Меню

Методика изучения психического здоровья детей

Методика изучения психического здоровья детей

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.

На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР — д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего пространства ДОУ».

В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей характеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)

Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного пространства и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.

В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.

В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье — это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:

  • в физическом плане — умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
  • в психологическом плане:

а) интеллектуальное — проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

б) социально-нравственное — честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;

в) эмоциональное — уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.

Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье — как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.

В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:

  • подвижность инертность психических процессов
  • произвольность импульсивность двигательной и познавательной сферы
  • продуктивность истощаемость психических функций
  • адекватность и критичность поведения
  • работоспособность утомляемость
  • устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
  • межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.

Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.

Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).

Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве характеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:

  • адекватный возрасту уровень эмоционально — волевой и познавательной сфер личности
  • способность планирования своей деятельности
  • позитивный образ Я-концепции
  • возможность саморегуляции психических состояний
  • самокритичность
  • самостоятельность
  • способность к рефлексии, эмпатии
  • сформированность навыков общения
Читайте также:  Здоровье уход за собой любимой

Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.

Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).

Источник

Диагностика психического и физического здоровья учащихся

Дорохова Л. Н., Абрамова И.Б.

В нашей школе уже второй год работает валеологическая служба. Актуальность создания валеологической службы заключается в том, что ее работа ориентирована на решение проблем, устранение которых может дать максимально возможный эффект оздоровления учащихся.

По данным многих исследований основными причинами, приводящими к ухудшению детского здоровья, являются:

  • резкое ухудшение экологической обстановки. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания превышает нормативные показатели в несколько раз, некоторые из них обладают онкогенной активностью, снижают иммунитет, влияют на генетический аппарат, изменяя тем самым наследственность;
  • снижение минимального уровня жизни многих жителей, что привело к уменьшению требования к составу, качеству пищевых продуктов. Несбалансированность питания, излишнее употребление углеводистой пищи, как наиболее дешевой, способствует развитию ожирения, болезням обмена веществ, сахарного диабета, кариеса и др.;
  • недостаточность этического и эстетического воспитания, что является главной причиной бескультурья, приобщение молодежи к алкоголю, курению, безразличие к жизни.
  • Резкое ухудшение качества медицинского обслуживания.

Главной «отдушиной» в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится «экранный мир» — многочасовое сидение у экранов телевизора или компьютера. Это приводит к росту заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многие заболевания, расстройства органов пищеварения и т.д.

Результаты обследования школьников показывают, что на сегодняшний день около 57,3% учащихся нашей школы имеют нарушения нервной системы (страдают головными болями, головокружением, нарушением сна, испытывают слабость, наблюдается повышенная утомляемость, слезливость);

39,8% имеют изменения сердечно-сосудистой системы (в том числе 13%-ВСД);

31,2% — заболевания дыхательной системы (из них 9,8%-больны бронхиальной астмой);

29,6% школьников страдают частыми болями в животе; 29,5%- имеют нарушения мочевыделительной системы, 22% детей состоят на учете у окулиста; 20%- имеют нарушение осанки.

В основной группе физической культурой занимаются всего 22% учеников, в подготовительной группе — 66%, 13% — в спец. группе (см. рис. 1).

Рис.1. Диаграмма состояния здоровья учащихся школы

Пояснения к гистограмме:

1 – нарушения нервной системы

2 – нарушения сердечно – сосудистой системы

3 – нарушения дыхательной системы

4 – нарушение функций желудочно–кишечного тракта

5 – нарушения мочеполовой системы

6 – нарушение зрения

7 – нарушения осанки

Для наглядности приведем диаграмму, отражающую состояние здоровья в гимназическом классе 7 «в». (см. рис. 2).

Рис.2. Диаграмма заболеваемости учащихся в гимназическом классе 7 «в».

Пояснение к диаграмме:

1-7 – факторы, характеризующие состояние нервной системы: головные боли, слезливость, слабость, утомляемость после школы, нарушение сна, повышенная потливость, головокружения, обмороки.

8-9 – факторы, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление.

10-12 – факторы, характеризующие состояние дыхательной системы: насморк, кашель, потеря голоса.

13-19 – факторы, характеризующие состояние пищеварительной системы: боли в животе, тошнота, изжога, нарушение стула, были ли желтуха, дизентерия.

20-21 – факторы, характеризующие состояние мочевыделительной системы: боли в пояснице.

Этот анализ был проведен на основе результатов анонимного анкетирования учащихся по проблемам состояния здоровья. Для проведения опроса была разработана специальная анкета. Она интересна тем, что в ней нет медицинских терминов, но в то же время она позволяет получить представление о проявлениях целого ряда заболеваний.

Читайте также:  Молитва богородице за здоровье сына материнская

Индивидуально-психологическое развитие учащихся оценивалось по результатам развития памяти и внимания. Были отобраны методики для оценивания уровня развития оперативной и долговременной памяти, оценки произвольного внимания, исследования объема внимания и степени концентрации внимания. Использовались традиционные методики, которые широко известны и имеются во многих сборниках по практической психологии. Результаты обследования представлены на рис. 3.

Индивидуально-психологическое развитие учащихся оценивалось по результатам развития памяти и внимания. Были отобраны методики для оценивания уровня развития оперативной и долговременной памяти, оценки произвольного внимания, исследования объема внимания и степени концентрации внимания. Использовались традиционные методики, которые широко известны и имеются во многих сборниках по практической психологии. Результаты обследования представлены на рис. 3.

По результатам этого обследования (за два года) можно сделать вывод о положительной динамике развития памяти и внимания у школьников.

Диагностика уровня комфортности проводилась по методике Филлипса. Эта диагностика проводилась в школе впервые. По данной методике определялась общая тревожность (1), переживание стресса (2), страх самовыражения (3), страх ситуации проверки знаний (4), страх несоответствия ожиданиям окружающих (5), сопротивляемость стрессу (6), проблемы и страхи в отношениях с учителями (7) (см. рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма уровня тревожности школьников

Данные изучения уровня тревожности учащихся показывают, что далеко не все дети чувствуют себя уютно в школе. Так, например, больше половины учащихся испытывают трудности в общении с одноклассниками и учителями, имеют проблемы в самовыражении.

Для изучения сферы мотивации школьников были выделены следующие мотивы:

— широкие социальные мотивы,

— узкие социальные мотивы

Уровень развития мотивов учебной деятельности школьников представлен на рис. 5.

Рис. 5. Диаграмма развития мотивов учебной деятельности учащихся

Анализ мотивов учебной деятельности в гимназическом классе показывает возрастание значения широких социальных мотивов («Я учусь потому, что в наше время учатся все». «Я учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии») и мотивации содержания («Учусь потому, что нравится узнавать новое», «. потому, что хочу больше знать»).

Уровень воспитанности учащихся оценивался по методике Н. П. Капустина. Для выявления уровня воспитанности учащиеся оценивались классным руководителем, родителями и самим учеником.

Результаты обследования по всем методикам заносятся в карту индивидуального развития ученика (см. табл. 1). Эти данные используются в рамках реализации индивидуального подхода к каждому ребенку с целью учета его особенностей и состояния здоровья, а также для оптимизации учебного процесса. Такие карты заведены для учащихся 5-х и 9-х и гимназических классов, классов. Результаты исследования и их применение в практике работы школы обсуждаются на малых педсоветах.

Таблица 1. Карта индивидуального развития ученика

Источник

Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ особая форма психических состояний человека,

Читайте также:  Чем опасно для здоровья дсп

переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;

те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;

относительно устойчивые переживания.

Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.

Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.

Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

уверенность – неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Положительные изменения , происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности;

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

ранимая неустойчивая психика;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде),

ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Опросники, тесты, диагностические методики

Источник

Adblock
detector