Рекомендуемая методическая и художественная литература по теме «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
консультация (старшая группа) на тему
1.Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ЗОЖ у дошкольников
2.Детская художественная литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomenduemaya_metodicheskaya_i_hudozhestvennaya_literatura.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемая методическая и художественная литература по теме «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ЗОЖ у дошкольников
1. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.
2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., ФИС, 1987.
3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1968.
4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. — М., 1987.
5. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 134 с.
6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость М.,1981.
7. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. — М., 1983.
8. Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. — //Дошкольное воспитание, 1993, № 2, с.7-8.
9. Волошина Л.Н., Курилова Т.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ. (учебно-методическое пособие) Издательство «Гном и Д», 2004, — 112 с.
10. Глазырина Л.Д. Физическая культура -дошкольникам. Программа и программные требования. М.: Владос. 1999.
11. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логвинова, Т.И, Бабаева, Н.А.Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,- СПб. Акцидент, 1995. С.169-191.
13. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. — С. 63.
14. Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Ядешко и др. — М., 1988. — 415 с.
15. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
16. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.
17. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. — М., 2000.
18. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М., 1989.
19. Змановский, Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Змановский // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 9.
20. Змановский, Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка: Физиологический аспект / Ю. Ф. Змановский. — М., 1987.
21. Истоки. Базисная программа развития ребенка — дошкольника./ Т.И. Алиева, Т.в. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. Научн. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.В. Тарасова и др.- М.: Карапуз. — 1997. — С. 224-245.
22. Карманова Л.В. Занятие по физической культуре в старшей группе детского сада. — М.: Нар. Асвета. 1980.
23. Карманова Л.В., Шебеко В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Методическое пособие. Минск.- 1987.
24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
25. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М., 2000.
26. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
27. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 2.
28. Москаленко, В. К вопросу о физическом воспитании детей / В. Москаленко // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 2.
29. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 9.
30. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. — СПб., 1993.
31. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. -М.: Просвещение, 1986.
32. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. — М., 1983.
33. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. — М.: Просвещение, 1998.
34. Прокопенко В.И., Волошина Л.Н.. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ и школе: Учеб. мет. пособие. Екатеринбург, -2002.-с 334.
35. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Дошкольное воспитание — №9 — 2004 г.
36. Рунова М.А, Двигательная активность ребенка в детском саду. — М., 2000.
37. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М.: 2001.
38. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М.,1984.
39. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986.
40. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. — М.,1996.
41. Шишкина В.А. Движение +движение. — М., 1992.
42. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.,1978.
Детская художественная литература
О физическом воспитании — Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
О закаливании — М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»
О сне — П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
О питании — 3.Александрова «Большая ложка»; А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
О санитарно-гигиенических навыках — А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М.Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
О прогулке — А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка»; И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
О психологическом климате в группе и дома — 3. Александрова «Шарик»; И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»; Г. Ладонщиков «Я не плачу».
О болезнях, их лечении и профилактике — Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалков «Прививка». М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»; С. Михалков «Дядя Степа—милиционер», «Шагая осторожно. »; В. Семернин «Запрещается — разрешается!»; И. Серяков «Горят огни на перекрестках»; О. Тарутин «Для чего нам светофор».
О поведении в различных ситуациях — Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.-М.: «Эксмо», 2005.
Источник
Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Павлова Василиса Васильевна
Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка.
Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Так как выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо понимать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет.
Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо:
— объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья.
Вот почему в детском саду и дома следует:
-воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку;
-способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков;
-знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
-учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;
-учить правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Роль родителей в сбережении здоровья ребенка состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОО в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка.
В работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью должны находиться:
-семья, включая всех ее членов и условия проживания;
-дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
1. Рациональный режим — распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
-Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
-Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
-Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
-Формирование культурно-гигиенических навыков.
-Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
-Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Правильное питание — от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
— Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
— Соблюдение режима питания.
Рациональное питание оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
3. Рациональная двигательная активность — активная двигательная деятельность, положительно воздействует на здоровье и физическое развитие ребенка.
4. Закаливание организма –положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния –психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольников, индивидуальны подход с учетом их личных особенностей, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты,дети:
-отсутствует плач, возбуждение;
-спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан:
-с формированием привычки к чистоте;
-c соблюдением гигиенических требований;
-с подвижным образом жизни;
-представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.
Формирование представлений о здоровом образе жизниосуществляется в процессе:
Источник
Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. «Как научить ребенка быть здоровым»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не навредить. Данное пособие поможет им разобраться в таком, казалось бы, несложном вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста
«Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни»
(Правила здорового образа жизни.
Как научить ребенка быть здоровым)
Дошкольное подразделение как первое звено непрерывного физического развития ребенка предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Основная форма воспитания детей дошкольного возраста – разные виды занятий. Педагог должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: словесные, наглядные, практические.
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и педагога.
Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе полученных знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:
— формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
— воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
— развитие мотивационных установок по профилактике болезней:
— совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
На данном этапе эксперимента творческой группой педагогов представлены конспекты занятий с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет) с использованием сказок «Путешествие муравья Свати».
Конспекты содержат переработанные сказки А.К. Лаптева «Пирамида здоровья» для детей дошкольного возраста, стихи, вопросы к ним, а также игровые упражнения, творческие задания и динамические паузы. Занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – не более 25 минут.
В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия количество упражнений и заданий можно сокращать или увеличивать.
Во время занятий с детьми важно создавать доброжелательную атмосферу. Необходимо учить детей слушать и принимать точки зрения, не совпадающие с их собственными, поэтому не стоит допускать отрицательных оценок детского мнения.
Результатом обучения и воспитания дошкольников при использовании данных наработок являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Источник