Меню

Методика определения здоровья у младших школьников

Диагностики ЗОЖ в начальной школе

Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.

Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.

Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.

Педагоги, реализующие программу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, должны:

  • обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • сохранить работоспособность во внеурочное время;
  • сформировать у обучающихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;
  • сформировать систему спортивно-оздоровительной работы.

Необходимо формировать у обучающихся потребность в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, умения и навыки совершенствования их физического и психического состояния.

Эффективность формирования культуры здоровья в начальной школе зависит от соблюдения ряда условий:

  • подготовка педагогов к работе по формированию ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе, что позволяет создать соответствующую систему деятельности по формированию культуры здоровья личности;
  • единство действий педагогов и семьи, что поможет оздоровлению атмосферы школьной жизни и сочетанию научно обоснованного просвещения о ЗОЖ с полезной для здоровья деятельностью младших школьников;
  • формирование культуры здоровья у обучающихся начальной школы при условии систематичной внеурочной деятельности;
  • внеурочная деятельность по данному направлению должна осуществляться в комплексе с участием учителей и в обязательном взаимодействии с родителями.

Таким образом, в начальной школе необходима грамотная высокоэффективная организация внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ.

Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников:

-диагностики уровня ценностных установок и жизненных приоритетов младших школьников по вопросам здоровья (методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью»);

— диагностики уровня сформированности культуры ЗОЖ у младших школьников (методика С.Гаркуши);

— диагностики уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни (методика С.Гаркуши «Гармоничность образа жизни);

— диагностику активности младших школьников в мероприятиях по ЗОЖ (методика С.Гаркуши);

диагностики уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья (методика С.Гаркуши)

Методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».

Цель: исследовании ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.

Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

  • хорошие вещи, материальное благополучие;
  • общение с природой;
  • общение с друзьями и другими окружающими людьми;
  • любовь и семейная жизнь;
  • здоровье, здоровый образ жизни;
  • труд (профессия, учёба, интересная работа);
  • духовность (нравственность, саморазвитие)

Наиболее важные для меня: Наименее важные для меня:

1. _________________________ 1. ________________________

2. _________________________ 2. ________________________

3. _________________________ 3. ________________________

Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй — второй, третьей — третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй — шестой, третьей — пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.

Читайте также:  Тяжелая степень тяжести вреда здоровью это

Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг – оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.

Методика «Гармоничность образа жизни школьников»

Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.

  1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее; б) удовлетворительное;

в) плохое; г) затрудняюсь ответить.

  1. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

б) нет, не занимаюсь.

  1. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?

а) чаще всего больше 2 часов;

в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.

а) физическую зарядку; б) обливание;

в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.

  1. Обедаете ли в школьной столовой?
  1. В котором часу ложитесь спать?

б) между 21 и 22 часами;

в) после 22 часов.

  1. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?

8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями;

в) читаю книги; г) помогаю по дому;

д) преимущественно смотрю телевизор (видео);

Источник

Диагностические методики по исследованию ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и трудолюбию, творческому к учебе.

специалист в области арт-терапии

Диагностические методики по исследованию ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и трудолюбию, творческому к учебе.

Методика «Знания о здоровье».

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.

Метод исследования: тест.

Оборудование: вопросы для теста, листок, ручка.

Ход исследования: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).

1. Что такое здоровье?

а) отсутствие болезней;

б) способность работать долгое время без усталости;

в) стремление быть лучше всех;

г) хорошее настроение;

2. Почему важно соблюдать режим дня?

а) чтобы все успевать;

б) чтобы быть здоровым;

в) чтобы меньше уставать;

г) чтобы не ругали родители;

3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?

а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;

б) чистить зубы два раза в день;

в) своевременно подстригать ногти;

г) следить за порядком в доме;

4.Для чего нужно закаляться?

а) чтобы укрепить здоровье;

б) чтобы все завидовали;

в) чтобы не боятся холода и жары;

г) чтобы тренировать силу воли;

5. Что значит «питаться правильно»?

а) есть все, что нравится;

б) есть в одно и то же время;

в) есть не менее 4 раз в день;

г) есть полезную для здоровья пищу;

6. Почему нужно больше двигаться?

а) чтобы быть выносливым, ловким;

б) чтобы быть быстрее всех;

в) чтобы хорошо себя чувствовать;

г) чтобы не болеть;

Обработка результатов: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.

Читайте также:  Представлять опасность для вашего здоровья

0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.

5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

Методика «Мое здоровье».

Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.

Метод исследования: тест.

Ход исследования : учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.

1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?

а) я сам; б) родители; в) врачи;

2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?

а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;

3. Часто ли ты гуляешь на улице?

а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);

4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?

а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);

5. Выполняешь ли ты режим дня?

а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;

6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?

а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;

б) сострадаю, но ничем помочь не могу

в) веду себя так же, как всегда.

Обработка результатов: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.

Методика «Гигиенические навыки».

Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).

Метод исследования: наблюдение.

Ход исследования: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».

В течение недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.

Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.

Методика «Ценностные ориентации».

Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Метод исследования: ранжирование.

Ход исследования: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.

Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).

Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).

Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).

Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).

Красота природы, искусства (переживание прекрасного).

Обработка результатов: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Методика «Неоконченные предложения», «Картина моего здоровья».

Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Читайте также:  Музыкальное занятие про здоровье

Метод исследования: неоконченные предложения.

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

Здоровый человек — это.

Иногда я болею, потому что.

Когда я болею, мне помогают.

Когда у человека что-то болит, он.

Я хочу, чтобы я всегда был здоров, потому что.

Когда я думаю о здоровье, то представляю себе.

Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется.

Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал.

Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то.

Когда мои друзья болеют, то я.

Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю.

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.

Результаты оформляются в таблицу.

Детские суждения (комментарии)

1. Отношению к здоровью

2. Отношение к своему здоровью

3. Отношение к болезни

4. Отношение к опасным для здоровья ситуациям

5. Направленность желаний о здоровье

Обработка результатов: в последнюю графу таблицы записываются ре акции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов вы сделаете вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, его понимания и интерпретации. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизнен ного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.

Методика «Здоровье и болезнь».

Цель: определить степень сформированности представлений о здоровье и характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.

Метод исследования: рисунок.

Оборудование: чистый лист бумаги А-4, набор 7-10 цветных карандашей или набор красок.

Ход исследования: «На одном листе, разделив его на две части, нарисуй «здоровье» и «болезнь», как ты их себе представляешь».

Основные требование к проведению тестирования: не уточнять и не детализировать данную инструкцию для детей, используя формулировку «Рисуй, как умеешь и как думаешь сам(а)»; не проявлять своего отношения к здоровью и болезни, чтобы не оказать влияние на процесс деятельности детей; не оказывать помощь детям при разделении листа на две части, которые могут быть неравные.

Степень детализации изображения (какая часть рисунка детализирована и прорисована более тщательно). Указывает на уровень дифференцированности и сложности представлений о здоровье и болезни, а также на степень их общей эмоциональной значимости для ребёнка.

Сюжетность и динамика рисунка (статическое изображение или развёрнутое изображение каких-либо действий). Выявляет активную или пассивную позицию по отношению к здоровью и болезни.

Богатство цветовой гаммы, предпочтение отдельных цветов. Позволяет определить характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.

Оригинальность (специфичность) изображения, использование особой символики. Позволяет выявить степень влияния устойчивых представлений о здоровье на восприятие ребёнка, которое может выражаться как в стериотипизацию изображения («красный крест»), так и в оригинальном символическом творчестве («аллегорические изображения», например, женская фигура с атрибутами целительства).

Система оценки детских рисунков

Изображения «Здоровья» и «Болезни» оцениваются отдельно.

Высокий уровень представлений: четкая детализация и прорисованность изображений. Рисунок яркий, объёмный, сюжетный, оригинальный.

Средний уровень представлений: рисунки лишь частично детализированы, в изображении используется небольшое богатство цветовой палитры (два-три цвета). Сюжет и динамика рисунка не раскрыты, наблюдается отсутствие символики.

Низкий уровень представлений: уровень детализации рисунков низкий, сюжет отсутствует. В основном используется один цвет.

Источник

Adblock
detector