Учебно-методический материал на МО классных руководителей на тему: «Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни»
учебно-методический материал
Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Калиновка
муниципального района Сергиевский Самарской области
Выступление на методическом объединении
доклад по теме ЗОЖ: «Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни»
истории и обществознания
ГБОУ СОШ с. Калиновка
В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.
В формировании знаний о здоровом образе жизни у школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей. Рассмотрим некоторые из них.
У классных руководителей очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся на неделе здоровья. Дети участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Беседы — очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление — «азбука здоровья»:
— темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.
Примерные вопросы для беседы:
— Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье?
— От чего и от кого зависит здоровье людей?
— Кто должен помогать здоровью — сам человек или другие люди — какие и почему?
— Может ли человек сам помогать здоровью — своему и других людей? Как он может это сделать?
— Как лучше заботиться о своем здоровье — одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба?
Далее можно провести занятие, посвященное рисованию.
Рисование — мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.
Помимо литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра.
Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ.
Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.
В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.
Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.
Эффективными методами воспитания ЗОЖ являются уроки, которые проводятся с использованием компьютерных презентаций.
Наиболее частые методы и формы: беседа, лекция, круглый стол, анкетирование.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
- эстетичность;
- нравственность;
- присутствие волевого начала;
- способность к самоограничению.
Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.
Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.
Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.
Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себ я.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- закаливание организма;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни
В школе регулярно проводятся мероприятия по пропаганде ЗОЖ: недели здоровья, «Папа, мама-я спортивная семья», кросс, «Экологические сказки» агитбригады, дни здоровья.
Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
В своей работе я активно применяю разнообразные формы и методы по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
- Акции: «Старость надо уважать», экскурсии, которые помогают формировать нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты и милосердия у ребенка.
- Классные часы на тему: «Курение- что это такое», «Суд над сигаретой и алкоголем», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «В плену вредных привычек» и др.
На таких классный часах обсуждаются проблемы с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, какими вредными привычками страдают наши дети, приводятся статистические данные о курении, алкоголизме и наркомании. Выясняется, какие дети подвержены дурному влиянию окружающих и как с этим бороться. Дети узнают какое влияние оказывает алкоголь, наркомания и табакокурение на организм подростка и как бороться с вредными привычками. На классных часах затрагивается тема ЗОЖ не только со стороны вредных веществ и их влияния на организм человека, но и освещаются правила как сделать свой организм еще здоровее, а свою жизнь более интересной и насыщенной.
- Беседы о правилах здорового образа жизни. На которых дети получают советы о ЗОЖ.
- Игры, конкурсы рисунков и многое другое.
- Обучающиеся класса участвуют в фольклорном ансамбле, конкурсах, соревнованиях, таких как: «Мы против курения», «День здоровья», «Осенний и весенний кроссы».
- Также участвуют в исследовательских проектах, например: «Шоколад-вред или польза», «Каша –пища наша» и другие.
Цель такой разнообразной работы заключается в том, чтобы донести до детей всю важность не только сохранения, но и укрепления здоровья.
Ведь современный ребенок подвержен влиянию со стороны улицы, телевидения, реклам, средств массовой информации и наша задача обезопасить ребенка от дурного влияния, рассказать что хорошо, а что плохо, для того чтобы сохранить здоровую нацию и здоровую личность с перспективным будущим.
Работа с родителями:
- Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
- Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
- Родительские собрания, беседы, лекции;
- Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
- Консультационная служба (помощь специалистов: психолога, инструктора по физической культуре, педагога).
Подвожу итог, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.
В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни — это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.
В формировании знаний о здоровом образе жизни у школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» отражает работу по методической теме «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс». В ходе урока сочетаются элементы.
Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у.
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе.
Цель: Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Актуальность сохранения и укрепления здоровья школьников-проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, федеральный закон «Об образова.
Введение.Глава Теоретические аспекты формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни.Сущность здоровья и здорового образа жизни.Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе.жи.
Здоровье – это сложное комплексное явление, которое включает несколько более узких категорий, таких как здоровье физическое, психическое, психологическое, душевное и т.д. Все данные типы здоровья тесн.
Источник
Выступление на МО классных руководителей «Здоровье- дело не только личное»
учебно-методический материал на тему
Выступление на методическом объединении классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_kl.ruk_zdorove_delo_ne_tolko_lichnoe.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на методическом объединении
«Здоровье – дело не только личное»
Подготовила учитель начальных классов
Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.
Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”. Чтобы что-то любить, надо это знать.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.
Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов резко снизился.
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.
Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.
Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.
А что такое ЗОЖ?
Здоровый образ жизни и его принципы.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.
Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).
Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
- эстетичность;
- нравственность;
- присутствие волевого начала;
- способность к самоограничению.
Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.
Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.
Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.
Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себ я.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- закаливание организма;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни
Воспитание культуры поведения:
- Гигиена тела;
- Культура питания;
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Физическая культура и спорт:
- Физкультурные досуги и развлечения
- Дни здоровья;
- Занятия в спортивных секциях;
- Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
- Встречи со спортсменами.
Работа с родителями:
- Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
- Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
- Родительские собрания, беседы, лекции;
- Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
- Консультационная служба (помощь специалистов: психолога, инструктора по физической культуре, педагога).
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
- Комплексное закаливание;
- Лечебная физкультура;
- Укрепляющая фитотерапия;
- Контроль часто болеющих детей;
I. Обучение детей.
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
- Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
- Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
- 2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
- Физкультминутки во время занятий;
- Проветривание и влажная уборка помещений;
- Аромотерапия, витаминотерапия;
- Функциональная музыка;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
3. Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, “тропа здоровья”, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.
4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.
III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения:
- поиск новых форм и структур;
- Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя, школьного учреждения; Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
- Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
- Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
- Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
- Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
- Здоровье самого учителя.
- Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости.
Пропишите себе рецепт оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил здорового образа жизни и путей избавления!). И вновь – творите! К примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя.
Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы живёте.
- Отбор детей в оздоровительные группы;
- Профилактические прививки;
- Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
- Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
- Строгое соблюдение норм санпина;
- Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
- Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
- Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)
ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:
- В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
- Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
- Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
- Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Источник