Меню

Методика оценки физического здоровья апанасенко амосов

2.2. Оценка уровня здоровья (по Апанасенко г.Л.)

С учетом физиологических закономерностей, проявляющихся в зависимости от степени развития физического качества общей выносливости (экономизация функций и расширение физиологических резервов) на основании ряда исследований Г.Л. Апанасенко была разработана экспресс-система оценки уровня здоровья. Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.

Чем выше уровень здоровья, тем реже выявляются признаки хронических неинфекционных заболеваний и эндогенных факторов риска.

Для оценки уровня здоровья, измеряются в состоянии покоя:

жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ),

частота сердечных сокращений (ЧСС),

артериальное давление (АД),

Затем выполняется функциональная проба (проба Мартинета). Учитывается время восстановления ЧСС в течение 3 мин.

На основании полученных данных рассчитываются следующие индексы:

Масса тела, кг/(Рост, м 2 ), кг / м 2

ЖЕЛ, мл/(Масса тела, кг), мл / кг

Сила кисти, кг/ Масса тела, кг, %

Функциональная проба (проба Мартинета)

Проба выполняется следующим образом:

После 3-4 мин отдыха в положении сидя, испытуемый измеряет ЧСС за 10 с, умножив затем полученное число на шесть.

Выполняется 20 приседаний за 30 с, т.е. в темпе одно приседание за 1,5 с.

Сразу же после выполненной нагрузки измеряется ЧСС за 6 секунд в положении стоя. Затем полученное число умножается на десять.

Испытуемый по 10-секундным отрезкам времени в течение 3-х минут измеряет частоту пульса. Фиксируется (в минутах и секундах) момент, когда пульс стал равен исходному уровню. Умножая подсчитанное количество ударов на цифру шесть, обследуемый, получает количество сердечных сокращений за одну минуту, пример (таблица 1).

Полученные результаты по всем перечисленным выше показателям оцениваются в баллах по таблицам 1 и 2, и записываются в сводный протокол результатов. Суммируя баллы, по всем пяти показателям и сопоставляя их со шкалой, испытуемый определяет уровень своего физического здоровья — низкий (1), ниже среднего (2), средний (3), выше среднего (4), высокий (5).

Источник

Комплексная оценка уровня физического состояния по Апанасенко Г.Н

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма. Основным критерием здоровья человека следует считать его энергопотенциал, т.е. возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать ее и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Чем больше организм может накопить энергии, а также чем эффективнее ее расходование, тем выше уровень здоровья человека.

Количественная характеристика здоровья

Данный метод определяет уровень здоровья с помощью балльной системы оценок. В зависимости от величины каждого функционального показателя начисляется определенное количество баллов (от -2 до +7). Уровень здоровья оценивается по сумме баллов всех показателей. Максимально возможное количество баллов равняется 21. В зависимости от количества набранных баллов, всю шкалу делят на 5 уровней здоровья.

От 1 уровня, соответствующего низкому уровню здоровья, до 5 высокого уровня. По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) ограничивается 14 баллами. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что к 4 и 5 уровням относятся только люди, регулярно занимающиеся физической культурой.

Читайте также:  Веселые это половина здоровья

Количественная оценка физического состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Установлено, что развитие хронических заболеваний происходит на фоне снижения уровня здоровья до определенной критической величины.

Было показано, что у людей с высоким уровнем здоровья (17-21 балл) не обнаружено хронических заболеваний, а в группе людей с уровнем здоровья выше среднего (14-16 баллов) заболевания выявлены у 6%, в группе людей со средним уровнем здоровья (10-13 баллов) различные хронические заболевания наблюдаются у 25%. Дальнейшее снижение уровня здоровья (ниже среднего и низкий) уже ведет к клиническому проявлению болезни с соответствующими симптомами.

Таблица 5 — Количественная оценка уровня здоровья по системе Г. Л. Апанасенко

Таким образом, уровень соматического здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем физического состояния. Понижение уровня здоровья сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья. Средний уровень здоровья, очевидно, может расцениваться как критический.

Врачебный контроль

Врачебный контроль — самостоятельная отрасль медицинской науки, изучающая состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией — врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Задачи врачебного контроля:

— наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и

работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;

— наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся;

— предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.);

— надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лечение.

В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству

врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения.

Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

— анализ общий и спортивный,

— определение физического развития,

— физикальное обследование систем и органов,

— комбинированная функциональная проба,

— клинические анализы крови и мочи,

— рентгеноскопия грудной клетки,

— дополнительный комплекс инструментальных методов.

Для определения воздействия тренировочного занятия используют показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии, веса тела, испытания с повторными нагрузками, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только

медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

— контроль за состоянием здоровья и общимразвитием занимающихсяфизической культурой и спортом;

— врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессетренировочных занятий, соревнований;

— диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;

— медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

— профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и насоревнованиях;

— профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;

— врачебные консультации по вопросам физической культурыи спорта.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры:

Читайте также:  Как улучшить ваше здоровье

ангина — 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит — 7-21 день; отит — 14-28 дней; пневмония — 30-60 дней; плеврит

— 30-60 дней; грипп — 14-28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый

радикулит — 60 и более дней; переломы костей — 30-90 дней; сотрясение

головного мозга — 60 и более дней; острые инфекционные заболевания — 30-

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или

иным видом спорта в следующем возрасте:

— акробатика — с 8—10 лет;

— баскетбол, волейбол — 10—13;

— водное поло — 10—13;

— гребля академическая — 10—12;

— легкая атлетика — 11-13;

— лыжный спорт — 9—12;

— тяжелая атлетика — 13—14;

— фигурное катание — 7-9;

— футбол, хоккей — 10-12;

— гимнастика спортивная — 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (девочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных

особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения ростаспортивных результатов, возникновения предпатологических и патологическихсостояний, а иногда приводит и к инвалидизации. К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей!

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение понятия ЛФК?

2. Перечислите физиологическое действие физических упражнений на организм человека?

3. Перечислите основные принципы тренировки физическими упражнениями?

4. Что относится к средствам ЛФК?

5. Перечислите формы лечебной физической культуры?

6. Перечислите способы проведения занятий ЛФК?

7. Что такое терренкур?

8. Какие упражнения называются идеомоторными?

9. Приведите пример статического упражнения?

10. Приведите пример динамического упражнения?

11. Какие упражнения называют пассивными?

12. При каких заболеваниях используют корригирующие упражнения?

Источник

Оценка и самооценка физического здоровья

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» — это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» — это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье — это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья — составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Энергетическая концепция профилактики соматических заболеваний, предложенная Г. Л. Апанасенко, — один из подходов, позволяющих осуществить это.Эта концепция позволяет перейти от планирования мероприятий по предупреждению факторов риска к планированию систем укрепления здоровья. В качестве первого направления работы эта система предусматривает диагностический этап — скрининг уровня здоровья людей. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерв организма), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (если исчерпаны резервные возможности) развиваются сначала эндогенные факторы риска, а затем и хронические соматические заболевания. Этот порог охарактеризован количественно по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья. Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Читайте также:  Психология здоровья подростков человека

Очевидно, количественная оценка функциональных резервов организма весьма затруднительна. Предложены два пути исследования резервных возможностей организма: один связан с определением диапазона функций органа, системы органов и целостного организма при воздействии на организм тестирующих нагрузок, а второй — с исследованиями способности организма человека совершать работу в условиях нарушения гомеостазиса (определение допустимых степеней гетеростазиса).

Учитывая, что при любом функциональном тестировании организма мобилизуется лишь часть физиологических резервов, прямое определение потенциально имеющихся физиологических резервов невозможно. Однако поскольку изменения функций физиологических систем взаимосвязаны механизмами нейрогуморальной регуляции, для оценки функциональных резервов адаптации организма используются косвенные методы в виде дозированных и предельных физических нагрузок с регистрацией различных показателей функционального состояния организма (частота сердечных сокращений, потребление кислорода, секреция гормонов, биопотенциалы головного мозга и т. д.). Такой подход позволяет количественно оценить реальный вклад тех или иных физиологических резервов в формирование физического состояния организма, а поскольку подсистема физиологических резервов является центральной в системе резервов адаптации и от ее функции зависит работа других подсистем, это позволяет приблизиться к оценке возможности мобилизации системы функциональных резервов адаптации организма в целом.

К методам оценки функциональных резервов организма, составляющих основу физического здоровья, относят различные функциональные пробы. По мнению исследователей, для выявления диапазона функциональных резервов организма человека должны применяться интенсивные, кратковременные, строго дозированные физические и умственные нагрузки. Для оценки физического здоровья, в частности, рекомендуются функциональные пробы, представленные в табл. 3.2.

При нагрузочном тестировании применяются главным образом «послерабочие» тесты, где в качестве нагрузок используются бег на месте или приседание. Основной недостаток этих нагрузок заключается в неточности при дозировании упражнения. При повторном исследовании или сравнении полученных результатов это приводит к значительным погрешностям в количественной оценке данных.

Следует отметить, что нагрузки, применяемые в двигательном тестировании, должны отвечать следующим требованиям:

  1. нагрузка должна быть такой, чтобы можно было не только измерить проделанную работу, но и в дальнейшем точно ее повторить;
  2. должна существовать возможность изменения интенсивности нагрузки (темп упражнения) в нужных пределах;
  3. в работу должна вовлекаться по возможности большая масса мышц. Таким образом обеспечивается необходимая интенсификация системы транспорта кислорода и снижается нежелательное влияние локального мышечного утомления;
  4. тестовая нагрузка должна быть достаточно простой и доступной, не требующей особых навыков или высокой координации движений. Сложная и незнакомая задача вызывает ненужную нервозность, мешает равномерному ритму выполнения упражнения и искажает результаты обследования;
  5. преимущество следует отдать таким видам нагрузки, при которых регистрация показателей возможна непосредственно во время выполнения физической работы.

В нагрузочном тестировании обычно используется велоэргометр, ступеньки, тредбан (бегущая дорожка) или ручной эргометр.

Источник

Adblock
detector