Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 2906 раз
Библиографическое описание:
Костецкая, Г. А. Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения / Г. А. Костецкая. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/405/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье обозначены проблемы обучения школьников основам здорового образа жизни и рассмотрены вопросы методики обучения на примере учебно-методического комплекса по ОБЖ для 10-11 классов, разработанного под руководством С.В. Алексеева.
Ключевые слова: школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», методика обучения основам здорового образа жизни.
Актуальность обучения школьников основам здорового образа жизни представляется бесспорной. Это подтверждается и содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, в том числе в части требований к личностным образовательным результатам. Между тем обученность выпускников российских школ основам здорового образа жизни оставляет желать лучшего. Так, проведенный нами опрос студентов-первокурсников вузов Санкт-Петербурга (а это вчерашние школьники) показал, что у 65% из них представления о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и способах его обеспечения сформированы фрагментарно, а у 4% такие представления практически отсутствуют (было опрошено 315 респондентов – выпускников школ 34 регионов России).
Таким образом, имеется противоречие между социальным заказом – воспитанием молодого поколения, ориентированного на ценности здоровья, здорового образа жизни и реальными образовательными результатами. Чем оно обусловлено?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем не учитывать влияние на ребенка (подростка) комплекса внешних условий (семьи, ближайшего социума, СМИ и др.) и подумаем, где и почему не дорабатывает школа. Такое рассуждение позволяет предположить, что во многих школах отсутствует должное внимание к преподаванию курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), которому принадлежит ведущая роль в обучении основам ЗОЖ. Не секрет, что в условиях, когда результаты ЕГЭ являются критерием результативности работы школ, значительные временные, кадровые и финансовые ресурсы учреждений направлены на подготовку учащихся к ЕГЭ, а изучение курса ОБЖ осуществляется по «остаточному принципу». Это отражается, в частности, и в структуре учебных планов, где на ОБЖ отводится минимальное количество часов, и в том, что в некоторых школьных библиотеках – и такие случаи не единичны — отсутствуют даже учебники по ОБЖ! Вместе с тем, вероятно, имеет место и другая причина: методики обучения ЗОЖ, используемые в массовой педагогической практике, нередко оказываются малоэффективными, что свидетельствует о пробелах в профессиональной подготовке учителей ОБЖ, а также о слабой популяризации успешного педагогического опыта и соответствующих научных разработок.
Следует отметить, что вопросам методики обучения школьников здоровому образу жизни в последние годы уделяется заметное внимание исследователей [3, 7]. При этом важно, что представлены исследования, посвященные проблемам методической подготовки будущих учителей ОБЖ к преподаванию основ ЗОЖ [1, 4, 5, 8].
Современные условия, отличающиеся высокой динамичностью, диктуют новые требования к профессиональной подготовке педагога. Однако успех педагогической деятельности определяется не только уровнем профессиональной подготовки учителя, но и его личностными качествами.
В.П. Соломин отмечает, что «педагог сегодня — это профессия, в которой важнейшую роль играет … мировоззрение, модель социального поведения и коммуникативная компетентность. Интегративным началом всего выступает качество личности» [6, с.3]. И это представляется чрезвычайно важным.
Ответственный учитель ОБЖ в сложившихся условиях стоит перед нелегкой задачей: как разработать (выбрать) такую методику обучения ЗОЖ, которая обеспечивала бы хорошие образовательные результаты? Подходы и принципы конструирования такой методики, конечно, могут быть различными. Наше видение методики обучения ЗОЖ нашло отражение в новом учебно-методическом комплексе (УМК) по ОБЖ для старшей школы, разработанном под руководством профессора С.В. Алексеева.
УМК по ОБЖ авторов С.В. Алексеева и др. (издательский центр Вентана-Граф) включает учебник ОБЖ для 10-11 классов, программу курса и методическое пособие для учителей. Учебник включен в Федеральный перечень [2].
В основу концепции УМК положены такие методологические подходы, как личностно-деятельностный, компетентностный, средовый, системный, интегративный, экологический, что согласуется с содержанием ФГОС общего образования.
Раздел «Основы здорового образа жизни» нацелен на формирование и развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, о способах и средствах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Планируемые образовательные результаты освоения учащимися материала данного раздела – предметные, метапредметные, личностные, определяемые требованиями ФГОС, представлены в Таблице 1.
Планируемые результаты освоения старшими школьниками раздела курса ОБЖ
«Основы здорового образа жизни» [9]
Сформированность целостных представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
умение применять полученные знания о здоровом образе жизни на практике, проектировать модели личного здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения в повседневной жизни.
Готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
умение использовать средства ИКТ;
умение самостоятельно принимать решения;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек;
бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
расширение навыков сотрудничества с людьми разного возраста в различных видах деятельности.
Учитывая целевые установки обучения школьников основам ЗОЖ, следует особо подчеркнуть значимость планируемых личностных результатов освоения учащимися учебного материала раздела (принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании и т.д.). Важно, что не достижение личностных результатов обучения является одним из возможных социально-педагогических рисков. Такие риски могут исходить из противоречия между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация учащихся на ценности ЗОЖ) и ценностями, культивируемыми в семьях учащихся, укладом жизни семей.
В этой связи проектирование учебного процесса целесообразно осуществлять с позиций личностно-деятельностного и компетентностного подходов, что находится в логической взаимосвязи с планируемыми результатами обучения. Следует отметить, что в процессе обучения необходимо учитывать не только знания и умения учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения, но и жизненный опыт школьников, обусловленный укладом жизни их семей, содержанием и формами социального взаимодействия. Методика обучения должна обеспечивать формирование у учащихся комплекса соответствующих компетенций и компетентностей, способствовать развитию их личностно-мотивационной сферы.
Содержание раздела «Основы здорового образа жизни» в учебнике ОБЖ авторов С.В. Алексеева и др. представлено семью (параграфами): «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Вредные привычки: дань моде или путь к самоуничтожению?», «Сердечно-сосудистые заболевания», «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Нехарактерные для России инфекционные заболевания и пути их распространения», «Сексуальные отношения и здоровье».
Содержание первых двух параграфов – «Здоровый образ жизни…» и «Вредные привычки…» направлено на развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека. При этом внимание акцентировано на последствиях самых распространенных вредных привычек – табакокурения и употребления алкоголя. На достижение личностных результатов обучения нацелены, в частности, предлагаемые в учебнике задания для самостоятельной работы учащихся: «… изучите содержание Федерального закона … «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…»; «…выясните, как влияет курение матери во время беременности на здоровье ребенка» и др.
Параграф «Сердечно-сосудистые заболевания» посвящен актуальной проблеме – болезням, являющихся основной причиной смертности людей в современном мире, и нацелен на формирование у учащихся представлений о причинах и опасностях этих заболеваний, о здоровом образе жизни как единственном способе их профилактики.
Тема «Загрязнение окружающей среды…» предполагает расширение и углубление знаний учащихся о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека, о мерах по обеспечению безопасности продуктов питания и воды в повседневной жизни. Показано, что загрязнение окружающей среды – основная причина аллергических заболеваний, рассмотрены некоторые источники такого загрязнения. Особое внимание обращено на вопросы безопасности продуктов питания и питьевой воды.
Значительное внимание в содержании раздела уделено вопросу об инфекционных заболеваниях и их профилактике (параграфы «Инфекционные заболевания…», «Нехарактерные для России инфекционные заболевания…», «Сексуальные отношения и здоровье»). Предполагается, что освоение этого материала будет способствовать расширению, углублению и систематизации знаний учащихся в данной области, формированию у них целостных представлений о ЗОЖ как способе профилактики большинства инфекций.
В конце каждого параграфа предлагаются вопросы и задания. Блок «Чему мы научились…» (по окончании раздела) содержит ситуационные задачи, вопросы тестового контроля, примерные темы для групповой проектной деятельности. Предлагаемые задачи носят практико-ориентированный характер. Решение тестовых заданий позволит закрепить теоретические знания учащихся, совершенствовать их навыки самоконтроля.
При проектировании учебного процесса целесообразно выбирать технологии и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности школьников, обеспечивающие реализацию и совершенствование компетенций учащихся, сформированных в процессе обучения. Предлагаем использовать такие методы обучения, как решение ситуационных задач (кейс-метод), проведение мини-исследований.
Среди технологий обучения можно рекомендовать следующие: технологии проблемного обучения, ИКТ — информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии КСО – коллективного способа обучения. В данном ряду, полагаем, особое место должно быть отведено проектным технологиям, как одним из наиболее эффективных. Это показывает и педагогическая практика. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что проектные технологии определены ФГОС как обязательные на старшей ступени общего образования.
С учетом возраста учащихся и наличия у них ряда сформированных компетенций в области учебной деятельности целесообразно использование технологий модульного обучения. Пример выделения учебных модулей приведен в Таблице 2.
Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни», 10-11класс: учебные модули
Источник
Методики по формированию ЗОЖ
Методики по формированию ЗОЖ
Образовательная деятельность по формированию ЗОЖ проводится различными методами. Так, элементы обучения ЗОЖ включаются в содержание уроков по многим школьным предметам. Проводятся тематические уроки здоровья, конференции, деловые игры, дискуссии. Разработаны методики, предназначенные для системы внеурочного образования в области ЗОЖ.
Многие школы активно и довольно успешно осуществляют образовательно-просветительскую деятельность посредством разработки комплексных программ обучения здоровью и здоровому образу жизни. В эти программы входят следующие направления работы: рациональный режим учебы и отдыха; оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; употребление пищи в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; работа по профилактике алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, обучение правилам личной гигиены и мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и др.
Многие образовательные учреждения разработали свои комплексные программы обучения здоровью и здоровому образу жизни. К сожалению, их качество не всегда отвечает необходимым требованиям. Самый частый недостаток таких программ – информационная перегруженность без учета того, как полученные знания будут использоваться учащимися, а также использование форм и методов работы, не учитывающих возрастные особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью.
1 методика — стратегия педагогического ориентирования
В современной литературе для формирования ЗОЖ предлагается стратегия педагогического ориентирования на ЗОЖ. Данная стратегия нацелена на
самосохранение и самореализацию в различных областях, на осознание ценности ЗОЖ, обогащение опыта здоровьесберегающей деятельности. Посредством данной стратегии развертываются основные педагогические способы ориентирования: знакомить, обращать внимание, направлять, помогать, поддерживать, содействовать, активизировать, способствовать адекватному оцениванию. Кроме того, ориентирование как стратегия отличается ценностно-смысловым содержанием. В результате реализации этой стратегии происходит осознанный выбор ценностных ориентаций, направленности личности. Это позволяет включать ребенка как субъекта в здоровьесберегающую деятельность. Педагогическая стратегия ориентирования ребенка на ЗОЖ включает в себя действия педагога ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование о ЗОЖ, адекватное оценивание своего образа жизни, актуализацию эмоционально-ценностного отношения, активизацию здоровьесберегающей деятельности, обогащение опыта ЗОЖ. Она предполагает овладение личностью определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ.
Стратегия ориентирования на ЗОЖ предполагает реализацию педагогических условий. Условия учитываются или создаются для использования в воспитательных целях и рассматриваются как комплекс предпосылок, организующих педагогическую деятельность. Были выделены следующие педагогические условия реализации данной стратегии в условиях образовательного учреждения:
— во-первых, информирование ребенка о ЗОЖ (организация информационного обеспечения);
— во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ (организация моделирования ребенком ЗОЖ);
— в-третьих, обогащение опыта ЗОЖ учащегося (включение в здоровьесберегающую деятельность).
Реализация выделенных педагогических условий ориентирования на ЗОЖ способствует получению школьником знаний по теории и практике формирования ЗОЖ, позитивному отношению к созданию собственного ЗОЖ, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.
Авторы данной стратегии предлагают реализовывать первое условие благодаря целенаправленной работе с информацией, то есть в виде специализированного курса «Основы здорового образа жизни», отражающего теоретическую и практико-ориентированную направленность. Логика информационного движения в теоретической части данного спецкурса выстроена в направлении от определения основных понятий («здоровье», «здоровый образ жизни») к пониманию их содержания и осознанию значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека.
Следующее условие реализуется через целенаправленную педагогическую деятельность по переводу ценностных валеологических ориентиров учащегося (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека. Ценность получает свое актуальное существование, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение. Этому осуществляется посредством использования дискуссионных методов организации учебно-познавательной деятельности (диалоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект. Особенно эффективным является метод моделирования, предполагающий проектирование, презентации, обратную связь, личный пример, валеоминутки. Как результат активного взаимодействия педагога и школьников, предусматривается создание
коллективной модели ЗОЖ как ориентира для детей, чтобы затем каждый мог создать индивидуальную модель ЗОЖ.
Третье условие ориентирования на ЗОЖ предусматривает обогащение опыта здоровьесберегающей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности студента. Авторами были выделены следующие ресурсы по поддержанию ЗОЖ у школьников в образовательном учреждении:
1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровьесберегающих мероприятий, пропаганда ЗОЖ, поддержка, финансирование, контроль и др.).
2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о ЗОЖ, использование возможностей физкультурного образования, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей регламентированного (формы учебных занятий) и нерегламентированного образовательного пространства (различные формы внеучебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса вуза.
3. Медицинское обеспечение (медицинский осмотр, диагностика состояния здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и др.).
2 методика – традиционная воспитательная программа
Некоторые авторы рекомендуют для формирования навыков ЗОЖ воспитательную программу «Культура жизнедеятельности человека». Эта программа рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс и на каждом этапе имеет раздел: «Здоровый образ жизни», который предполагает проведение следующих бесед с учащимися:
Начальная школа (1-4 классы)
1. Твой режим дня.
2. Умение управлять собой.
3. Что такое здоровье?
4. Движение и закаливание.
5. Личная гигиена.
Среднее звено (5-8 классы)
1. Душа обязана трудиться.
2. Умение управлять собой
3. Системы оздоровления организма.
4. «Без кайфа жизни нет?» (табак, алкоголь)
5. Гармония тела.
Старшее звено (9-11 классы)
1. «Без кайфа жизни нет?» (табак, алкоголь)
2. «Банан большой и круглый» (наркотики)
3. «Прелести» свободной любви.
4. Кушайте на здоровье! Системы питания.
При обучении подростков и юношей основам ЗОЖ рекомендуется использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся.
3 методика – инновационные, интерактивные методы
Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста – почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются универсальные полезные навыки (умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотикам).
Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, которая кажется значимой, интересной. Дискуссия может быть организована в форме «круглого стола», ток-шоу, брейн-ринга и т.п. К участию в дискуссии могут привлекаться родители, а также
представители различных профессий – медики, психологи, юристы и т.д. Это сделает дискуссию более интересной и содержательной. Разновозрастный состав участников поможет взрослым и школьникам «услышать» друг друга, понять позицию другого.
Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так, у старших школьников игра становится формой реализации мотивации достижения и самоопределения. Можно использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.
Лекция – самая популярная среди взрослых и самая «нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркомании) такая форма оказывается необходимой. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия? При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей. Ведь такие «художественные преувеличения» способны вызвать недоверие к лектору, сомнения в его компетентности. Помимо классического варианта лекции могут использоваться такие формы, как лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция-дискуссия включает не только сообщение материала, но и его обсуждение. При проведении лекции с обратной связью лектор представляет проблемную информацию, которая затем обсуждается школьниками в малых группах. Задача групп – не только высказать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы.
4 методика — специальные модульные программы
Сегодня в школе должны применяться специальные модульные образовательные программы, направленные на формирование у детей и подростков представлений о ценности здоровья и ЗОЖ. Отличительные особенности таких программ:
1) Преобладание интерактивных методов организации воспитания. То есть роль учащихся не ограничивается пассивным восприятием готовой информации. Школьники оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.
2) Практическая значимость содержания программы. Формируемые оценки, приемы и навыки должны быть актуальными для конкретной возрастной группы детей, востребованными в их повседневной жизни.
3) Модульность структуры и содержания, обеспечивающая вариативность при выборе вариантов реализации (учебная, внеучебная деятельность и т.д.), сроков реализации (выбирает сам педагог в зависимости от особенностей детской аудитории).
4) Обеспечение активного участия семьи в воспитательном процессе. Взрослые члены семьи должны осознавать важность и значимость результатов, на достижение которых направлена программа, участвовать в ее реализации.
Примером использования модульных программ в образовательных учреждениях различного вида стала программа «Разговор о правильном питании» (Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.), разработанная специалистами Института возрастной физиологии РАО при поддержке компании «Нестле». Программа направлена на формирование у детей представлений об основах рационального питания как составной части здорового образа жизни. Программа ориентирована на детей 6–11 лет и состоит из двух частей: «Разговор о правильном питании» (для детей 6–8 лет) и «Две недели в лагере здоровья» (для детей 8–10 лет). Программа снабжена специальным учебно-методическим комплектом – красочными рабочими тетрадями для детей, брошюрами для родителей, плакатами и методическими пособиями для педагогов. Содержание программы соответствует используемым формам и методам обучения, а также психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Весь процесс обучения построен в игровой форме, наиболее интересной и привлекательной для младших школьников. В содержании программы большое внимание уделяется работе с родителями – приведено большое число заданий, предполагающих совместную работу детей и взрослых. Взрослые члены семьи участвуют в праздниках, викторинах, конкурсах и т.д. Педагогу рекомендованы различные формы организации занятий: сюжетно-ролевые игры; чтение по ролям; рассказ по картинкам; выполнение самостоятельных заданий; игры по правилам – конкурсы, викторины; мини-проекты; совместная работа с родителями.
Модульная программа «Все цвета, кроме черного» направлена на формирование культуры здоровья и профилактику вредных привычек у детей и
подростков 2–11-х классов. Программа «Все цвета, кроме черного» ориентирована не на запрещение и запугивание учащихся последствиями употребления наркотических веществ, а на развитие у них умений и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Программа обеспечивает вытеснение из сферы интересов детей и подростков форм поведения, связанных с употреблением наркогенных веществ. Учитывая, что сегодня первый опыт употребления наркотиков приобретается уже в младшем возрасте, профилактическая работа начинается заблаговременно, охватывает несколько возрастных групп, обеспечивая преемственность воспитательного процесса. Обучение по программе «Все цвета, кроме черного» способствует формированию у школьников личностных свойств и качеств, обеспечивающих им успешную социальную адаптацию и позволяющих избежать приобщения к наркогенным веществам. Просветительская работа с родителями, их участие в работе, проводимой в школе, помогают семье создавать благоприятный психологический климат, прививать детям навыки здорового образа жизни. Педагогу рекомендованы следующие формы реализации программы: внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.); интеграция в содержание базовых учебных предметов; комбинированный подход (часть материала программы интегрируется с учебным материалом, часть используется во внеклассной работе).
За последние годы отмечается активное включение в программу учреждений, занимающихся образованием и воспитанием детей с особыми нуждами – воспитанников коррекционных школ. Педагоги адаптируют материал программы, разрабатывают свои методики обучения, наиболее эффективные для работы с больными, ослабленными детьми, детьми с социальными проблемами.
Источник