Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
материал (6 класс) на тему
Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы программа сохранения и укрепления здоровья помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
Ухудшение социального положения семей учащихся;
Необеспеченность детей полноценным питанием;
Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
Невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя по данному направлению являются:
смена видов деятельности;
наличие физпауз на уроке;
учет физиологических особенностей в развитии организма;
расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
^ Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
Питание в школьной столовой;
Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
Организация подвижных игр (динамической паузы);
Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
^ V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
Привлечение медработника к просвещению родителей.
Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Число видов деятельности: 4-7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
Число видов преподавания: не менее 3.
Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
Принципы работы учителя на уроке:
Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
Интерактивный режим (работа в группах).
Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
^ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
-создание интерьера класса
Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
Составление вставки книг по вопросам здоровья.
Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы.
Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.
Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
^ Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В семье растет сын.
В семье растет дочь.
Детский травматизм на дорогах.
Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.
За здоровый образ жизни.
Каким будет ваш ребенок.
Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
Причины быстрой утомляемости младших школьников.
Психологическая поддержка младших школьников.
Физические и душевные травмы.
^ Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.
Беседа “Береги свою жизнь”
Беседа “Если хочешь быть здоров”
Беседа “В здоровом теле здоровый дух”
Беседа “Для чего мы моем руки”
Беседа “Для чего нужна зарядка”
Беседа “Осторожно на дорогах!”
Веселая спартакиада “Волшебный мяч”
Игра “В гостях у Айболита”
Игра “Здоров будешь – все добудешь”
Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”
КВН “Назло рекордам”
Классный час “Мои увлечения”
Классный час “Мои любимые игры”
Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”
Классный час “Мы играем”
Лекция профессора Знайки о правильном питании
Малые Олимпийские игры
Маскарад вредных привычек
На дворе у нас игра
Приглашает Королева Спорта
Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”
Спортивный час “Веселый экспресс”
Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках практического семинара рассматриваются психологические особенности детей разного возраста и основные формы и методы работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м.
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос.
Под мотивацией мы понимаем такую «внутреннюю энергию» (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите.
Презентация содержит фотоматериалы.
Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж.
обмен опытом работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Источник
Основы Профилактики Лекция 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
методическая разработка
Лекция №1, 2,3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya.docx | 19.02 КБ |
lektsiya_no10.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция №3. Концепция охраны труда и укрепления здоровья.
В принятых в последние годы важных государственных документах «Концепция развития здравоохранения до 2020 года» и программе «Развития Здравоохранения в Российской Федерации» практика провозглашена в качестве стратегического направления, дающего возможность предотвратить заболевания, сократить преждевременную смертность и инвалидность.
В большинстве развитых стран мира накоплен огромный опыт профилактической медицины.
С целью профилактики указанных болезней ВОЗ не только изучила и выделила факторы риска, но разработала и внедряет эффективные меры профилактики , диагностики и лечения неинфекционных заболеваний. Примером могут служить рекомендации Международного общества гипертонии и ВОЗ «Артериальная гипертония. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международного общества гипертонии (МОГ)», 1999.
Огромный потенциал улучшения здоровья лежит во всеобъемлющей стратегии, которая способствует повышению уровня населения и предлагает программы профилактики заболеваний, направленные на группы людей или отдельного человека, одновременно максимально увеличивая охват населения лечением.
В принятой Европейской стратегии борьбы с неинфекционными заболеваниями рекомендуется всесторонний интегрированный подход, включающий:
— программу профилактики заболеваний и повышения уровня здоровья населения;
— отделение «групп риска»;
— максимальное предоставление населению эффективного лечения;
— ликвидацию неравенства в предоставлении услуг здравоохранения.
Цель одной концепции – избежать преждевременной смертности и значительно сократить потери от временной нетрудоспособности, вызванной неинфекционными заболеваниями, повысить качество жизни и приблизиться к европейским показателям в сфере здравоохранения.
Данная стратегия отмечает шесть ключевых направлений профилактики:
- Профилактической работе, являющейся инвестицией в здоровье и социальное развитие, должен отдаваться приоритет.
- Общество должно создавать здоровую окружающую среду, способствующую выбору здорового образа жизни.
- Услуги здравоохранения должны быть адекватны современным условиям.
- Люди должны сотрудничать со сферой здравоохранения и быть активными партнерами в борьбе с болезнями.
- Необходимо создать равный доступ всем слоям населения к услугам здравоохранения.
- Должна иметь место правительственная поддержка здоровьесберегающих технологий на всех уровнях.
К основным принципам непосредственно медицинской профилактики можно отнести:
— единство мер первичной, вторичной и третичной (реабилитации) профилактики;
— раннее использование технологий медицинской профилактики;
— выявление и нивелирование факторов риска в детском и юношеском возрасте;
— разработка индивидуальных программ профилактических мероприятий;
— систематическое проведение профилактических мероприятий на протяжении всей жизни;
— эффективное диспансерное наблюдение;
— внедрение современных технологий медицинской профилактики.
Задачи и принципы медицинской профилактики.
В Федеральном законе №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» отмечается, что ключевыми государственными задачами в области профилактики являются:
— снижение потребления табака;
— снижение потребности алкоголя;
— обеспечение условий для доступности здорового питания;
— формирование нового подхода к повышению уровня физической активности населения;
— совершенствование инфраструктуры медицинской профилактики в первичном здравоохранении;
— формирование целевых подходов к организации диспансеризации населения;
— снижение передачи ВИЧ от матери к ребенку;
— поэтапное введение с 2015 года в календарь профилактических прививок вакцинации против пневмококковой инфекции, ветряной оспы и др.
Задачи профилактики подразделяются на общетеоретические. Научно-прикладные и практические.
— разработка общих теоретических положений, структурнологических схем, составляющих концептуальные основы профилактики;
— исследование истории развития профилактических наук, анализ современных представлений об охране здоровья населения;
— разработка принципов санитарно-эпидемиологического и гигиенического нормирования факторов окружающей среды и здоровья человека (коллектива, популяций);
— научное обоснование диагностических методов и приемов, используемых в профилактической деятельности;
— гигиеническая оценка воздействий новых (или нового сочетания) факторов риска здоровья человека;
— исследование социальных, медико-географических и экологических проблем охраны здоровья населения;
— разработка критериев, методов оценки и показателей здоровья человека и организационных коллективов;
— разработка методологических принципов и методов оценки эффективности профилактики заболеваний;
— разработка современных математико-статистических методов оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.
— гигиеническое нормирование факторов окружающей среды и внутренней среды организма;
— регламентация профилактической деятельности, разработка проектов руководящих документов, информационно-аналитическое обеспечение профилактики заболеваний;
— создание банка данных по динамике факторов риска заболеваний и состояния здоровья;
— разработка учебных и учебно-методических материалов по преподаванию вопросов охраны здоровья в вузах;
— обучение гигиеническому мышлению;
— соблюдение (выполнение) норм и правил здорового образа жизни;
— безопасные условия труда, быта и отдыха, коммунальной и личной гигиены;
— гигиеническая диагностика и прогнозирование уровня здоровья;
— планирование и реализация специальных профилактических мероприятий, санитарно-эпидемиологический надзор за их выполнением;
— оценка эффективности профилактических мероприятий;
— обучение и воспитание специалистов медицинской службы в системе специальной подготовки, гигиеническое воспитание;
— формирование здоровья образа жизни.
Предварительный просмотр:
Лекция №10: Профилактика нарушений здоровья.
Профилактика в медицине (далее по тексту –«П») – это совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний человека.
Различают индивидуальную и общественную П. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная профилактика включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.
Содержание понятия П. и конкретные формы её осуществления менялись на разных этапах исторического развития общества в зависимости от условий общественного и государственного строя и уровня развития науки медицины. Хотя корни П. ведут в глубокую древность (вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира), разработка научных основ П. началась лишь в 19 веке. Становлению научной профилактики способствовали изучение роли внешней среды в научной профилактики способствовали изучение роли внешней среды в возникновении болезней, достижения эпидемиологии, гигиены и физиологии, широкой распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной П., в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.
Современное понятие о профилактике включает систему комплексных государственных, общественных и медицинских мероприятий, имеющих целью устранение факторов, вредно действующих на здоровье людей, а также обеспечение всестороннего развития физических и духовных сил человека, таким образом П. в широком смысле означает мероприятия по созданию оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение трудовой активности и долголетия людей, включая условия труда, отдыха, жилищно-бытовые условия, развитие физической культуры и т.п. В области медицины это мероприятия, предупреждающие болезни (например иммунизация), сохраняющие здоровье и продлевающие жизнь.
Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а даже совместных действий всех звеньев аппарата государственного управления, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д.
В Российской Федерации идеи профилактики нашли отражение в Конституции РФ. Кодексе законов о труде, санитарном законодательстве и т.п. Раньше в СССР существовал документ: «Охрана здоровья населения СССР обеспечивается системой социально-экономических и медико-санитарных мер и осуществляется путём:
- Проведения широких оздоровительных и профилактических мероприятий, особой заботой об охране здоровья подрастающего поколения;
- Создания на производстве и в быту надлежащих санитарно гигиенических условий, устранения причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов отрицательно влияющих на здоровье;
- Проведения мероприятий по оздоровлению внешней среды, обеспечению санитарной охраны водоёмов, почвы, атмосферного воздуха;
- Планового расширения сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности;
- Бесплатного удовлетворения потребности населения во всех видах медицинской помощи, повышения качества и культуры медицинской помощи, постепенного расширения диспансерного наблюдения, развитие специализированной медицинской помощи;
- Бесплатного предоставления лечебных и диагностических средств при стационарном лечении с постепенным расширением бесплатного или на льготных условиях предоставления лечебных средств и при других видах медицинской помощи;
- Расширения сети санаториев, профилакториев, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других учреждений для лечения и отдыха трудящихся;
- Физического и гигиенического восприятия граждан, развития массовой физической культуры и спорта;
- Развития научно-гигиенических основ питания населения;
- Широкого участия общественных организаций и коллективов трудящихся в охране здоровья населения.
Первостепенное значение в осуществлении профилактических функций здравоохранения имеет деятельность санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющий текущий и предупредительный государственный надзор, организующей работу по охране внешней среды, проведению иммунитета и других противоэпидемических мероприятий. Синтез профилактической и лечебной формы медицинских учреждений нашёл отражение в диспансеризации являющейся одной из основ лечебного дела. Особое значение для профилактики заболеваний имеет диспансеризация здоровых контингентов (дети, подростки, беременные женщины, рабочие промышленных предприятий, особенно занятые на производствах, имеющих профессиональные вредности), осуществляемая в плановом порядке. Мероприятие по охране материнства и детства и охране здоровья детей и подростков способствуют резкому снижению материнской и детской смертности, предупреждению послеродовых заболеваний, развитию здорового поколения. Большую профилактическую работу проводят женские и детские консультации, родильные дома, детские сады, ясли.
Важной областью профилактики являются профилактические осмотры подростков и других групп населения, а также связанные с ним оздоровительные мероприятия в отношении отдельных рабочих и целых коллективов. Частью профилактической деятельности врачей и средних медицинских работников является санитарное просвещение.
Источник