Методические рекомендации «Как организовать День здоровья»
методическая разработка по физкультуре на тему
В помещенном материале учителя, педагоги — организаторы, воспитатели и родители найдут полезные рекомендации к организации и проведению Дня здоровья. Вы найдете советы : с чего начать организацию Дня здоровья, что необходимо учесть при составлении сценария, техника безопасности, которая необходима при проведении мероприятия на улице. Интересным будет размещенный тест для взрослых и старших школьников о здоровом образе жизни,самостоятельно можно оценить свое отношение к здоровому образу жизни. Так же предлагаю вам сценарий » Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практические советы и рекомендации по организации дня здоровья | 53 КБ |
сценарий » Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Как организовать День Здо ровья».
в школе, классе, группе д/с
Составила: Самойлова Е.В.
В системе оздоровительной физической культуре выделяют несколько основных направлений: оздоровительно-реабилитационное, спортивно — реабилитационное, гигиеническое и оздоровительно — рекреативное направление. Сегодня нас интересует оздоровительно — рекреативное направление. Рекреация — означает активный отдых. «День здоровья» — это одна из форм физкультурно — массовых мероприятий, оздоровительные программы рекомендуют проводить их 4 раза в год по сезонам зима, весна, осень и лето. Проводится «День здоровья» на улице. Эти мероприятия, при условии активного участия всех присутствующих, приобретают большое оздоровительное и воспитательное значение.
Уже по названию понятно, что данное мероприятие начинается с самого утра и тема « здоровья» должна проходить через все режимные моменты. Пусть все они будут проведены необычно: в сопровождении музыки, стихов. Можно проявить фантазию и изготовить плакат «Режим дня в день здоровья», или каждый режимный момент отобразить на отдельных карточках и вносить постепенно, прикрепляя на стенку или окно.
Можно приготовить сюрпризный момент с внесением сказочного героя: Доктора Айболита или Незнайки, который ничего не знает и мы должны его научить и т.д.
Комплекс утренней гимнастики провести с яркими ленточками и под музыку. Это создаст радостное настроение на весь день.
Ключевым событием этого дня, должна быть прогулка, организованная с активным участием всех детей в подвижных играх, игровых заданиях с ярким красочным оборудованием. Детям готовим угощение, но не конфеты, а фрукты или сок.
В обед хорошо включить полезные продукты в виде зелени — петрушки, укропа, чесночка и зеленого лука и обязательно комментировать все словами о пользе для здоровья.
Если есть возможность, можно организовать дневной сон на свежем воздухе, но здесь продумать, чтобы дети не простудились.
Во второй половине дня организовать просмотр мультфильма «Мойдодыр» или почитать книгу. Организовать вечернюю прогулку с самостоятельными играми с мячами и другим спортивным оборудованием.
Рекомендуем каждый режимный момент сфотографировать, а потом сделать стенд «День здоровья в нашей группе». Это поможет закрепить в памяти детей яркие впечатления.
Не одно мероприятие невозможно организовать без предварительной работы. В сетку занятий рекомендуем включать каждый месяц занятия по теме здоровья, типа «Уроки Мойдодыра», где рассказывать о значении всех частей тела человека, гигиенический уход за ними, рассказывать о значении факторов солнца, воздуха и воды для здоровья, о пользе физических упражнений.
Пишем сценарный план, где указываем :
- Место и время. Например, на площадке или на стадионе. Обязательно согласовать с помощниками.
- Продумать начало праздника, он должен быть торжественным и содержать сюрпризный момент.
- Нужно помнить, что «День здоровья» для всех детей!
При составлении игровых заданий и подборе подвижных игр
обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка
Подбираем необходимые пособия, музыку.
Техника безопасности на прогулке:
1.При организации праздника на улице необходимо заранее обследовать территорию: трава должна быть скошена, убрать камни, палки и стекла. Продумать где дети будут сидеть, а где двигаться. Хорошо если есть затененное место.
2.Физические упражнения требуют специальной одежды и обуви. Если детям придется бегать, то необходима спортивная обувь, спортивные костюмы, головной убор.
3.Обязательно продумать питьевой режим.
- Необходимо так же иметь аптечку первой помощи (комплектуют медики).
Примечание: за помощью в составлении сценарного плана и оборудования для «Дня здоровья» обращайтесь к педагогам по физической культуре.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. С помощью данного теста вы сможете оценить можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?
ТЕСТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ :
« МОЖНО ЛИ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ
(В.И. Ковалько «Здоровье — сберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.;»ВАКО»,2004»)
- Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу .
А) непривычная утомляемость;
Б) зимняя простуда;
В) хроническое несварение в желудке.
- Как вы защищаете уши, слушая музыку?
А) не включаю на полную громкость;
Б) в этом нет нужды — звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;
В) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.
3. Как часто Вы меняете зубную щетку?
А) два раза в год;
Б) каждые 3 -6 месяцев;
В) как только она обретет потрепанный вид.
4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
А) частое мытье рук;
Б) противогриппозная прививка;
В) отказ от прогулок в холодную погоду?
5. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место назначения, чтобы избежать перехода времени?
Б) с восходом солнца;
В) в середине дня.
6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
Б) каждые полчаса;
В) каждые 10 мин.
7. Какое из утверждений соответствует истине?
А) можно загореть даже в облачный денек
Б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10
В) смуглым людям не нужна защита от солнца.
8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?
А) отказ от завтрака, обеда или ужина
Б) сокращение потребления алкоголя
В) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9. Как правильно дышать?
В) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
А) химическая завивка
В) обесцвечивание волос.
ПОДВЕДИТЕ ИТОГ: Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1(б), 2 (В), 3 (Б), 4 (В), 5 (А), 6 (В), 7 (А), 8 (Б), 9 (Б), 10 (Б). Сложите полученные очки.
8 -10 баллов — Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 — 7 баллов — Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое- какие вопросы вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и менее баллов — Не отчаивайтесь, еще не все потеряно.
Источник
«Методические рекомендации по проведению дня здоровья»
методическая разработка по физкультуре по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_dnya_zdorovya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ЗДОРОВЬЯ.
Игра и детство неразделимы. О влиянии игры на формирование детской души и физических сил сказано немало лестных слов. Психологи считают, что ‘игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков.
Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки, техники, спорта ставит перед педагогикой задачу еще активнее использовать игру для воспитания коллективных начал, физических и нравственных качеств подрастающего поколения.
Дни здоровья и спорта проводятся один — два раза в квартал одновременно для всех обучающихся или по параллелям классов. Примерная их продолжительность зависит от возраста обучающихся и колеблется от 2—3 часов. День здоровья и спорта может проводиться с выездом за город, при этом его продолжительность ограничивается световым Днем. Программа праздника обычно включает в себя: торжественное открытие и закрытие (парад участников, награждение и пр.), спортивно-показательную (показательные выступления, соревнования) и массово-затейную части (игры, аттракционы, конкурсы), Рекомендованные сценарии спортивных игр и праздников помогут развивать детей физически и духовно. Но сами по себе игры не могут успешно содействовать этому. Более того, плохо организованные игры, при проведении которых нарушаются требования гигиены, допускаются перегрузка и перевозбуждение участников, могут не только вредить здоровью детей, но и побуждать их к дурным поступкам. Такие игры могут оказаться даже чуждыми целям воспитания детей в духе нравственности. В организации спортивных праздников и дней здоровья решающая роль должна принадлежать педагогам. Очень важно то, чтобы дети повседневно играли в разнообразные игры, особенно в те из них, которые побуждают к проявлению творческой инициативы. Спортивные праздники, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти каждого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
|Ценность игры как метода заключается в том, что достижение цели, связанное с проявлением физических и Психических усилий, доставляет ребятам чувство радости, удовлетворения, порождает желание предельно раскрыть свои способности. Эмоциональный фактор влияет и на качество двигательных действий, оперативное мышление, что связано с физическим и умственным развитием.
Выполняющий роль ведущего должен:
• позаботиться о гласности предстоящих состязаний и обеспечить оперативную информацию о ходе и итогах состязаний;
• заранее ознакомиться с содержанием, правилами игр и конкурсов;
• подготовить площадку для проведения состязаний, места для болельщиков и жюри;
• проверить наличие и исправность инвентаря и оборудования, разложить их с таким расчетом, чтобы они всегда был под рукой;
• обеспечить медицинское обслуживание;
• своевременно провести жеребьевку с целью определения очередности участия команд в игре, сторон площадки для них;
• заранее продумать наиболее рациональные варианты перестроения и расположения команд во время игр;
• прежде чем дать сигнал к началу игры, проверить готовность участников, жюри;
• перед началом каждого конкурса (игры) кратко напомнить участникам и болельщикам основное его содержание и правила и, если необходимо, продемонстрировать основные моменты конкурса (игры);
• внимательно следить за всеми участниками состязаний, чтобы можно было своевременно обнаружить признаки переутомления играющих и при необходимости прекратить игру;
• предупреждать травмы, для чего правильно выбирать место для страховки во время игры;
• сигнализировать в судейскую коллегию о замеченных нарушениях со стороны участников;
• предусмотреть меры поощрения участников состязаний (и победителей, и побежденных). Приводимые ниже сценарии спортивных мероприятий
состоят из разноплановых игр (конкурсов). Они составлены с учетом методических требований, предъявляемых для проведения спортивных праздников и Дней здоровья. Эти сценарии прошли проверку на практике многих коллективов. Готовые сценарии облегчат организаторам состязаний использование в своей практике предлагаемого материала.
Естественно, возможны отступления от программы сценариев, дополнение их другими играми и конкурсами, наконец, составление совершенно новых программ, являющихся продуктом творчества коллективов образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная рекомендация раскрывает здоровьесберегающее значение дисциплины «Сценическое движение». Упражнения из данной рекомендации можн использовать в творческих обединениях различной направленности.
В помещенном материале учителя, педагоги — организаторы, воспитатели и родители найдут полезные рекомендации к организации и проведению Дня здоровья. Вы найдете советы : с чего начать организацию Дня .
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.
Методические рекомендации к игре «Волшебники в стране здоровья» (профилактика употребления психоактивных веществ учащимися начальной школы).
Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно- массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения,программа,план,протоколы и т.д.,позволяющие более.
О способах уменьшения вредных воздействий при работе на компьютере.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и спос.
Источник
Рекомендации по проведению Дня здоровья 02.09.2020
Министерство здравоохранения Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения Красноярский краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ
Методическое пособие
Составители: канд. мед, наук Е. А. Демко; Я. С. Висневская; Т. Н. Гапочка; Е.П.Замятина; Л.П. Харитонова; А.Г. Логинова
Методическое пособие по формированию основ здорового образа жизни у школьников: методическое пособие / сост. Е. А. Демко, Я. С. Висневская, Л.П. Харитонова [и др.] – Красноярск: 2020. – 68 с.
Настоящее методическое пособие освещает вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников посредством соблюдения правил личной гигиены, достаточной физической активности, недопущения возникновения вредных привычек. Исключение факторов риска из повседневной жизни является профилактикой возникновения хронических неинфекционных заболеваний во взрослом состоянии.
Пособие предназначено для педагогов, врачей и средних медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению: отделений оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, центров здоровья для детей, участковых педиатров, врачей общей практики, медицинских сестер участковых и общей практики, фельдшеров ФАПов.
© Министерство здравоохранения Красноярского края, 2020
© КГБУЗ «ККЦОЗ и МП», 2020
ГЛАВА I ГИГИЕНА ШКОЛЬНИКА
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок! (К.И. Чуковский)
Занятие 1
Режим дня
Одним из составляющих компонентов здорового образа жизни является режим дня. Режим дня — это определенный распорядок дня, предусматривающий время для работы/учебы, питания, сна, различных дел и отдыха. При правильно организованном режиме создаются оптимальные условия для труда и отдыха, что способствует сохранению здоровья.
Правильно организованный режим дня предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Время для приготовления домашних заданий.
6. Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Правильное чередование труда и отдыха
Ваш день должен быть спланирован таким образом, чтобы вам хватало времени не только на выполнение домашнего задания, но и на отдых.
Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным, у него накапливается переутомление, такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям.
Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.
Основной вид деятельности школьников — учеба, поэтому отдыхом для них будет физическая активность (спортивные секции, занятия в танцевальных коллективах, прогулки с друзьями и пр.) и домашний труд.
Регулярный прием пищи
Регулярный прием пищи является одним из важных принципов рационального питания и непременным условием сохранения здоровья.
Режим питания определяется количеством приемов пищи в течение дня, интервалами между ними, а также распределением калорийности по основным приемам пищи. Для полноценного и правильного питания рекомендовано 4 — 5-разовое питание, при этом перерыв между ними не должен быть больше 3,5 часов.
На режим приема пищи школьника влияет смена обучения.
Если вы учитесь в первую смену:
⦁ Завтрак дома примерно в 7-8 часов.
⦁ Перекус в школе примерно в 10-11 часов.
⦁ Обед дома либо в школе в 13-14 часов.
⦁ Ужин дома примерно в 19 часов.
Если обучение происходит во вторую смену:
⦁ Завтрак дома в 8-9 часов.
⦁ Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
⦁ Перекус в школе в 16-17 часов.
⦁ Ужин дома примерно в 20 часов.
Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна.
Роль сна в здоровье человека
Полноценный сон является необходимым условием для сохранения крепкого здоровья и хорошего самочувствия. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к снижению работоспособности, переутомлению, которое приводит к болезням.
Правила здорового сна
Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. Ученые и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, от 8 до 12 лет – не менее 9 часов, в возрасте 14 – 17 лет – не менее 8 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.
Перед сном рекомендуется совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.
За 1 час до сна необходимо прекратить физическую или умственную работу. Перед сном лучше отказаться от телепередач и литературы, вызывающих эмоциональный подъем.
Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется не позднее, чем за 2 ч. до сна.
Спать нужно в полной темноте.
Перед сном рекомендуется хорошо проветрить помещении. Идеальная температура в спальне +20°С.
Спать нужно на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.
Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.
Не принимать снотворного. Систематический прием снотворного со временем поражает нервную систему.
Утренняя гимнастика и гигиенические процедуры
Даже в плотном распорядке
Место быть должно зарядке. (О. Емельянова)
Зарядка благоприятно влияет на физическое развитие. Утренняя зарядка помогает организму проснуться, разгоняет кровоток, разогревает мышцы и суставы.
Для того, чтобы эффект от нее был максимальным, необходимо соблюдать ряд правил:
На голодный желудок. Утренняя гимнастика не предполагает интенсивных нагрузок, поэтому желательно делать ее натощак и уже после гимнастики приступать к приему пищи.
Свежий воздух. Летом, весной и ранней осенью зарядку желательно проводить на улице. Польза такого подхода заключается в том, что сочетание свежего воздуха и физических упражнений положительно влияют на организм и психическое здоровье. В холодное время года гимнастику можно проводить в проветренном помещении.
Регулярность. Положительный эффект от утренней зарядки можно получить, если выполнять ее постоянно. При этом не обязательно делать гимнастику каждый день. Достаточно 3-5 раз в неделю, но обязательно с соблюдением периодичности. Например, понедельник-среда-пятница или по будням и отдых в выходные.
Не более 10 — 15 минут в день. Но в любом случае переусердствовать не стоит, иначе у вас может остаться негативное впечатление от утренней зарядки.
Позаботьтесь о разнообразии: включайте музыку, меняйте комплекс упражнений раз в 2-3 недели.
Начинайте с быстрой ходьбы. Быстрая ходьба в течение 30 секунд-1 минуты разогреет мышцы. После нее включите в ваш комплекс упражнения для рук, плеч, спины, осанки и ног.
Заканчивайте прыжками или бегом на месте. Последнее упражнение делают не более 1 минуты. После переходят к спокойной ходьбе. Она восстановит дыхание и нормализует сердечный ритм.
Усложняйте упражнения по принципу пирамиды. От простого к сложному. Начинайте с легких упражнений и по мере адаптации ребенка к ним, добавляйте более сложные. Не торопитесь и не давите. Не получилось сегодня, попробуйте снова через неделю или месяц.
Следите за дыханием. Дышите правильно, это облегчает зарядку, повышает ее эффективность и помогает держать темп. Итак, сначала делайте глубокий вдох через нос, потом медленный выдох через рот.
Завершите комплекс водными процедурами. Обливание или контрастный душ станут завершающей точкой в здоровом пробуждении.
Время для выполнения домашних заданий
Для обучающихся затраты времени на подготовку уроков не должны превышать (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах — до 3,5 часов. Между учебными занятиями и началом приготовления домашнего задания должен быть предусмотрен перерыв 2-2,5 часа для отдыха, прогулки. Обучение в 1-м классе проводится без домашних заданий.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
Приготовь все необходимое для заданий: тетради, учебники, карандаши, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
Выполняй задание четко, аккуратно.
Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на несколько минут.
Выполняй все задания.
Еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли предметам.
Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние человека. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.
Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
Важно! Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности (2,5-3,5 ч.), дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Также прогулка способствует умственному воспитанию.
В свободное время, в выходные дни полезен активный совместный семейный отдых: выезд с родителями за город, помощь на приусадебном участке, даче, огороде, туристические походы, посещение природных заповедников.
Походы в театр, кино, музеи, зоопарки, посещение выставок, чтение художественной литературы являются видами культурного отдыха, который способствует умственному развитию, обогащает разнообразными впечатлениями, формирует любовь к родному слову, развивает фантазию, воображение, творческое мышление.
Контрольные вопросы:
1. Что Вы понимаете под режимом дня?
2. Содержание труда. Как работать и не уставать?
3. Сколько приемов пищи должно быть, и их распределение в течении дня?
4.Какие правила здорового сна существуют?
5 Какие правила утренней гимнастики вы знаете?
6 Перечислите рекомендации по выполнению домашнего задания?
7. Как отдохнуть с максимальной пользой для здоровья?
Занятие 2
Личная гигиена
Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Здоровье во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены. Кроме того, гигиенические навыки являются неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.
Чтобы выполнение правил гигиены вошло в привычку, нужно ежедневно в определённое время в установленной последовательности проводить все процедуры по уходу за своим телом. Каждое утро необходимо умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также нужно и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье.
Все гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, так как нарушение требований гигиены может отрицательно сказаться на вашем здоровье.
Давайте последовательно обговорим, как следует осуществлять гигиенический уход за частями тела, одеждой, обувью и пр.
Уход за руками
Перед каждою едой
Моем руки мы водой.
Каждый пальчик и ладошку
Мылом мы натрём немножко.
Смоем грязь мы пеной мыльной
И струёй воды обильной.(З.Торопчина)
Мытье рук – одна из самых эффективных гигиенических процедур. Она доступна любому человеку, препятствует массовому распространению возбудителей инфекционных заболеваний. Значительно снижает риск кишечных и душно-капельных инфекций. Она показывает весомые профилактические результаты, стоит в одном ряду с вакцинацией.
Когда нужно мыть руки
Очень важно мыть руки, если на руках есть любое очевидное загрязнение, после какой-либо грязной работы;
После посещения любых общественных мест: магазинов, детской площадки, автобусов и другого транспорта;
После возвращения домой с любой прогулки, даже если не посещали общественные места, поскольку в любом случае, прикасались к кнопке лифта, перилам или ручке входной двери;
После прикосновения к деньгам – на них скапливается максимальное количество бактерий;
После того, как убрали квартиру;
Мойте руки после каждого посещения туалета, даже если вам кажется, что руки чистые;
Мойте руки перед едой. Перед работой с продуктами питания вовремя и после приготовления пищи (особенно тщательно перед разделыванием мяса и после него);
Если вы чихаете или кашляете, прикрывая рот рукой, после того как высморкали нос, нужно обязательно смыть бактерии, осевшие на ладонях, чтобы не заражать других людей;
Немедленно помойте руки, после того как вы пообщались с заболевшими людьми (в особенности, болеющими инфекциями). Вирусы способны жить на поверхности какое-то время, в течение которого, если вы не помыли руки, вы являетесь переносчиком вируса и способны заразиться сами и заразить других;
До и после любой медицинской процедуры: обработки ран, перевязки, массажа;
После физического контакта с животными или их отходами;
Помимо вышеописанных случаев, гигиену нужно совершать тогда, когда вы считаете нужным (например: вы прикоснулись к постороннему предмету и боитесь заразиться). Нет четкого временного промежутка, когда требуется мыть руки.
Еще важно!
Болеющий человек должен старательнее и чаще соблюдать гигиену рук, чтобы не допустить распространения инфекции на окружающих людей.
Только 5 % всего населения правильно моет руки. Значительная часть пренебрегает правилами, или вовсе не знает их. Процедура, проведенная некачественно, не даст должного эффекта.
Алгоритм правильного мытья рук:
Откройте кран, включив теплую воду. В тёплой воде мыло будет лучше пениться.
Намочить ладони.
Руки следует мыть обязательно с моющим средством. Нанести выбранное моющее средство.
Вспенить его между ладонями.
Тщательно обработать тыльные стороны ладоней.
Вращательными движениями вымыть большие пальцы.
Скрестить ладони в замок и промыть пространства между пальцами. Обработать кончики пальцев, область возле ногтей.
Круговыми движениями протереть запястья.
Мойте руки 2-3 минуты, но не менее 20 секунд. Помните, что при мытье рук секунды пролетают не так быстро, как нам хотелось бы, поэтому считать нужно в размеренном темпе: «и раз, и два, и три». И так до двадцати раз минимум;
Смойте пену обильным количеством воды.
Взгляните на разницу между количеством патогенных бактерий (они выделенны белесым налетом) на руках при различном времени мытья.
В общественных местах закройте кран, используя локоть (если есть возможность) или бумажным полотенцем.
Дома – рукой (если нет локтевого смесителя), но в процессе мытья сполосните и ручку крана.
Насухо вытрите руки, чтобы кожа не стала шероховатой и не появлялись трещины («цыпки»). Влажная кожа – это замечательный рассадник для микробов.
Каждый член семьи должен иметь отдельные полотенца (личное и банное).
В условиях пандемии лучше — одноразовое бумажное полотенце. На текстильных изделиях могут скапливаться частички пыли, микробы и вирусы. Важно родителям положить в школьную сумку ребенка пачку мягких и прочных бумажных платочков, чтобы они всегда были под рукой в случае необходимости (после мытья рук, еды, при высмаркивании, посещении туалета и пр.).
Руки следует мыть обязательно с мылом.
По мнению специалистов ВОЗ, самое простое и эффективное средство для обработки рук – твёрдое мыло. Оно легко удаляет с поверхности кожи и грязь, и опасные вирусы.
Лучше, если твёрдое мыло хранится на мыльнице, обеспечивающей доступ воздуха со всех сторон. В противоположном случае брусок моющего средства постоянно мокнет – это оптимальная среда для размножения патогенных бактерий.
Жидкое мыло Основное достоинство жидкого мыла – отсутствие в нём микробов. При помощи дозатора удобно брать нужный объём, что делает расход довольно экономичным.
Лучше всего пользоваться детским или глицериновым мылом.
В разгар пандемии специалисты советуют остановить свой выбор на специальных антибактериальных продуктах. В состав многих включены смягчающие компоненты – глицерин, растительные экстракты. Они восстанавливают липидный слой и предотвращают пересыхание кожи.
Не всегда есть возможность вымыть руки, но это не отменяет соблюдения правил личной гигиены. В этой ситуации подойдут влажные антибактериальные салфетки. Хорошо, если пачка таких салфеток будет находиться у ребенка в школьной сумке. Но помните, что обработка ими эффективна, но полноценного мытья рук с мылом не заменит.
Источник