Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьясберегающей компетенции у детей разных возрастных групп
учебно-методический материал
Подборка диагностических методик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_diagnosticheskih_metodik_chahovskaya_e.n.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп
Название метода (методики)
Автор или авторы
Цель или задачи метода/методики
Необходимый иллюстративный и другой материал
Источник (откуда взята методика)
Младший дошкольный возраст
Беседа «Что я знаю о строении человека»
Изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, и ребёнок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме.
2. Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их (что это? – помогает воспитатель малышу).
3. Зачем человеку голова?
4. Что делает человек с помощью рук?
5. Что делает человек с помощью ног?
6. Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что происходит внутри туловища? Назови, пожалуйста (или давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри).
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 35-36
Диагностическая игра «Режим дня»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок умывается, причесывается и т.д. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр.86
Средний дошкольный возраст
Диагностическая игра «Здоровые зубы»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровых зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Игровое двух цветное панно красного и зелёного цвета. Набор карточек с изображением вредных и полезных для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций: зубная паста и щётка; щётки разных размеров; молоко и творог; фрукты; овощи; конфеты и шоколад; мороженое и горячий чай; ребёнок разгрызающий зубами орех; человек, открывающий бутылку зубами; чашечка с полосканием для зубов; жевательная резинка; улыбающийся ребёнок, посещающий врача-стоматолога; зуб здоровый и зуб больной.
На зелёной части панно располагается здоровый беленький улыбающийся зубик, на красной – грустный со слезинкой больной зубик.
Воспитатель раскладывает панно и предлагает малышу заполнить цветовое панно картинками, которые делают один зубик счастливым, а другой несчастным. После решения игровой задачи педагог уточняет у ребёнка, почему он расположил карточку именно в этой части панно. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребёнка.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 88
Беседа (с использованием диафильма)
Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни
«Кожа – наша защита от микробов»
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу. Показывая диафильм рассказывает ем, как нужно следить за кожей.
1. Не реже одного раза в неделю мыть тело мылом и мочалкой.
2. Не трогать чужих кошек и собак.
3. Открытые части тела: лицо, шею мыть два раза в день.
4. Быть осторожным с очень горячими и очень холодными предметами.
5. Руки мыть как можно чаще.
6. Не надевать чужую одежду и обувь и не давать надевать свою.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 82
Старший дошкольный возраст
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагогпредлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем,что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Димапросил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большойконверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснитьсвой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – стр.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен.
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и .
Консультация на тему:«Методика ознакомления детей разных возрастных группс элементами географии, природы, трудом людей,творчеством народным родной страны».
Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп.
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр.
Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний .
Источник
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Манипуляция №11
Ежедневный туалет новорожденного.
1.Распеленать или раздеть.
2.Подмыть и обсушить.
3.Взвесить.
4.Измерить температуру.
5.Обработать пуповинный остаток или ранку.
6.Провести профилактику опрелостей (физ. складки сверху вниз стерильным маслом, воздушные гигиенические ванны, туалет после физ. отправлений, контроль температуры, режима).
7.Первые 3 дня ногтевые пластинки обработать 1-2% раствором йода, а затем весь период новорожденности 1 раз в 3 дня.
8.Переодеть или запеленать.
9.Глазные щели обработать раствором фурациллина 1×5000.
10.Носовые ходы и наружные слуховые проходы обработать по необходимости. Здоровая ротовая полость не обрабатывается!
11. Умыть и обсушить.
R.S. Ребенка ежедневно причесывать, ногти на ручках обстричь овально, на ножках прямолинейно индивидуальными ножницами, 1 раз в 7-10 дней.
Манипуляция №12.
Тактика вакцинации и ревакцинации БЦЖ.
Показания: создание иммунитета против туберкулеза.
— мacca тела не менее 2кг;
— наличие общих заболеваний ребенка;
— положительная реакция Манту.
-иглы №0415 и 0840;
— инструкция к вакцине;
— прививочная документация ф. 63у и ф. 112у,прививочный журнал.
-осмотр врача перед вакцинацией, измерение температуры и разрешение на прививку;
— освобождение левого плеча.
Техника выполнения:
— осмотреть ампулу и набрать 2мл изотонического раствора хлорида натрия, развести всухую вакцину, взболтать;
— стерильным туберкулиновым шприцом набрать 0,2мл (2 дозы раствора вакцины);
-0,1 мл вакцины выпустить в вату со спиртом и оставить 0,1 мл в шприце (0,05мг вакцины);
-наружную поверхность плеча на границе средней и верхней трети обрабатывают 0% спиртом;
— иглу ввести строго внутрикожно, при этом срез иглы и гравировка шприца должны ( совпадать, и обращены к верху. После того, как срез иглы скроется в коже, вводят
( 0,1мл раствора вакцины (получится папула типа «лимонной корочки»);
-запрещается после введения вакцины обработка места укола дезраствором;
-подкожные холодные абсцессы;
Манипуляция №13
Выполнение прививки против вирусного гепатита В
вакциной «Энджерикс-В»
Схема вакцинации 0-3-6 мес.
Прививочная доза.
Для новорождённых и детей до 10 лет 10 мкг (0,5 мл) Старшим детям и взрослым 20 мкг. (1 мл)
Способ и место введения.
Вакцина вводится внутримышечно.
Новорождённым и детям младшего возраста в переднее боковую область бедра . Старшим детям и взрослым дельтовидную мышцу.
Оснащение см.общие правила выполнения прививок
1.Встряхнуть флакон с вакциной до получения гомогенной взвеси.
2.Обработать шариком со спиртом металлический колпачок флакона, удалить его центральную часть, обработать резиновую пробку вторым шариком со спиртом, оставить его на флаконе. Возвратить флакон в ячейку холодового элемента.
3.Вскрыть упаковку шприца, зафиксировать иглу на канюле.
4.Набрать в шприц вакцину:
-для новорожденных и детей до 10 лет-0,5 мл (10 мкг) -для детей старше 10 лет- 1 мл (20 мкг)
5.Сменить иглу. Перед сменой иглы движением поршня втянуть вакцину из иглы в шприц.
6.Вытеснить воздух из шприца. Использованный шарик сбросить в ёмкость с дез. р-ром. Обработать руки со спиртом или другим антисептиком.
7.0бработать 2-мя шариками со спиртом кожу: новорождённым и детям младшего возраста-переднебоковую поверхность бедра, старшим детям — область дельтовидной мышцы.
8.Снять с иглы колпачок и ввести прививочную дозу вакцины в/м
9.обработать кожу в области инъекции спиртом.
10. Промыть использованные шприц в иглу в первой ёмкости с дез. р-ром и сняв пинцетом иглу, погрузить в разобранном виде в соответствующие ёмкости с таким же раствором.
11.Сбросить использованный флакон в лоток для отработанного материала.
12. Вымыть и обработать антисептическим р-ром руки в перчатках, снять их, вымыть и просушить руки.
13. Зарегистрировать прививку, а позднее сведения о ревакцинации на неё в соответствующих документах:
-в истории развития новорождённого (форма №97/У)
в обменной карте (форма № 113/У)
в журнале профилактических прививок (форма №64/У) В поликлинике:
в карте профилактических прививок (форма №63/У)
в истории развития ребёнка (форма№112/У)
в журнала профилактических прививок ( форма №64/У) В школе:
-в индивидуальной карте ребёнка (форма №64/У)
в журнале профилактических прививок (форма № 64/У)
NB! При этом указать дату выполнения прививки, дозу, контрольный номер, номер серии препарата, институт- изготовитель.
Манипуляция №14
Основная документация детской поликлиники.
1.История развития ребенка форма 112. (Заводится после первичного патронажа ребенка).
2.Карта профилактических прививок форма 63 (она есть отдельная112 и 26).
3.Контрольная карта диспансерного наблюдения форма 30.
4 .Индивидуальная карта ребенка (ясли, школа, детдом) форма 26.
Манипуляция № 15
Антропометрия
Рост
До 6 мес.Р рожден + Зн, н-мес. Жизни
После 6 мес. 64-66см +п
После 1 г. 75 + 5н, н-год жизни
4г;=100см младше 100-8см на каждый год старше 100 + 6см на каждый год
8 г.= 130см младше 130-7см на кажд. г. старше 130 + 5см на кажд. г.
До 1 года рост по квартально:
I кв ‘0-3мес.по3см в месяц (9см)
II кв 4-6 мес. по. 2,5см В месяц(7,5)
III кв 7-9 мес. по 2см в месяц(бсм)
IV IVkb 10-12 по 1см В месяц(Зсм)
Вес
До 6 мес. Мрожд.+800н, н-мес. жизни
После 6 месМрожд. +800х6+400(н-6)
В 1 годм=10-12 кг
После 1 г. 10+2н, н-возраст в год
5л= 19 кг младше-2 кг на каждый год старше+ Зкг
10л=30 кг старше+4 кг—-
с 12-15 л (Н * 5)- 20 н — возраст
Окруж.головы
Окр. головы новорожденного- 34-36см.
6мес.=43 см младше -1,5 см на кажд.мес. старше + 0,5 —
в 1 год = 46-48см-вырастает на 12 см.
5лет = 50 см младше -0.5 см на кажд.год старше + 0,6 см —
Окруж. Груди
В 3-4 мес. Огр = Огол = 39-40 см
6мес. = 45 см младше — 1,5 см на кажд. мес. старше + 0,5 см —
10 л. = 63 см младше 1,5 см на кажд. год старше + 3 см
Манипуляция №16
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
1. В первую очередьопределяется физическое развитие:
— до одного года — ежемесячно ;
— до 3 лет — ежеквартально;
— до 7 лет — раз в полгода дети с низким и высоким ростом направляются кэндокринологу, с избыточной массой (ожирение) или маленьким весом наблюдаются у педиатра.
2. Контроль за нервно — психическим развитием:
( эмоции, анализаторы движения, речь, навыки)
— 1 год — 1 раз в месяц, норма +/- 15 дней от паспортного возраста;
— 2 год — 1 раз в квартал, норма +/- З мес.;
— 3 год — 1 раз в полугодие, норма +/- 6 мес.
Оценка ставится из трех вариантов:
— отстает от возраста
Развитие с 3 -7 лет оценивается во время режимных моментов с учетом характеристики педагога.
3. Осмотр:
A) Кожные покровы и слизистые
Б) лимфаузлы и мышечная система
B) костная система ( швы, роднички, зубы, осанка. Развитие стопы)
Г) жироотложение мягких тканей,
Д) органы дыхания, сердечно — сосудистая система, органы пищеварения, мочеполовая система и органы чувств
4. Дать комплексную оценку здоровья.
1. Наличие или отсутствие врожденных или хронических заболеваний
2. Уровень физического развития
3. Уровень нервно — психического развития
4. Функциональное состояние органов и систем
5. Степень реактивности организма
6. Данные анамнеза: биологического, социального, генеалогического.
1 группа — полного благополучия, абсолютно здоровые дети с нормальным Ф.Р. и Н.П.Р.
2 группа — группа риска ( с функциональными нарушениями)
3 группа — больные дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями в стадии компенсации;
4 группа — больные дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации;
5 группа — больные дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.
Источник