брачным ролям, новым обязанностям, новому укладу жизни; к характеру, темпераменту и другим индивидуальным психологическим особенностям партнера; к системе ценностей партнера; к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни партнера; сексуальную адаптацию. ГОТОВНОСТЬ К СУПРУЖЕСТВУ И БРАКУ Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению это далеко не одинаковые понятия. 1. Нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение; понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях; 17
10 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. 2. Способность к браку (субъективно) предполагает несколько слагаемых, основные из которых: способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро; способность сочувствовать сопереживать, сострадать, т. е. входить в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком; способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения; высокая этическая и психологическая культура, предлагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу. Отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, следует отметить, что прочность, судьба брака зависит от многих факторов. Ведь объединяет семья две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями, а судьба брака зависит от многочисленных психологических, физиологических, этических, социальных, экономических и других факторов. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ: потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери (первый фактор). Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю, поэтому готовность к роли мужа или жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их; способность выполнять семейные роли. Существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье. Реально в большинстве обычных российских семей основной груз домашних забот несет женщина, это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей; эмоционально-оценочные связи, которые включают мнения, представления супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, поступках друг друга. Эти оценки располагаются преимущественно по условной оси «нравится» «не нравится». С течением времени эти субъективные оценки подвергаются коррекции, те же самые свойства характера, привычки, манеры супруга или супруги вызывают иные, порой прямо противоположные эмоциональные реакции. В таком случае говорят о появлении зрелости личности; психологическая зрелость личности предполагает отсутствие чрезмерного эгоцентризма, агрессивности и, напротив, наличие способности признавать собственные ошибки и стремления к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях. 19
11 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СЕМЬИ Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи: общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения); противоречия (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения, на уровне борьбы одних тенденций с другими); антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества). Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть: ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений пенсионеры, инвалиды); временно ограниченная (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи, переживающие какой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов); неограниченная (члены семьи имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма). Активность семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т. е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности: собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей); ограниченная активность; пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей) ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и в профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей. Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи (снисходительная, потворствующая гиперпротекция и чрезмерная опека); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума). Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. 21
12 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ Психологическое здоровье семьи это интегративный показатель динамики жизненно важных для семьи функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов, и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды. Этот показатель не тождественен понятию «психическое здоровье», в котором, хотя и отражены групповые нормы и ценности, регламентирующие жизнь личности в социальной среде, многие процессы и явления социально-психологического уровня остаются вне сферы его содержания и не укладываются в традиционно сложившееся понятие. Этот показатель не тождественен и другой противоположности понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличии у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Термин «психологическое здоровье семьи» применим для малой социальной группы, главным условием сущест вования которой является целостность, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентаций, где одновременно выделяется не одна, а ряд общественных целей и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности. Вновь введенная в профессиональный оборот научная категория «психологическое здоровье семьи» обусловлена доминантой социальных, психолого-педагогических явлений и процессов в формировании, развитии и функционировании семьи и отношением семьи к окружающей 22 социальной среде, причастностью к активному ее преобразованию. Психологическое здоровье семьи как многоуровневый показатель качества ее жизнедеятельности характеризуется адекватностью протекающих в ней социальных, психолого-педагогических процессов, отношений, реагирований, ориентаций в проблемной ситуации. Оно имеет свою структуру. Основными критериями психологического здоровья семьи являются уровень, показатели, функции, свойства и условия поддержания психологическое здоровье семьи. Психологическое здоровье семьи 23 Таблица 1 Показатели Уровни Функции Свойства Условия поддержания Сходство семейных ценностей Функционально-ролевая согласованность Социально-ролевая адекватность Адаптивность в микросоциальных условиях Эмоциональная удовлетворенность Устремленность на семейное долголетие Норма Отклонение от нормы Отклонение от нормы (хроническое) Отсутствие 1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ Информативная Оценочная Прогностическая Регулятивная Предписывающая Воспитательная Гуманность Жизнеспособность Целостность Повседневность Возрастная изменчивость Управляемость Гармоничность Системность Динамичность Компенсационность Устойчивость Обусловленность супружескими отношениями Мотивация брачно-семейных отношений Правильное представление о роли семьи в жизни человека Наличие навыков внутрисе — мейной коррекции Психологическая, сексуальная и другая совместимости Устойчивость супружеских отношений Социальная активность семьи
13 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ В поуровневой оценке значимы четыре позиции: норма, отклонение от нормы, отклонение от нормы хроническое и отсутствие. Первая позиция норма психологического здоровья семьи. Условно определяется диапазоном развития индивидуальных и групповых психологических явлений и процессов, в рамках которого гармонично обеспечивается, с одной стороны, согласованность и разумное удовлетворение потребностей членов семьи, а с другой их социальная (внутрисемейная) активность. В таком случае это психологически здоровая семья. Норма определяется величиной коэффициента психологического здоровья семьи, находящегося в пределах 0,996 0,750. Вторая позиция отклонение от нормы в психологическом здоровье семьи. Она характеризуется, как правило, доминированием тенденций удовлетворения каждым членом семьи своих личностных потребностей, минимизацией согласованности их действий и частичным отсутствием социальной (внутрисемейной) активности. Это характерно для семьи, нуждающейся в психологическом консультировании и обычно поддающейся психокоррекции. Отклонение от нормы определяется величиной коэффициента психологического здоровья семьи, находящегося в пределах 0,751 0,5 Третья позиция отклонение от нормы в психологическом здоровье семьи хроническое. Она отражает доминирование тенденций удовлетворения каждым членом семьи своих личностных потребностей, минимизацией согласованности их действий и фактическим отсутствием социальной (внутрисемейной) активности. Это характерно для семьи, нуждающейся в психологической помощи, но обычно не поддающейся психокоррекции, однако существующей благодаря своим внутренним резервам, временным уступкам каждого члена семьи другому. Отклонение от нормы хроническое определяется величиной коэффициента психологического здоровья семьи, находящегося в пределах 0,499 0, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ Четвертая позиция отсутствие психологического здоровья семьи и ее неспособность самостоятельно корректировать дезорганизующие действия ее членов. В подобной ситуации преобладает внутрисемейный дискомфорт и частичная (полная) автономность действий ее членов по удовлетворению сугубо индивидуальных потребностей. Такие признаки относятся к психологически нездоровой семье. Отсутствие определяется величиной коэффициента психологического здоровья семьи, находящегося в пределах менее 0,329. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ (В. С. Торохтий) В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, адаптивность в микросоциальных условиях, эмоциональная удовлетворенность, устремленность на семейное долголетие. 1. Сходство семейных ценностей (ССЦ) отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, прин ципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции: первая поляризация ценностных ориентаций среди членов семьи, как правило родителей и детей; вторая деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи. 2. Функционально-ролевая согласованность (ФРС) представляет собой динамический показатель психологического 25
14 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи; тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость. 3. Социально-ролевая адекватность (СРА) обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процесс ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын помощники родителей, опора в будущем, наследник (наследница) и т. д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует падение уровня развития семьи, как следствие ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений ее членов. 4. Эмоциональная удовлетворенность (ЭУ) показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости пристрастное отношение друг к другу составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ совмест ной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т. д. 5. Адаптивность в микросоциальных отношениях, или внутрисемейная адаптивность (ВСА), характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня, после пребывания в иной социальной среде и т. д. Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач эмоциональную разрядку лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений. На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессии типа «человек человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переход на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять законы жизнедеятельности ее составляет важный показатель психологического здоровья семьи. 6. Устремленность на семейное долголетие (УСД) представляет собой постоянное влечение к новым семейным 27
15 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ СЕМЬИ И УРОВНЯ ЕЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности, в этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь, психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне. Рассмотренные показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия. В то же время для социального педагога и социального работника, занимающегося проблемами семьи, как правило, важны и частности, например преобладающий стиль межличностного общения в семье, выраженность социальной фацилитации или ингибиции, супружеская совместимость и т. п., проявляющиеся в конкретной сфере жизнедеятельности семьи. В таком случае специалист по социальной работе исходит из того, что семье как малой социальной группе в данный момент присуща своя специфическая деятельность, в которой реализуются строго определенные, жизненно важные для нее функции. Их знание и учет их особенностей позволяют расширить границы понимания сущности самих социально-психологических явлений и процессов, протекающих как в самой семье, так и при ее взаимодействии с социальной средой. Наряду с вышеназванными основными показателями комплексной оценки психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и др. Вопросы к теме Перечислите основные критерии готовности молодых людей к супружеству и браку. 2. Назовите основные показатели социльно-психологической зрелости личности. 3. Расскажите о характере воздействия на семью внешних и внутренних факторов, влияющих на психологическое здоровье семьи Психологический анализ условий жизни семьи и уровня ее благополучия Важнейшее предназначение семьи. Состояние семейной инфраструктуры и ее уровни. Понятие психологического здоровья семьи. Уровни психологического здоровья семьи: норма и виды отклонении от нормы. Социально-экономические, социально-правовые факторы и их влияние на «образ психологии», «образ общения» семьи. Социально-психологический механизм «общности судьбы». Социокультурные факторы и их роль в формировании социально приемлемых ценностей и норм семейного поведения и отношений. Выявление характера воздействия на семью внешних и внутренних факторов. Изучение характера возможных психологических трудностей семьи в целом и отдельных ее членов. Факторы непосредственного и косвенного воздействия на психологическое здоровье семьи. Психологический анализ условий жизни семьи и уровня ее благополучия невозможно представить без развитой семейной инфраструктуры. У нас в России это связано с решением ряда социальных проблем, основной из которых является неуклонное повышение статуса семьи как основного социального института развития личности в реформируемом российском обществе. Проблемы семьи занимают 29
16 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ достойное место в социально-экономических программах федерального, регионального и местного уровня. В основе любых проектов должны стоять интересы личности, семьи и комфортность их развития, а результаты этих проектов находят свое отражение в планах градостроительства, развития возможностей учреждений здравоохранения и образования, службы быта, природоустройства, транспорта и других важных сферах жизнедеятельности семьи. СОСТОЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ СЕМЬИ И УРОВНЯ ЕЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ Семейная инфраструктура это особая форма целесообразного обустройства жилой, профессиональной и социокультурной среды, отражающая совокупность разнообразных человеческих отношений и социальных услуг населению, многообразие естественных (природных) и созданных человеком объектов, способствующих нормальному функционированию семьи и полноценному (гармоничному) развитию личности. Семейная инфраструктура существует, как минимум, на двух уровнях: предметнообъектовом и функциональном. Предметно-объектовый уровень включает в себя: 1) характер жилищно-коммунального строительства (состояние жилищно-бытовой сферы жизнедеятельности семей) и обустройство территории. Речь идет о минимизированных условиях комфортной жизнедеятельности семей в местах их компактного проживания. На сегодняшний день имеются обоснованные расчеты не только в отношении объектов служб быта, но и в отношении социальных служб. Например, по данным исследований, каждая статистическая российская семья в течение года нуждается в психолого-педагогических консультациях, в обстоятельном разъяснении 4 5 проблем функционирования семьи и семейной жизни, в помощи по коррекции 2 3 внутрисемейных ситуаций (при наличии в семье 4 5 детей преимущественно воспитательных), в 1 2 сеансах семейной психотерапии и т. д. Таким образом, на каждые проживающие в микрорайоне семей при реализации в среднем в течение рабочего дня 6 9 первичных приемов по проблемам семьи требуется психолого-педагогическая консультация со штатом в 3 4 сотрудника различного профиля (психолог, социальный педагог, валеолог или геронтолог), не считая организационно-административной деятельности; 2) объекты валеологического, экологического и анимационного свойства: оздоровительные комплексы, службы скорой медико-психологической помощи, кинотеатры, туристические агентства и бюро, туристские базы, стадионы и спортивные городки, водоемы, парки, музеи и панорамы, выставки, церкви, приходы и т.д. К этой категории объектов можно отнести и естественные ресурсы, в частности леса, горы, реки, озера, моря и т. д.; 3) объекты городского транспорта, схемы и режимы его движения, а также льготный для семьи регламент его работы. Например, в ряде стран Западной Европы железнодорожный билет на внутренних линиях для семьи стоит на 20% дешевле, чем для отдельного пассажира. Имеется и ряд других социальных механизмов, стимулирующих активный образ жизни семьи; 4) производственные объекты (включая семейные малые предприятия), образовательные, правоохранительные и другие учреждения (комнаты посетителей в воинских частях и т. д.), а также объекты специальных территорий, где значимыми являются потребности в восстановлении физических сил, в социальной адаптации членов семьи и прежде всего родителей, имеющих трудных ( трудновоспитуемых или слабоуспевающих) детей. Функциональный уровень семейной инфраструктуры включает в себя: 1) cоциально-экономические, правовые, социально-педагогические, психологические и другие человеческие отношения в микро- и макроокружении, обусловливающие статус семьи в обществе, приоритет ее устройства и льгот, 31
Источник