Меню

Методические рекомендации по репродуктивному здоровью

УРОКИ ПО ОХРАНЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Методические рекомендации для студентов и учителей школ к курсу «Охрана репродуктивного здоровья»

Наиболее эффективными стратегиями реализации профилактической работы в образовательной среде являются:

1. Просвещение на основе профилактических программ, включенных в учебный процесс, формирование личностно-средовых ресурсов, эффективных стратегий поведения;

2. Мотивационное консультирование, в том числе семейное, – направлено на формирование мотивации к изменению проблемного поведения в сторону здорового (в семье – в сторону здорового взаимодействия);

3. Обучение родителей основам сексуального воспитания детей;

4. Стратегии по созданию поддерживающего окружения должны гарантировать направление имеющихся ресурсов, в том числе на расширение консультативной помощи и программную профилактическую поддержку;

5. Привлечение значимых, авторитетных для молодежи людей, подающих пример для подражания, обеспечивающих безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, способствует более положительному восприятию молодежью инициатив по формированию безопасного поведения;

6. Привлечение молодежи в качестве лидеров профилактической работы

как стратегия по развитию волонтерского движения;

7. Инициирование диалога на деликатные темы для совместного решения вопросов, касающихся сексуального здоровья, сексуального насилия, гендерных ролей и общественных традиций.

Основные принципы информирования о ВИЧ:

1. не нанесение вреда неправильной информацией (исключение манипулирования);

2. нейтральность в подаче информации;

3. осведомленное согласие на получение профилактической информации;

4. взаимоуважение в процессе информирования;

5. всестороннее представление информации, то есть объективность в подаче информации и ее многоаспектность;

6. адекватность содержания информации характеристике аудитории;

7. перспективный характер информации (представление альтернатив, иерархичность в подаче информации, расстановка акцентов, побуждение к более полному восприятию жизни, создание дальнейшей жизненной перспективы).

Предлагаемый учебный материал представляет собой методические рекомендации по проведению уроков по охране репродуктивно здоровья. Цель проведения уроков по охране репродуктивного здоровья — способствование гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействие укреплению брака и семьи. Задачи охраны репродуктивного здоровья:

· привитие учащимся основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;

· формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

· защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;

· обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

Следует отметить, что система представлений о возможном и должном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, для другого — пройденным этапом. Это касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы. Интимная жизнь человека уязвима и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт. Ответы на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить в школе, другие — из бесед с родителями, третьи — наедине с самим собой и хорошей книгой. Задача школы — заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем, учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме учащихся. Заложить основы репродуктивного здоровья целесообразно в том возрасте, когда совпадают остро проявляющийся интерес к противоположному полу и этап интенсивного развития организма, характеризующийся анатомической и физиологической перестройкой, появлением новых эмоций, ощущений, влечений. Именно в это время возможно формирование осознанного отношения к репродуктивному здоровью, исключению факторов риска. Особые акценты делаются на формирование ответственного поведения как социального фактора, на формирование представлений о гендерных ролях, о которых не говорится при изучении обязательных дисциплин – биологии и экологии. Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. Однако, по сути, реализация их оказалась сведена к увеличению количества учебных часов на предметы гуманитарного цикла и появлению ряда новых предметов этого направления. Причем это делается нередко в ущерб традиционным курсам естественнонаучного образования, что вряд ли можно признать оправданным. Наиболее перспективным представляется другой путь – создание новых интегрированных курсов, решающих задачу гуманизации российского образования. Одно из направлений такой деятельности может быть воплощено в образовательной области «Человек», синтезирующей гуманитарные и естественные дисциплины. «Ядром кристаллизации» этого направления и призвана стать « Охрана репродуктивного здоровья». Такой подход (поддержанный Министерством образования и науки РФ) позволяет решать задачи формирования у учащихся общих мировоззренческих позиций, культуры здорового образа жизни. Содержание каждого урока по курсу «Охрана репродуктивного здоровья» позволяет, не нарушая единства биологического, психического, социального и духовно-нравственного начал в человеке, решать как чисто образовательные, так и воспитательные задачи. Надо отметить, что современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества. Курс ориентирует учителя на отказ от использования при проведении уроков приемов «устрашения» как совершенно неэффективных в работе с детьми. Предлагаемое учебно — методическое пособие базируется на принципах деятельностного подхода с опорой на активные формы обучения, что позволяет выстроить содержание предмета на основе совершенно другой идеологии. Использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинга, «мозгового штурма», различных видов групповой работы дает возможность каждому ученику приобрести собственный положительный, конструктивный опыт в решении смоделированных ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится ему в реальной жизни. При этом стремление к здоровому образу жизни у ребенка становится естественной потребностью, а не результатом следования запретам. Таким образом, главной целью курса является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира с миром внешним. Важнейшим результатом изучения курса должно стать изменение взглядов школьников, представлений их о своем здоровье, способах его сохранения и приумножения. Целесообразно оценивать эти изменения, используя различные варианты тестирования или анкетирования, причем результаты их может отслеживать сам учащийся. Вообще очень важным представляется, чтобы сам ученик видел свое развитие, свои достижения в данной сфере. Поэтому желательно, чтобы дети с начала изучения курса вели индивидуальные дневники здоровья, в которых они будут выполнять домашние задания, делать заметки, заполнять анкеты, строить графики и диаграммы, отражающие достигнутые ими результаты в ходе уроков по курсу «Охрана репродуктивного здоровья». При проведении уроков по охране репродуктивного здоровья необходимо придерживаться следующих принципов:

1. половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы;

2. оно не должно быть обособленным;

3. необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам;

4. они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы;

5. учащиеся, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально или в небольшой группе из бесед с приглашенными специалистами.

Учитель должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания. При решении вопросов репродуктивного здоровья необходимо считаться также с особенностями отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную специфику. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системе гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной. Многие предыдущие попытки решения проблемы полового воспитания учащихся наталкивались на неподготовленность учителей и недоработанность самих программ и пособий. Необходимо повышение компетентности учителя в сфере межполовых отношений, его способности руководить нравственно ориентированным процессом духовного развития учащихся как будущих супругов и родителей. Теоретически сложным является вопрос о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения дело в том, что и первое, и второе основано на информации, получаемой учащимися. Если эта информация остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию. Для того чтобы информация обретала воспитующее значение, она должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Следует отметить, что информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность. Необходимо учитывать и такую особенность усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации, воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе и вместе с тем, как образцы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии, даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают».

Читайте также:  Специфические критерии нарушения репродуктивного здоровья

В образовательной среде есть уникальная возможность использовать для профилактической работы всех значимых для подростков взрослых: педагогов, медработников, родителей и др. Каждый из них может заниматься профилактической работой в рамках своей компетенции. Такой комплексный подход к решению проблемы профилактики существенно повышает ее эффективность. Образовательная среда имеет большой ресурс для прямого и опосредованного влияния на систему ценностей детей и подростков, что позволяет в зависимости от целевой аудитории и ожидаемых результатов реализовывать профилактические программы различного уровня. Профилактическая работа может вестись как через предметное обучение, тик и через организацию внеурочной активности учащихся. Необходимо заложить такие основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических изменений в организме подростков.

Источник

«Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 N 11-8/240-09)

12 июля 2002 года

ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПРОЦЕССОВ, ОПАСНЫХ ДЛЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Методические рекомендации содержат гигиенические критерии оценки нарушений репродуктивного здоровья работающих в связи с условиями их труда, гигиеническую классификацию вредных производственных факторов и отдельных производств по уровню риска репродуктивных нарушений, а также мероприятия, направленные на профилактику нарушений продуктивного здоровья у работающих.

Разработаны в развитие СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» и в соответствии с Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 — 2004 года, принятой 11 апреля 2000 года совместным решением коллегии Минздрава России, Минтруда России и Минобразования России, а также во исполнение указания Минздрава России от 31 мая 2000 года «О создании рабочей группы по подготовке нормативных и методических документов для организации работы госсанэпидслужбы по ведению эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей» и во исполнение Приказов Минздрава России: от 23.05.97 N 162 «О создании федеральной системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей» и от 10.09.98 N 268 «О мониторинге врожденных пороков у детей».

Рекомендации предназначены для врачей и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы. Они могут быть полезны для специалистов по безопасности труда и инженерно-технических работников, занятых проектированием и эксплуатацией предприятий, где имеются вредные производственные факторы, опасные для репродуктивного здоровья работающих.

В принятой 11 апреля 2000 года совместным решением коллегии Минздрава России, Минтруда России и Минобразования России Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 — 2004 года выделена в качестве одной из основных задач необходимость увеличения объема профилактических мероприятий. Концептуальной основной для решения этой задачи является раннее выявление и предупреждение репродуктивных нарушений, связанных с воздействием вредных факторов окружающей и производственной среды.

Несмотря на то, что возникновение нарушений репродуктивного здоровья в результате воздействия на организм вредных факторов производственной среды продемонстрировано во многих наблюдениях и подтверждено экспериментально, научные основы оценки риска этих нарушений и их первичной профилактики остаются одной из наименее разработанных проблем гигиены.

В современном понимании оценка риска утраты репродуктивного здоровья — это вид экспертизы, целью которой является расчет статистической вероятности возникновения в популяции специфических повреждений репродуктивной системы у работающих в результате воздействия на организм производственного фактора или комплекса факторов, действующих с определенной силой и в течение определенного времени. К числу специфических нарушений репродуктивного здоровья относятся:

— нарушение способности к зачатию как у женщин, так и у мужчин;

— нарушение способности женщин к вынашиванию плода;

— нарушение развития нового организма от момента зачатия до периода его полового созревания;

— нарушение лактационной функции у кормящих женщин;

— повышенная частота новообразований у потомства.

Среди причин, вызывающих неблагоприятные эффекты в репродуктивном здоровье, помимо эндогенных (болезни родителей, инфекции, наследственные тенденции) значительное место занимают условия труда и качество окружающей среды.

СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» содержит перечень потенциально опасных для репродуктивного здоровья веществ, в который включено 156 химических элементов и соединений. Имеются также достаточные эпидемиологические доказательства в отношении, по крайней мере, 30 видов различных производственных процессов, где риск возникновения подобных нарушений оценивается показателем, более чем в 2 раза превышающим ожидаемый популяционный уровень. Важно отметить, что в результате воздействия многих вредных веществ на организм женщин как во время беременности, так и в период, предшествующий ее наступлению, нарушения репродуктивного здоровья могут возникать без каких-либо признаков отравлений.

Установлены также вредные вещества, вызывающие при профессиональном контакте нарушения репродуктивной функции у мужчин, в том числе злокачественные новообразования яичек и грудных желез, а также снижение сперматогенеза вплоть до полной стерилизации.

Опубликованы результаты обширных эпидемиологических исследований, подтвердивших возможность неблагоприятного влияния на исходы беременности и здоровье новорожденных детей ряда вредных производственных факторов, воздействующих как на организм матерей, так и отцов, в частности, органических растворителей, сварочного аэрозоля, винилхлорида, ионизирующего и электромагнитного излучения, некоторых газов для ингаляционного наркоза.

В практической деятельности для установления связи выявленных нарушений репродуктивного здоровья с воздействием на организм определенных вредных производственных факторов необходимо проведение специальной экспертизы, включающей, как правило, получение достаточных эпидемиологических доказательств по оценке риска этих нарушений в конкретной популяции. Настоящие указания являются методическим документом, впервые обосновывающим порядок получения таких доказательств, а также анализа другой информации, относящейся к оценке репродуктивного здоровья населения при осуществлении социально-гигиенического мониторинга, что позволяет определять степень репродуктивной опасности предприятия или экологически неблагополучной территории в целом, улучшать эффективность оздоровительных программ и медицинской поддержки отдельных групп населения с повышенным уровнем риска, совершенствовать законодательство по охране труда и охране окружающей среды.

2. Основные понятия и определения

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы (N 181-ФЗ, 1999).

Вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений (N 52-ФЗ, 1999).

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (N 181-ФЗ, 1999).

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека (N 52-ФЗ, 1999).

Опасность — присущее свойство или способность чего-либо (например, рабочих материалов, оборудования, методов и приемов работы) с потенциалом причинения вреда (ЕС, 1996).

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (N 181-ФЗ, 1999).

Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности (N 125-ФЗ, 1998).

Профессиональный риск — вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях (N 125-ФЗ, 1998).

Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (N 181-ФЗ, 1999).

Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (N 52-ФЗ, 1999).

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (N 181-ФЗ, 1999).

Репродуктивное здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию в психосексуальных отношениях в семье (ООН, Каир, 1994).

Репродуктивная токсичность включает в себя вредное действие веществ на мужскую и женскую половую функцию и плодовитость, а также токсическое действие на развитие потомства (определение адаптировано IPCS/OECD рабочей группой по гармонизации и оценки риска для репродуктивной токсичности и нарушений развития, Carshalton, UK, 17 — 21 октября, 1994). Выделяются 2 группы эффектов, связанных с репродуктивной токсичностью:

1. Нарушения репродуктивных функций, которые могут быть представлены изменениями мужской и женской репродуктивной системы и связанной с ней эндокринной системы, вредное действие на созревание, продукцию и транспорт гамет, репродуктивный цикл, сексуальное поведение, плодовитость, роды, преждевременное репродуктивное старение, а также изменение других функций организма, определяющих целостность репродуктивной системы, — репродуктивная способность.

Читайте также:  Третья группа здоровья это основная или подготовительная

2. Нарушения развития плода, которые могут быть представлены структурными либо функциональными изменениями плода от момента зачатия, в период внутриутробного развития и после рождения, вызванными воздействием вредных факторов на организм родителей перед зачатием или воздействием на развивающийся организм пренатально, постнатально и в период вплоть до полового созревания ребенка, — токсичность для развития.

Беременность (гестация) — физиологический процесс в организме женщины, при котором осуществляется развитие плода до момента его рождения.

Самопроизвольный аборт (выкидыш) — непреднамеренное прекращение беременности до наступления срока, когда развитие плода достигает способность к внеутробной жизни.

Аномалии (врожденные пороки развития — ВПР) — стойкие структурные или функциональные отклонения за пределами нормальных биологических вариаций.

Фертильность — способность к зачатию. Фертильный возраст у большинства женщин составляет 15 — 50 лет.

Бесплодие (инфертильность) — неспособность пары зачать ребенка в течение не менее чем одного года при регулярной половой жизни без применения контрацептивных средств.

3. Формула метода

Предлагаемый метод впервые определяет гигиенические критерии для оценки нарушений репродуктивного здоровья у работающих в связи с условиями их труда, устанавливает принципы гигиенической классификации вредных производственных факторов и производственных процессов по степени риска этих нарушений как среди женщин, так и мужчин, а также содержит рекомендации по снижению риска нарушений защиты организма работающих от воздействий факторов, опасных для репродуктивного здоровья, предъявляемых в порядке осуществления государственного санитарного надзора.

4. Показания и противопоказания к применению метода

Предлагаемый метод применяется:

для определения производств, профессий, где использование труда работающих может быть сопряжено с повышенным уровнем риска для их репродуктивного здоровья и здоровья их потомства;

при проведении экспертизы по установлению связи репродуктивных нарушений у работающих с условиями их труда;

при проведении экспертизы по установлению связи нарушений развития плода, врожденных пороков развития и новообразований у детей с вредным воздействием производственных факторов на организм их родителей;

для разработки санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работающих, занятых в производствах и профессиях с повышенным риском репродуктивных нарушений, улучшения охраны их труда;

для обоснования программ социально-гигиенического мониторинга среди населения, подвергающегося воздействию факторов риска нарушений репродуктивного здоровья.

Противопоказаний к применению предлагаемого метода не выявлено.

5. Материально-техническое обеспечение метода

Для реализации предлагаемого метода специальных лекарственных средств и изделий медицинского назначения не требуется.

1. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» N 30-ФЗ от 2 марта 1998 г. Правовые основы медицинской деятельности. Справочно-информационное пособие. СПб.: Деан, 1999. 256 с.

2. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 17 июля 1999 г. // Сб. официальных документов по расследованию и учету профессиональных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве, охране труда и социальному страхованию. В 2-х ч. Ч. 2. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001. 72 с.

3. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1130.

4. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» N 165-ФЗ от 16 июля 1999 г. // Сб. федеральных конституционных законов и федеральных законов РФ. Вып. 15 (87). М., 1999. С. 114 — 129.

5. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 N 125-ФЗ. // Сб. федеральных конституционных законов и федеральных законов РФ. Вып. 14. М., 1998. С. 57 — 88.

6. Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999. 48 с.

7. Гигиенические требования к условиям труда женщин. СанПиН 2.2.0.555-96.

9. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р 2.2.755-99.

10. Методы диагностики и оценки репродуктивных нарушений и средства для их осуществления принимаются в соответствии с утвержденными Минздравом России Методическими рекомендациями «Методы оценки нарушений репродуктивного здоровья населения в связи с факторами среды обитания, оказывающими вредное воздействие на человека» N 18-8/182-09 от 31 мая 2001 г.

11. Приказ МЗ и МП РФ «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» N 90 от 14.03.1996.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 966 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»; Приказ Минздрава России от 28.05.01 N 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» // Сб. официальных документов по расследованию и учету профессиональных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве, охране труда и социальному страхованию. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001. 56 с.

6. Описание метода

6.1. Гигиенические критерии оценки нарушений репродуктивного здоровья работающих в связи с условиями труда

6.1.1. Специфическими показателями вредного воздействия производственных факторов на состояние репродуктивного здоровья женщин и развивающегося организма являются следующие нарушения:

— повреждения, повлекшие за собой снижение способности к оплодотворению (бесплодие — N 97, нарушения менструальной функции — N 91, N 92) ;

Здесь и далее приводится рубрикация нозологических форм по МКБ-10.

Определение уровня риска репродуктивных нарушений применяется в тех случаях, когда класс условий труда устанавливается по одному или нескольким вредным производственным факторам, потенциально опасным для репродуктивного здоровья работающих (Приложение 1).

— повреждения, вызывающие возникновение анормальных продуктов зачатия: спонтанный аборт или роды мертвым плодом (самопроизвольный аборт — O 03, внематочная беременность — O 00, пузырный занос — O 01, другие анормальные продукты зачатия — O 02);

— врожденные пороки развития плода (Q 00 — Q 89);

— повреждения плода и новорожденного, обусловленные состояниями матери, которые могут быть не связаны с настоящей беременностью, в т.ч. состояния, обусловленные производственной травмой, отравлением и хроническим профессиональным заболеванием (P 00);

— нарушение лактации у кормящих женщин (O 92);

— возникновение нарушений здоровья у потомства: задержка физического и психического развития, злокачественные и доброкачественные новообразования у первого и последующего поколений (D 00 — D 09, C 00 — C 97).

6.1.2. К числу специфических показателей вредного воздействия производственных факторов на состояние репродуктивного здоровья у мужчин относятся:

— снижение качества спермы (концентрация сперматозоидов в эйякуляте менее чем 2 млн./мл, уменьшение подвижности и других показателей их функциональной активности) (мужское бесплодие — N 46);

— нарушение популяционного профиля сывороточных концентраций ФСГ, ЛГ, тестостерона и пролактина;

— новообразования яичек и грудных желез (C 62).

6.1.3. Нарушениями репродуктивного здоровья у женщин, относящимися к числу профессиональных заболеваний, являются:

— опущение и выпадение женских половых органов (N 81) при тяжелой физической работе, выполняемой преимущественно стоя;

— злокачественные новообразования женских половых органов и молочной железы (C 50 — C 58) при воздействии на организм ионизирующих излучений и других канцерогенных факторов.

6.1.4. К числу нарушений репродуктивного здоровья у женщин, связанных с работой (профессионально обусловленных), могут быть отнесены следующие виды заболеваний:

— неспецифические воспалительные болезни женских тазовых органов при работе на холоде (N 60 — N 73; N 76; N 77);

— дисплазии и лейкоплакия шейки матки (N 87 — N 88), новообразования женских половых органов, (D 25 — D 28) при воздействии вредных производственных факторов, обладающих мутагенным и канцерогенным действием, а также гормонов и гормоноподобных веществ;

— нарушения менструальной функции (N 91.1, N 91.4; N 92; N 94); привычный выкидыш и бесплодие (N 96 — N 97.0) у женщин, подвергающихся воздействию общей вибрации и чрезмерным сенсорно-эмоциональным нагрузкам в процессе труда (напряженный характер труда, работа в ночные смены).

6.2. Классификация производств по степени риска репродуктивных нарушений

6.2.1. Классификация химических соединений, производственных процессов или профессиональных воздействий, обладающих репродуктивной токсичностью включает 2 класса, базирующихся на степени доказанности риска нарушений репродуктивного здоровья человека, подтвержденных результатами научных исследований, а также внекатегорийный класс, к которому относятся вещества, влияющие на или через лактацию.

Класс 1: Известный (или предполагаемый) репродуктивный токсикант или токсикант развития

Этот класс включает две группы веществ класса 1A и класса 1B.

Класс 1A: Вещества, о которых известно, что они оказывают вредное влияние на репродуктивную способность или на развитие. К этому классу относятся вещества, имеющие достаточные доказательства, полученные в исследованиях на людях.

Класс 1B: Вещества, о которых предполагается, что они оказывают вредное влияние на репродуктивную способность или на развитие. Отнесение вещества к этому классу в значительной степени основано на доказательствах, полученных в исследованиях на животных.

Данные исследований на животных должны давать четкое доказательство избирательного действия, т.е. проявление специфической репродуктивной токсичности наблюдается в отсутствии других токсических эффектов или, если оно наблюдается наряду с другими токсическим эффектами, но не является следствием действия этих эффектов.

Класс 2: Подозреваемый репродуктивный токсикант или токсикант развития

Этот класс включает вещества, для которых существуют ограниченные наблюдения на людях, или в отсутствии таковых имеются данные в эксперименте на животных, однако данные об избирательности действия не достаточно убедительны для отнесения вещества к классу 1.

Читайте также:  Философские аспекты понятия здоровья

Внекатегорийный класс: Влияние на или через лактацию

Вещества, оказывающие эффекты на или через лактацию относятся к отдельному внекатегорийному классу. К ним относятся вещества, поступающие в женский организм и нарушающие лактацию или присутствующие (включая метаболиты) в грудном молоке в количествах, вызывающих нарушения здоровья вскармливаемого ребенка, которые должны быть классифицированы как опасные для грудных младенцев.

6.2.2. Перечень вредных химических и физических производственных факторов 1 — 2 группы приведен в Приложении 1.

6.2.3. Оценка опасности производственных процессов и производств в целом для репродуктивного здоровья работающих проводится на основе определения уровня потенциального риска репродуктивных нарушений в соответствии с Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р 2.2.755-99 (таблица 1).

Значениям RR = 10, 20 и 100 соответствуют EF = 90, 95 и 99% соответственно.

При наличии вредных факторов производственной среды, относящихся к 1 — 2 группе, категория риска нарушений репродуктивного здоровья определяется в соответствии с табл. 1.

6.2.4. Значения ориентировочных популяционных показателей частоты репродуктивных нарушений и ожидаемых при воздействии вредных производственных факторов в зависимости от уровня профессионального риска представлены в Приложении 2.

6.2.5. При гигиенической паспортизации предприятий и объектов производственного назначения, опасных для репродуктивного здоровья работающих (уровень риска 3 — 4), в паспорт необходимо включать сведения о санитарно-гигиенической характеристике цехов, технологических процессов, при которых работающие контактируют с веществами, опасными для репродуктивного здоровья, сведения о нарушениях репродуктивного здоровья работающих. По результатам паспортизации производства, опасного для репродуктивного здоровья работающих, составляются рекомендации центрами госсанэпиднадзора по снижению степени риска репродуктивных нарушений на предприятии.

6.2.6. При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в опасных для репродуктивного здоровья производствах и планировании оздоровительных мероприятий следует придерживаться принципа приоритетности с учетом следующих показателей:

— степень доказанности опасности химических и физических факторов для репродуктивного здоровья человека (группы 1 и 2, табл. 1);

— уровень экспозиции к вредному фактору (уровень риска по таблице 1);

— численность контингента работников, подвергающихся вредному воздействию;

— объем производства или использования продукции, опасной для репродуктивного здоровья.

7. Мероприятия по профилактике нарушений репродуктивного

7.1. При осуществлении санитарного надзора за действующими и реконструируемыми предприятиями, где установлен риск возникновения нарушений репродуктивного здоровья у работающих вследствие воздействия вредных производственных факторов, должны предъявляться следующие требования:

— ограничения на увеличение объемов производства или использование отдельных видов опасных технологий, а также сырья и материалов, содержащих повышенные количества репродуктивных токсикантов;

— обеспечение работающих женщин комплектами спецодежды и индивидуальных защитных средств; комнатами личной гигиены (кабинами);

— ужесточение санитарного режима в производственных и бытовых помещениях;

— устройство специальных участков для организации труда и отдыха беременных женщин в соответствии с «Основными гигиеническими, медицинскими, эргономическими принципами трудоустройства беременных работниц промышленных предприятий в условиях специальных цехов» (Минздрав РСФСР, от 20.10.1991) и «Гигиеническими рекомендациями к рациональному трудоустройству беременных женщин» (Минздрав РФ, от 23.12.1993).

7.1.1. Мероприятия по сокращению и прекращению производства и применения опасных для репродуктивного здоровья вредных веществ и других вредных факторов следует предусматривать на стадии проектирования строительства и реконструкции объектов производственного назначения, а также при их перепрофилировании.

Эти мероприятия должны быть комплексными и учитывать фактический уровень риска репродуктивных нарушений, установленных для конкретных видов вредного воздействия.

7.1.2. Работодатели обязаны информировать всех лиц, поступающих на работу в опасные для репродуктивного здоровья производства и профессии, о существующем риске, мерах коллективной и индивидуальной защиты и личной профилактики репродуктивных нарушений, а также обеспечивать работающих всеми необходимыми условиями для выполнения этих мер.

7.1.3. В комплексе санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на снижение риска репродуктивных нарушений среди работающих, следует предусматривать:

— замену технологических процессов и оборудования на преимущественное использование безвредных и малоотходных технологий и производственных процессов, не связанных с риском возникновения репродуктивных нарушений у работающих;

— применение мер, обеспечивающих надежную герметизацию и изоляцию оборудования и коммуникаций, где осуществляется промышленное использование и транспортировка вредных веществ, а также источников вредного воздействия физических факторов;

— создание дополнительного резерва производительности газопылеулавливающего и очистного оборудования и дублирующих систем при применении высокоопасных для репродуктивного здоровья работающих вредных веществ;

— увеличение объема лабораторного контроля за параметрами регламентируемых гигиеническими нормами вредных производственных факторов, создающих повышенный риск репродуктивных нарушений среди работающих (не реже чем ежеквартально).

8. Медицинская профилактика репродуктивных нарушений

8.1. Возможности трудоустройства беременной женщины решаются в зависимости от классов условий труда, согласно таблицы 2.

ТРУДОУСТРОЙСТВО БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССОВ

УСЛОВИЙ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА

В условиях классов вредности 3.1 и 3.2 необходимо планирование беременности.

8.2. На предприятиях и производствах с высоким риском возникновения репродуктивных нарушений у работающих необходимо включать в состав медицинских комиссий по проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров врачей — специалистов по медицинской генетике, акушеров-гинекологов.

8.3. При воздействии на организм работающих вредных производственных факторов, вызывающих репродуктивные нарушения, перевод (трудоустройство) беременных женщин на другие работы следует осуществлять в ранние сроки начиная с момента установления диагноза и постановки на диспансерный учет по поводу беременности.

8.4. С целью ранней диагностики беременности рекомендуется бесплатно обеспечивать работающих женщин, планирующих рождение ребенка, специальными диагностическими тестами для самостоятельного определения наступившей беременности с последующим обязательным обращением в медицинское учреждение для лабораторно-клинического обследования с целью подтверждения диагноза. В числе мер медицинской профилактики репродуктивных нарушений при воздействии вредных производственных факторов на организм работающих женщин либо женщин, у которых риск этих нарушений связан с вредным воздействием на организм их мужей, рекомендуется предусматривать:

— организацию диспансерного наблюдения за женщинами, планирующими беременность, своевременное выявление и профилактическое лечение гинекологических и экстрагенитальных заболеваний;

— обязательное применение методов инструментального неинвазивного контроля за развитием беременности и жизнеспособностью плода;

— организацию отделений патологии беременности, пренатальной диагностики и коррекции нарушений развития плода в ЛПУ, осуществляющих медицинское обслуживание лиц, работающих в производствах с повышенным риском репродуктивных нарушений;

— организацию обучения женщин, планирующих беременность, методам самоконтроля наступления и течения беременности, а также рациональному питанию, режиму труда и отдыха, отказу от вредных привычек, ограничению приема репродуктивно опасных лекарственных средств, мерам профилактики инфекций (токсоплазмоз, краснуха и т.д.);

— дородовую госпитализацию беременных женщин с повышенным риском репродуктивных нарушений;

— проведение профилактической пренатальной витаминотерапии и по показаниям ультрафиолетового облучения женщин.

9. Медико-генетическое консультирование

9.1. В настоящее время медико-генетические консультации выполняют в основном 4 функции:

— определение прогноза потомства в наследственно отягощенной семье;

— уточнение диагноза наследственного заболевания;

— объяснение медико-генетического заключения в доступной для консультирующихся форме;

— пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.

При этом основной задачей является составление медико-генетического прогноза в наследственно отягощенной семье.

9.2. Пренатальная диагностика

Основными показаниями к проведению пренатальной диагностики являются пожилой возраст родителей, гетерозиготное носительство хромосомной аномалии, предыдущее рождение ребенка с болезнью Дауна, врожденными пороками развития или умственной отсталостью, наличие в анамнезе случаев рождения детей с дефектами невральной трубки, X-сцепленная патология, наследственные дефекты метаболизма, мутагенные и тератогенные воздействия на производстве.

9.3. К методам пренатальной диагностики относятся:

— ультразвуковая диагностика в качестве мониторинга наиболее грубых пороков развития (анэнцефалия, гидроцефалия, микроцефалия, черепно-мозговые и спинно-мозговые грыжи и др.);

— диагностический амниоцентез, производимый в сроки от 14-й до 20-й недели беременности. Целью амниоцентеза является получение амниотической жидкости, цитогенетическое и биохимическое исследования которой позволяют диагностировать практически всю хромосомную патологию и дефекты метаболитов;

— диагностическая биопсия хориона. С ее помощью заключение о генетическом статусе плода можно получить к концу первого триместра беременности и в случае диагностики генетической аномалии можно прервать беременность в ранние сроки.

10. Эффективность рекомендуемых методов

Эффективность методов определяется возможностью их применения в социально ориентированных федеральных и региональных программах по сохранению репродуктивного здоровья населения, программах по охране труда женщин и оздоровления окружающей и производственной среды. Практическое применение этих методов в системе мер по улучшению условий труда на некоторых предприятиях цветной металлургии и горно-химической промышленности Северо-Западного региона позволило сократить число рабочих мест с высоким риском репродуктивных нарушений на 25%, более чем в 2 раза снизить частоту неблагоприятных исходов беременностей у женщин, занятых в гидрометаллургическом и горно-химическом производствах, улучшить условия труда работающих женщин.

ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ОПАСНЫХ

ДЛЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

ЧАСТОТЫ НЕКОТОРЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОПУЛЯЦИИ

И У РАБОТАЮЩИХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ РИСКА

Судебная практика и законодательство — «Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 N 11-8/240-09)

В соответствии с СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», методическими рекомендациями N 11-8/240-02 «Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека»; Detalied review document on classification systems for reproductive toxicity in OECD member countries/OECD series on testing and assessment No 15. Paris: OECD. 1999 и прилож. 4 настоящего руководства.

Источник

Adblock
detector