Меню

Методика изучения состояния здоровья детей

Тема 1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков

Практическая значимость темы:

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Усвоить определение понятия, здоровья населения и здоровья индивидуума.

Изучить факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

Ознакомиться с показателями здоровья.

Освоить методы медицинского контроля за состоянием здоровья ДиП.

Усвоить критерии и группы здоровья.

Научиться комплексной оценки состояния здоровья ДиП

Определение понятия “здоровье” по ВОЗ.

Критерии оценки состояния здоровья индивидуума.

Факторы, формирующие здоровье ДиП.

Показатели, характеризующие состояние здоровья.

Организация и порядок проведения медосмотров а) периодичность мед. осмотров б) этапы мед. осмотров в) объем мед. исследований

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.

Студент должен уметь определять группу здоровья и проводить комплексную оценку состояния здоровья ДиП.

Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардатенко — М. — Медицина — 1980 — с. 41-115

Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП — под ред. В. Н. Кардашенко — М., Медицина — 1983 — С. 7-51

Задание на самоподготовку

На основании литературы и приведенного учебного материала изучитьфакторы, формирующие здоровье ДиП, критерии и группы здоровья.

Освоить мед. контроль за состоянием здоровья ДиП. Овладеть методикой комплексной оценки состояния здоровья.

Учебный материал для самоподготовки

1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков.

Здоровье является критерием ——— взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.

Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.

Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”, выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Читайте также:  Размер компенсации по осаго при вреде здоровью

Выявляемые по итогам демографических исследований показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) — это лишь видимая вершина айсберга, подводную часть которого составляют предпатологические (донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики (“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой органами санитарно-эпидемиологической службы.

Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче — увеличению продолжительности жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта исследования (состояние здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана идентифицировать стадии шкалы здоровья

Это необходимо для предотвращения перехода —————- состояний в различные заболевания.

Взаимодействие гигиенической диагностики и диспансеризации должно осуществляться в 4 этапа

1 этап — изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа жизни, ———————

2 этап — медицинское обследование

3 этап — оздоровительные мероприятия

4 этап — динамическое диспансерное наблюдение

Всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.

Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических) состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики. Исходя из этого, профилактика становится направленной не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития в целом. Выделяют следующие факторы влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

Факторы, формирующие здоровье детского населения

Социально экономические условия

Окружающая среда

Питание

Условия быта

Состояние здоровья детского населения

Необходимо обратить внимание на роль таких факторов, влияющих на формирование здоровья, как биологический (возраст матери, состояние ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в акте — ———- — и раннем постнатальном периодах и др. 0 и социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также:  Метал зимой не прочен чума здоровье точит

Источник

Тема 1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков

Практическая значимость темы:

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Усвоить определение понятия, здоровья населения и здоровья индивидуума.

Изучить факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

Ознакомиться с показателями здоровья.

Освоить методы медицинского контроля за состоянием здоровья ДиП.

Усвоить критерии и группы здоровья.

Научиться комплексной оценки состояния здоровья ДиП

Определение понятия “здоровье” по ВОЗ.

Критерии оценки состояния здоровья индивидуума.

Факторы, формирующие здоровье ДиП.

Показатели, характеризующие состояние здоровья.

Организация и порядок проведения медосмотров а) периодичность мед. осмотров б) этапы мед. осмотров в) объем мед. исследований

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.

Студент должен уметь определять группу здоровья и проводить комплексную оценку состояния здоровья ДиП.

Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардатенко — М. — Медицина — 1980 — с. 41-115

Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП — под ред. В. Н. Кардашенко — М., Медицина — 1983 — С. 7-51

Задание на самоподготовку

На основании литературы и приведенного учебного материала изучитьфакторы, формирующие здоровье ДиП, критерии и группы здоровья.

Освоить мед. контроль за состоянием здоровья ДиП. Овладеть методикой комплексной оценки состояния здоровья.

Учебный материал для самоподготовки

1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков.

Здоровье является критерием ——— взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.

Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.

Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”, выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Читайте также:  Польза пуэра для здоровья

Выявляемые по итогам демографических исследований показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) — это лишь видимая вершина айсберга, подводную часть которого составляют предпатологические (донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики (“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой органами санитарно-эпидемиологической службы.

Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче — увеличению продолжительности жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта исследования (состояние здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана идентифицировать стадии шкалы здоровья

Это необходимо для предотвращения перехода —————- состояний в различные заболевания.

Взаимодействие гигиенической диагностики и диспансеризации должно осуществляться в 4 этапа

1 этап — изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа жизни, ———————

2 этап — медицинское обследование

3 этап — оздоровительные мероприятия

4 этап — динамическое диспансерное наблюдение

Всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.

Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических) состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики. Исходя из этого, профилактика становится направленной не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития в целом. Выделяют следующие факторы влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

Факторы, формирующие здоровье детского населения

Социально экономические условия

Окружающая среда

Питание

Условия быта

Состояние здоровья детского населения

Необходимо обратить внимание на роль таких факторов, влияющих на формирование здоровья, как биологический (возраст матери, состояние ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в акте — ———- — и раннем постнатальном периодах и др. 0 и социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Adblock
detector