Меню

Методика мониторинга здоровья что это такое

Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
учебно-методический материал по физкультуре

Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется

Скачать:

Вложение Размер
chto_takoe_monitoring_fizicheskogo_zdorovya_i_kak_on_osushchestvlyaetsya.docx 21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Управленческая пирамида XXI века направлена на созидание и формирование технологий, методик, приемов, тренажеров, способствующих укреплению здоровья человека, продление его жизни, устранение болезней. Отсюда наиболее актуальным становиться рассмотреть проблемы, связанных с развитием технологий, позволяющих делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной.

Проблема здоровья человека уже давно привлекает внимание мировой научной, медицинской, педагогической общественности. Между тем стабильно ухудшаются физические и нравственные кондиции молодежи. К основным причинам, негативно влияющих на состояние их здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение физической подготовленности физического развития.

Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствование среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.

Ретроспективный анализ состояния здоровья показывает, что существует статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной к средней, а затем и старшей школы.

Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, в среднем составляет 12%. Это значит, что в среднем каждый восьмой школьник не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильной организации здорового образа жизни.

Сегодня у нас отсутствует система постоянного, динамического мониторинга за здоровьем и физической подготовленностью детей и учащихся. В связи с этим процесс физического воспитания плохо поддается управлению, контролю и анализу. Отсутствует полная и объективная информация о фактическом состоянии физического развития и физической подготовленности детей, подростков.

В настоящее время проблемами физического здоровья и физической подготовленности детей и учащейся молодежи занимаются различные организации: комитеты по физической культуре и спорту, управления образования, здравоохранения, отделы по делам молодежи и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля над состоянием физического здоровья и физическим развитием детей и учащихся.

Решать указанные проблемы можно с помощью мониторинга, так как он позволяет на основе комплексного тестирования школьников, используя современные информационно-диагностические технологии, оперативную информацию об уровне развития физических качеств каждого ребенка на протяжении всех лет учебы. Кроме этого, принимать управленческие решения по совершенствованию, обновлению организации учебного процесса содействующего здоровью учащихся.

1. Сущность и содержание мониторинга

Первоочередными мероприятиями в рамках Плана действия Правительства РФ в области социальной политики, модернизации экономики и мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, является создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а так же физического развития детей и подростков.

Мониторинг рассматривается с двух сторон: во-первых, как способ исследования реальной действительности, используемый в различных науках, во-вторых, как способ обеспечения различными материалами для принятия решений посредством предоставления, современной и качественной информации. В общем виде, мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».

Мониторинг, как способ научного исследования, может, применятся в качестве инструментария различных научных дисциплин. Наиболее значимым аспектом практического применения мониторинга следует рассматривать информационное обслуживание потребности управления в различных областях научной и практической деятельности. Принципиально важной позицией представляется открытость и доступность предоставляемой мониторингом информации.

Наиболее важным с точки зрения приобретения исходных материалов на различных уровнях управления, является мониторинг, построенный на статистических данных, вследствие наличия стабильных источников их получения. Практическая работа по осуществлению мониторинга состоит в систематическом накоплении вторичной информации и анализа совокупности показателей и статистических характеристик, определяющих состояние какого-либо явления и как следствие, позволяющих выявить перспективы его развития.

Принципы современного управления включают в себя ориентацию на постоянный учет человеческих потребностей, поддержку постоянного контакта с потребителем, тесную связь с жизнью, рассмотрение людей как главной силы экономического прогресса. Для реализации этих принципов необходима развернутая информация, важнейшая часть которой составляет мониторинг.

2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач. Одной из важнейших государственных задач является организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного и школьно возраста, так как уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всего физкультурного образования в стране и результативности действующих программ физического воспитания.

Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает осуществление мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Принятое Правительством РФ постановление № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность и необходимость этого. Результаты комплексных мониторинговых исследованиях, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в этом числе за счет профилактики заболеваемости.

Опыт работы по организации и проведению мониторинга показывает, что наиболее успешно эта работа осуществляется при тесном взаимодействии органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, при наличии соглашения об информационном взаимодействии этих структур, образования специального аналитического центра мониторинга, который координирует работу заинтересованных структур, собирает, обобщает и анализирует данные мониторинга.

Наиболее актуальными проблемами дальнейшего развития системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи являются разработки унифицированного программного обеспечения обработки данных мониторинга по стандартным показателям физической подготовленности с единой нормативной шкалой оценки, совершенствование системы показателей и отработка передачи данных на всех этапах сбора и обработки информации.

В сфере физической культуры и спорта понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне. Мониторинг состояния физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи и является частью социально гигиенического мониторинга.

Цель мониторинга – получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Задачи по достижению цели:

  • выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
  • установление факторов оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья и физического развития населения.

Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащихся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные исследования целого ряда ученых (П.А. Виноградов, С.И. Изак, Б.Х. Ланда и др.) свидетельствуют о том, что существует достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения, начиная от начальной к средней и старшей школе.

А.А. Семенов, в своих исследования подчеркивает, что для решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями в связи с проведением мониторинга необходимо привлечение разных специалистов образовательного учреждения и рациональное упорядочение их деятельности.

Мониторинг состояния физического здоровья становится системообразующим основанием для управления здравосберегающей деятельностью образовательных учреждений.

Источник

Мониторинг здоровья
статья по физкультуре на тему

Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа 75.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровья учащихся МБОУ «Новочадовская СОШ»

В МБОУ «Новочадовская СОШ» согласно Федеральным требованиям у ОУ в части охраны здоровья учащихся, воспитанников, утверждённому приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» проведён мониторинг здоровья учащихся по следующим направлениям:

• Мониторинг физического состояния здоровья.

• Мониторинг групп здоровья и заболеваемости учащихся.

• Мониторинг часто болеющих детей и детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.

• Мониторинг предпочтений юношей и девушек в спортивных занятиях второй половины дня.

• Мониторинг поведенческих рисков среди учащихся 12-15 лет: вредные привычки, отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам.

• Мониторинг травматизма учащихся

• физкультурные минутки во время уроков;

• физкультурные занятия в кружках;

Мониторинг здоровья обучающихся осуществляется классными руководителями и фельдшером Новочадовского ФАПа.

Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Оценка состояния здоровья школьников осуществляется посредством наблюдения, анализа медицинских карт, результатов диспансеризации, статистической медицинской отчетности, анализ распространения хронических заболеваний для выявления негативных внешних и внутренних факторов влияния на состояние здоровья.

Обследования, проведенные в 2011 г., в которых приняли участие 42 чел. – 100% обучающихся, показали, что здоровых детей – 25 (54.3%), больных детей – 21 (45.7%).В 2012 г. из 39 чел. — здоровых детей -10 (25.6%), больных детей – 29 (74.4%)

Результаты обследования здоровья обучающихся в 2012-2013 учебном году.

Качественная оценка уровня здоровья обучающихся

Отличный уровень резервов здоровья и работоспособности, близкий к эталону своего возраста.

Хорошее функциональное состояние, высокий уровень резервов здоровья и работоспособности. Наличие отдельных слабых звеньев.

Удовлетворительный уровень резервов здоровья и работоспособности.

Неудовлетворительное общее состояние организма, наличие нескольких «слабых» систем жизнеобеспечения.

Было бы ошибкой видеть причину ухудшения здоровья школьников исключительно в экономических трудностях страны или недостатках факторов здоровьесберающего пространства образовательного учреждения. Наряду с факторами экономического, экологического, медицинского и организационного характера, на ситуацию в значительной мере влияют факторы социокультурные: система ценностных ориентаций, сложившиеся в семье стереотипы и модели поведения, культурные традиции. Установлено, что состояние здоровья человека на 70-80 % зависит от индивидуального образа жизни.

За последние годы в школе особое внимание уделяется двигательной активности обучающихся, что является важным условием физкультурно–оздоровительной работы. Проводятся третий урок физкультуры, спортивные секции, внутришкольные, районные, республиканские спортивные соревнования. При проведении уроков физической культуры учитываются группы здоровья детей, а так же оценка их физического развития

Группы здоровья обучающихся.

Сравнительный анализ распределения учащихся школы по группам здоровья показывает, что данные величины не являются стабильными; заметно уменьшилось количество учащихся второй группы здоровья на 8.7%, количество учащихся отнесённых ко 3 группе колеблется в диапазоне 9.5 – 15.4 %.

В соответствии с нормативными актами во вторую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие. Дети, входящие во вторую группу здоровья требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.

К третьей группе здоровья относятся 6 чел. (15.4 % обучающихся) с 1 по 9 классы в 2012-2013 учебном году, в прошлом году таких детей было так же 4 чел. (9.5 %), произошёл рост на 5.9 %.

Анализ результата диспансеризации 2012-2013 учебном году показал, что у учащихся школы имеются следующие хронические заболевания :

Болезни сердца и сосудов

Болезни желудочно-кишечного тракта

Болезни опорно-двигательного аппарата

Болезни органов зрения, глаза и его придаточного аппарата

Болезни эндокринной системы

Анализируя результат диспансеризации учащихся, мы делаем вывод, что за последние три года, число здоровых детей уменьшилось на 18.5%, а количество учащихся, у которых выявлены заболевания возросло на 9.9 %.

Анализ острой заболеваемости по показателю кратности заболеваний выявил, что большинство школьников болеют эпизодически 2-3 раза в год. Число часто и длительно болеющих школьников колеблется от 3% до 6%. Основные заболевания детей: ангина, ОРВИ.

Если в 2011-2012 учебном году пик заболеваемость ОРВИ пришелся на октябрь, ноябрь 2011 г., то в 2012 2013 учебном году октябрь, декабрь, причём в декабре больше почти в 2 раза. Анализ показывает, что рост заболеваемости наблюдается чаще в конце осени и в начале весны, поэтому медицинский работник ФАПа с. Новочадово проводит добровольную (с согласия родителей/законных представителей) вакцинацию учащихся.

Мониторинг посещения учебных занятий 2011-2012 и 2012-2013 учебных годов.

Всего пропущено/в среднем на одного ученика

По болезни/ в среднем на одного ученика

По уважительным причинам (указать) / в среднем на одного ученика

Без уважительных причин/ в среднем на одного ученика

Проанализировав мониторинг посещения учащимися учебных занятий 2012-2013 и 2013 — 2014 учебных годов можно сделать вывод, что общее количество пропущенных уроков в нынешнем учебном году не увеличилось , по болезни увеличилось на 57%. Такой скачек прежде всего, связано с тем, что пик ОРВИ в этом учебном году пришёл на ноябрь и декабрь.

Факторы, формирующие здоровьесберегающее пространство школы.

Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий осуществимо лишь при условии комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья, что отвечает представлениям о здоровьесберегающем пространстве. Наше образовательное учреждение имеет необходимую материальную, учебно-методическую и кадровую базу, позволяющую проводить мероприятия по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников. Режим и условия обучения в школе организованы в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 . Совершенствование условий для занятий детей физической культурой и спортом в образовательном учреждении является предметом особой заботы директора школы и Управляющего совета. На уроках физической культуры укрепляются естественные факторы здоровья организма человека и, как правило, используются сопутствующие факторы – воздуха, солнца, воды, т.к. значительная часть занятий проходит на спортивной площадке школы. В системе проводится спортивно-оздоровительная работа: Дни здоровья, спортивные соревнования и праздники, физкультминутки (по мере необходимости), утренняя зарядка, «Спортивная суббота». В учебное и каникулярное время работают спортивные секции и творческие объединения, которые укрепляют здоровье школьников; оптимальным сочетанием считается выбор двух направлений: одного спортивного, второго творческого, интеллектуального.

На основании договора с МБУЗ «Атюрьевская ЦРБ» по медицинскому обслуживанию учащихся и работников школы ежегодно специалистами-медиками по плану осуществляются медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся, по необходимости проводятся прививки.

Регулярно проводятся инструктажи педагогов и учащихся по технике безопасности, противопожарной безопасности, учебные тренировки по отработке действий в чрезвычайных ситуациях (ежеквартально). С требованиями техники безопасности учителя знакомят детей при проведении уроков трудового обучения, физической культуры, физики, информатики, химии, биологии, также инструктажи проводят классные руководители при проведении массовых и выездных мероприятий и перед началом школьных каникул.

Все учащиеся школы в 2012-2013 учебном году получают горячее питание, учащиеся 1-го и 2-го классов 2-х разовое питание.

Учреждение оборудовано пищеблоком, оснащенным необходимым технологическим оборудованием. Полностью укомплектован штатный состав работников кухни. Хранение продуктов и приготовление питания для детей школьного возраста в образовательном учреждении проходит в соответствии с нормами Сан ПиН 2.4.5.2409-08. Имеется договор на поставку продуктов

Школьная столовая работает в режиме питания по 10-ти дневному циклическому меню для обучающихся .

В течение всего учебного года проводилась витаминизация.

Ведется систематическая работа по санитарно-гигиеническому просвещению, профилактике вредных привычек среди учащихся школы, основанная на развитии мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни.

Положительные результаты в здоровьесбережении школьников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников образовательного учреждения и родителей, понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми и добросовестном выполнении рекомендаций. Ежегодно в школе проводится исследования по наличию у учащихся вредных привычек , употребления ПАВ

Мониторинг употребления ПАВ в МБОУ «Новочадовская СОШ» в 2012/2013 уч. г.

Источник

Читайте также:  Здоровье как социальный феномен это
Adblock
detector