Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Павлова Василиса Васильевна
Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка.
Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Так как выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо понимать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет.
Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо:
— объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья.
Вот почему в детском саду и дома следует:
-воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку;
-способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков;
-знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
-учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;
-учить правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Роль родителей в сбережении здоровья ребенка состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОО в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка.
В работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью должны находиться:
-семья, включая всех ее членов и условия проживания;
-дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
1. Рациональный режим — распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
-Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
-Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
-Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
-Формирование культурно-гигиенических навыков.
-Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
-Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Правильное питание — от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
— Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
— Соблюдение режима питания.
Рациональное питание оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
3. Рациональная двигательная активность — активная двигательная деятельность, положительно воздействует на здоровье и физическое развитие ребенка.
4. Закаливание организма –положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния –психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольников, индивидуальны подход с учетом их личных особенностей, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты,дети:
-отсутствует плач, возбуждение;
-спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан:
-с формированием привычки к чистоте;
-c соблюдением гигиенических требований;
-с подвижным образом жизни;
-представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.
Формирование представлений о здоровом образе жизниосуществляется в процессе:
Источник
Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. «Как научить ребенка быть здоровым»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не навредить. Данное пособие поможет им разобраться в таком, казалось бы, несложном вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста
«Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни»
(Правила здорового образа жизни.
Как научить ребенка быть здоровым)
Дошкольное подразделение как первое звено непрерывного физического развития ребенка предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Основная форма воспитания детей дошкольного возраста – разные виды занятий. Педагог должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: словесные, наглядные, практические.
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и педагога.
Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе полученных знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:
— формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
— воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
— развитие мотивационных установок по профилактике болезней:
— совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
На данном этапе эксперимента творческой группой педагогов представлены конспекты занятий с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет) с использованием сказок «Путешествие муравья Свати».
Конспекты содержат переработанные сказки А.К. Лаптева «Пирамида здоровья» для детей дошкольного возраста, стихи, вопросы к ним, а также игровые упражнения, творческие задания и динамические паузы. Занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – не более 25 минут.
В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия количество упражнений и заданий можно сокращать или увеличивать.
Во время занятий с детьми важно создавать доброжелательную атмосферу. Необходимо учить детей слушать и принимать точки зрения, не совпадающие с их собственными, поэтому не стоит допускать отрицательных оценок детского мнения.
Результатом обучения и воспитания дошкольников при использовании данных наработок являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Источник
Методическое пособие по ЗОЖ
методическая разработка
Методическое пособие включает мероприятия по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся среднего школьного возраста, в том числе, подростков группы риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_zozh.docx | 666.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дом детского творчества «Гармония» с.Борское
по проведению мероприятий, направленных
на формирование здорового образа жизни учащихся
Номинация: «Методики подготовки и проведения массовых мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ и профилактику вредных привычек»
Елисеева Мария Анатольевна, педагог дополнительного образования
Пояснительная записка ………………………………………………… 4
Познавательная программа по профилактике вредных привычек «Выбор за тобой» ……………………………………………………………………. 6
Познавательная программа по пропаганде здорового образа жизни для девочек «Образ женщины»……………………………………………… 9
Интерактивная лекция «Что такое СПИД?» …………………………… 12
Игровая программа «Мы за здоровый образ жизни!» ………………… 18
Список рекомендуемой литературы …………………………………….. 23
Одним из важных показателей благополучия нашего общества является состояние здоровья подрастающего поколения. Современные образовательные стандарты ставят цель воспитать личность, способную к принятию и реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, заинтересованную в занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятии вредных привычек. Основы ценностного отношения учащихся к своему здоровью возможно заложить с помощью систематической, грамотно выстроенной воспитательной работы в рамках образовательной организации.
В начале подросткового периода ребёнок зачастую не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Увеличение учебных нагрузок, дополнительные занятия, требования успевать в учёбе часто приводят к снижению стрессоустойчивости, поиску средств для выплеска эмоций. В огромном потоке информации, рекламы, теле- и киноиндустрии подросток без чуткого наставничества взрослого человека может выбрать неверный ориентир и эталон поведения, который способен привести к зависимости от вредных привычек и даже асоциальному поведению. Особенно это касается подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и относящихся к так называемой «группе риска». Образ жизни молодёжи отражает не только настоящую ситуацию, но и позволяет дать прогноз на будущее. Только здоровая, активная личность может качественно усвоить знания, максимально адаптироваться и реализоваться в динамично развивающемся обществе.
В методическом пособии представлены сценарные материалы мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся среднего, старшего школьного возраста (5-11 классы). Все сценарии апробированы на базе детского объединения «Детская телестудия «Бриз».
Каждый сценарный материал затрагивает различные аспекты профилактической работы среди подростков и направлен на достижение конкретных целей: профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании; формирование ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью своих близких, воспитание культуры здорового образа жизни.
В 2015 году мероприятиями «Образ женщины» и «Умей сказать НЕТ» охвачено 65 учащихся, из них 9 – подростки группы риска.
В 2016 году мероприятиями «Образ женщины» и «Умей сказать НЕТ» «Что такое СПИД?», «Мы за ЗОЖ!» охвачено 128 учащихся, из них 12 – подростки группы риска.
Методическое пособие предназначено педагогов дополнительного образования, для классных руководителей.
Материалы могут быть использованы образовательными организациями любого типа.
Познавательная программа по профилактике вредных привычек «Выбор за тобой» ставит цель формирования у школьников представления о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения, а также о преимуществах полезных привычек и здорового образа жизни. Просмотр видеороликов – эффективная форма работы с подростками. Она позволяет переключить внимание от статических картинок презентации и способствует эмоциональной разрядке. Ролики показывают, что вредные привычки пагубны для всех. Полученная информация производит больший эффект, закреплённая отрицательными и положительными примерами известных личностей-современников, которые учащиеся анализируют.
Познавательная программа по пропаганде здорового образа жизни для девочек «Образ женщины» разработана с целью формирования осознанного выбора здорового образа жизни и ответственности за свой выбор. В основе познавательной программы лежит просмотр и обсуждение фильма «Тайна природы женщины», созданный Общероссийской общественной организацией «Общее дело». В нём известные психологи рассказывают о том, как жизненный выбор может привести девушку к разочарованию или сделать счастливой. Фильм вызывает эмоциональный отклик присутствующих девочек. Последующие обсуждение, анкетирование и выполнение тренингового упражнения «Фотошоп» содействует формированию способности к самоанализу собственного поведения.
Интерактивная лекция «Что такое СПИД?» разработана в рамках акции, приуроченной ко Всемирному дню памяти жертв СПИДа. Цель – пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня знаний подростков по проблеме ВИЧ/СПИД. Данная тема достаточно деликатна и может быть сложна для восприятия подростками, однако об этом нужно говорить наравне с темой вредных привычек. В ходе мероприятия ведущий рассказывает о том, что такое СПИД, его стадии, какими путями передаётся. Для переключения внимания и удобства усвоения информации применяются игровые формы работы. Для подведения к теме лекции участники работают с интерактивным стендом «Наркомания», который содержит информацию не только о вреде наркотиков на человеческий организм в целом, но и о болезнях наркоманов, в том числе о СПИДе. Вместо стенда можно использовать 10-минутную презентацию/видеоролик о заболевании.
Игровая программа «Мы за здоровый образ жизни!» может охватить от 20 до 50 участников. Цель – пропаганда ценности здорового образа жизни среди подростков. Знания о здоровом образе жизни передаются учащимся в игровой форме: игра на ассоциации, викторина, эстафета. Рассматриваются вопросы режима дня, правильного питания, личной гигиены и мер профилактики заболеваний.
Проблемный стол «Умей сказать НЕТ» разработан с целью профилактики наркомании среди несовершеннолетних. Перед проведением данного мероприятия рекомендуется подготовить несколько подростков из числа активистов – дать задание изучить вопросы, которые будут обсуждаться в рамках проблемного стола. В ходе мероприятия необходимо будет разделить этих подростков в рабочие группы учащихся, чтобы они стимулировали остальных участников к обсуждению и поиску ответов на поставленные вопросы. Проблемный стол затрагивает такие вопросы как причины, физиологические и социальные последствия употребления наркотиков, альтернативы употреблению наркотиков. Главная идея мероприятия – показать, что в жизни человека есть ценности, ради которых стоит жить и не уходить из реальности. В проблемном столе также используется интерактивный стенд «Наркомания». Вместо стенда можно применить 10-минутную презентацию/видеоролик о проблеме наркомании. В проблемном столе наравне с учащимися могут принять участие педагоги. В качестве консультантов можно пригласить специалистов Управления по контролю за оборотом наркотиков, КДН и ЗП.
Методическое пособие разработано с целью диссеминации педагогического опыта по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся среднего школьного возраста, в том числе, подростков группы риска.
- привлечь внимание общественности к проблемам укрепления здоровья подрастающего поколения;
- оказать методическую помощь педагогам и работникам образования в организации воспитательной работы по профилактике вредных привычек среди учащихся, в частности, подростков группы риска;
- содействовать повышению профессиональной квалификации педагогических работников;
- способствовать развитию творческого потенциала педагогов, применению современных педагогических технологий.
Новизна представленных материалов в сравнении с другими подобными материалами заключается в использовании наглядных материалов, мультимедийных технологий и активных игровых методов и интерактивных форм работы.
Ресурсное обеспечение: компьютер, экран, проектор, слайдовые презентации к мероприятиям, игровой реквизит, раздаточные материалы, светодинамический комплекс «Вредные привычки»; помещения для проведения мероприятий: учебные кабинеты, актовый зал, спортивный зал.
Познавательная программа по профилактике
вредных привычек «Выбор за тобой»
Цель: формирование у школьников представления о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения, а также о преимуществах полезных привычек и здорового образа жизни.
- познакомить учащихся с информацией о вредных привычках и их последствиях;
- развивать собственную точку зрения на влияние токсичных веществ на человека;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, проектор; ролики о вреде табачной и алкогольной продукции, наркотиков; прикреплённое на магнитной доске изображение дерева, магниты, набор зелёных листьев дерева с названиями полезных привычек, набор коричневых листьев с названиями вредных привычек.
Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов.
Количество участников: 15-20 человек.
Ведущий: Здравствуйте! Рада вас всех сегодня видеть! Прежде, чем мы начнем, давайте сыграем в одну очень интересную игру, чтобы познакомиться и поприветствовать друг друга.
Ролевая игра «Защита организма». Для проведения необходимо, чтобы количество игроков было не меньше 10, а также должны быть подготовлены цветные карточки по количеству игроков.
Часть игроков выстраивается в круг, замыкая руки в локте, образуя щит. В центре круга стоит человек (организм). «Щит» – это клетки иммунной системы «Служба безопасности» (они не пропускают инфекцию к организму). Оставшиеся 2 игрока – это вирус простуды (2 чел.) и ВИЧ (1 чел.). Игра проходит в два действия:
1-е действие: подходят вирусы простуды, но их нападение отбито «щитом» – «Службой безопасности»;
2-е действие: к «щиту» подходит ВИЧ-инфекция – у неё в руках цветные карточки (рецепторы). ВИЧ вручает каждой клетке иммунной системы такую карточку, и они становятся пораженными ВИЧ.
К концу игры у организма не остается ни одного защитника и та же простуда (или другая инфекция) легко проникает в организм.
Ведущий: Мы с вами на примере увидели, как вирус ВИЧ-инфекции проникает в организм человека.
Итак, ребята, ВИЧ – это инфекция, проникающая в организм человека, а конечной стадией является СПИД – само заболевание.
Как же ВИЧ может попасть в организм человека? (обсуждение)
- При половом контакте с больным СПИДом или зараженным ВИЧ.
- В результате использования для инъекций нестерильных шприцев.
- Путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус.
- От беременной женщины, зараженной СПИДом, её ребенку.
Стадии протекания болезни:
Первая стадия – острая инфекция. Она протекает как «гриппоподобное заболевание» (повышение температуры, насморк, кашель, сыпь на коже). Спустя 2-3 недели Острый период проходит. Следует отметить, что в 60-70 % случаев острое начало может отсутствовать. Человек, не зная о наличии вируса, может заражать других.
Вторая стадия – асимптомная инфекция (АИ). Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Носителей ВИЧ-инфекции можно выявить, только проводя специальные лабораторные исследования.
Третья стадия – персистирующая генерализованная лимфаденопатия (ПГЛ). Возникает через 3-5 лет после второй стадии. На фоне снижения защитных сил организма возникают различные симптомы болезни: увеличение лимфоузлов, головные боли, расстройства кишечника, упадок сил. Лечение дает кратковременное улучшение, человек еще трудоспособен.
Четвертая стадия – по мере развития инфекционного процесса иммунная система полностью разрушается не только с патогенными, но и с обычными микробами, с детства живущими в легких, кишечнике, на коже. Развиваются поражения слизистых оболочек, лимфоузлов, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, нервной системы. Больной теряет в весе около 10%. Смертельный исход неизбежен.
От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда и 10-12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям.
— Как вы считаете, передаётся ли ВИЧ/СПИД через рукопожатие?
Ответ: инфекция через рукопожатие не передается.
— А есть ли риск заразиться при чихании, поцелую, или если нас поцарапал ВИЧ-инфицированный?
Ответ: практически невозможно, так как заражение происходит через кровь, то есть в ранку должна попасть кровь.
— Можно ли отличить ВИЧ-инфицированного, от заболевшего простудными заболеваниями?
Ответ: нет, по внешним признакам это определить невозможно.
Ведущий: Тест на ВИЧ-инфекцию осуществляется системой охраны здоровья, и в первую очередь центрами профилактики СПИДа. Для диагностики необходимо сдать кровь на ВИЧ/СПИД.
Тест на ВИЧ/СПИД – конфиденциален.
Ведущий: Узнали ли вы сегодня что-нибудь полезное для себя? (обсуждение)
Ведущий: Всем спасибо. Я надеюсь, что, приобретя знания, мы меньше будем волноваться без явных на то причин за свою жизнь и жизнь близких нам людей. Теперь мы точно знаем, откуда можно ждать беду. Помните, что только порядочность, нравственная чистота и сознательное отношение к своему здоровью защитит нас от СПИДа.
Источник