Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии
клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
Источник
Метод оценки
Оценивая здоровье детей, мы руководствуемся такими принципами:
1) Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение ВОЗ, 1968). Это определение базируется на представлении, что организм целостен и он должен позволять личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности, адаптироваться к внешним экологическим и социальным условиям. Основываясь на медико-биологических позициях, мы сформулировали следующее определение: «Здоровье – способность организма сохранять гомеостаз (приспособительные реакции) в условиях полной адаптации к внешним факторам» (Айзман Р.И., 2000). Такой подход позволяет оценивать здоровье с помощью доступных для исследования показателей.
2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). В этой связи можно использовать различные нагрузочные пробы, позволяющие выявить объем резервных возможностей разных систем и всего организма в целом.
3). Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. Модель такого подхода представлена на рис.
4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, все время меняются. При оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие заболеваний, но в первую очередь динамику процессов.
5) При характеристике здоровья важен подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психоэмоционального состояния организма и индивидуально-типологический статус ребенка.
Эти принципы легли в основу разработанного нами мониторинга здоровья учащихся. Мониторинг здоровья – это динамическая скрининг—диагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и наследственности, определяющих жизнеспособность организма, и морально-нравственных качеств личности.
Мониторинг здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физических, психофизиологических и психологических параметров, которые могут быть количественно измерены, например, росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, так как объективно отражают состояние здоровья ребенка, позволяют сопоставлять показатели в динамике между разными группами, а также прогнозировать развитие ученика на перспективу.
– сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения;
– профессиональная ориентация, адекватная возможностям организма;
– оценка здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения;
– индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
– коррекция учебно-воспитательного процесса для достижения наибольшей эффективности.
Мониторинг здоровья учащихся состоит из нескольких уровней и выполняется разными сотрудниками учебного заведения (см. табл.).
Уровни мониторинга здоровья учащихся
Оценка социально-психологической адаптации (для первоклассников – готовность к обучению в школе). Исполнители: учителя, социальные педагоги
Комплексная поэтапная диагностика:
успеваемость, учебная активность, усвоение знаний, межличностные отношения, социальная самооценка человека, ценностные ориентации, готовность к профильному обучению (тесты «школьной зрелости»)
Характеристика физического развития и функционального состояния
Исполнители: медицинские работники, учителя физкультуры
Длина и масса тела, ОГК, уровень физического развития, тип вегетативной регуляции, адаптивность кардиореспираторной системы на нагрузки
Психофизиологические показатели (нейродинамические). Исполнители: психологи, психофизиологи
Сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов, тип ВНД, функциональная асимметрия мозга, скорость сенсомоторных реакций, работоспособность головного мозга
Психоэмоциональное состояние. Исполнители: психологи
Уровень личностной, реактивной и школьной тревожности, уровень стрессоустойчивости, мышление, интеллект, память и ее виды, внимание, личностные свойства
Состояние физического здоровья. Исполнители: медицинские работники, учителя физкультуры
Оценка здоровья по тесту-опроснику, группы здоровья, уровень физической подготовленности (скорость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, координация)
Квалификационная характеристика школы здоровьесберегающего типа.
Исполнители: руководители ОУ
Материально-технические условия; кадровое обеспечение; медицинское обслуживание; организация питания; состояние здоровья и физическое развитие учащихся и педагогов; политика формирования ЗОЖ; взаимоотношения с родителями; внешние связи