Меню

Методика комплексной оценки здоровья учащихся

Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н

Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:

1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:

1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;

2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:

у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;

с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии

клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);

с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;

Источник

Метод оценки

Оценивая здоровье детей, мы руководствуемся такими принципами:

1) Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение ВОЗ, 1968). Это определение базируется на представлении, что организм целостен и он должен позволять личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности, адаптироваться к внешним экологическим и социальным условиям. Основываясь на медико-биологических позициях, мы сформулировали следующее определение: «Здоровье – способность организма сохранять гомеостаз (приспособительные реакции) в условиях полной адаптации к внешним факторам» (Айзман Р.И., 2000). Такой подход позволяет оценивать здоровье с помощью доступных для исследования показателей.

Читайте также:  С крещением поздравляю здоровья желаю

2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). В этой связи можно использовать различные нагрузочные пробы, позволяющие выявить объем резервных возможностей разных систем и всего организма в целом.

3). Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. Модель такого подхода представлена на рис.

4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, все время меняются. При оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие заболеваний, но в первую очередь динамику процессов.

5) При характеристике здоровья важен подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психоэмоционального состояния организма и индивидуально-типологический статус ребенка.

Эти принципы легли в основу разработанного нами мониторинга здоровья учащихся. Мониторинг здоровья – это динамическая скринингдиагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и наследственности, определяющих жизнеспособность организма, и морально-нравственных качеств личности.

Мониторинг здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физических, психофизиологических и психологических параметров, которые могут быть количественно измерены, например, росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, так как объективно отражают состояние здоровья ребенка, позволяют сопоставлять показатели в динамике между разными группами, а также прогнозировать развитие ученика на перспективу.

– сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения;

– профессиональная ориентация, адекватная возможностям организма;

– оценка здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения;

– индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

– коррекция учебно-воспитательного процесса для достижения наибольшей эффективности.

Мониторинг здоровья учащихся состоит из нескольких уровней и выполняется разными сотрудниками учебного заведения (см. табл.).

Уровни мониторинга здоровья учащихся

Оценка социально-психологической адаптации (для первоклассников – готовность к обучению в школе). Исполнители: учителя, социальные педагоги

Комплексная поэтапная диагностика:

успеваемость, учебная активность, усвоение знаний, межличностные отношения, социальная самооценка человека, ценностные ориентации, готовность к профильному обучению (тесты «школьной зрелости»)

Характеристика физического развития и функционального состояния

Исполнители: медицинские работники, учителя физкультуры

Читайте также:  Правовые средства защиты здоровья

Длина и масса тела, ОГК, уровень физического развития, тип вегетативной регуляции, адаптивность кардиореспираторной системы на нагрузки

Психофизиологические показатели (нейродинамические). Исполнители: психологи, психофизиологи

Сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов, тип ВНД, функциональная асимметрия мозга, скорость сенсомоторных реакций, работоспособность головного мозга

Психоэмоциональное состояние. Исполнители: психологи

Уровень личностной, реактивной и школьной тревожности, уровень стрессоустойчивости, мышление, интеллект, память и ее виды, внимание, личностные свойства

Состояние физического здоровья. Исполнители: медицинские работники, учителя физкультуры

Оценка здоровья по тесту-опроснику, группы здоровья, уровень физической подготовленности (скорость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, координация)

Квалификационная характеристика школы здоровьесберегающего типа.

Исполнители: руководители ОУ

Материально-технические условия; кадровое обеспечение; медицинское обслуживание; организация питания; состояние здоровья и физическое развитие учащихся и педагогов; политика формирования ЗОЖ; взаимоотношения с родителями; внешние связи

Понятно, что перечень показателей, используемых для мониторинга, может быть адаптирован для каждого учебного заведения в зависимости от кадрового и материально-технического потенциала.

Важнейший критерий здоровья индивида – уровень его развития. Психическое и физическое развитие субъекта отражает полноценность генетической программы (генотипа) и условий, в которых эта программа реализовывалась.

Основным методом оценки физического развития является антропометрия, которая включает измерение длины тела и его отдельных частей и веса ребенка.

Функциональное состояние организма отражается в интенсивности и устойчивости работы его органов и систем, что очень важно для оценки здоровья. Практически любой физиологический показатель может быть использован для оценки функционального состояния и состояния здоровья ученика. Однако их информативность неодинакова.

Согласно теории адаптации сердечно-сосудистая система – индикатор адаптивных возможностей всего организма, поэтому показатели сердечно-сосудистой системы рассматриваются как основные при оценке уровня здоровья. Чаще всего измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление крови (АД) в покое и после выполнения стандартной физической нагрузки.

Оценка уровня здоровья человека по отдельным, пусть даже информативным, показателям не дает целостного представления. Необходимо отдельные параметры свести вместе и вывести «индекс» здоровья. Для этого может быть использован балльный вариант пересчета «сырых» показателей в стандартизованные с учетом возраста, пола, региона проживания, типа конституции и нормативных значений. Создание компьютерной базы таких показателей многих учащихся чрезвычайно важно для определения не только индивидуальной динамики, но и популяционных изменений. Это позволит прогнозировать демографическую ситуацию и здоровье будущих поколений.

Мы разработали компьютерный вариант методики комплексной оценки здоровья школьников и студентов.

Методика предназначена для быстрой диагностики физического и психического здоровья, а также физической подготовленности учащихся и позволяет сравнивать показатели между разными возрастными, половыми группами, учениками разных учреждений, районов, городов и т.д.

Методика включает следующие тесты:

оценка физического развития (проводят медработники);

оценка функционального состояния и физической подготовленности (проводят учителя физической культуры);

оценка уровня социально-психологической адаптации к школе (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога);

Читайте также:  Кодекс здоровья рк 2020г

отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога); – оценка уровня тревожности (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога);

оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной) (проводят сами обследуемые под контролем психолога);

оценка нейродинамических свойств нервной системы, она позволяет судить о состоянии нервных процессов (соотношении возбудительных и тормозных процессов, скорости зрительно-моторных реакций) (проводят сами обследуемые под контролем психолога);

квалификационная характеристика школы, характеризует уровень организации здоровьесберегающей деятельности учреждения (заполняется руководителем учреждения).

Все показатели переводятся в количественную матрицу и балльную оценку, что позволяет сравнивать результаты в динамике наблюдения и между разными группами обследуемых. На базе этой методики разработаны дополнительные программы для профориентации учащихся на основе их интересов и уровня развития физиологических и психических качеств, а также для прогнозирования риска развития асоциального поведения.

Для тех, кто заинтересовался этой методикой, наши координаты:

тел./факс (383) 268-05-81;

адрес: 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, НГПУ, кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности.
Зав. каф. проф. Роман Игоревич Айзман.

Источник

Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков

Изучение состояния здоровья является одним из важнейших этапов работы врача, обслуживающего детей и подростков. Важность этой работы заключается, в первую очередь в том, что именно в детском возрасте формируется физическое и психическое здоровье человека его устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды.

В настоящее время приняты следующие критерии комплексной оценки состояния здоровья:

1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

2. Уровень функционального состояния основных систем организма.

3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятному влиянию.

4. Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.

Хронические заболевания диагностируют во время проведения медицинских осмотров.

Оценка функционального состояния основных систем организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью функциональных проб (проба Мартине, Штанге-Генга, Летунова, РWС170).

О степени сопротивляемости (резистентности) организма судят по данным относительного количества острых заболеваний и обострений хронических заболеваний в течение прошлого года, а также по показателям состояния неспецифической резистентности (содержание Х-хроматина и гетерохроматина в эпителии слизистой щеки, гликогена в нейтрофилах, активности щелочной и кислой фосфотаз в нейтрофилах, дегидрогеназы и сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах, лизоцима и лактатдегидрпогеназы в слюне, степени бактерицидности кожи).

Существует ряд методов оценки физического развития детей и подростков, основные из них следующие:

· метод сигмальных отклонений;

· оценка физического развития по шкале регрессии;

· оценка физического развития с использованием центильных табиц (центильный метод).

Источник

Adblock
detector