Меню

Методика формирования здоровья студентов

Формирование здорового образа жизни в студенческой среде

Разделы: ОБЖ

Классы: 10 , 11

Ключевые слова: физическая активность , закаливание , дистресс , хроническое утомление

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизическую устойчивость в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Состояние здоровья студенческой молодежи является актуальной государственной проблемой, так как оно определяет будущее страны, ее экономический и научный потенциал, генофонд нации. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья учащихся. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различные хронические патологии. У каждого второго выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Не секрет, что ухудшается и здоровье студентов. Это – результат действия не только социально-экономических и экологических факторов, но и педагогических: большой объем несбалансированной учебной нагрузки; несоответствие программ и технологий обучения особенностям состояния здоровья студентов; некомпетентность многих педагогов и родителей в вопросах здорового образа жизни.

Снижение физической активности, нерациональное питание, недостаток знаний о способах закаливания организма, нерациональное сочетание умственного и физического труда отрицательно сказываются на здоровье молодого человека, его физическом развитии, работоспособности, общем психическом состоянии.

Наш колледж готовит специалистов, для которых охрана здоровья населения – профессиональный долг, а собственное здоровье – необходимый для работы ресурс. Поэтому мы должны не только приобщать студентов к здоровому образу жизни, обучать их основам поведения, позволяющим сохранить здоровье, реализовывать программу самосохранения, самоорганизации, саморазвития, но и учить их распространять знания о здоровье на свое окружение, своих будущих пациентов.

Исследования по изучению отношения студентов к вопросам здорового образа жизни показывают, что большинство респондентов (95%) считают необходимым соблюдение и обладание навыками ЗОЖ с целью защиты своего здоровья. На вопрос «Вы ведете здоровый образ жизни?» 23% студентов ответили – «нет», 16% – «не всегда», 17% – «частично» и 44% – «да». Из 156 студентов, ответивших «Я веду здоровый образ жизни», 25% курят сигареты, 22% не занимаются самостоятельно физической культурой, 24% не соблюдают режим труда и отдыха, 29% нарушают порядок питания. На вопрос «Кто несет ответственность за здоровый образ жизни человека» 94% студентов ответили «сам человек».

Однако, когда предлагалось определить процентную зависимость здоровья человека от образа жизни, возникла следующая ситуация: 47% студентов считают, что 29% образа жизни зависит от здоровья, от 25% до 40% студентов, «от того, как он проживает», от 50% до 90% опрошенных считают, что зависит от уровня медицинского обслуживания; 2% студентов затруднились ответить на вопрос. 71,5% студентов не могут соблюдать режим труда и отдыха. 32,5% студентов ложатся спать после 24:00 часов, а просыпается с 6 до 9:00. 49% респондентов засыпают до 24:00 часов и просыпаются с 5:30 до 7:00. 19% студентов ложатся спать в неопределенное время и просыпаются в различное время. 46,5% опрошенных бывают на чистом воздухе от 30 до 60 минут, а 53,5% находятся в пределах 1–2 часа. Режим питания соблюдают всего лишь 11% студентов, 11,5% – не всегда, 77,5% вообще не соблюдают режим. Молочные и кисломолочные продукты употребляют 46,5% опрошенных, 53,5% респондентов употребляют не каждый день, 4,5% – вообще не употребляют молоко. 61,5% респондентов не пользуются методами контроля своего организма; 72,5% студентов – не пользуются практикой закаливания. 26,5% человек вообще не употребляют спиртные напитки, 55,5 % – иногда, по праздникам, 15,5% человек до 2 раз в неделю, 2,5% опрошенных употребляют часто. Довольные своим образом жизни составляют 26,5%; 73,5% – не удовлетворенные, или удовлетворенные не в достаточной степени, либо имеют претензии к собственному образу жизни. Реагирующих на скачки погоды и давление воздуха составляют 66,5% опрошенных. Препараты витаминов не употребляют 22% студентов – систематически, 9% – иногда, 69% – вообще не употребляют.

Из предлагаемых вариантов ответов на вопрос о факторах нарушающих здоровый образ жизни учащихся дали правильные ответы 19,5% студентов. 22% студентов здоровый образ жизни учащихся считают приоритетным фактором учебно-воспитательного процесса. Также, студентам было предложено определить соответствующее место следующих факторов по уровню ценности: здоровье, любовь, обучение, любимая работа, хорошие отношения с родственниками, семья, культура, деньги. Исследованиями установлено различное отношение к указанным ценностям. На вопросы «Нужно ли вести здоровый образ жизни?», «Нужно ли систематически заниматься физкультурой, питаться рационально, соблюдать режим дня?» многие из респондентов дали положительный ответ. При анализе реальных жизненных форм этих показателей, было установлено, что с идеальными представлениями опрошенных их реальный образ жизни не совпадают между собой.

Как видно, представления респондентов о здоровом образе жизни и их жизненное поведение различны, а это говорит о том, что у них еще не сформирована культура здорового образа жизни. Таким образом, как показали исследования, студенты ограничиваются лишь знанием составляющей структуры проблематики формирования здорового образа жизни. Имеют определенную информацию о культуре здорового образа жизни, но пользуется этими знаниями в практике в недостаточной мере.

В Тульском областном медицинском колледже традиционно большое внимание уделяется формированию культуры здорового и безопасного образа жизни студентов. Так, в колледже реализуется программа «Здоровьесбережение», целью которой является формирование благоприятной социокультурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, укреплению здоровья, предупреждению дистресса и хронического утомления.

Читайте также:  Проблемы здоровья у маленьких собак

Программа «Здоровьесбережение» интегрирует работу администрации, преподавателей, представителей лечебно-профилактических учреждений и отражает основные направления работы колледжа в целях формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студентов.

В течение учебного года проводятся медицинские осмотры сотрудников и студентов колледжа. Идет формирование базы данных о состоянии здоровья преподавателей и студентов, как с учетом данных медосмотров, так и в ходе анкетирования по выявлению дискомфортных состояний здоровья в процессе работы и учебы. Преподаватели стараются включать в учебный процесс элементы активного отдыха, направленные на уменьшение неблагоприятного влияния учебной работы, следят за соблюдением санитарных требований к учебным помещениям – чистотой, достаточным освещением, тепловым режимом.

К основным направлениям работы колледжа по формированию культуры здорового образа жизни студентов относят:

1. Медицинское направление:

— создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения студентов и формирование их здоровья;

— составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

— гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания занятий, режима дня;

— отслеживание санитарно-гигиенического состояния колледжа;

— организация питания студентов;

— медицинское обследование студентов и сотрудников колледжа;

— создание банка данных о состоянии здоровья студентов.

2. Просветительское направление:

— организация деятельности со студентами по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

— организация деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

— пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции);

— совместная работа с учреждениями здравоохранения и правоохранительными органами по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

— пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через преподавание учебных дисциплин и профессиональных модулей.

3. Психолого-педагогическое направление:

— использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

— предупреждение проблем развития студентов;

— обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

— развитие познавательной и учебной мотивации;

— формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

— профилактика нарушений психологического и физиологического состояния студентов и совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения;

— организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи студентам.

4. Спортивно-оздоровительное направление:

— организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

— привлечение кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни студентов;

— привлечение студентов и педагогов колледжа к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

5. Диагностическое направление:

— проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:

  • общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая;
  • режим дня, бытовые условия.

Работа колледжа по формированию культуры здорового образа жизни студентов включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:

  • совершенствование нормативно-правовой базы колледжа с целью обеспечения оптимальных условий для реализации вышеназванных направлений;
  • развитие материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом;
  • расширение связей колледжа с образовательными и культурными учреждениями города Тулы и Тульской области, обмен опытом по вопросам физического воспитания;
  • активное привлечение общественности и родителей к решению вопросов здоровьесбережения.

Формирование культуры здорового, безопасного образа жизни студентов осуществляется в рамках учебного процесса и во внеаудиторное время.

В целях профилактики вредных привычек в колледже постоянно проводится психолого-педагогическая работа со студентами в форме тренинга личностного роста с основами профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании; консультации студентов с целью выявления и решения возникающих проблем различных зависимстей; происходит подготовка спектаклей для демонстрации перед различными студенческими аудиториями по пропаганде и поддержании здорового образа жизни («Суд над сигаретой!», агитбригада «Даётся жизнь один лишь раз!», «Беседы о ЗОЖ», «Спешите делать добро!» и др.) Воспитанию потребности в здоровом образе жизни, пропаганде здорового образа жизни способствует ежегодные конкурсы плакатов «Мы против курения!», «Скажи наркотикам «НЕТ!», «Мы против алкоголя!». Кому, как не будущим медикам, следует знать, насколько пагубным, губительным в полном смысле этого слова, являются вредные привычки. Все рисунки буквально «кричат» о суровой правде: аккуратно прорисованные легкие здорового человека и курильщика; не блещущие эстетичностью зубы зависимого от сигарет человека; испорченная печень алкоголика и призывы к ведению ЗОЖ, всё говорит о том, что студентам не чужда проблема вредных привычек.

Студенты колледжа участвуют в городских и областных акциях, направленных на пропаганду ЗОЖ («Тропа здоровья», «Здоровая молодость», «31 мая – День отказа от курения. Навсегда»).

Студенты колледжа участвуют в творческих конкурсах различного уровня, например, региональный этап Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд», национальный конкурс социальной рекламы «Новое пространство России» в номинации «Жизнь без вредных привычек».

В колледже большое внимание уделяется реализации спортивно-оздоровительного направления. Это проведение уроков физической культуры, а в системе дополнительного образования – работа спортивных секций. На уроках физического воспитания преподавателями по возможности осуществляется выбор оптимальной нагрузки для каждого студента. В некоторых группах для студентов заведены карточки сравнения результатов показателей спортивных достижений. Ведутся дневники самоконтроля самочувствия «до» и «после» занятий физкультурой.

Физическое здоровье пропагандируется в колледже через следующие внеклассные мероприятия: «Эстафета первокурсников», «День спорта», спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, «7 апреля – Всемирный день здоровья», эстафета, посвященная Дню Победы.

Читайте также:  Система работы доу по укреплению здоровья детей

Сборные команды колледжа принимают активное участие в городских и областных соревнованиях по лыжным гонкам, баскетболу, легкой атлетике, футболу, настольному теннису. В течение нескольких лет команда девушек занимает призовые места в городских Спартакиадах учреждений начального и среднего профессионального образования.

В рамках учебно-исследовательской работы студенты выявляют уровень физического, психического и нравственного здоровья, отношение обучающихся к своему здоровью. Результаты этой работы они представляют на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы профилактической медицины», ежегодно проводимых в Тульском областном медицинском колледже.

В колледже развивается волонтерское движение. Особое внимание волонтеры уделяют воспитанию потребности в здоровом образе жизни, пропаганде здорового образа жизни. В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом волонтеры выступают перед студентами первого года обучения и информируют их о проблеме ВИЧ-инфекции.

Методическая работа по формированию здорового и безопасного образа жизни, проводимая в ГОУ СПО «ТОМК», способствует повышению уровня компетентности студентов в области наук о человеке и его здоровье, укреплению мотивации к здоровому образу жизни, овладению практическими навыками сохранения и приумножения здоровья, удовлетворению интереса к собственной личности, выбору жизненных ценностей, овладению способами определять маршрут своего развития, навыками просветительской, оздоровительной работы с населением, привлечению максимального количества молодых людей к осознанному выбору здорового образа жизни.

Источник

Методика формирования здорового образа жизни у студентов колледжа

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кафедра: Педагогики и психологии профессионального образования Методика формирования здорового образа жизни у студентов колледжа Выполнила: Колоскова Г. А. Студент 5 курса

1. Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ) 2. Чем интересна и полезна тема ЗОЖ? 3. Кто занимался разработкой формирования ЗОЖ у студентов? 4. Формы, методы и средства воспитания ЗОЖ у студентов. 5. Методика проведения воспитательного мероприятия «Формирования здорового образа жизни» Содержание

Здоровый образ жизни — это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека — биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного. Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ)

Здоровье человека является главной ценностью и возможность сохранения и укрепления его на 50% зависит от образа жизни самого человека. Серьёзные негативные последствия для здоровья имеют такие пагубные пристрастия, как курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ. Наиболее подвержены этим пагубным привычкам молодёжь. Поэтому данная тема актуальна. Здоровый образ жизни

Кто занимался разработкой формирования ЗОЖ у студентов? Здоровый образ жизни не возможен без разработки и внедрения физкультурно-оздоровительных программ. Учёный-биолог, палеонтолог и антрополог, педагог и организатор физического воспитания Лесгафт Петр Францевич предлагал свою оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии. Процесс выполнения физических упражнений П.Ф. Лесгафт рассматривает как единый одновременный процесс духовного и физического совершенствования. Он подчёркивает значение слова, обращённого к сознанию человека, исключающее механическое подражание показу. Создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья.

Формы, методы и средства воспитания ЗОЖ у студентов. формы воспитания: •массовые (коллективные) (вечера, праздники, лекции и др.); •групповые (кружки, классные часы, беседы, диспуты, собрания и др.); •индивидуальные (беседы). Средства воспитания — это предмет среды, или жизненная ситуация, преднамеренно включенные в воспитательный процесс Методы воспитания – это способы воздействия на личность, коллектив в целях формирования сознания и соответствующего поведения – способы руководства развития личности – способы побуждения к самовоспитанию

Задачи Задачами формирования здорового образа жизни у студентов колледжа являются: — воспитание ценностного отношения к своему здоровью; — воспитание потребности в здоровом образе жизни; — предоставление обучающимся объективной научной информации о наркотических веществах; — ознакомление учащейся молодежи с последствиями пагубных привычек (курения, алкоголизма и наркомании; — привитие негативного отношения к пагубным пристрастиям; — формирование умения защитить себя и научить окружающих противостоять рискованному поведению; — повышение уровня информированности студентов о проблемах связанных с наркоманией и ВИЧ/СПИД — создание определенного личностного отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа; — формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Условия эффективности работы по формированию у студентов здорового образа жизни: 1. Систематичность и последовательность профилактической работы 2. Использование интерактивных форм (обсуждение в группах, дискуссии, мозговые штурмы). Такие формы позволяют участникам думать, анализировать, делиться выводами, выслушивать другие мнения. Процент усвоения информации с использованием интерактивных форм составляет 50%. 3. Обучение практикой действия (ролевые игры, игровые ситуации, практические занятия). В ходе таких занятий студенты приобретают практические навыки разрешения различных жизненных ситуаций, в которых они тоже могут оказаться, составляют алгоритм своих действий. Эффективность такой формы работы составляет 70%. 4. Использование метода «равный – равному». 5. Использование наглядной агитации (плакаты, брошюры, буклеты). Задачи профилактики пагубных пристрастий среди студентов успешно решаются в учебной и внеучебной деятельности. Реализация проблемной темы через учебную деятельность осуществляется следующим образом. Это прежде всего проведение открытых уроков по данной тематике:

Проведение воспитательных мероприятий ЗОЖ Рассмотрим на примере педагогического колледжа «Ульяновского педагогического колледжа №4» В 2016 году в колледже провели открытый урок — путешествие по теме: «Витамины – чудесные вещества». Вопросы о негативных последствиях пагубных пристрастий включены в программы учебных дисциплин биологии, химии и естествознания, при изучении таких тем: «Индивидуальное развитие организма» «Лекарственные препараты» «Вирусы» «Спирты» Решение задач по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек также осуществляется через организацию самостоятельной работы студентов на уроках в ходе изучения биологии и химии. Основные темы рефератов и презентаций

Читайте также:  Грецкий орех полезно для здоровья

Проведение воспитательных мероприятий ЗОЖ Во внеучебной деятельности профилактика вредных привычек осуществляется при проведении общеколледжных мероприятий. Здесь используются самые разнообразные формы организации профилактической работы: Информационная палатка Семинар Тренинг Дискуссия Интерактивная игра Ток-шоу Анкетирование Акции Радиопередачи Просмотр тематических фильмов с обсуждением Проектная деятельность Выпуск буклетов Конкурсы и т.д.

В 2016 году проводилась познавательная мозаика «Экология в моей жизни» (День науки 2016г.). Основные задачи мероприятия: обобщить знания студентов о современных проблемах экологии; способствовать выработке ответственного отношения к своему здоровью. Подготовка и проведение КВН для студентов 1-2-х курсов «Мы выбираем ЗОЖ!» В ходе мероприятия студентами – участниками в игровой форме были показаны преимущества здорового образа жизни и негативные последствия пагубных пристрастий человека. Проведение воспитательных мероприятий ЗОЖ

ИТОГИ: Эффективность проведённой профилактической работы определяется по результатам анкетирования, которое проводилось на 1-м курсе и на 3-м курсе Все предложенные вопросы можно разделить на несколько групп: 1. понимание понятия ЗОЖ: 1 курс – 34,7% 3 курс — 81,6% 2. знание мотиваций ЗОЖ: 1 курс – 2-3 мотива (37,5%) 3 курс – 6-7 мотивов (87,5%) 3. знание о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков: 1 курс – 63,8% 3 курс – 86,2% 4. негативное отношение к пагубным привычкам выразили 1 курс – 64% 3 курс – 71,7% 5. осознание того, что рискованное поведение может иметь негативные последствия: 1 курс – 40,2% 3 курс – 95,3% 6. знание навыков сопротивления социальному давлению: 1 курс – 3-4 примера (40%) 3 курс – 8-9 примеров. (80%)

Выводы: Анализ результатов анкетирования показывает повышение уровня: информированности студентов о ЗОЖ и пагубном действии на организм человека вредных пристрастий; сформированности навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению и алкоголю; сформированности навыков сопротивления социальному давлению. Мероприятия по формированию здорового образа жизни у студентов очень важны и они дают хорошие результаты.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Москва 2018

Методика формирования здорового образа жизни у студентов колледжа

Здоровый образ жизни — это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека — биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного.

Здоровье человека является главной ценностью и возможность сохранения и укрепления его на 50% зависит от образа жизни самого человека. Серьёзные негативные последствия для здоровья имеют такие пагубные пристрастия, как курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ. Наиболее подвержены этим пагубным привычкам молодёжь.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подрастающее поколение каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В этих условиях актуальным является развитие системы профилактики, которая призвана повысить сопротивляемость личности негативным влияниям среды. Важно также формировать у подрастающего поколения навыки социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

формы воспитания:

•массовые (коллективные) (вечера, праздники, лекции и др.);

•групповые (кружки, классные часы, беседы, диспуты, собрания и др.);

Средства воспитания — это предмет среды, или жизненная ситуация, преднамеренно включенные в воспитательный процесс

Методы воспитания – это способы воздействия на личность, коллектив в целях формирования сознания и соответствующего поведения – способы руководства развития личности – способы побуждения к самовоспитанию

Задачами формирования здорового образа жизни у студентов колледжа являются:

— воспитание ценностного отношения к своему здоровью;

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— предоставление обучающимся объективной научной информации о наркотических веществах;

— ознакомление учащейся молодежи с последствиями пагубных привычек (курения, алкоголизма и наркомании;

— привитие негативного отношения к пагубным пристрастиям;

— формирование умения защитить себя и научить окружающих противостоять рискованному поведению;

— повышение уровня информированности студентов о проблемах связанных с наркоманией и ВИЧ/СПИД

— создание определенного личностногоотношения к проблеме ВИЧ/СПИДа;

— формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Условия эффективности работы по формированию у студентов здорового образа жизни:

1. Систематичность и последовательность профилактической работы

2. Использование интерактивных форм (обсуждение в группах, дискуссии, мозговые штурмы). Такие формы позволяют участникам думать, анализировать, делиться выводами, выслушивать другие мнения. Процент усвоения информации с использованием интерактивных форм составляет 50%.

3. Обучение практикой действия (ролевые игры, игровые ситуации, практические занятия). В ходе таких занятий студенты приобретают практические навыки разрешения различных жизненных ситуаций, в которых они тоже могут оказаться, составляют алгоритм своих действий. Эффективность такой формы работы составляет 70%.

4. Использование метода «равный – равному».

5. Использование наглядной агитации (плакаты, брошюры, буклеты).

Задачи профилактики пагубных пристрастий среди студентов успешно решаются в учебной и внеучебной деятельности.

Реализация проблемной темы через учебную деятельность осуществляется следующим образом. Это прежде всего проведение открытых уроков по данной тематике.

Источник

Adblock
detector