Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ
материал по зож по теме
Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 17.6 КБ |
diagnostika.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Знания о здоровье».
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.
Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).
1. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней;
б) способность работать долгое время без усталости;
в) стремление быть лучше всех;
г) хорошее настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня?
а) чтобы все успевать;
б) чтобы быть здоровым;
в) чтобы меньше уставать;
г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?
а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;
б) чистить зубы два раза в день;
в) своевременно подстригать ногти;
г) следить за порядком в доме;
4.Для чего нужно закаляться?
а) чтобы укрепить здоровье;
б) чтобы все завидовали;
в) чтобы не боятся холода и жары;
г) чтобы тренировать силу воли;
5. Что значит «питаться правильно»?
а) есть все, что нравится;
б) есть в одно и то же время;
в) есть не менее 4 раз в день;
г) есть полезную для здоровья пищу;
6. Почему нужно больше двигаться?
а) чтобы быть выносливым, ловким;
б) чтобы быть быстрее всех;
в) чтобы хорошо себя чувствовать;
г) чтобы не болеть;
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.
0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.
5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
2. Методика «Мое здоровье».
Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.
Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.
1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?
а) я сам; б) родители; в) врачи;
2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?
а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;
3. Часто ли ты гуляешь на улице?
а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);
4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?
а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);
5. Выполняешь ли ты режим дня?
а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;
6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?
а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;
б) сострадаю, но ничем помочь не могу
в) веду себя так же, как всегда.
Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.
3. Методика «Гигиенические навыки».
Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).
Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».
В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.
Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.
4. Методика «Ценностные ориентации».
Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.
Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).
Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).
Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).
Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).
Красота природы, искусства (переживание прекрасного).
Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов
Инструкция для педагога
Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.
1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).
2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.
3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).
4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.
5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.
6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).
7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.
8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.
9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.
10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.
Источник
Выявление уровня сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни.
Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:
1)сформулировать критерии и показатели, и на их основе дать характеристику уровням сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни;
2)в соответствии с критериями и показателями подобрать и провести методики, позволяющие выявить уровень сформированности у младших школьников на здоровый образ жизни;
На основе анализа психолого — педагогической литературы мы выделили критерии и показатели сформированности установки на здоровый образ жизни, которые представлены в Таблице 1. [26]
Критерии, показатели, методики изучения сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни
Критерии | Показатели | Методики |
Когнитивный | наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. степень осведомленности о правилах использования различных методов сохранения и укрепления своего здоровья. | Методика 1. Анкета «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ» [14] |
Мотивационно — потребностный | наличие желания вести здоровый образ жизни; наличие интереса к своему здоровью. | Методика 2. Анкета «Гармоничность образа жизни школьников» (Н. С. Гаркуша) [7] |
Деятельностный | наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни; данный критерий оценивает то, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей. | Методика 3. Анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша) [7] |
На основе данных критериев и показателей нами были выделены следующие уровни сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни:
Высокий.Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни, знает о правилах личной гигиены, оказания первой медицинской помощи; младший школьник испытывает интерес к знаниям относительно здорового образа жизни, испытывает желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности; наличие внутренней мотивации, младший школьник систематически использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни, является активным участником мероприятий оздоровительной направленности, во внеурочной деятельности оздоровительной направленности, приобщает других детей к мероприятиям оздоровительной направленности.
Средний.Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, режима организации питания, не всегда испытывает интерес к здоровому образу жизни, проявляет желание принимать участие в некоторых мероприятиях оздоровительной направленности, внутренняя мотивация должна подкрепиться внешней, младший школьник не всегда использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни, является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности, имеет средние успехи во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.
Низкий.Младший школьник не в полной мере владеет знаниями основ здорового образа жизни, не испытывает интереса к знаниям относительно здорового образа жизни, необходима внешняя мотивация; младший школьник редко использует или не использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни, не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности, редко успешен во внеурочной деятельности оздоровительной направленности.
Для выявления уровня сформированности у младших школьников установки на ЗОЖ были использованы следующие методики: анкета «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ», анкета «Гармоничность образа жизни школьников» и анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях».
Методика 1 «Уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ»
Цель: выявить уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ у младших школьников
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.
Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и обведите наиболее правильный вариант ответа. В вопросах № 1, 4 можно дать несколько ответов, в вопросах № 2, 3, 5, 6 выберите один вариант ответа»
Содержание методики: представлено в Приложении 1.
Уровни оценивания:
Высокий уровень (30-36 баллов) – высокая осведомленность о требованиях ЗОЖ. Ученик владеет знаниями основ здорового образа жизни, знает правила личной гигиены, осведомлен о правилах оказания первой медицинской помощи и правилах организации режима питания.
Средний уровень (24-29 баллов) – достаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ. Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, оказания первой медицинской помощи и организации режима питания.
Низкий уровень (меньше 24 баллов) – недостаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ. Ученик не владеет знаниями основ здорового образа жизни, не знает о правилах личной гигиены, оказания первой медицинской помощи и организации режима питания.
Обработка результатов:
Результаты по методике представлены в Приложении 2.
В обобщенном виде результаты изучения осведомленности младших школьников о требованиях ЗОЖ отображены в Таблице 2.
Уровни осведомленности младших школьников о требованиях ЗОЖ
Уровень | Количество учеников | % |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней осведомленности младших школьников о требованиях ЗОЖ представлено на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1 Диаграмма уровней осведомленности младших школьников о требованиях ЗОЖ
Методика 2 «Гармоничность образа жизни школьников» (Н. С. Гаркуша)
Цель:выявить наличие у учащихся желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью.
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, бланк для ответов, ручка.
Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».
Содержание методики: представлено в Приложении 3.
Уровни оценивания:
Высокий уровень (110 – 80 баллов) – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, проявление интереса к собственному здоровью.
Средний уровень (75 – 50 баллов) – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое проявление интереса к собственному здоровью и желание вести ЗОЖ.
Низкий уровень (45 баллов и меньше)– отсутствие у школьников желания и интереса к собственному здоровью, ведению здорового образа жизни.
Обработка результатов:
Результаты по методике представлены в Приложении 2.
В обобщенном виде результаты изучения наличия у учеников желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью отображены в Таблице 3.
Уровни наличия у учеников желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью
Уровень | Количество учеников | % |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью представлено на диаграмме (рис. 2).
Рис. 2 Диаграмма уровней наличия у младших школьников желания вести ЗОЖ, интереса к своему здоровью
Методика 3 «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)
Цель:выявить наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.
Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».
Содержание методики: представлено в Приложении 4.
Высокий уровень (130 – 100 баллов) – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.
Средний уровень (90 – 50 баллов) – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий уровень (меньше 40 баллов) – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
Обработка результатов:
Результаты по методике представлены в Приложении 2.
В обобщенном виде результаты по установлению наличия деятельности младшего школьника по осуществлению здорового образа жизни отображены в Таблице 4.
Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ
Уровень | Количество учеников | % |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ представлено (рис. 3).
Рис. 3 Диаграмма Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ
Анализ результатов трех методик позволил выявить уровень сформированности у младших школьников установки на здоровый образ жизни (см. прил 2 ).
В обобщенном виде результаты по установлению уровня сформированности установки на здоровый образ жизни отображены в Таблице 5.
Уровни сформированности у младшего школьника установки на ЗОЖ
Уровень | Количество учеников | % |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней сформированности у младших школьников установки на ЗОЖ представлено (рис. 4).
Рис. 4 Диаграмма уровней воспитанности ЗОЖ у младших школьников
Источник