Меню

Методика изучения здоровья подростков

Тема 1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков

Практическая значимость темы:

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Усвоить определение понятия, здоровья населения и здоровья индивидуума.

Изучить факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

Ознакомиться с показателями здоровья.

Освоить методы медицинского контроля за состоянием здоровья ДиП.

Усвоить критерии и группы здоровья.

Научиться комплексной оценки состояния здоровья ДиП

Определение понятия “здоровье” по ВОЗ.

Критерии оценки состояния здоровья индивидуума.

Факторы, формирующие здоровье ДиП.

Показатели, характеризующие состояние здоровья.

Организация и порядок проведения медосмотров а) периодичность мед. осмотров б) этапы мед. осмотров в) объем мед. исследований

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.

Студент должен уметь определять группу здоровья и проводить комплексную оценку состояния здоровья ДиП.

Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардатенко — М. — Медицина — 1980 — с. 41-115

Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП — под ред. В. Н. Кардашенко — М., Медицина — 1983 — С. 7-51

Задание на самоподготовку

На основании литературы и приведенного учебного материала изучитьфакторы, формирующие здоровье ДиП, критерии и группы здоровья.

Освоить мед. контроль за состоянием здоровья ДиП. Овладеть методикой комплексной оценки состояния здоровья.

Учебный материал для самоподготовки

1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков.

Здоровье является критерием ——— взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.

Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.

Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”, выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Выявляемые по итогам демографических исследований показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) — это лишь видимая вершина айсберга, подводную часть которого составляют предпатологические (донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики (“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой органами санитарно-эпидемиологической службы.

Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче — увеличению продолжительности жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта исследования (состояние здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана идентифицировать стадии шкалы здоровья

Это необходимо для предотвращения перехода —————- состояний в различные заболевания.

Взаимодействие гигиенической диагностики и диспансеризации должно осуществляться в 4 этапа

1 этап — изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа жизни, ———————

2 этап — медицинское обследование

3 этап — оздоровительные мероприятия

4 этап — динамическое диспансерное наблюдение

Всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.

Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических) состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики. Исходя из этого, профилактика становится направленной не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития в целом. Выделяют следующие факторы влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

Читайте также:  Тематическое планирование по здоровью раннего возраста

Факторы, формирующие здоровье детского населения

Социально экономические условия

Окружающая среда

Питание

Условия быта

Состояние здоровья детского населения

Необходимо обратить внимание на роль таких факторов, влияющих на формирование здоровья, как биологический (возраст матери, состояние ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в акте — ———- — и раннем постнатальном периодах и др. 0 и социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Глава 28. Здоровье детей и подростков, методы его изучения

Динамические наблюдения за сдвигами в состоянии здоровья детей ■— одна из главных задач гигиены детей и подрост­ков, поскольку на основании этих материа­лов разрабатываются необходимые меро­приятия, направленные на дальнейшее укрепление здоровья детей, и намечаются основные направления научных исследо­ваний. Под здоровьем понимают отсутствие у ребенка заболеваний, функциональных отклонений в организме, гармоническое фи­зическое развитие и высокий уровень функ­ций различных органов и систем.

МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИНАМИЧЕСКИХ

НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЗДОРОВЬЕМ

И ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ

О состоянии здоровья детей судят по показателям физического развития, забо-

леваемости, патологической пораженности и функционального состояния различных органов и систем, позволяющих выявить ранние, легко устранимые отклонения здо­ровья, так называемые преморбитные со­стояния — «группы риска». Изучение фи­зического развития носит комплексный характер. При этом учитываются резуль­таты осмотра (соматоскопия) и измере­ния тела (соматометрия), изучаются функ­циональные показатели (физиометрия), учитываются клинические данные, а также условия, в которых происходят рост и раз­витие ребенка.

При изучении физического развития де­тей и подростков широко используются ан­тропометрические исследования, дающие возможность судить о процессе роста де­тей, а также функциональные показатели для оценки развития ребенка, его биоло­гического возраста (костный возраст, ста-

дия полового развития, сроки прорезыва­ния и смены зубов).

Антропометрические исследования вклю­чают данные о росте, массе, окружности груди, мышечной силе, жизненной емкости легких, пропорциях тела, осмотра положе­ния осей ног, осмотра и измерения свода стопы (подометрия, подография), учета двигательных функций. Для характеристи­ки динамики развития детей раннего воз­раста наряду с физическим изучается и нейропсихическое развитие, в частности, развитие речевой функции.

При комплексной оценке состояния здо­ровья ребенка следует пользоваться клас­сификацией, предложенной Институтом ги­гиены детей и подростков, согласно кото­рой выделяют пять групп:

группа — здоровые дети, гармонически развиты, наклонности к заболеваниям, морфологические и функциональные откло­нения в организме отсутствуют;

группа •— дети практически здоровые, но имеющие те или иные морфологические или функциональные отклонения, не ска-зывающиеся» на самочувствии и работоспо­собности учащихся. К этой группе относят­ся дети с плохим физическим развитием, часто болеющие острыми заболеваниями, с функциональными отклонениями в дея­тельности сердечно-сосудистой системы, в частности, с наклонностями к повышению или понижению артериального давления, с аденоидами I и II степени, с гипертро­фией миндалин, миопией слабой степени, дальнозоркостью средней степени, ко­соглазием, с наличием невротических и астенических реакций, множественным нелеченным кариесом, сколиозом I сте­пени, нарушениями осанки, незначи­тельным снижением показателей гемогло­бина;

группа — дети с хроническими заболе­ваниями в компенсированном состоянии, не затрудняющими приспособление школь­ников к учебной нагрузке (хронический тонзиллит, холецистит, гастрит, ревматизм, рахит и т. д.);

группа — больные хроническими забо­леваниями в стадии субкомпенсации, за­трудняющими учебную и трудовую дея­тельность;

группа — дети-инвалиды с тяжелыми органическими и функциональными откло­нениями (как правило, в массовой школе не встречаются).

При оценке сдвигов в состоянии здо­ровья коллектива следует сопоставить из­менения в удельном весе каждой из групп здоровья. При этом применяют либо инди­видуализирующий метод (оценка сдвигов у одних и тех же детей), либо генерали­зующий (изменение в удельном весе от­дельных групп коллектива в целом). Ис­пользование этого метода на практике по­зволило сделать вывод об улучшении со­стояния здоровья школьников в период их обучения в школе — количество детей, от­несенных к I группе здоровья, увеличи­лось с 31,7% у школьников младших клас­сов до 43% (VIII—X), к II-й группе — со­ответственно с 27,7% до 34,8%, а числен­ность групп 3 и 4 сократилась с 37,4% до 20,3% и с 3,2 до 1,9% в тех же возрастных группах.

Читайте также:  Ртуть чем опасна для здоровья человека

Физическое развитие детей и подростков

Физическое развитие ребенка — это ком­плекс морфофункциональных свойств ор­ганизма, которые определяют его рост, формирование, работоспособность и био­логический возраст.

Систематическое наблюдение и контроль за состоянием физического развития детей и подростков имеют разностороннее зна­чение — на основе данных динамических наблюдений врач разрабатывает конкрет­ные мероприятия по руководству воспита­нием ребенка и учитывает их эффектив­ность.

В результате статистического анализа данных о состоянии здоровья и физическо­го развития подрастающего поколения, собранных одномоментно (генерализую­щий метод), периодически разрабатывают­ся возрастно-половые «нормы» физическо­го развития, используемые врачом детских учреждений при индивидуальной оценке физического развития детей. Анализ дан­ных динамического наблюдения за ходом физического развития (индивидуализирую­щий метод) позволяет сформулировать ос­новные законы их роста и развития. Ана­лиз сдвигов в физическом развитии позво­ляет проверить эффективность различных приемов воспитания и обучения детей и т. п.

В СССР динамическим наблюдением за физическим развитием охватываются все без исключения возрастные периоды дет-

ства. Наблюдение осуществляется тем ча­ще, чем младше ребенок. Обычно соблю­дается следующая периодичность:

в период новорожденности с интервалом 1 день;

в грудном возрасте с интервалом 1 мес.

в преддошкольном возрасте с интерва­лом 3 мес;

в дошкольном возрасте с интервалом 6 мес;

в школьном возрасте с интервалом 1 год.

С целью установления уровня физиче­ского развития детей и подростков, а так­же его сдвигов периодически (1 раз в 5 лет) производят выборочное обследова­ние численно достаточного (150—250 детей каждой возрастно-половой группы) кон­тингента практически здоровых детей, на­ходящихся примерно в одинаковых усло­виях жизни. Из антропометрических дан­ных ограничиваются измерением роста, массы, окружности груди, роста сидя (у новорожденных, детей грудного и преддо-школьного возраста измеряют окружность головы).

В результате вариационно-статистиче-

ской обработки собранного материала устанавливают средние показатели — нор­мы физического развития каждой возраст­но-половой группы.

В СССР такие условные нормы физиче­ского развития детей и подростков разра­батываются для отдельных районов (зон), периодически пересматриваются и публи­куются в «Материалах но физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР». Эти нормы оформляются обычно в виде таблиц, кото­рые называются нормативными, оценочны­ми, стандартно-сигмальными.

Индивидуальная оценка физического развития имеет целью определить соответ­ствие между биологическим и календар­ным возрастом ребенка, а также выявить особенности динамики развития. Она про­изводится путем сравнивания величин каждого антропометрического признака у оцениваемого ребенка со средними показа­телями (М) — нормой. Полученную разни­цу (а) между данными ребенка и нормой, указанной в оценочной таблице, делят на среднее квадратическое отклонение (а) для данного признака и выражают в сигмаль-

Шкала для оценки характера и степени отклонения антропометрического признака

от условной нормы

М — среднее арифметическое данного при­знака; ±σ — среднее квадратическое отклонение данного признака от среднего арифметического.

В графах 3, 5, 7 указано, как часто (в про­центах) в силу диалектической связи между слу­чайностью и необходимостью (акад. А. Н. Кол-

могоров) встречаются в достаточно многочис­ленном и однородном (пол, возраст, условия воспитания и др.) коллективе дети с той или другой оценкой конкретного признака физиче­ского развития.

3. В массовой практике чаще всего применя-ют трехбалльную шкалу.

ных единицах (-). Оценку найденных та­ким образом характера и степени отклоне­ния величин каждого антропометрического признака от условной нормы производят, пользуясь, в зависимости от условий и за­дач исследования, одной из приведенных ниже шкал (табл. 36).

При оценке физического развития ребен­ка ведущее значение придают не только величине отдельных антропометрических признаков, но и гармоничности развития — правильному их соотношению (рис. 71). Для оценки гармоничности развития ис­пользуют индивидуальный профиль физи­ческого развития — графическое изображе­ние характера и степени отклонения пока­зателей физического развития. Развитие считается гармоничным, если разница меж­ду признаками не более одной σ.

Для комплексной индивидуальной оцен­ки нескольких антропометрических при­знаков в их совокупности широко исполь­зуют также оценочные таблицы, построен­ные с учетом корреляционной связи между длиной тела и каждым из прочих антропо­метрических признаков. Степень этой свя­зи определяется коэффициентом регрес­сии (К), показывающим, насколько изме­няется величина данного признака (масса, окружность груди) при изменении длины тела на 1 см. Такие таблицы называются оденочными таблицами по шкале регрес­сии.

Пользуясь коэффициентом регрессии, находят, какая масса и окружность груди должны быть у данного ребенка при его росте. Для того чтобы определить гармо­ничность развития, делят разницу между той массой (окружностью груди), которая у ребенка фактически имеется, с той, кото­рая у него должна быть в соответствии с ростом, на σR — сигму коэффициен­та регрессии. Если полученная величи­на укладывается в пределы одной σR, ребенок развивается гармонично, если эта величина больше или меньше, развитие оценивается как дисгармонич­ное.

Читайте также:  Закаливание водой это здоровье

В настоящее время (Е. П. Стромская, В. Г. Властовский, Н. В. Кардашенко и др.) предложен метод оценки физиче­ского развития ребенка, позволяющий определить не только морфофункциональ-ное состояние, но и уровень биологическо­го развития. С этой целью в качестве по-

Рис. 71. Неравномерность роста различных систем организма человека.

казателя используются длина тела, величи­на ее годовых приростов, сроки смены мо­лочных зубов на постоянные, степень по­лового созревания, оссификация кисти. Последние три показателя дают возмож­ность оценивать уровень биологического развития ребенка. Физическое развитие оценивается по трехбалльной шкале с ис­пользованием сигмы коэффициента регрес­сии:

Гармоничное (М ± σR и от М + + 1,1 σR и выше, за счет развития муску­латуры) .

Дисгармоничное (от М—1,1 ар до —2 σR и от +1,1 σR до +2 σR за счет повышенного жироотложения).

Резко дисгармоничное (от М —2,1 σR и ниже, и от М +2,1 σR и выше за счет избыточного жироотложения).

По уровню биологического развития вы­деляются также 3 группы:

Соответствующая данному календар­ному возрасту.

Опережающая календарный возраст.

Отстающая от календарного возраста.

Роль и значение отдельных предложен­ных для оценки биологического возраста показателей меняются с возрастом — у младших школьников наиболее адекват­ными показателями являются длина тела и число постоянных зубов, в среднем и.

старшем возрасте — развитие вторичных половых признаков.

В течение последних 100—130 лет по­всеместно отмечается ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующим им поколением. Это явление называют акцелерацией, как одно из проявлений эпохального сдвига в раз­витии, биоморфоза поколений.

Ряд научных исследований показывают, что акцелерация проявляется во все перио­ды роста, начиная с внутриутробного (бо­лее крупные размеры тела новорожденных, учащение случаев родовых травм). Дети преддошкольного, дошкольного и школьно­го возрастов стали выше и тяжелее, чем их ровесники за предшествующий период времени. Установлено, что на протяжении последних 30—40 лет через каждые 10 лет длина тела у школьников увеличивается на 2,7 см, масса — на 2,3 кг. Сдвигается на более ранний возраст наступление мен­струации (в течение 10 лет на 4—6 мес). «Молодеют» близорукость, юношеская ги­пертония. По результатам ряда исследова­ний повышаются возрастные двигательные возможности детей, их умственная работо­способность. «Молодеют» спортивные ре­корды. Более рано заканчивается рост в длину: если в конце прошлого века рост прекращался в 26 лет, то сейчас дефини­тивные размеры тела достигаются у де­вушек в 16—17 лет, у юношей в 18— 19 лет.

Указанные сдвиги наблюдаются на фоне

увеличения размеров тела у взрослого на­селения (у мужчин длина тела увеличи­лась на 9,5, у женщин — на 6,5 см). Одно­временно установлено удлинение детород­ного периода (более позднее, на 8—10 лет, наступление менопаузы у женщин). Так, по данным П. А. Никитюка, у женщин Москвы в 1973 г. менопауза наступала в 50 лет 8 мес, в начале века — в 42 года. Наблюдается более позднее (на 8—10 лет) появление старческой пресбиопии.

Учеными выдвинуто свыше 50 гипотез для объяснения акцелерации: космиче­ская, гелиогенная, алиментарная, урбани-зационная, генетическая и другие. Однако строгий научный анализ показал, что ни одна из них в отдельности не может объ­яснить феномен акцелерации, который, как полагают многие, связан с воздействием комплекса сложных биосоциальных явле­ний. Решение этого вопроса, очевидно, де­ло будущего, но проблема акцелерации выдвинула ряд практических вопросов вос­питания подрастающего поколения: совер­шенствование медицинского контроля за динамикой состояния здоровья, физическо­го и психического развития детей и под­ростков, за их физическим воспитанием, в особенности в период полового созревания, нормирование нагрузки на организм в свя­зи с биологическим, а не только календар­ным возрастом, ряд вопросов общей, спор­тивной и сексуальной педагогики, пере­смотр стандартов на мебель, одежду для детей и подростков и т. д.

Источник

Adblock
detector