Методика для самооценки психического здоровья степанов
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Малинаускас Р. К. , Думчене А. Л.
Литовская академия физической культуры
Аннотация. Рассмотрены вопросы психического здоровья студентов педвузов. Изучалось психическое здоровье студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом . Для достижения поставленной цели были использованы две методики: анкета по С.С. Степанову для самооценки психического здоровья и шкала оценки уровня психической удовлетворенности по И.А. Гундарову. Выборка студентов-спортсменов включала 263 чел., а студентов, не занимающихся спортом — 288 чел. Результаты показали, что более высокие показатели по уровню психического здоровья были обнаружены у студентов-спортсменов по сравнению со студентами, не занимающимися спортом.
Ключевые слова: здоровье, спорт, студенты, педвузы.
Анотацiя. Малинаускас Р. К., Думчене А. Л. Психiчне здоров’я студентiв педагогiчних вузiв. У статтi розглянутi питання психiчного здоров’я студентiв педвузiв. Вивчався психiчне здоров’я студентiв-спортсменiв i студентiв, якi не займаються спортом. Для досягнення поставленоi мети були використанi двi методики: анкета С.С. Степанова для самооцiнки психiчного здоров’я i шкала оцiнки рiвня психiчноi задоволеностi I.А. Гундарова. Вибiрка студентiв-спортсменiв включала 263 особи., а студентiв, якi не займаються спортом — 288. Результати показали, що бiльш високi показники за рiвнем психiчного здоров’я були виявленi у студентiв-спортсменiв у порiвняннi зi студентами, що не займаються спортом.
Ключовi слова: здоров’я, спорт, студенти, педвузу.
Annotation. Malinauskas R., Dumciene A. Mental health among students of pedagogical universities. This article deals with questions of mental health among students of pedagogical universities. There were analysed differences in the level of mental health among sporting and non-sporting students. Two methods were used in the inquiry. Stepanov’s questionnaire was used to estimate the level of mental health, Gundarov’s questionnaire was used to evaluate psychical satisfaction. The sample consisted of 263 sporting students (athletes) and 288 non-sporting students. Results have shown that the level of mental health among sporting students was higher than the level of mental health among non-sporting students.
Key words: health, sport, students, universities.
В современный период отмечаются неблагоприятные перемены в картине психического здоровья молодого поколения [3]. Во-первых, происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Во-вторых, резко увеличивается распространённость алкоголизма, наркоманий, токсикоманий [3, 4]. И третий эффект, отмечаемый врачами в картине психического здоровья населения в современных условиях у значительной части студентов, выступает как психологический феномен [4], который обозначается как кризис идентичности. Кризис идентичности в наших сегодняшних социальных условиях определяется разрывом между требованиями меняющихся общественных и экономических отношений и вполне объяснимой ригидностью личностных установок, стереотипов поведения [4].
Некоторые авторы [5, 10] подчеркивают, что психическое здоровье и способность сопротивляться воздействию неблагоприятных факторов повышается, если человек занимается спортом, а занятия в спортивных секциях молодежи делает молодых людей более выносливыми и сильными, т. е. здоровыми. Данные исследований [5, 10] свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт имеет положительный эффект на психическое здоровье и здоровье вообще, что и один час занятий физкультурой или спортом в неделю полезен для развития психического здоровья.
Однако в процессе тренировочной и соревновательной деятельности на юного спортсмена действуют различные стрессоры, связанные с максимальной нагрузкой, травмой и заболеванием, утомлением, эмоциональным возбуждением. Все это может создать определенные предпосылки к ухудшению состояния психического здоровья юных спортсменов [6, 7]. Это положение связано с тем, что юные спортсмены подвергаются непомерному давлению, побуждающему к достижению превосходства над другими.
Актуальность этого исследования в том, что в настоящее время число исследований посвященных особенностям психического здоровья студентов и стратегиям его улучшения в контексте занятий спортом и физической культурой невелико, но в них чувствуется большая необходимость. Результаты исследований [5, 10] показали, что в настоящее время формирование у молодежи потребности к улучшению состояния психического здоровья должно быть долгосрочным позитивным результатом всей работы по физическому воспитанию. Однако проблему улучшения состояния психического здоровья студентов в настоящее время нельзя считать достаточно решенной.
Работа выполнена по плану НИР Литовской академии физической культуры.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Суть научной проблемы исследования состоит в вопросе: имеются ли достоверные различия по показателям психического здоровья между студентами-спортсменами и студентами, не занимающимися спортом?
Гипотеза исследования заключается в следующем: уровень психического здоровья был выше у студентов-спортсменов, чем у студентов, не занимающихся спортом.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить психическое здоровье студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом.
Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели в качестве методического инструментария были использованы две методики: анкета по С.С. Степанову для самооценки психического здоровья [2] и шкала оценки уровня психической удовлетворенности по И.А. Гундарову [1].
Анкета по С.С. Степанову использована в связи с тем, что позволяет выявить интегральный показатель психического здоровья, который характеризует душевное равновесие, состояние общего душевного комфорта испытуемых. От опрашиваемого требовалось выбрать самый подходящий ответ из трех возможных. Обработка и интерпретация результатов исследования проводилась в соответствии с «ключом»: 0 — 17 баллов указывало на высокий уровень, 18 — 35 — на средний уровень и 36 — 50 — на низкий уровень психического здоровья. Результаты оценки внутреннего постоянства для анкеты по коэффициенту Кронбаха α были весьма высоки, и коэффициент равнялся 0,69 для выборки данного исследования. Для статистической обработки данных анкеты был использован χ² критерий.
Для определения оценки, как испытуемый чувствовал себя в последнее время, мы обратились к шкале оценки уровня психической удовлетворенности по И.А. Гундарову [1]. Методика состоит из 14 вопросов, на каждый из которых испытуемый должен выбрать наиболее подходящий ответ из трех вариантов («да», «не знаю» или «нет»). Каждый ответ данной шкалы оценивается в соответствии с «ключом». Уровень психической удовлетворенности (УПУ) подсчитывается по формуле: УПУ=100 — (сумма баллов по утверждениям/14). Чем выше показатель, тем выше уровень психической удовлетворенности. Результаты оценки внутреннего постоянства для шкалы по коэффициенту Кронбаха α были высоки. Коэффициент Кронбаха α равнялся 0,87 для выборки данного исследования. Для статистической обработки данных шкалы был использован критерий t Стьюдента.
В нашу выборку мы отобрали 263 студентов-спортсменов (футболистов, баскетболистов, легкоатлетов и двоеборцев) 288 студентов, не занимающихся спортом.
Результаты сравнительного исследования психического здоровья студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, представлены в табл. 1.
Исследование показало, что высокий уровень психического здоровья выявлен у 45,6% студентов-спортсменов. У 41,4% студентов-спортсменов данные психического здоровья имели среднюю степень выраженности.
Распределение студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, по их психическому здоровью (в % к числу опрошенных)
Источник
Задание 1. Самооценка физического здоровья
Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым (см. приложение ЮЛ).
Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физическое здоровье по ряду наиболее важных показателей.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соответствуют следующие рекомендации:
• Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физическими упражнениями.
• 21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).
• 61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.
• Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резервы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.
Задание 2. Самооценка психического здоровья
Методика.Для самооценки психического здоровья используется методика определения душевного равновесия, разработанная С. Степановым (см. приложение 10.2), ответный лист (табл. 10.1), «ключ» (табл. 10.2).
Порядок работы.Испытуемому предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, ответив на вопросы согласно инструкции.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается набранное количество баллов в соответствии с «ключом»:
• 0-17 баллов:вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою сознательную жизнь. Не теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять достаточно внимания своему организму.
• 18-35 баллов:что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы обретете внутреннюю гармонию.
• 36-50 баллов:вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.
Источник
Практикум по психологии здоровья
В укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состояние своего здоровья. В то же время эффективность самооценки здоровья непосредственно зависит от знания себя.
Для самооценки каждого из уровней рассмотрения здоровья можно использовать специальные методики.
Цель занятия. Ознакомление с методиками самооценки физического, психического и социального здоровья.
Задание 1. Самооценка физического здоровья
Методика. Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым (см. приложение ЮЛ).
Порядок работы. Испытуемому предлагается оценить свое физическое здоровье по ряду наиболее важных показателей.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соответствуют следующие рекомендации:
- Не более 20 баллов: целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физическими упражнениями.
- 21-60 баллов: следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).
- 61-100 баллов: результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.
- Свыше 100 баллов: ваше здоровье отличное, у вас хорошие резервы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.
Задание 2. Самооценка психического здоровья
Методика. Для самооценки психического здоровья используется методика определения душевного равновесия, разработанная С. Степановым (см. приложение 10.2), ответный лист (табл. 10.1), «ключ» (табл. 10.2).
Порядок работы. Испытуемому предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, ответив на вопросы согласно инструкции.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается набранное количество баллов в соответствии с «ключом»:
- 0-17 баллов: вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою сознательную жизнь. Не теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять достаточно внимания своему организму.
- 18-35 баллов: что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы обретете внутреннюю гармонию.
- 36-50 баллов: вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.
Задание 3. Самооценка социального здоровья
Источник
Занятие 4. Самооценка физического, психического и социального здоровья
Г. С. Никифоров, Л. И. Августова
Вводные замечания.Один из основных вопросов психологии здоровья — определение критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. В соответствии с принципом иерархичности человек представляет собой сложную живую систему, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимосвязанными уровнями функционирования. Можно выделить три уровня рассмотрения здоровья человека — биологический, психологический и социальный, каждый из которых обладает своей спецификой.
На биологическом уровне сущность здоровья рассматривается как динамическое равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее оно влияет на состояние психического и социального здоровья. Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма.
Психологический уровень рассмотрения здоровья связан с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Среди критериев психического здоровья особо значимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, ориентация на саморазвитие.
Переход от психологического к социальному уровню весьма условен. Однако во втором случае человек воспринимается как существо общественное, и здесь наиболее важными представляются вопросы влияния социума на здоровье личности, а также выполнение челове-комсвоих социальных функций. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степенью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств (конфликтностью, эгоцентризмом и т. д.).
Достаточно интересны работы, направленные на создание экспресс-диагностических методик оценки здоровья. Их преимущество связано с ускоренной диагностикой, основанной на нормативном подходе к оценке здоровья. Вместе с тем представляется невозможным свести к какому-то одному, универсальному, критерию оценку как психического, так и социального здоровья.
В укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состояние своего здоровья. В то же время эффективность самооценки здоровья непосредственно зависит от знания себя.
Для самооценки каждого из уровней рассмотрения здоровья можно использовать специальные методики.
Цель занятия.Ознакомление с методиками самооценки физического, психического и социального здоровья.
Задание 1. Самооценка физического здоровья
Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым (см. приложение 4.1).
Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физическое здоровье по ряду наиболее важных показателей.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соответствуют следующие рекомендации:
• Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физическими упражнениями.
• 21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).
• 61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.
• Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резервы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.
Задание 2. Самооценка психического здоровья
Методика.Для самооценки психического здоровья используется методика определения душевного равновесия, разработанная С. Степановым (см. приложение 4.2), ответный лист (табл. 4.1), «ключ» (табл. 4.2).
Порядок работы.Испытуемому предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, ответив на вопросы согласно инструкции.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается набранное количество баллов в соответствии с «ключом»:
• 0-17 баллов:вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою сознательную жизнь. Не теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять достаточно внимания своему организму.
• 18-35 баллов:что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы обретете внутреннюю гармонию.
• 36-50 баллов:вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.
Задание 3. Самооценка социального здоровья
Методика.Для самооценки социального здоровья используется методика определения степени конфликтности, разработанная С. Степановым (см. приложение 4.3), ответный лист (табл. 4.3).
Порядок работы.Испытуемому предлагается ответить на вопросы согласно инструкции.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее количество баллов, при этом за ответ «а» дается 4 балла, «б» — 2, «в» — 0 баллов:
• 22-32 балла:вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон — мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.
• 12-21 балл:вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
• До 10 баллов:споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради самой критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто оказывается рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность здоровья на биологическом уровне?
2. Какие критерии психического здоровья имеют особое значение?
3. В чем заключается специфика рассмотрения здоровья на социальном уровне?
МЕТОДИКА «ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ)
Инструкция. Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое состояние по ряду важных показателей.
1. Возраст.Каждый год дает один балл. Если вам 40 лет, вы получаете 40 баллов.
2. Вес.Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. За каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 кг, тогда по второму показателю вы имеете минус 45 баллов.
3. Курение.Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкуренную сигарету вычитается 1 балл. Если вы выкуриваете в день 20 сигарет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.
4. Выносливость.Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин выполняете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, т. е. делаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердечно-сосудистую систему), вы получаете 30 баллов. Упражняясь 4 раза в неделю, вы набираете 25 баллов, 4 раза — 20, 2 раза — 10 и один раз — 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнастики, прогулка, различные игры] в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.
5. Пульс в состоянии покоя.Если число сердечных сокращений в состоянии покоя у вас меньше 90 уд./мин, то за каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 уд./мин — 18 баллов.
6. Восстановление частоты пульса после нагрузки.После 2-минутного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов — 15 баллов, а на 20ударов и более баллы не насчитываются.
МЕТОДИКА «ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ»
Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов и выбрать тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует вашим чувствам и вашему поведению. Выбранный вариант ответа отметьте в ответном листе.
1. Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?
a) Да, довольно часто.
b) Нечасто. Стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям.
c) Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник